Научная статья на тему 'НА АРТ-ПРОСТРАНСТВАХ УГСВУ ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА УГСВУ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ'

НА АРТ-ПРОСТРАНСТВАХ УГСВУ ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА УГСВУ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / АРТ-ТЕРАПИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ПРОСТРАНСТВО / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА "ТАЙМ-АУТ…P.S." / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE EXPERIENCE / ART THERAPEUTICS / ART PEDAGOGICS / ART-SPACE / THERAPEUTICAL TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGO-PEDAGOGICAL PROGRAM "TIME OUT… P.S."

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева Светлана Борисовна, Потапова Марина Константиновна

В статье описан инновационный опыт педагогов-психологов по внедрению арт-терапевтических технологий в практику работы с суворовцами и педагогами Ульяновского гвардейского суворовского военного училища МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтярева Светлана Борисовна, Потапова Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ART SPACES OF THE UFSU INNOVATIVE EXPERIENCE OF THE ART-SPACE’ORGANIZATION BY THE ART THERAPEUTICS AND THE ART PEDAGOGICS’ METODS

In this article the psychologists’ innovative experience about art-space therapeutical technologies’inculcation in the work with the Suvorovites and teachers of the Ulyanovsk Guard Suvorov Military school is described.

Текст научной работы на тему «НА АРТ-ПРОСТРАНСТВАХ УГСВУ ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА УГСВУ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ»

¡il ¡m iffî

С.Б. ДЕГТЯРЕВА, M.К. ПОТАПОВА

S.В. DEGTYAREVA, M. К. POTAPOVA

НА АРТ-ПРОСТРАНСТВАХ УГСВУ

ON THE ART SPACES OF THE UFSU

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА УГСВУ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ

INNOVATIVE EXPERIENCE OF THE ART-SPACE'ORGANIZATION BY THE ART THERAPEUTICS AND THE ART PEDAGOGICS' METODS

Сведения об авторах: Дегтярева Светлана Борисовна - педагог-психолог Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail:dsb2013@list.ru );

Потапова Марина Константиновна - педагог-психолог Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: marina. potapova.2012@list ).

Аннотация. В статье описан инновационный опыт педагогов-психологов по внедрению арт-терапевтических технологий в практику работы с суворовцами и педагогами Ульяновского гвардейского суворовского военного училища МО РФ.

Ключевые слова: образовательная среда, инновационный опыт, арт-терапия, арт-педагогика, арт-пространство, арт-терапевтиче-ские технологии, психолого-педагогическая программа «Тайм-аут... P.S.».

Information about the authors: Svetlana Degtyareva - Educator-psychologist of the Federal State Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: dsb2013@list.ru);

Marina Potapova - Educator-psychologist of the Federal State Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: marina.potapova.2012@list).

Summary. In this article the psychologists' innovative experience about art-space therapeutical technologies'inculcation in the work with the Suvorovites and teachers of the Ulyanovsk Guard Suvorov Military school is described.

Keywords: educational environment, innovative experience, art therapeutics, art pedagogics, art-space, therapeutical technologies, psychologo-pedagogical program «Time out... P.S.».

Важнейшей составляющей социально-педагогической миссии Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (далее УГСВУ) является создание условий для личностного и социального развития каждого обучающегося, способного при-

нимать ответственные решения в ситуации выбора, умеющего жить в обществе и обладающего чувством ответственности за свою судьбу и будущее страны. Для организации эффективной деятельности в этом направлении в училище развивается об-

разовательно-коммуникативная среда - пространство, в котором создаются психологические условия для личностного роста и самореализации всех его участников.

Современные образовательные стандарты определяют психологизацию ведущим трендом образо-

вательной организации, главным условием создания здоровьесбе-регающей, реабилитирующей, психологически безопасной и комфортной среды, позволяющей каждому обучающемуся в полной мере развивать свой потенциал и успешно социализироваться в обществе. Для решения обозначенных задач необходим поиск передовых инновационных технологий, учитывающих особенности современного поколения обучающихся, требования новых образовательных и профессиональных стандартов как к личности педагога, так и к построению образовательной среды.

Мы считаем, что актуальным на данном этапе может стать внедрение в систему довузовского образования МО РФ таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и «арт-терапия», основанных на использовании различных видов искусств и творческой активности субьектов образовательного процесса.

Арт-педагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства.

