А.Д. КЛЕИН, Ю.Н. ЛАЧУГИНА
A.D. KLEYN, Yu.N. LACHUGINA
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
GIFTED CHILDREN
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ СУВОРОВЦЕВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
SUPPORT AND DEVELOPMENT OF GIFTED PUPILS OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS IN CONDITIONS OF MILITARY PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTION
Сведения об авторах: Клейн Альберт Давидович - руководитель психологической службы, педагог-психолог ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: [email protected]);
Лачугина Юлия Николаевна - педагог-психолог ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», кандидат психологических наук (г. Ульяновск. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье представлены материалы из опыта работы УГСВУ по выявлению и развитию суворовцев с различными категориями одаренности.
Ключевые слова: одаренные дети, категории одаренности,развитие, программа «Одаренные дети», база данных одаренных детей.
Information about the authors: Albert Kleyn - Head of the Psychological Service, Teacher-Psychologist of the FSBEE «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the Russian Defence Ministry» (city of Ulyanovsk, E-mail: [email protected]);
Yulia Lachugina - Teacher-Psychologist of the FSBEE «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the Russian Defence Ministry» (city of Ulyanovsk, E-mail: [email protected]).
Summary. The article presents some materials from the work experience of the Guards Suvorov Military School in the city of Ulyanovsk on revealing and developing the pupils with different categories of giftedness.
Keywords: gifted children, giftedness categories, development, programme «Gifted Children», gifted children database.
Одной из главных задач современного образования является развитие инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения. Сфера военного образования также не является исключением - спрос на специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом растет каждый год,
в связи с этим чрезвычайно актуальной становится задача выявления, развития и поддержки одаренных суворовцев еще на стадии обучения в училище.
С 2015 года в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище (УГСВУ) разработана и ведется программа «Одаренные дети»,
основная цель которой - выявление одаренного суворовца и создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию его природных возможностей. Понятие «одаренный ребенок» мы трактуем следующим образом: это ребенок, который выделяется яркими, очевид-
ными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для этих достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные суворовцы имеют, как правило, более высокие, по сравнению со сверстниками, интеллектуальные способности, творческие возможности, имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность.
На сегодняшний день в УГСВУ сформирована и ежегодно обновляется база данных одаренных суворовцев. Разработана электронная программа на базе программного обеспечения Microsoft Access, облегчающая введение и хранение данных о суворовце и формирование итоговых отчетов (см. фото. 1).
Для удобства и систематизации мы выделяем следующие категории одаренности:
1. Категория А - суворовцы с необыкновенно высокими общими интеллектуальными и специальными академическими способностями в опре-
деленной области наук. Данную категорию суворовцев в училище определяют педагоги, наблюдая за работой и успехами учащегося на своем уроке, а также психологи с помощью психодиагностических методик на развитие интеллекта и познавательных процессов. В эту группу, как правило, входят суворовцы, успешно участвующие в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.
2. Категория Б - суворовцы с высокими творческими (художественными, музыкальными, спортивными) способностями. Задача по определению таких суворовцев в нашем училище была поручена педагогам-организаторам, педагогам физического воспитания и дополнительного образования. В эту группу вошли ребята, имеющие высокие достижения в спорте и творческих конкурсах.
3. Категория В - суворовцы с высокими лидерскими (руководящими) способностями. Данную категорию суво-
^ Суворовец
ровцев определяли воспитатели, исходя из собственных наблюдений за поведением суворовцев в коллективе и результатов психологических тестов на коммуникативные навыки и лидерство.
4. Категория Г - суворовцы, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления (креативностью) и психологического склада ума. Суворовцев данной категории определяли психологи, педагоги-организаторы и педагоги. Анализ базы данных одаренных детей показал, что в эту категорию чаще всего входили суворовцы, участвующие в научно-исследовательской деятельности.
По степени сформирован-ности, конечно, мы различаем актуальную (проявившуюся) и потенциальную одаренность.
