Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ'

ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Лариса Владимировна, Ельников Владимир Фёдорович

В статье представлен опыт Ульяновского гвардейского суворовского военного училища по формированию научного мировоззрения и гражданской позиции суворовцев посредством географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF GEOGRAPHICAL EDUCATION GEOGRAPHICAL EDUCATION AS A PART OF SUVOROVITES’ MILITARY CAREER GUIDANCE

The article represents the experience of the Ulyanovsk Guard Suvorov Military School on formation of the scientific worldview and the civic position of suvorovites through geographical education.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ»

Л.В. АЛЕКСАНДРОВА, L.V. ALEXANDROVA,

В.Ф. ЕЛЬНИКОВ V.F. ELNIKOV

ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

IMPORTANCE OF GEOGRAPHICAL EDUCATION

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ

GEOGRAPHICAL EDUCATION AS A PART OF SUVOROVITES' MILITARY CAREER GUIDANCE

Сведения об авторах: Александрова Лариса Владимировна - заведующий методическим кабинетом Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: alexlar2011@mail. ru);

Ельников Владимир Фёдорович - заведующий учебным отделом Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: ulgsvu-ucheb-otdel@mail. ru).

Аннотация. В статье представлен опыт Ульяновского гвардейского суворовского военного училища по формированию научного мировоззрения и гражданской позиции суворовцев посредством географического образования.

Ключевые слова: географическое образование, военный компонент, Русское географическое общество, географическая культура.

Information about the authors: Larisa Aleksandrova - head of methodical cabinet of the Federal State Government-owned Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of Ministry of Defence of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: alexlar2011@mail. ru);

Vladimir Elnikov - head of Learning Departament of the Federal State Government-owned Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of Ministry of Defence of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: ulgsvu-ucheb-otdel@mail. ru).

Summary. The article represents the experience of the Ulyanovsk Guard Suvorov Military School on formation of the scientific worldview and the civic position of suvorovites through geographical education.

Keywords: geographical education, military education, Russian Geographical society, geographical culture.

На протяжении многих лет в системе российского образования сложилось отношение к географии как второстепенному учебному предмету, о чём «свидетельствует «представленность» географии в системе итоговой аттестации

школьников, её крайне низкая востребованность при поступлении в вузы». А ведь именно география призвана не только формировать научное мировоззрение, но и воспитывать активную гражданскую позицию. Географическая культура

как система ценностных ориентиров и регуляторов во многом призвана реализовывать основные принципы государственной политики в сфере образования:

• воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности,

бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

• защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства.

Оценка важности географического образования произошла на высоком государственном уровне. Президент России В.В. Путин 24 апреля 2017 года, выступая на заседании Попечительского совета Русского географического общества, отметил: «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания».

В последние годы в СМИ всё чаще встречается информация о мерах по популяризации географии: активизация просветительской деятельности Русского географического общества (Председателем которого является Министр обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кужугетович), проведение ежегодной международной акции «Географический диктант», разработка «Концепции развития географического образования в Российской Федерации», возрождение съездов учителей географии и так далее.

В условиях глобальной взаимозависимости, противоречивости международных процессов молодому человеку необходим системный взгляд на современное географическое пространство, умение адекватно оценивать происходящие в России и мире события, понимать их причины, прогнозировать последствия. География -«единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся».

На протяжении ряда лет неоднократно от преподавателей ге-

ографии можно было услышать сожаление по поводу незаслуженного пренебрежения к их предмету. При этом системная работа по популяризации географических знаний в училище велась всегда. Достаточно вспомнить поездки суворовцев в рамках Летней школы в Республику Беларусь в 2014 году, город Калининград в 2015 году, участие в фотоконкурсах географической направленности, призовые места суворовцев на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Сегодня военный компонент географического образования приобретает ещё большую значимость в связи с коренными изменениями в мировой военно-политической обстановке, новыми взглядами на обеспечение безопасности и независимости государства.

В связи с этим реализация военной составляющей при изучении географии в суворовском военном училище приобретает особую актуальность. Так, например, при изучении тем «Строение земной коры», «Рельеф и полезные ископаемые», «Атмосфера и климат» преподаватели географии составляют задания с учётом конкретных мест службы солдат, матросов и офицеров Российской Армии. Например, по температуре января и июля, годовому количеству осадков и их распределению по сезонам года, господствующим воздушным массам, направлению ветра, коэффициенту увлажнения необходимо определить принадлежность территории к острову Котельный в группе Новосибирских островов в море Лаптевых, полигону Капустин Яр в Астраханской области или Тихоокеанскому флоту. Изучая неблагоприятные погодные явления, суворовцам, например, предлагается оценить условия строительства военных сооружений и дорог в районах вечной мерзлоты, возможности использования Северного Морского пути для перевозки грузов.