Термин «арт-терапия» (art-therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.

Главной задачей арт-терапии в психологии считается достижение максимальной гармонии психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия является замечательным способом переключения, психологической разгрузки, получения позитивной энергии творчества в свою жизнь как для суворовцев, так и для их педагогов. Важно помнить, что одной из основных целей арт-педагогики и арт-терапии является создание комфортных и безопасных условий, при которых и обучающи-

еся, и преподаватели чувствуют свою успешность, уникальность, получают подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости. Как показывает практика, арт-терапия - это наиболее мягкий и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Внедрение арт-технологий в образовательный процесс суворовского училища проходит комплексно: через систему работы педагогов-психологов с преподавателями и воспитателями третьей и шестой рот в рамках психолого-педагогической подготовки; через плановую работу с суворовцами в рамках реализации программ внеурочной деятельности.

С целью совершенствования арт-терапевтических знаний и навыков авторы прошли обучение в рамках программы повышения квалификации в НОУ ДПО «Институт позитивных технологий и консалтинга» по курсу: «Методы арт-терапии в психологическом консультировании, социально-педагогической работе и здравоохранении» доктора педагогических наук, профессора Людмилы Дмитриевны Лебедевой, являются сертифицированными практикующими арт-терапевта-ми, действительными членами Международного арт-терапев-тического клуба (МАК), руководитель: Ольга Ланберг, членами Восточно-европейской ассоциации арт-терапии/East European Arts Therapy Association (EEATA), руководитель: Владимир Никитин.

По нашему мнению, техники арт-терапии становятся незаменимыми в работе с подростками, так как в сложный период взросления они часто нуждаются в оказании быстрой и экологичной психологической помощи.

На арт-терапевтических занятиях по программам внеурочной деятельности «Психологическая азбука жизни: билет в будущее», «Жизненные навыки, планы и самоопределение» суворовцы ак-

тивно вовлекаются в творческий процесс и получают возможность через интересное творческое занятие выразить те мысли и чувства, которые не всегда можно выразить вербально. На занятиях активно используются различные арт-те-рапевтические формы работы: совместное рисование одним карандашом, пальцами, рисование на стеклах гуашью, крашеной манкой, аппликация, оригами, лепка, пальчиковый театр, работа с метафорическими картами, коллажирование (соул коллаж).

Например, на арт-терапевти-ческом занятии «На стеклах» суворовцам необходимо выполнить в парах совместный рисунок на стекле. По правилам подростки не могут заранее обсуждать тему и разговаривать в процессе создания композиции. Языком общения на пространстве стекла становятся кисточка и краски. Для успешного выполнения задания нужно попытаться понять друг друга, почувствовать, предугадать намерения, работать не просто слаженно, а позволить партнеру внести свой вклад в создание картины. У подростков появляется увлекательная возможность «проиграть» свои привычные стратегии поведения, приняв и осознав их, заменить модели своих взаимоотношений на более конструктивные. В отличие от рисования на бумаге стекло дарит участникам занятия новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Подростков захватывает сам процесс: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Данное занятие направлено на развитие качеств, необходимых будущему военнослужащему: навыков общения и успешной социализации, умения согласовывать усилия по достижению общей цели, умение действовать в кон-

ш

Ч ■ г» '

ШЕ

ш

фликте, владеть невербальными средствами коммуникаций, уступать или отстаивать свои позиции, договариваться, соблюдать границы контакта, то есть управлять своим поведением и эмоциями.

Одним из направлений арт-терапии является лепка. Применение таких пластических материалов, как пластилин, глина, «космический» песок, помогает подросткам достаточно быстро и эффективно снять агрессию, нормализовать эмоциональный фон, трансформировать тревогу в спокойствие. На занятиях суворовцы в символической форме лепят метафорические образы своих чувств: обиды, гнева, тревоги, страха. Практика применения данных материалов показывает, что они имеют высокую результативность при работе с суворовцами в период подготовки к олимпиадам, конкурсам, экзаменам, публичным выступлениям, а также на этапе адаптации к новым условиям образовательной среды. Например, занятие «Талисман» позволяет минимизировать актуальное эмоциональное состояние предэкзаменационной тревоги, трансформируя ее в оптимальную мобилизацию сил и ресурсов для предстоящей деятельности. Данные занятия также являются целесообразными для индивидуальной работы с суворовцами,

имеющими проблемы как в поведении, так и в освоении образовательной программы. Когда суворовец на занятиях видит и чувствует успех в выражении своих мыслей, эмоций и чувств, создании уникальных рисунков, формируется ситуация успеха, тогда и взаимодействие с миром становится более конструктивным. «Успех» в творчестве бессознательно переносится и на учебную деятельность. Занятия способствуют формированию у суворовцев положительной самооценки, развитию навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, реализации их творческого потенциала, способствующих их более успешной адаптации как к училищу, так и к социуму.

