Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / EXTRACURRICULAR / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадигина Ольга Александровна, Фокина Ирина Геннадьевна

Данная статья посвящена организации учебно-исследовательской деятельности суворовцев 5 и 6 классов по биологии во внеурочное время. Статья предназначена преподавателям, реализующим программы внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадигина Ольга Александровна, Фокина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST STEPS IN SCIENCE EDUCATIONAL ENVIRONMENT SUVOROV MILITARY SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS

This article is devoted to the problems of extracurricular activities for work with the 5th and 6th grades students in Biology. It is designed for teachers who are involved in educational and research activities using the Federal State Standards

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

О.А. БАДИГИНА, И.Г. ФОКИНА

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

FIRST STEPS IN SCIENCE

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

EDUCATIONAL ENVIRONMENT SUVOROV MILITARY SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS

Сведения об авторах: Бадигина Ольга Александровна - преподаватель биологии и химии Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: kasatic@yandex.ru);

Фокина Ирина Геннадьевна - преподаватель биологии Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: irinafokinal968@ mail.ru ).

Аннотация. Данная статья посвящена организации учебно-исследовательской деятельности суворовцев 5 и 6 классов по биологии во внеурочное время. Статья предназначена преподавателям, реализующим программы внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, исследовательская работа.

Information about the authors: Olga Badigina - the Teacher of Biology and Chemistry of the Federal State Budget General Educational Establishment « Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» ( Ulyanovsk. E-mail: kasatic@yandex.ru );

Irina Fokina - the Teacher of Biology of the Federal State Budget General Educational Establishment « Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» ( Ulyanovsk. E-mail: irinafokinal968@mail.ru).

Summary. This article is devoted to the problems of extracurricular activities for work with the 5th and 6th grades students in Biology. It is designed for teachers who are involved in educational and research activities using the Federal State Standards.

Keywords: extracurricular, educational and research activities, research work.

O.A. BADIGINA, I.G. FOKINA

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является обучение обучающихся основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, благодаря которой формируются умения самостоятельно добывать новые знания, работать с массивами информации

(как в печатном, так и в цифровом виде), делать выводы и умозаключения. В результате у обучающегося формируются метапредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс,

направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этого знаний из различных областей. Осуществляя исследовательскую деятельность, обучающийся вынужден проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления. Впоследствии приобретенный опыт

он переносит на свои поступки в обыденной жизни.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста -руководителя исследовательской работы.

К исследовательской деятельности нужно привлекать не только успешно занимающихся детей. Вовлеченность любого ребенка в исследовательскую деятельность, вызывающую интерес, способствует развитию у него удовлетворенности собой и своим результатом, что является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося). Поэтому необходимо создавать условия для развития у обучающихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.

Согласно ФГОС основного общего образования обучающийся должен уметь: осуществлять проблемно-ориентированный анализ с последующей постановкой проблемы; определять объект и предмет исследования; формулировать цели и задачи исследования; выдвигать гипотезу и выстраивать ее проверку на основе самостоятельно собранных данных; проводить анализ и обобщение привлеченной информации; формулировать собственные выводы и рекомендации.

«

Исследование создает новое знание».

Нил Армстронг

Предметы естественно-научного цикла предполагают использование учебных исследований на уроках. Но исследовательская составляющая ФГОС в практике УГСВУ реализуется также в рамках внеурочной деятельности, предусматривающей проекты и учебные исследования, охватывающие разные области знаний - математику, информатику, географию, биологию, историю, технологию, иностранные языки. Работа над каждым учебным исследованием (проектом) рассчитана на одно полугодие. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Остановимся подробнее на собственном опыте реализации программ внеурочной деятельности по биологии в 5 и 6 классах.

В качестве пособия к программе внеурочной деятельности суворовцам предлагается разработанная нами рабочая тетрадь «Как написать исследовательскую работу по биологии», в которой отражены все этапы исследования. Суворовцы могут изучить теорию (как правильно сформулировать тему, гипотезу, цель, определить объект и предмет, подготовить доклад), а также выполнить упражнения для развития данных умений. В этой же тетради они фиксируют тему, объект, предмет, гипотезу, цель, задачи и результаты своего собственного исследования. В ходе освоения программы внеурочной деятельности суворовцы ведут «Дневник исследователя», целью которого является развитие регулятивных умений.

Каждый суворовец выполняет исследовательскую работу индивидуально: выбирает тему (в рамках общего направления), определяет предмет и объект исследования, выдвигает гипотезу, проводит эксперимент, наблюдает, описывает результаты, оформляет презентацию,

тем самым приобретает функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности (см. фото).

