Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности слушателя высшего учебного заведения МВД России'

Формирование профессиональной компетентности слушателя высшего учебного заведения МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-ACTUALIZATION OF THE INDIVIDUAL / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов А.А., Евдошенко В.В., Шумкова Е.В.

Данная статья посвящена анализу проблемы формирования профессиональной компетентности слушателей высших учебных заведений МВД России. В статье предлагаются теоретико-методологические решения по повышению качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Обоснована общая модель, предложены структурная составляющая и направления формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере правоохранительной деятельности. Авторы делают вывод о том, что при формировании профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки целесообразно оказание определенного воздействия с помощью источников внешнего влияния, которые смогли бы зародить интерес и получить удовлетворение познавательной деятельностью у слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимов А.А., Евдошенко В.В., Шумкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LISTENER OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MIA OF RUSSIA

The paper analyzes a problem of forming professional competence of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article proposes theoretical and methodological solutions to improve the quality of professional training of law enforcement officers. The general model is substantiated, a structural component and directions for the formation and development of the professional competence of a future law enforcement specialist are proposed. The author concludes that in the formation of professional competence in training of appropriate assistance to a certain exposure using external sources of influence that would generate interest and get satisfaction of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности слушателя высшего учебного заведения МВД России»

отметить, что позитивные мотивы оказывают наиболее сильное воздействие на процесс приобретения знаний. При этом в основе познавательная мотивация является основной наиболее эффективной творческой деятельность индивида во время обучения.

Личность, проявляющая наибольшие желания к обучению, характеризуется следующими особенностями: рост знаний усиливает тягу к познанию.

Установлено, что «сильные» слушатели различаются между собой не по уровню развития интеллектуальных особенностей, а по качеству и разновидности побудительных стимулов. Они обладают внутренней мотивацией, в основе которой лежит приобщение к новым профессиональным навыкам на самом высоком уровне и самоориентация на приобретение новых навыков и умений. В то время, как слабым слушателям характерно желание не получить порицания за отсутствие положительных результатов в обучении.

Значительный уровень положительной мотивации компенсирует нехватку определенных навыков и низкий резерв приобретенных умений, выступает в качестве механизма восполнения недостатков. Данный механизм действует только в одном направлении. Способность и эрудированность никак не заменят внутренние побуждения к освоению знаний.

Поэтому учебная деятельность и успеваемость напрямую зависят от силы и структуры мотивации, которая может компенсировать недостаток определенных знаний и навыков при её высоком уровне развития у слушателей.

В этой связи необходимо целенаправленное формирование мотивации учебной деятельности у слушателей.

Библиографический список

Мотивы зарождают тягу к быстрым поступкам, к работе с наибольшей отдачей, к стремлению справится с трудностями и упорно двигаться к поставленной цели.

Мотивация учит слушателя действовать с полной отдачей, поэтому при одинаковых обстоятельствах (способности, состояние здоровья, образовательный уровень) разный уровень мотивации влечет различную успеваемость обучающихся.

Зарубежные ученые считают, что развитие мотивации является наиболее эффективным способом достижения положительного результата.

Своевременная диагностика профессиональных склонностей, интересов выступает существенным фактором, позволяющим спрогнозировать удовлетворённость профессией в будущем.

Доказано наличие определенной связи с особенностями характера личности и профессиональными интересами. При этом наряду с осознанием профессиональных интересов существенное значение для формирования мотивации будут иметь такие личностные образования, как соответствие характера личности профессиональным требованиям, способности и склонности определенного сотрудника органов внутренних дел.

Таким образом, в учебном процессе ведущую роль играет мотивация образовательной и самообразовательной деятельности. Мотивация взаимосвязана с активностью, интересом, самостоятельностью обучающихся. На качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, знание и использование которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.

1. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала». Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

3. Ефимов А.А., Трусов А.И. К вопросу о важной роли самостоятельного работы курсантов и слушателей в ВУЗах МВД РОССИИ. Актуальные вопросы науки и практики. 2017.

4. Ефимов А.А., Шумакова Е.В. Место самостоятельной работы курсантов и слушателей в учебном процессе при реализации программ высшего образования и профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 54 - 55.

