Л.В. АЛЕКСАНДРОВА, L.V. ALEXANDROVA,
В.Ф. ЕЛЬНИКОВ V.F. ELNIKOV
ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
IMPORTANCE OF GEOGRAPHICAL EDUCATION
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ
GEOGRAPHICAL EDUCATION AS A PART OF SUVOROVITES' MILITARY CAREER GUIDANCE
Сведения об авторах: Александрова Лариса Владимировна - заведующий методическим кабинетом Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: alexlar2011@mail. ru);
Ельников Владимир Фёдорович - заведующий учебным отделом Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: ulgsvu-ucheb-otdel@mail. ru).
Аннотация. В статье представлен опыт Ульяновского гвардейского суворовского военного училища по формированию научного мировоззрения и гражданской позиции суворовцев посредством географического образования.
Ключевые слова: географическое образование, военный компонент, Русское географическое общество, географическая культура.
Information about the authors: Larisa Aleksandrova - head of methodical cabinet of the Federal State Government-owned Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of Ministry of Defence of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: alexlar2011@mail. ru);
Vladimir Elnikov - head of Learning Departament of the Federal State Government-owned Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of Ministry of Defence of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: ulgsvu-ucheb-otdel@mail. ru).
Summary. The article represents the experience of the Ulyanovsk Guard Suvorov Military School on formation of the scientific worldview and the civic position of suvorovites through geographical education.
Keywords: geographical education, military education, Russian Geographical society, geographical culture.
На протяжении многих лет в системе российского образования сложилось отношение к географии как второстепенному учебному предмету, о чём «свидетельствует «представленность» географии в системе итоговой аттестации
школьников, её крайне низкая востребованность при поступлении в вузы». А ведь именно география призвана не только формировать научное мировоззрение, но и воспитывать активную гражданскую позицию. Географическая культура
как система ценностных ориентиров и регуляторов во многом призвана реализовывать основные принципы государственной политики в сфере образования:
• воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности,
бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
• защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства.
Оценка важности географического образования произошла на высоком государственном уровне. Президент России В.В. Путин 24 апреля 2017 года, выступая на заседании Попечительского совета Русского географического общества, отметил: «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания».
В последние годы в СМИ всё чаще встречается информация о мерах по популяризации географии: активизация просветительской деятельности Русского географического общества (Председателем которого является Министр обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кужугетович), проведение ежегодной международной акции «Географический диктант», разработка «Концепции развития географического образования в Российской Федерации», возрождение съездов учителей географии и так далее.
В условиях глобальной взаимозависимости, противоречивости международных процессов молодому человеку необходим системный взгляд на современное географическое пространство, умение адекватно оценивать происходящие в России и мире события, понимать их причины, прогнозировать последствия. География -«единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся».
На протяжении ряда лет неоднократно от преподавателей ге-
ографии можно было услышать сожаление по поводу незаслуженного пренебрежения к их предмету. При этом системная работа по популяризации географических знаний в училище велась всегда. Достаточно вспомнить поездки суворовцев в рамках Летней школы в Республику Беларусь в 2014 году, город Калининград в 2015 году, участие в фотоконкурсах географической направленности, призовые места суворовцев на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Сегодня военный компонент географического образования приобретает ещё большую значимость в связи с коренными изменениями в мировой военно-политической обстановке, новыми взглядами на обеспечение безопасности и независимости государства.
В связи с этим реализация военной составляющей при изучении географии в суворовском военном училище приобретает особую актуальность. Так, например, при изучении тем «Строение земной коры», «Рельеф и полезные ископаемые», «Атмосфера и климат» преподаватели географии составляют задания с учётом конкретных мест службы солдат, матросов и офицеров Российской Армии. Например, по температуре января и июля, годовому количеству осадков и их распределению по сезонам года, господствующим воздушным массам, направлению ветра, коэффициенту увлажнения необходимо определить принадлежность территории к острову Котельный в группе Новосибирских островов в море Лаптевых, полигону Капустин Яр в Астраханской области или Тихоокеанскому флоту. Изучая неблагоприятные погодные явления, суворовцам, например, предлагается оценить условия строительства военных сооружений и дорог в районах вечной мерзлоты, возможности использования Северного Морского пути для перевозки грузов.
Географическое образование реализуется не только посредством урочной, но и внеурочной деятельности в системе дополнительного образования. Два года в училище функционируют объединения дополнительного образования для суворовцев 7-10 классов «Географическое общество» и «В мире географии», шесть лет реализуются программы внеурочной деятельности для суворовцев 5-7 классов «За страницами учебника географии».