Общая численность одаренных суворовцев в УГСВУ на конец прошлого 2017 учебного года составила 131 человек (всего в училище 511
TZECE
База Отчеты
ФГКОУ "Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ"
Одаренные суворовцы
о*
Фамипия
Имя
Отчестве
Рота
Взвод
Гритченко
Юрий
Андреевич
2 рота
M 2 взвод
Редактировать наставников
ааныин
а
ш
Наставник Подразделение ^ Направление ^ Уровень Название конкурс« Учебный год - Место V Категория ^ Тип одаренносп - Дата - Ж
Власкина Наталья Николаевна ОД (история, обществознание и геграфия) Олимпиада Муниципальный олимпиада школьников по географии 2015-2016 Победител ь А Актуальная 05.12.201
Власкина Наталья Николаевна ОД (история, обществознание и геграфия) Олимпиада Региональный олимпиада школьников по географии| 2015-2016 Победител ь А Актуальная 15.03.201
Власкина Наталья Николаевна ОД (история, обществознание и геграфия) Олимпиада Всероссийский олимпиада школьников по географии 2015-2016 Участник А Актуальная 20.05.201
Мартынов Сергей Васильевич ОД (история, обществознание и геграфия) Олимпиада Муниципальный олимпиада школьников по истории 2015-2016 Призер А Актуальная 20.12.201
Мартынов Сергей Васильевич ОД (история, обществознание и геграфия) Олимпиада Региональный олимпиада шеольников по истории 2015-2016 Победител ь А Актуальная 13.04.201
*
< 1111 1 ►
Запись: M i 7 из 7
►I ► I Нет фильтра Поиск
Фото 1. Скриншот страницы электронной программы «Одаренные суворовцы»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Численность одаренных суворовцев по категориям (чел.)
интеллектуальная творческая лидерская познавательная
Схема. Численность одаренных суворовцев по категориям за 2017 год
чел.) или 25,6 % (см. схему). Может показаться, что это довольно большой процент, так как считается, что в среднем численность одаренных людей составляет 5-7 % от общего населения. Отметим, что с актуальной, то есть проявившейся одаренностью, у нас выделен 31 суворовец (6 % от общего числа), а с потенциальной одаренностью - 100 суворовцев, то есть 19,6 %. Таким образом, наши данные не противоречат общепринятым закономерностям.
Формирование списков одаренных суворовцев существенно помогает педагогу в планировании работы с данной категорией детей. Педагогам хорошо известна ситуация, когда один суворовец принимает участие в нескольких разнонаправленных мероприятиях (например, в олимпиаде по физике, математике, истории, физкультуре), что приводит к конфликтам между педагогами при составлении расписания дополнительных консультаций, а также увеличивает интеллектуальную и психологическую нагрузку на ученика и, как следствие, не приводит к по-
ложительным результатам. База данных позволяет педагогу увидеть направленность интересов суворовца и заранее определить степень его загруженности. Также с помощью созданной базы данных мы получаем информацию не только о динамике достижений суворовца по годам обучения, но и определяем педагогов, успешно работающих с одаренными детьми. Конечно, формирование базы данных - это отправная точка, с которой только начинается работа с одаренными детьми. Психологи училища более детально изучают личностные особенности данных детей для выработки рекомендаций для педагогов и воспитателей.
В УГСВУ ведется активная работа не только по выявлению, но и созданию благоприятных условий для реализации и развития способностей одаренных суворовцев. Для развития детей с интеллектуальными, академическими способностями в училище большое значение уделяется олимпиадному движению. Суворовцы активно привлекаются к участию в предметных олимпиадах различного уров-
ня. Так, в прошлом учебном году всего было присуждено 290 первых и призовых мест, из них 164 человека стали победителями и призерами училищного этапа олимпиад, 22 суворовца стали победителями и призерами муниципального этапа олимпиады и 6 победителей регионального этапа. Четыре суворовца приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, показав хорошие результаты. В целом по училищу процент охвата участников олимпиадами составил 14,08 % от количества обучающихся в 7-11 классах. Подготовку к участию во Всероссийских и Всеармейских олимпиадах ведут не только преподаватели УГСВУ, но и приглашаются ведущие преподаватели вузов города Ульяновска. Причем многие преподаватели УГСВУ считают, что подготовкой к олимпиадам надо серьезно заниматься уже на ступени 7-8 классов, это самый благоприятный период для создания фундамента будущих серьезных побед, пробы своих сил, обретения уверенности в себе и, конечно, развития потенциальных способностей.
С 2013 года в училище активно ведется работа по развитию познавательной, креативной одаренности через участие суворовцев в научно-исследовательской и проектной деятельности. В училище создано и успешно функционирует научное общество суворовцев. В настоящее время в него включены порядка 60 суворовцев. Суворовцы при консультации преподавателей имеют возможность создавать свои проекты и представлять их на конференциях различного уровня (см. фото 2). В 2016 году были представлены 23 исследовательские работы на региональных научных конкурсах и 59 на уровне Министерства обороны РФ. Кроме того, на базе училища ежегодно проводится научно-практическая конференция «Ивашевские чтения», которая помогает суворовцам развивать свои исследовательские и познавательные способности.