References

1. Solomanidina T.O., Solomanidin V.G. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti personala: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nostyam «Upravlenie personalom», «Organizacionnoe povedenie», «Motivaciya personala». Moskva: YuNITI-DANA, 2012.

2. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

3. Efimov A.A., Trusov A.I. K voprosu o vazhnoj roli samostoyatel'nogo raboty kursantov i slushatelej v VUZah MVD ROSSII. Aktual'nye voprosy nauki ipraktiki. 2017.

4. Efimov A.A., Shumakova E.V. Mesto samostoyatel'noj raboty kursantov i slushatelej v uchebnom processe pri realizacii programm vysshego obrazovaniya i professional'nogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 54 - 55.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378

Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

Evdoshenko V.V., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

Shumakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Administrative Law and Administrative, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LISTENER OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MIA OF RUSSIA. The paper analyzes a problem of forming professional competence of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article proposes theoretical and methodological solutions to improve the quality of professional training of law enforcement officers. The general model is substantiated, a structural component and directions for the formation and development of the professional competence of a future law enforcement specialist are proposed. The author concludes that in the formation of professional competence in training of appropriate assistance to a certain exposure using external sources of influence that would generate interest and get satisfaction of cognitive activity.

Key words: professional self-determination, self-actualization of the individual, professional training, professional competence.

A.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц. каф. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

B.В. Евдошенко, канд. экон. наук, начальник каф. административного права и административной деятельности ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

Е.В. Шумкова, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ

Данная статья посвящена анализу проблемы формирования профессиональной компетентности слушателей высших учебных заведений МВД России. В статье предлагаются теоретико-методологические решения по повышению качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Обоснована общая модель, предложены структурная составляющая и направления формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере правоохранительной деятельности. Авторы делают вывод о том, что при формировании профессиональной компетентности

в процессе профессиональной подготовки целесообразно оказание определенного воздействия с помощью источников внешнего влияния, которые смогли бы зародить интерес и получить удовлетворение познавательной деятельностью у слушателей.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самоактуализация индивида, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность.

Выбор будущей профессии, или иначе профессиональное самоопределение, является основополагающим началом самоактуализации индивида в социуме, и выступает одним из важнейших жизненных решений.

В настоящее время в российской научной мысли приводятся несколько дефиниций «выбора профессии», которые основываются на утверждении, что профессиональное самоопределение - это выбор человека профессии, совершенный на основе изучения своих возможностей и способностей и сопоставления их с сущностью планируемой профессии. Приведенное определение позволяет раскрыть две стороны процесса профессионального выбора: это субъект выбора, т. е. тот, кто его осуществляет, и объект выбора - та профессия, выбор которой производится индивидом. Обе стороны обладают широким спектром характеристик, что позволяет объяснить многогранность явления выбора профессии.

Процесс самоопределения лежит в основе развития личности, а его основу образует длительная процедура формирования профессиональной направленности. В этой связи, неотъемлемым фактором формирования профессиональной направленности выступает образование избирательно-позитивного отношения индивида к профессиональной деятельности или её части. Одной из важнейших целей профессиональной подготовки будущего специалиста является воспитание готовности к профессиональной деятельности. К этому процессу следует относить формирование у обучаемого готовности к осуществлению профессиональных обязанностей. Требования к профессиональной деятельности, профессиональному опыту, личностным свойствам, к состоянию личности и протекающим психологическим процессам определяют готовность индивида и к выполнению профессиональных функций.

Неотъемлемой составляющей готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности выступает система профессиональных умений и знаний. Таким образом, в структуру готовности слушателя образовательной организации МВД России к выполнению профессиональных обязанностей необходимо отнести следующие ключевые составляющие:

1) теоретические знания и практические навыки;

2) профессиональные умения;

3) позитивное отношение к получаемой профессии [1].

Важнейшим условием формирования позитивного отношения к выполняемой деятельности сотрудника правоохранительных органов выступает успешное усвоение профессиональных знания и умений. Положительное отношение к своей профессии стимулирует активную деятельность в сфере овладения профессиональными знаниями, умениями, которые со временем преобразуются в профессиональные навыки. В случае отсутствия сформированности указанных компонентов происходит снижение результативности профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

В структуре внутренней готовности личности к выполнению профессиональных функций следует выделить важнейший компонент - положительное отношение к профессиональным обязанностям. Данный постулат положен в

основу принципа главенствующей роли мотивов в активизации познавательной деятельности слушателя и повышения результативности деятельности принятых на службу сотрудников МВД России [2].