Важным инструментом популяризации географических знаний не только среди обучающихся, но и среди взрослого населения является Международная просветительская акция «Географический диктант» (далее - Диктант), организуемая Русским географическим обществом. Ульяновское суворовское военное училище уже традиционно (пять лет) является площадкой проведения Диктанта. Ежегодно в акции принимали участие более 150 суворовцев. С прошлого года к участию в акции присоединились работники училища, и число участников Диктанта превышает 400 человек. О повышении популярности просветительской акции говорит и тот факт, что работники училища на неделе, предшествующей Диктанту, самостоятельно (и даже в кругу семьи!) проходили демоверсию географического диктанта на официальном сайте Русского географического общества (РГО), а потом увлечённо обсуждали результаты с коллегами.
На этапе подготовки к акции ежегодно организуются встречи суворовцев с членами Русского географического общества, учёными региона, путешественниками. Так уже традиционно гостями площадки становятся Корепов Михаил Владимирович, доцент кафедры биологии и химии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, кандидат биологических наук, учёный-орнитолог; Прозоров Алексей Михайлович - путешественник, учёный-энтомолог. В ходе подго-
товки к Географическому диктанту организуются лектории, которые проводит старший преподаватель кафедры географии и экологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова Бураков Сергей Олегович («По странам и континентам», «Путешествие по Ульяновской области»).
В июле 2018 года состоялось открытие Центра Русского географического общества при Командовании Воздушно-десантных войск (Ульяновское гвардейское суворовское военное училище функционирует в составе военно-учебных заведений ВДВ), что дало дополнительный импульс к развитию интереса к географии в училище. В настоящее время налажены связи с Ульяновским отделением Русского географического общества, в частности, педагоги и суворовцы принимают участие в мероприятиях, организованных РГО. Остановимся на некоторых наиболее значимых.
Ежегодно с 2011 года в регионе проходит фестиваль «Фрегат Паллада», организованный Ульяновским областным отделением Русского географического общества и Ульяновским отделением Российского Союза молодёжи. В ходе фестиваля суворовцы посещают интерактивные площадки, где участвуют в мастер-классах, играх, конкурсах, знакомятся с выставочными композициями.
В рамках фестиваля организуется Школьная научная академия, участниками которой ежегодно становятся воспитанники преподавателя географии Власкиной Натальи Николаевны (суворовец 8 класса Вальщиков И. с работой «Альтернативные источники энергии как стратегия энергосбережения на примере строительства Ульяновского ветропарка», 2018 год; суворовец 9 класса Ермаков Б. с работой «Караимы - загадочный народ Крыма», 2019 год).
Традиционным стало участие преподавателей географии во Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой
памяти знаменитого российского исследователя Арктики и Антарктиды, океанолога, академика Алексея Фёдоровича Трешникова («Трёшниковские чтения»). Кроме участия в пленарных заседаниях конференции, преподаватели географии училища участвуют в работе дискуссионной площадки «Актуальные вопросы преподавания географии». Так Н.Н. Влас-кина подготовила выступление на тему «Потенциал географического образования для формирования гражданской идентичности и военно-профессиональной ориентации суворовцев», А.Н. Королева поделилась опытом эффективного использования метода кроссенс на уроках географии.
Отдельное направление работы - участие в фотоконкурсах и фестивалях географической направленности. Воспитанники Королевой Аллы Николаевны ежегодно становятся победителями и призёрами Регионального фестиваля-фотоконкурса «Экология - Безопасность - Жизнь», организуемого Ульяновским областным краеведческим музеем им. И.А. Гончарова (2018 год: суворовец Молозаев А., 10 класс - победитель; суворовцы Фидирко А., 11 класс, Васильев Д., 6 класс - призёры; 2019 год: суворовец Купрюшин С., 7 класс -победитель; 2020 год: суворовец Сумароков Г., 5 класс - призёр; 2021 год: суворовец Купрюшин С., 9 класс - победитель). Суворовец Купрюшин С. становился призёром Межрегионального фестиваля-фотоконкурса «Экология - Безопасность - Жизнь».
В 2018 году наши суворовцы впервые приняли участие в открытом чемпионате Поволжского федерального округа по играм «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» на тему «География» среди школьных команд. В 2019 году команда Ульяновского ГСВУ уже вышла в финал игры «Что? Где? Когда?» в составе девяти лучших команд региона и стала победителем «Брейн-ринга», обойдя более опыт-
ные команды гимназий и лицеев. А в 2021 году команда суворовцев стала победителем игры «Что? Где? Когда?» и призёром «Брейн-ринга» (2 место).