Географическое образование реализуется не только посредством урочной, но и внеурочной деятельности в системе дополнительного образования. Два года в училище функционируют объединения дополнительного образования для суворовцев 7-10 классов «Географическое общество» и «В мире географии», шесть лет реализуются программы внеурочной деятельности для суворовцев 5-7 классов «За страницами учебника географии».

Важным инструментом популяризации географических знаний не только среди обучающихся, но и среди взрослого населения является Международная просветительская акция «Географический диктант» (далее - Диктант), организуемая Русским географическим обществом. Ульяновское суворовское военное училище уже традиционно (пять лет) является площадкой проведения Диктанта. Ежегодно в акции принимали участие более 150 суворовцев. С прошлого года к участию в акции присоединились работники училища, и число участников Диктанта превышает 400 человек. О повышении популярности просветительской акции говорит и тот факт, что работники училища на неделе, предшествующей Диктанту, самостоятельно (и даже в кругу семьи!) проходили демоверсию географического диктанта на официальном сайте Русского географического общества (РГО), а потом увлечённо обсуждали результаты с коллегами.

На этапе подготовки к акции ежегодно организуются встречи суворовцев с членами Русского географического общества, учёными региона, путешественниками. Так уже традиционно гостями площадки становятся Корепов Михаил Владимирович, доцент кафедры биологии и химии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, кандидат биологических наук, учёный-орнитолог; Прозоров Алексей Михайлович - путешественник, учёный-энтомолог. В ходе подго-

товки к Географическому диктанту организуются лектории, которые проводит старший преподаватель кафедры географии и экологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова Бураков Сергей Олегович («По странам и континентам», «Путешествие по Ульяновской области»).

В июле 2018 года состоялось открытие Центра Русского географического общества при Командовании Воздушно-десантных войск (Ульяновское гвардейское суворовское военное училище функционирует в составе военно-учебных заведений ВДВ), что дало дополнительный импульс к развитию интереса к географии в училище. В настоящее время налажены связи с Ульяновским отделением Русского географического общества, в частности, педагоги и суворовцы принимают участие в мероприятиях, организованных РГО. Остановимся на некоторых наиболее значимых.

Ежегодно с 2011 года в регионе проходит фестиваль «Фрегат Паллада», организованный Ульяновским областным отделением Русского географического общества и Ульяновским отделением Российского Союза молодёжи. В ходе фестиваля суворовцы посещают интерактивные площадки, где участвуют в мастер-классах, играх, конкурсах, знакомятся с выставочными композициями.

В рамках фестиваля организуется Школьная научная академия, участниками которой ежегодно становятся воспитанники преподавателя географии Власкиной Натальи Николаевны (суворовец 8 класса Вальщиков И. с работой «Альтернативные источники энергии как стратегия энергосбережения на примере строительства Ульяновского ветропарка», 2018 год; суворовец 9 класса Ермаков Б. с работой «Караимы - загадочный народ Крыма», 2019 год).

Традиционным стало участие преподавателей географии во Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой

памяти знаменитого российского исследователя Арктики и Антарктиды, океанолога, академика Алексея Фёдоровича Трешникова («Трёшниковские чтения»). Кроме участия в пленарных заседаниях конференции, преподаватели географии училища участвуют в работе дискуссионной площадки «Актуальные вопросы преподавания географии». Так Н.Н. Влас-кина подготовила выступление на тему «Потенциал географического образования для формирования гражданской идентичности и военно-профессиональной ориентации суворовцев», А.Н. Королева поделилась опытом эффективного использования метода кроссенс на уроках географии.

Отдельное направление работы - участие в фотоконкурсах и фестивалях географической направленности. Воспитанники Королевой Аллы Николаевны ежегодно становятся победителями и призёрами Регионального фестиваля-фотоконкурса «Экология - Безопасность - Жизнь», организуемого Ульяновским областным краеведческим музеем им. И.А. Гончарова (2018 год: суворовец Молозаев А., 10 класс - победитель; суворовцы Фидирко А., 11 класс, Васильев Д., 6 класс - призёры; 2019 год: суворовец Купрюшин С., 7 класс -победитель; 2020 год: суворовец Сумароков Г., 5 класс - призёр; 2021 год: суворовец Купрюшин С., 9 класс - победитель). Суворовец Купрюшин С. становился призёром Межрегионального фестиваля-фотоконкурса «Экология - Безопасность - Жизнь».

В 2018 году наши суворовцы впервые приняли участие в открытом чемпионате Поволжского федерального округа по играм «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» на тему «География» среди школьных команд. В 2019 году команда Ульяновского ГСВУ уже вышла в финал игры «Что? Где? Когда?» в составе девяти лучших команд региона и стала победителем «Брейн-ринга», обойдя более опыт-

ные команды гимназий и лицеев. А в 2021 году команда суворовцев стала победителем игры «Что? Где? Когда?» и призёром «Брейн-ринга» (2 место).