Следует отметить, что в обучении задействованы, в основном, вербальная система общения и левое «логическое» полушарие. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга, отвечающее за жизнестойкость организма. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и меж-полушарное взаимодействие. Это позволяет подростку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

Интерактивное арт-терапев-тическое занятие «Рисуем круги» решает несколько задач: активизирует интуитивное (пра-вополушарное) мышление, а так-нее объединяет, стабилизирует группу суворовцев, способствует формированию благоприятных межличностных отношений, имеет диагностическую ценность, достоверно выявляя место каждого участника в общей палитре взаимоотношений. На первом этапе, используя разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве, суворовцы создавали индивидуальные композиции из кругов. На этапе коллективной работы, благодаря сотворчеству, обычный рулон бумаги превратился в нарядное, декоративное полотно, на котором все круги взаимосвязаны. На заключительном этапе занятия проводилась вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникали в процессе индивидуальной и коллективной работы. Интерпретируя свой рисунок, каждый суворовец получает возможность реализовать потребность быть понятым и принятым своей группой (отделением).

Таким образом, передовые методики арт-терапии и арт-пе-дагогики позволяют бережно актуализировать и творчески переработать негативный эмоциональный опыт каждого суворовца, быстро и экологично снять остроту переживаний и получить доступ к ресурсам, а также выявляют характер межличностных и групповых взаимоотношений, их динамику, определяют потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтические занятия с педагогами проводятся в рамках апробирования авторской психолого-педагогической программы «Тайм-аут...Р. в.», направленной на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической и рефлексивной культуры педагогов училища.

В соответствии с новыми профессиональными стандартами уровень психологической культуры педагогов является основным ресурсом психологического благополучия субъектов образовательной среды. Первостепенной становится способность педагога быть субъектом собственного развития, что способствует не только эффективному решению педагогических задач, но и созданию безопасной и комфортной образовательной среды, направленной на самореализацию личностного потенциала каждого суворовца.

Специально организованное арт-терапевтическое пространство включает в себя творческие мастерские, психологические вернисажи, арт-терапевтиче-ские тренинги, психологические гостиные. С помощью ресурсов арт-терапии педагоги знакомятся с новыми техниками работы по гармонизации эмоционального состояния, профилактики эмоционального выгорания, обучаются конструктивным способам преодоления кризисных ситуаций, что способствует развитию психологической устойчивости, необходимой для успешной педагогической деятельности в довузовском образовательном учреждении.

Специфика работы педагога в довузовском образовательном заведении характеризуется интенсивной интеллектуальной деятельностью, большим напряжением нервной системы, высочайшей ответственностью, дефицитом времени, необходимостью быть всегда на виду и соответствовать принятым стандартам. В связи с этими актуальными проблемами авторами было разработано занятие - психологическая гостиная «Слагаемые успешного имиджа педагогов». Мы не всегда осознаем, какое впечатление производим на обучающихся своим внешним видом и невербальными проявлениями, забывая, что при правильно сформированном имидже процесс обучения приоб-

ретает большую эффективность. Ведь имидж - это своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими. На арт-пространстве гостиной педагоги вовлекаются в активный творческий процесс по конструированию успешного имиджа педагога суворовского училища с учетом специфики образовательной организации и тендерной составляющей. При выполнении одного из авторских арт-терапевтических упражнений «Одень куклу» педагогам предлагаются наборы цветных разрезных картинок, с помощью которых им необходимо создать образ «идеального» преподавателя училища. При выполнении задания преподаватели демонстрируют высокую заинтересованность, креативность, чувство юмора. Завершается встреча вручением памяток «Цветотерапия в работе преподавателя».

