ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ОСУЩЕСТВЛЯЕМ МЕЧТУ
ШКИРКОВ
Владимир Фёдорович
родился 22 июля 1955 года в селе Талое Ирбейского района Красноярского края . В 1976 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище. Проходил службу в Воздушно-десантных войсках.
В 1976 году - заместитель командира парашютно-десантной роты по политической части в Среднеазиатском и Туркестанском военных округах, затем заместитель командира парашютно-десантного батальона по политической части . В 1988 году окончил Военно-политическую академию им . В.И . Ленина . В 1988-1990 гг. - заместитель командира полка по политической части
В 1990-1991 гг. - заместитель начальника политического отдела по политической части . В 1991-1998 гг. - начальник политического отдела по политической части . В 1998 году - начальник политического отдела парашютно-десантной дивизии В 2002 году уволился из Вооружённых Сил с должности члена военного совета - начальника отдела воспитательной работы сухопутных и береговых войск Балтийского флота . После увольнения работал в администрации Ульяновской области начальником департамента внутренней политики Участник боевых действий . С 8 июня 2009 года - начальник Ульяновского гвардейского суворовского военного училища .
О единственном в своём роде довузовском учреждении Минобороны России — Ульяновском гвардейском суворовском военном училище — в канун 30-летнего юбилея училища рассказывает его начальник кандидат педагогических наук, гвардии полковник запаса В.Ф. ШКИРКОВ, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Дружбы. Начальник училища высшей квалификационной категории. Член редколлегии журнала «Вестник военного образования».
Отечественной войны училище осуществило 52 выпуска, подготовив 9860 офицеров-танкистов. Торжества начались с открытия памятной стелы Героям-выпускникам УГВТКУ и отдания им воинских почестей. Из рук Председателя Российского Союза ветеранов генерала армии Михаила Алексеевича Моисеева тридцать пять лучших суворовцев получили памятные знаки «Юный защитник Отечества». Весь коллектив был вовлечён в мероприятия празднования, и наши усилия были отмечены на самом высоком уровне: училище заслужило благодарность Президента России В.В. Путина.
Безусловно, главное направление деятельности всего личного состава училища - это обеспечение высокого качества образования наших воспитанников. И показатели за последние 3 года у нас весьма достойные. В этом году на государственной итоговой аттестации средний балл по русскому языку, например, на 5 баллов выше, чем 3 года назад, математике - на 10 баллов, по биологии - на 11,5. Высок процент ребят, сдавших экзамены более чем на 80 баллов. В два раза увеличилось количество сдавших экзамен более чем на 90 баллов. Есть и стобалльник по информатике.
На данный момент училище в полном объёме обеспечено педагогическими кадрами соответствующей квалификации и уровня образования. На высшую и первую квалификационную категории аттестованы почти 90% преподавателей, из них на высшую квалификационную категорию - 71%. Два кандидата педагогических наук в руководстве,
- Владимир Фёдорович, последняя наша встреча произошла в конце 2018 года. Что нового произошло в училище за прошедшее время, в особенности учитывая то, что наш разговор проходит накануне 30-летия УГСВУ?
- Особым событием в жизни нашего училища стал столетний юбилей Ульяновского гвардейского высшего танкового командного училища, преемником которого мы являемся. Неразрывная связь поколений преподавателей уже более двух веков позволяет выпускать из стен нашего учебного заведения истинных защитников земли русской. И как символ этой преемственности в строю несут три знамени - Симбирского кадетского корпуса, танкового высшего командного и суворовского военного училищ. Суворовцы помнят, что из стен этого уникального в своём роде учебного заведения вышли 107 Героев Советского Союза, 9 Героев России. Только за время Великой
10 - среди педагогических работников, 3 Заслуженных учителя РФ, 17 почётных работников общего образования, 1 отличник народного просвещения РСФСР, 21 работник награждён почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. В училище продолжают педагогическую деятельность 38 ветеранов труда. Функционировать в режиме стабильности, сохранять и развивать традиции коллективу позволяет высокая доля преподавателей и воспитателей, работающих в училище со дня открытия (около 30 %), а обновление коллектива происходит за счёт привлечения молодых кадров в возрасте до 30 лет (до 6 %).