Развитию творческих способностей способствует система дополнительного образования, включающая более двадцати спортивных, художественных, музыкальных объединений. Гордостью училища являет-
ся команда КВН «Парашют», которая на протяжении пяти лет занимает призовые места на Всероссийских и Всеармейских конкурсах, признана одной из лучших команд КВН России, играет на профессиональном уровне в телевизионном проекте «Детский КВН» (телеканалы СТС и Карусель). Успешно показывают себя танцевальные коллективы бального танца «Феникс» и народного танца «Росич» (см. фото 3). Ежегодно призовые места на региональных конкурсах занимают суворовцы из объединения «Робототехника». Суворовцы с творческой одаренностью зачастую не всегда успешны в учебе, поэтому система дополнительного образования помогает не только раскрыть талант ребенка, но и дать возможность поверить в себя, обрести новые стимулы для учебы в училище.
Учитывая гендерный аспект, в училище предлагается много направлений для развития спортивной одаренности. Большой популярностью у суворовцев пользуются объединения в рамках дополнительного образования: пулевая
стрельба, самбо, рукопашный бой, плавание, бокс, легкая атлетика, спортивное ориентирование, лыжная подготовка и др. В прошлом учебном году высокие успехи на Спартакиаде среди довузовских образовательных учреждений МО РФ показали суворовцы по пулевой стрельбе и спортивному ориентированию. Сборная команда училища по рукопашному бою заняла второе место на региональном чемпионате Ульяновской области.
Работа с одаренными детьми, особенно в условиях суворовского училища, когда ребенок находится в образовательном учреждении круглосуточно и не может посещать секции, занятия вне училища накладывают большую ответственность на педагогический коллектив. Ежегодно в УГСВУ пересматривается и расширяется тематика элективных курсов и объединений в системе дополнительного образования.
В настоящее время специалисты осознали, что долгосрочная цель развития детской одаренности во взрослую жизнь не всегда достигается,
Фото 2. Презентация проекта на III Всеармейском фестивале инновационных
научных идей «Старт в науку»
Фото 3. Выступление ансамбля народного танца «Росич»
и одаренных детей в обществе остается больше, чем одаренных взрослых. В связи с этим особенно важно развивать не только способности одаренного ребенка, его задатки, сколько личность одаренного ребенка в целом. Ученые, изучающие вопросы одаренности, отмечают, что одаренный ребенок обладает особым психологическим складом. У него не всегда получается успешно строить отношения со сверстниками и педагогами, зачастую он излишне эмоционален, тревожен, инфантилен, у него часто случаются периоды «творческого кризиса». Одаренный ребенок особенно нуждается в психологической поддержке, поэтому психологическая служба училища активно включена в процесс сопровождения данных суворовцев. Основной круг возникающих проблем - гармонизация отношений одаренного суворовца с окружающими (педагогами, воспитателями, сверстниками) и с самим собой. Особое место занимает просветительская работа с педагогами и воспитателями по разъяснению личностных особенностей таких детей и способов построения эффективного взаимодействия с ними.
Конечно, успешное развитие одаренного ребенка во
многом зависит от личности педагога - не каждый педагог готов к работе с такой категорией детей. Данная работа требует, прежде всего, увлеченности преподавателя своим предметом, умения активно использовать проблемно-исследовательские методы в обучении, проявлять уважение к нестандартным идеям обучающегося, готовности нести огромные временные затраты на подготовку к занятиям с одаренными суворовцами и их проведение. Хороший педагог-наставник обладает характеристиками, которые можно разделить на 3 группы:
1. Личностные: позитивная «я-концепция», целеустремленность, зрелость, четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость.
2. Профессиональные: знания и умения, помогающие развитию как каждого обучающегося, так и одаренного ребенка; умение идентифицировать одаренных детей; выбирать оптимальные формы обучения для них; разрабатывать индивидуальные учебные программы; оценивать результаты обучения.
3. Поведенческие: умение слушать; умение создавать творческую атмосферу.
В планах училища является работа над систематизацией базы данных педагогов и воспитателей, успешно работающих с одаренными детьми, разработка системы поощрений для данных педагогов и разработка индивидуальных программ по работе с одаренными детьми.
Главная цель работы педагогического состава училища - способствовать развитию не только способностей одаренного суворовца, но и его личности в целом. Таким образом, сопровождение и развитие одаренных суворовцев - процесс многоплановый и длительный, требующий постоянного контроля и гибкости. °
ЛИТЕРАТУРА
1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. -М.: МПСУ, 2003.
2. Сергеева Т.Ф., Пронина НА, Сечкарева Е.В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
3. КулемзинаА.В. Отношения: одаренный ребенок-образовательная система // Лучшие страницы педагогической прессы, 2002, № 6.