Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЕННОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / SOCIALIZATION / MILITARY AREA STUDIES / INFORMATION SPACE / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аханова Екатерина Сергеевна, Чертихина Лилия Вячеславовна

В статье представлен материал практической направленности, отражающий опыт работы воспитателей 4 роты Ульяновского гвардейского суворовского военного училища по организации социально-ориентированной деятельности, направленной на создание условий для успешной социализации обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аханова Екатерина Сергеевна, Чертихина Лилия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL QUALITIES CREATING CONDITIONS FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOL (FROM WORK EXPERIENCE)

The article gives the practical focused information containing the experience of the 4th company educators of Ulyanovsk Guard Suvorov Military School representing social-oriented work designed to creating conditions for successful suvorovites’ socialization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

¡il :Ти IJI

E.C. АХАНОВА, У1.В. ЧЕРТИХИНА

E.S.AKHANOVA, L.V. CHERTIKHINA

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

FORMATION OF PERSONAL QUALITIES

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

CREATING CONDITIONS FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOL (FROM WORK EXPERIENCE)

Сведения об авторах: Аханова Екатерина Сергеевна - воспитатель учебного курса Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: akhanova_85@mail.ru);

Чертихина Лилия Вячеславовна - воспитатель учебного курса Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: liliya.chertixina@mail.ru ).

Аннотация. В статье представлен материал практической направленности, отражающий опыт работы воспитателей 4 роты Ульяновского гвардейского суворовского военного училища по организации социально-ориентированной деятельности, направленной на создание условий для успешной социализации обучаемых.

Ключевые слова: социализация, военное страноведение, информационное пространство, преемственность.

Information about the authors: Ekaterina Akhanova - Educator of the federal state government-owned educational institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of the Ministry of Defence of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: akhanova_85@ mail.ru );

Liliya Chertikhina - Educator of the federal state government-owned educational institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of the Ministry of Defence of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: liliya.chertixina@mail.ru).

Summary. The article gives the practical focused information containing the experience of the 4th company educators of Ulyanovsk Guard Suvorov Military School representing social-oriented work designed to creating conditions for successful suvorovites9 socialization.

Keywords: socialization, military area studies, information space, continuity.

Говорят, что человеком рождаются, а личностью становятся. Процесс становления и развития личности осуществляется в ходе социализации. Социализация - процесс становления личности, приобщения индивида к культуре, освоения (и переработки) норм, ценностей, ролей,

присущих данному обществу, социальной группе. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Агенты социализации, ответственные за приобщение обучающихся к культурным нор-

мам и социальным ценностям, и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, осуществляют передачу знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил социального поведения.

Модель социализации определяется тем, каким ценностям

;*р! 1 -f, 1 т Д-i 1 [ill

1 Ji] г1 il i]j}: |

## Ни один наставник не должен забывать, что его главней-С С шая обязанность состоит в приучении воспитанников к ^ ^ умственному труду и что эта обязанность более важна,

нежели передача самого предмета».

привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В суворовском училище уделяется особое внимание патриотическому воспитанию и военно-профессиональной ориентации. В условиях регламентированного распорядка дня суворовцев важно, чтобы процесс воспитания сопрягался с повседневной жизнедеятельностью обучающихся.

Целью Программы воспитания и социализации роты является создание для обучающихся условий, направленных на:

• формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие ценности;

• развитие творческого мышления, высокой социальной активности, потребности в постоянном самообразовании, самосовершенствовании, самореализации;

• формирование профессиональных военных качеств, способности принимать решения самостоятельно;

• формирование положительной гражданской позиции;

• воспитание патриотизма и национального самосознания российского гражданина.

Первичная социализация будущих воспитанников осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе, а вторичная - в системе суворовского училища. В училище обучаются ребята из разных семей, разных школ и городов, первоначально им необходимо адаптироваться к новым нормам и правилам, обязанностям суворовцев. Основной задачей педагогического состава роты на первом этапе является сопровождение успешной адаптации первокурсников.