Психологический вернисаж «Краски эмоций» подготовлен и проведен для офицеров-воспитателей с целью психопрофилак-

ч^ШВЖПЕ

л^злШШШ

тики негативных эмоциональных переживаний и их проявлений, гармонизации эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности, содействия осознанию ценности собственной личности и личности суворовцев, умения устанавливать невербальный контакт, бережно относиться к собственным границам и границам другого человека, осознавать «барьеры» общения, повышения мотивации на психологическую работу с ними. Начинается занятие с установления доверия: работа в парах на стекле с помощью манки различных цветов. Согласно инструкции воспитателям необходимо взаимодействовать с партнером, не разговаривая с ним и не глядя ему в глаза. Языком общения в данном случае выступает манная крупа, цвет которой каждый участник выбирает сам. Затем предлагается создать совместную композицию, используя различные крупы. Занятие позволяет воспитателям переключиться,

ж. тЯШШШтт^ / ■к 1 • *'

' . т / В 1 г - 1

ш

Ч ■ г» '

ШЕ

ш

«выити из режима долженствования», «побыть в позиции ребенка», сплотиться с коллегами из других структурных подразделений, получить позитивный заряд бодрости и оптимизма.

Творческая мастерская «Белый танец в начале оттепели» - это неповторимая атмосфера по созданию на листе аракала уникальной композиции из разнообразных художественных и поделочных материалов только белого цвета. Педагогам предлагается стать хореографами собственного танца. Танец здесь выступает в качестве метафоры. Участники «приглашают на белый танец» образы собственных непроработанных чувств, мыслей, событий, трудностей, «вытесненных проблем», отношений... В процессе арт-тера-певтической работы происходит трансформация как образов рисунка танца, так и чувств участников. Особо хочется отметить возможности техники в раскрытии творческого потенциала участников, отметить оригинальность и самобытность представленных работ.

На творческой мастерской «Ресурсы на кончиках пальцев» педагоги и воспитатели обсуждали психологические риски профессии педагога, знакомились с техникой «Живопись шерстью» - создавали картины из непряденой овечьей шерсти -

самого теплого и экологичного природного материала, который дает широкий спектр тактильных ощущений. Шерсть согревает, успокаивает, дает энергию и наполняет силой через кончики пальцев. Осваивая работу с этим уникальным природным материалом, выполняя микс живописи шерстью и коллажа, педагогам и офицерам-воспитателям удалось получить точки доступа к своим ресурсам, улучшить эмоциональное самочувствие, позитивно настроиться на успешную профессиональную деятельность.

Хочется отметить еще один вид работы, используемый авторами с целью психологического просвещения педагогов и воспитателей, развития у них позитивного мышления - арт-терапевтические творческие акции, которые проводятся ежегодно в День учителя. Педагогам предлагается сделать спонтанный выбор из коллекции позитивных аффирмаций, оформленных средствами арт-терапии. Данные акции имеют у педагогов живой отклик.

Практическая апробация программ арт-терапевтических занятий педагогов-психологов проходит как на базе УГСВУ, так и в других педагогических сообществах. Инновационный опыт представлен педагогами-психологами как через публикации, так и посредством проведения различ-

ных форм презентаций инновационной практики: 21.04.2017 г. на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика реализации тендерного подхода в образовании» (г. Москва, Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ) в форме мастер-класса «Гармонизация личностного развития средствами АртСинтезТерапии (из опыта реализации тендерного подхода в образовании)»; в рамках программы Межрегионального педагогического молодежно-взрослого научно-практического сбора «СИНТЕЗ-ШКОЛА» проведены 23.09.2016 г. мастерская «Белый танец доверия» и 12.10.2018 г. фелт-мастерская «Правда о себе и для себя» в технике «Живопись шерстью», которые вызвали эмоциональный отклик и живой интерес у представителей делегаций различных регионов РФ; 04.03.2018 г. на V открытом региональном съезде волонтеров «Сокровище нации» авторами проведен мастер-класс «Ресурсы на кончиках пальцев».

В заключение хочется сделать вывод, что применение передовых методов арт-терапии и арт-педа-гогики востребовано в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны как суворовцами, так и их педагогами. Арт-терапия имеет огромный диагностический, развивающий, психотерапевтический потенциал, что позволяет сделать процесс саморазвития личности каждого участника арт-терапевтического пространства результативным, творческим, безопасным, радостным и успешным. 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. 252 с. Серия «Психологический практикум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.