На протяжении нескольких лет ульяновские суворовцы под руководством преподавателя А.Н. Королевой сотрудничают с Лабораторией по изучению перьевого покрова Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова. Лаборатория, получившая президентский грант в 2018 году в рамках проекта «Музейная лаборатория», предоставила специализированную научную базу для проведения исследований. Результатом научного волонтёрства стали про-ектно-исследовательские работы «Таксономическая идентификация самолётоопасных видов птиц на основе музейной коллекции перьев» (суворовец 10 класса Кочетков М.) и «Разработка определителя перьев птиц (отряд Воробьинообразные) для авиационных орнитологов» (суворовец 7 класса Хижов А.). Работы представлялись на научно-практических конференциях различного уровня: Всеармейском фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» (г. Ставрополь, 2018 год, г. Тула, 2019 год); Всероссийской научной конференции учащихся им. Лобачевского (г. Казань); научно-практической школьно-студенческой конференции «Ноосфера» в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова; региональной научно-практической конференции по краеведению «Сытинские чтения»; Международной конференции «Бутурлинские чтения» (г. Ульяновск). Созданные атласы-определители по таксономической идентификации птиц региона получили высокую оценку на кафедре «Лётная эксплуатация и безопасность полётов» Ульяновского института гражданской авиации, а учёные-орнитологи, участники Международной конференции «Бутурлинские чтения»,
высказали пожелание расширить тираж атласа-самоопределителя для приобретения его специальными службами, ответственными за организацию полётов.
В рамках реализации плана Центра Русского географического общества при Командовании Воздушно-десантных войск традиционными стали тематические выставки, организуемые в библиотеке училища.
9 июня 2021 года в Ульяновском ГСВУ состоялось уникальное мероприятие - видеоконференция «Ульяновск-Антарктида» с полярниками российской антарктической станции «Прогресс», в котором приняли участие суворовцы 8-11 классов. Мероприятие организовано училищем по инициативе воспитателей 4 роты Козлова Игоря Владимировича и Жаринова Владимира Михайловича при поддержке ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» и Ульяновского областного отделения Русского географического общества. Суворовцы получили возможность пообщаться с участниками антарктической экспедиции, задать вопросы о проводимых исследованиях, климатических условиях, организации быта на станции и многом другом.
Таким образом, развитие географического образования в училище
осуществляется не только через включение военного компонента в содержание уроков географии и совершенствование методик преподавания, но и через развитие различных форм внеурочной деятельности, а также активное участие в мероприятиях Ульяновского отделения Русского географического общества. Одним из результатов этой работы стали успехи суворовца 2 роты Гритченко Юрия (преподаватель Н.Н. Власкина), который неоднократно становился победителем и призёром муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии, а в 2018 году (впервые в истории училища) стал призёром заключительного этапа олимпиады. В настоящее время Гритченко Юрий - курсант третьего курса факультета топогеодезического обеспечения и картографии Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, что стало возможным благодаря его увлечению географией.
Суворовское училище является проверенной формой подготовки к военно-профессиональной деятельности, а активизация деятельности в сфере географического образования значительно способствует реализации этой задачи.
Считаем уместным закончить словами русского и советского во-
еначальника, военного теоретика и публициста, автора учебника «Военная география России», члена Русского географического общества Андрея Евгеньевича Снесарева: «Знать свою страну - это долг всякого военного, а знать её с военной стороны - это его профессиональная обязанность. Только путём основательного изучения своей Родины может дозреть и закрепнуть любовь к ней, которая для офицера должна быть краеугольным камнем его миросозерцания» [6, с. 14].
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнев, И.Н., Поздняк, С. Н, Гурьевских, О.Ю. Какой быть географии в старшей школе: к постановке проблемы // География в школе, 2017. № 8. С. 34-43.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2018 г. - М.: Эксмо, 2018. 224 с.
3. Выступление В. В. Путина на заседании Попечительского совета Русского географического общества 24 апреля 2017 года [Электронный ресурс] // http://www. kremlin. ru/events/president/ news/54363 [режим доступа 1.10.2019 11.22]
4. Концепция развития географического образования в Российской Федерации // Вестник образования России, 2019. № 7. С. 49-61.
5. Власкина, Н.Н. Потенциал географического образования для военно-профессиональной ориентации суворовца // Формирование российской идентичности кадета как необходимого качества будущего офицера: Материалы научно-практической конференции педагогов довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, Кронштадт, 2019. 252 с.
6. Снесарев, А. Е. Военная география России (Часть общая). - Санкт-Петербург, 2010. 127 с. [Электронный ресурс]