Исследовательская работа у пятиклассников проходит под общей темой «Эксперимент по выращиванию микроорганизмов на питательной среде». Это направление исследования было выбрано не случайно. Оно не только помогает обучающимся овладеть составляющими исследовательской деятельности и познакомиться с методами исследований (мета-предметные умения), но и носит личностный характер - позволяет осознать ценность и правила здорового образа жизни. После проведенного исследования ребята понимают, что вокруг нас обитает огромное количество невидимых нами микроорганизмов, многие из которых являются болезнетворными и могут вызвать заболевания, если не соблюдать элементарные правила личной гигиены. С предметов, выбранных для исследования, суворовцы делают смыв, высевают микроорганизмы на готовые питательные среды, наблюдают за ростом колоний, ведут подсчет их численности, сравнивают, делают выводы. Приведем примеры тем исследований суворовцев 5 класса.

• «Деньги - источник инфекций?». Юный исследователь пытался выяснить, правда ли, что на деньгах много «микробов», и на каких деньгах их больше - на бумажных или металлических.

• «Рукопожатия - обмен бактериями?». Суть исследования - в доказательстве того, что при рукопожатиях от одного человека к другому передается большое количество микроорганизмов.

• «Есть ли бактерии на мыле?». Суворовец пытался доказать наличие бактерий на различных видах мыла.

• «Правило пяти секунд». В данном исследовании была выдвинута гипотеза, что если поднять упавший предмет ранее, чем через 5

т

секунд, то он будет оставаться чистым.

• «Антибактериальный гель -стопроцентный убийца бактерий?». Суворовец пытался выяснить, если использовать антибактериальные гели, то можно не мыть руки?

В 6 классе исследовательская деятельность направлена на углубление и расширение знаний по ботанике, в ходе которой у обучающихся развиваются проблемное видение биологических объектов, навыки работы с ними, умения вести наблюдения, осуществлять сбор материала, работать с дополнительной литературой, углубляется связь теории с практикой. Тематика исследований может быть различной: «Вегетативное размножение: выяснение условий, необходимых для укоренения черенков», «Влияние температуры на рост и развитие плесневых грибов», «Влияние питательной среды на рост и развитие плесневых грибов», «Древесные растения УГСВУ», «Отличия настоящих и ложных грибов Ульяновской области», «Грибы-паразиты деревьев. Причины грибковых заболеваний деревьев».

Представление результатов исследовательской деятельности проводится на трех последних занятиях. Сначала организуется предварительная защита работ перед своими товарищами. На предпоследнем занятии проводится пре-

зентация исследовательских работ (открытый отчет), на которое приглашаются все педагоги училища. На последнем занятии происходит оценка процесса и результатов работы (анализ и обобщение результатов работы в целом, анализ достижения поставленной цели, рефлексия) в присутствии только суворовцев, осваивавших программу внеурочной деятельности.

Приобретенные навыки исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке более серьезных проектов и позволяют обучающимся участвовать в научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней, таких, как «Ивашевские чтения», «Старт в науку», и других. В конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся довузовских образовательных организаций МО РФ «Моя Планета», посвященном Году экологии в России, работа суворовцев Айзятулло-ва Артура и Зеленова Владислава «Оценка антропогенного загрязнения территории Ленинского района г. Ульяновска с использованием снежного покрова и данных ден-дроиндикационных исследований» заняла 1 место.

В декабре 2017 года воспитанник УГСВУ Кичаев Олег принял участие в Первой Всероссийской Школьной секции в рамках II Международной выставки-форума «Эко-тех» и V Всероссийского съезда по

охране окружающей среды, где за работу «Экологическое состояние окружающей среды УГСВУ: оценка и пути решения» получил диплом за лучшую работу в области обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, так как эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира. Максимальная ценность учебно-исследовательской работы в образовательном процессе состоит в возможности формирования активности и целенаправленности мышления, гибкости аналитической и мыслительной деятельности, создания культуры логических рассуждений и воспитания научного мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, H.A. Евченко // Молодой ученый, 2012. №8. С. 309-312.

2. Долбнев, В. В. Научно-исследовательская деятельность как средство повышения качества образовательного процесса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: открытый урок, рф/ста-тьи/624524

3. Индивидуальные маршруты учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов. Педагогическое сопровождение [Текст] / авт.-сост. В. Р. Шаяхмето-ва.- Волгоград: Учитель, 2016.72 с.

4. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод, пособие [Текст] / Е. В. Тяглова. 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2010. 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.