Примером мероприятий по адаптации вновь принятых суворовцев посредством преемственности между обучающимися может служить проект, реализованный воспитателями роты «Быть суворовцем - это значит...»,

который был направлен на установление дружеских взаимоотношений между суворовцами старшего и младшего курсов, выработку активной жизненной позиции у суворовцев и адаптацию к условиям довузовского образовательного учреждения. Данное мероприятие является традиционным в училище. Суворовцы старшего курса рассказывают об учебно-воспитательном процессе в училище, делятся своими личными воспоминаниями о жизни в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище (далее УГСВУ), старшекурсники демонстрируют свои творческие таланты (читают стихи и рэп, совместно исполняют известные песни).

На первом курсе воспитателями учебного курса проводилось внеурочное мероприятие «Мир - это МЫ!», в котором были задействованы преподаватели и суворовцы. Целью данного мероприятия являлось создание неформальной обстановки между педагогическим составом и суворовцами роты для положительного эмоционального общения и взаимодействия. В ходе работы совместные команды педагогов и воспитанников выполняли творческие задания, что способствовало развитию культуры дружеских взаимоотношений с ровесниками и взрослыми и формированию коммуникативных навыков.

Суворовцы с удовольствием принимают участие в патриотических мероприятиях. Так, в конце первого года обучения воспитанники стали призерами всероссийского конкурсного проекта компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом»,

К.Д.Ушинский

в котором представляли учебное заведение посредством электронной презентации, где суворовцы рассказали об истории училища и современности.

В качестве реализации военной составляющей на 2 курсе было проведено мероприятие «Герб моего взвода», направленное на сплочение коллектива. Суворовцы, успешно реализовав проекты, решили объединиться и создать вымпел роты. Подобная проектная работа способствовала формированию у ребят чувства гордости и ответственности за принадлежность к легендарному учебному заведению.

Развитие условий для успешной социализации обучающихся происходит через формирование информационного пространства в роте. Результатом работы является создание авторской ме-диатеки, в которой представлены фильмы «Математическая шкатулка» (2014 г.), «Мы встречаем...» (2015 г.), документальный фильм «От суворовской жизни до судьбы в кинематографе» (2016 г.), музыкальный клип, посвященный 25-летию училища (2016 г.), книга-альбом «Summer linguistic school "EUROCLUB" in Ryazan Airborne Academy» (2017 г.).

Система обучения в суворовском военном училище не защищает от негативного воздействия средств массовой информации. Поэтому воспитательные мероприятия направлены на то, чтобы развить у суворовцев умение анализировать и критично оценивать информацию. Для этого в роте введен информационно-познавательный классный час «Новости за неделю» с элементами дискуссии, на котором суворовцы не просто представляют события,

- А |

Ш

происходящие в стране и мире, но и учатся анализировать информацию, аргументированно отстаивать свою точку зрения и адекватно воспринимать мнения сверстников и педагогов, воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, учат суворовцев правильно реагировать на происходящие в мире и политике события; грамотно оценивать военную и политическую обстановку; создают условия для того, чтобы суворовцы могли принимать активное участие в обсуждении и анализе важных политических и военных событий.

Несомненно, будущий офицер Российской армии должен быть всесторонне развитой личностью. Для компетентного офицера огромное значение имеет умение работать с информацией, поэтому в ходе проведения внеклассных мероприятий, классных часов, индивидуальных бесед воспитатели учат суворовцев точно и ясно формулировать и кратко излагать свои мысли, логично строить высказывание.

В соответствии с характером современных войн и средств вооруженной борьбы, потребностями Вооруженных Сил, включение основ военного страноведения в мероприятия воспитательного характера становится все более актуальным. Военное страноведе-

ние находится в последнее время под пристальным вниманием на уровне Министерства обороны. Оно представляет собой часть военной географии, которая рассматривает с военной точки зрения географическое и стратегическое положение конкретной страны относительно других стран, ее природные условия и ресурсы, общественный и государственный строй, структуру и уровень развития экономики. Знакомство с военным страноведением помогает суворовцам получить информацию о военной мощи и военном потенциале отдельных стран. Особое внимание уделяется выявлению тех моментов, которые укрепляют или, напротив, ослабляют могущество страны, особенно в военное время.

От знаний и осведомленности в области военного страноведения во многом зависит успех суворовцев в старших классах, когда они приступают к изучению военного страноведения на иностранном языке, а впоследствии и в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, где эти знания приобретают особую значимость.