На протяжении нескольких лет ульяновские суворовцы под руководством преподавателя А.Н. Королевой сотрудничают с Лабораторией по изучению перьевого покрова Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова. Лаборатория, получившая президентский грант в 2018 году в рамках проекта «Музейная лаборатория», предоставила специализированную научную базу для проведения исследований. Результатом научного волонтёрства стали про-ектно-исследовательские работы «Таксономическая идентификация самолётоопасных видов птиц на основе музейной коллекции перьев» (суворовец 10 класса Кочетков М.) и «Разработка определителя перьев птиц (отряд Воробьинообразные) для авиационных орнитологов» (суворовец 7 класса Хижов А.). Работы представлялись на научно-практических конференциях различного уровня: Всеармейском фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» (г. Ставрополь, 2018 год, г. Тула, 2019 год); Всероссийской научной конференции учащихся им. Лобачевского (г. Казань); научно-практической школьно-студенческой конференции «Ноосфера» в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова; региональной научно-практической конференции по краеведению «Сытинские чтения»; Международной конференции «Бутурлинские чтения» (г. Ульяновск). Созданные атласы-определители по таксономической идентификации птиц региона получили высокую оценку на кафедре «Лётная эксплуатация и безопасность полётов» Ульяновского института гражданской авиации, а учёные-орнитологи, участники Международной конференции «Бутурлинские чтения»,

высказали пожелание расширить тираж атласа-самоопределителя для приобретения его специальными службами, ответственными за организацию полётов.

В рамках реализации плана Центра Русского географического общества при Командовании Воздушно-десантных войск традиционными стали тематические выставки, организуемые в библиотеке училища.

9 июня 2021 года в Ульяновском ГСВУ состоялось уникальное мероприятие - видеоконференция «Ульяновск-Антарктида» с полярниками российской антарктической станции «Прогресс», в котором приняли участие суворовцы 8-11 классов. Мероприятие организовано училищем по инициативе воспитателей 4 роты Козлова Игоря Владимировича и Жаринова Владимира Михайловича при поддержке ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» и Ульяновского областного отделения Русского географического общества. Суворовцы получили возможность пообщаться с участниками антарктической экспедиции, задать вопросы о проводимых исследованиях, климатических условиях, организации быта на станции и многом другом.

Таким образом, развитие географического образования в училище

осуществляется не только через включение военного компонента в содержание уроков географии и совершенствование методик преподавания, но и через развитие различных форм внеурочной деятельности, а также активное участие в мероприятиях Ульяновского отделения Русского географического общества. Одним из результатов этой работы стали успехи суворовца 2 роты Гритченко Юрия (преподаватель Н.Н. Власкина), который неоднократно становился победителем и призёром муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии, а в 2018 году (впервые в истории училища) стал призёром заключительного этапа олимпиады. В настоящее время Гритченко Юрий - курсант третьего курса факультета топогеодезического обеспечения и картографии Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, что стало возможным благодаря его увлечению географией.

Суворовское училище является проверенной формой подготовки к военно-профессиональной деятельности, а активизация деятельности в сфере географического образования значительно способствует реализации этой задачи.

Считаем уместным закончить словами русского и советского во-

еначальника, военного теоретика и публициста, автора учебника «Военная география России», члена Русского географического общества Андрея Евгеньевича Снесарева: «Знать свою страну - это долг всякого военного, а знать её с военной стороны - это его профессиональная обязанность. Только путём основательного изучения своей Родины может дозреть и закрепнуть любовь к ней, которая для офицера должна быть краеугольным камнем его миросозерцания» [6, с. 14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнев, И.Н., Поздняк, С. Н, Гурьевских, О.Ю. Какой быть географии в старшей школе: к постановке проблемы // География в школе, 2017. № 8. С. 34-43.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2018 г. - М.: Эксмо, 2018. 224 с.

3. Выступление В. В. Путина на заседании Попечительского совета Русского географического общества 24 апреля 2017 года [Электронный ресурс] // http://www. kremlin. ru/events/president/ news/54363 [режим доступа 1.10.2019 11.22]

4. Концепция развития географического образования в Российской Федерации // Вестник образования России, 2019. № 7. С. 49-61.

5. Власкина, Н.Н. Потенциал географического образования для военно-профессиональной ориентации суворовца // Формирование российской идентичности кадета как необходимого качества будущего офицера: Материалы научно-практической конференции педагогов довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, Кронштадт, 2019. 252 с.

6. Снесарев, А. Е. Военная география России (Часть общая). - Санкт-Петербург, 2010. 127 с. [Электронный ресурс]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.