За весь период обучения в образовательной организации слушатели не всегда успевают овладеть профессиональными навыками в полной мере, однако в них должна быть заложена твердая основа, способствующая дальнейшему росту профессионального мастерства. Служба в органах внутренних дел в качестве базовых требований предъявляет наличие серьезной теоретической подготовки, наличие практических навыков и умений, отсутствие которых может привести к снижению показателей эффективности служебной деятельности. Образовательная организация МВД России должна не только научить будущих специалистов теоретическими знаниями, но и подготовить их к реальному применению полученных знаний на практике.

Профессиональные умения определяют готовность сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности на уровне профессионального мастерства. В отличие от профессиональных навыков, профессиональные умения характеризуются осознанностью их выполнения, возможностью творческого подхода и являются более подвижными. Активное расширение новых знаний обусловило трансформацию требований к профессиональным умениям. Важнейшее значение имеет овладение будущим специалистом не только навыками, но и методиками выполнения действий. Данное требование становится обязательным при обучении любой профессии, а, применительно к подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел, становится крайне необходимым [3].

Основной задачей методики подготовки к будущей профессии является формирование у будущих сотрудников активной жизненной позиции. Данный процесс имеет многоуровневую структуру, включающую различные элементы -волевые, эмоциональные, интеллектуальные проявления личности и т. д.

Процесс формирования позитивных мотивов обучения, которые определяют внутреннее отношение слушателя к процессу познания и воспитания сотрудника органов внутренних дел, в значительной степени оптимизирует профессиональную подготовку. Преобладающую роль в системе мотивации играют такие мотивы, как понимание общественной и индивидуальной значимости изучаемых навыков и умений; устойчивая потребность в изучении профессиональных дисциплин. Данные мотивы позволяют зародить в слушателе увлеченность будущей профессией, прочувствовать ответственность за результативность обучения.

Таким образом, при формировании профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов в процессе их профессиональной подготовки целесообразно оказание определенного педагогического воздействия, которое нацелено на формирование интереса к своей профессии, на стремление к достижению поставленной цели, на стимулирование процесса повышения профессиональной квалификации и компетентности.

Библиографический список

1. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н. Самовоспитание как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 84 - 85.

2. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н. Роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта системы образовательных учреждений МВД России. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Петрова, Н.С. Часовских, Горно-Алтайск, 2016.

3. Кочеров Ю.Н. Cамообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел: монография. Ставрополь, 2015.

References

1. Efimov A.A., Kocherov Yu.N. Samovospitanie kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti professional'noj podgotovki buduschih sotrudnikov OVD. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 84 - 85.

2. Efimov A.A., Kocherov Yu.N. Rol' samovospitaniya v processe formirovaniya lichnosti kursanta sistemy obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Sborniknauchnyh trudovpo materialam III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.V. Petrova, N.S. Chasovskih, Gorno-Altajsk, 2016.

3. Kocherov Yu.N. Camoobrazovanie iprofessional'no-lichnostnoe razvitie sotrudnika organov vnutrennih del: monografiya. Stavropol', 2015.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 023.5

Zhegulskaya Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Information and Libraries Technologies Department, Kemerovo State University of Culture

(Kemerovo, Russia), E-mail: zhegulskaya@list.ru

Savkina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Documents Communication Technologies Faculty, Kemerovo State University of Culture

(Kemerovo, Russia), E-mail: light_foton@mail.ru

THE IMPORTANCE OF COMPETENCE IN THE AREA OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN MODERN LIBRARIANS EDUCATION. The article is dedicated to the nowadays issues in the program of Bachelor in Library and Information Science (51.03.06). The importance of competence development in the area of cultural and leisure activities for modern library specialists is proved. The article highlights the results of the professional and educational standards analysis that monitors the rate of cultural and leisure activities realization by library specialists in the process of completing their work duties. Based on the examination of 13 basic professional educational programs of Bachelor in Library and Information Science (51.03.06) used in culture universities, the main subjects developing the compe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.