При включении элементов военного страноведения в мероприятия воспитательной направленности у суворовцев не только расширяется словарный запас

в области военной терминологии, военного дела, но и происходит глубокое понимание своего патриотического долга, формируется чувство преданности Родине.

Особое внимание в этой связи в процессе социализации суворовцев уделяется развитию иноязычной коммуникативной компетентности. В рамках летней лингвистической школы «Евроклуб» УГСВУ воспитателем 4 роты совместно с преподавателем на базе Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова (далее РГВВДКУ) была дважды организована работа отряда «Парни особого рода...», в состав которого вошли суворовцы 4 роты, имевшие особые успехи в изучении английского языка и других гуманитарных наук. Для работы была составлена авторская программа, соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и Программам общеобразовательных учреждений по иностранным языкам, а также «Концепции совершенствования лингвистической подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации». В рамках работы данного объединения суворовцы приняли участие в различных мероприятиях. Воспитанники посетили 31-ю отдельную десантно-штурмовую бригаду, музеи РГВВДКУ и города Рязани, организовали и провели вечер вопросов и ответов с курсантами и командованием РГВВДКУ и др. Особое внимание было уделено ежедневным аудиторным и внеаудиторным занятиям по английскому языку, суворовцы начали изучать второй (арабский) язык. Обязательным в ходе работы отряда было проведение занятий по основам военного перевода по теме «Вооруженные Силы Российской Федерации».

Проведенные мероприятия способствовали расширению общего и лингвистического кругозора суворовцев, обогащению запаса военной терминологии, воспитанию толерантного отношения к другим культурам, формированию умений взаимодействовать друг с другом, развитию способности оценивать своеобразные культурные элементы и традиции.

В рабочей Программе воспитания и социализации обучающихся роты особое внимание уделено патриотической работе, которая способствует формированию у суворовцев:

• осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

• адекватного реагирования на происходящие в мире и политике события; правильного оценивания военной и политической обстановки, событий, связанных с вооруженными конфликтами;

• навыков диалогической и монологической речи.

Процесс патриотического воспитания суворовцев в училище невозможен без передачи подрастающему поколению информации об истории военных традиций, наследии Российской армии. В роте организуются встречи с ветеранами войн. Данное направление наиболее эффективно удается реализовывать через участие суворовцев в проектно-ис-следовательской деятельности, важную роль при этом играет тесное сотрудничество с городской и областной библиотеками. Результатом реализации данного направления становятся конкурсные работы, занимающие призовые места: «Я - легенда» (о прадедах-участниках Великой Отечественной войны), «Роль полкового священника в религиозно-просветительской деятельности в период Русско-японской войны», «Изучение семейного архива А.П. Плотникова» (доку-

менты 1917-1922 годов), «Особенности личности воина-десантника (на примере Героев Свири, личности В.Ф. Маргелова и современных десантников)».

С целью содействия расширению кругозора обучающихся, формирования уважительного отношения к истории, традициям учебного заведения, расширения представлений о героическом прошлом училища воспитатели совместно с суворовцами в 2017 году начали работу над проектом-исследованием «От Симбирской военной гимназии к Ульяновскому гвардейскому», по итогам которого планируется выпуск Книги памяти, посвященной выпускникам-героям легендарного училища.

Изучение исторических архивных семейных документов способствовало организации участия роты в международной общественной акции «Бессмертный полк». Суворовцы и воспитатели ежегодно принимают участие в данной акции с 2016 года.

Участие в патриотических акциях способствует объединению суворовцев и педагогов, формированию активной жизненной позиции у подростков, стремлению служить, защищать свою Родину.

Таким образом, проведение воспитателями организованной социально-ориентированной

работы направлено на формирование условий для успешной социализации обучающихся. В современных условиях военный специалист должен обладать не только военно-специальными знаниями, но и умением адекватно оценивать современную картину мира, критично воспринимать информацию. Воспитание толерантного отношения к культурам, нормам, ценностям, принятия особенностей культур государств мира, формирование правил социального поведения, профессиональных военных качеств, высокой социальной активности - все это важные составляющие деятельности воспитателя в процессе социализации обучающихся. 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Гелиос АРВ, 2000.-229 с.

2. Социализация личности. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfiles. net/ preview/1805787/, свободный.

3. Военное страноведение. Пограничный словарь. Ви-киЧтение. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slovar. wikireading. ru/3219152, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.