Отдельно мне хотелось бы отметить работу наших педагогов-психологов. Психологическая служба училища осуществляет содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, способствует сохранению и укреплению их психологического здоровья на всех этапах обучения в училище. Мало того, наши суворовцы систематически принимают участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах по психологии и добиваются значимых результатов. Только зимой 2019 года наши воспитанники получили дипломы победителей в конкурсе «Психология без границ» и дипломы призёров в опНпе-конкурсе по основам психологии, ещё один победитель у нас в Международном молодёжном чемпионате по психологии и 1 место в городе, 3 место в регионе в Молодёжном предметном чемпионате по психологии Центра развития одарённости. А в мае того же года у нас появились победитель и лауреат Всероссийского конкурса по психологии «В контакте», организованного Центром дистанционного творчества «Индиго».
Система непрерывного образования в училище отвечает происходящим в системе образования изменениям, адекватна новым образовательным реалиям. Все педагогические работники училища за последние 3 года прошли обучение
по дополнительным профессиональным программам (по направлениям подготовки ФГОС ОО). Кроме того педагоги повышают квалификацию и в форме дистанционного обучения. В училище сложилась система методического сопровождения профессиональной деятельности педагогического коллектива через спланированные на основе анализа затруднений педагогов методические занятия, инструкторско-методиче-ские занятия, которые проводят методисты училища. Они направлены на обеспечение педагогов училища современным технологическим инструментарием для эффективной работы по достижению планируемых результатов, а также на снятие затруднений педагогов по вопросам реализации инновационных образовательных технологий обучения и воспитания, организации исследовательской деятельности обучающихся, реализации здоровьесберегающих технологий. Особое внимание в сложившихся в последнее время условиях уделялось организации дистанционного обучения. Лабораторией технических средств обучения проведены методические занятия по повышению качества и результативности образования средствами компьютерных программ и интернет-ресурсов при организации дистанционного обучения, методике организации дистанционного урока на платформе Zoom,
использованию технических средств обучения в деятельности воспитателя. Пристальное внимание было уделено приёмам, методам, технологиям в аспекте дистанционного обучения, как, например, создание тестов в Google-формах. Часть мероприятий проводилась в дистанционном формате. В процессе организации использования преподавателями училища электронного обучения и дистанционных технологий проводились ежедневные консультации преподавателей и воспитателей по работе в программе Zoom.
Свою квалификацию наши педагоги успешно подтверждают в рамках профессиональных конкурсов, в том числе в конкурсе «Педагог года МО РФ». На протяжении всей истории этого конкурса в номинации «Воспитатель года» наши участники неизменно оказывались в числе победителей или призёров.
- В училище особое внимание сегодня уделяется внеурочной деятельности суворовцев. Как она построена и что привносит в учебно-воспитательный процесс?
- Структура внеурочной деятельности в училище в целом как в других образовательных учреждениях. Пожалуй, здесь наше отличие в том, что ведущими направлениями мы для себя определили общеинтеллектуальное и спортивно-оздоровительное направления. Первое позволяет нам
формировать навыки не только проектной, но и, что особенно важно, исследовательской деятельности суворовцев. А это позволяет достигать хороших результатов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, марафонах. Чего стоят одни названия исследовательских работ наших суворовцев: «Информационные технологии в Вооружённых Силах РФ», «Зависимость баллистических характеристик снаряда от условий среды», «Королевская гвардия как часть Британского государства», «Искусство обмана» Кевина Митни-ка: руководство по компьютерной безопасности или по компьютерным преступлениям». Вообще у нас накоплен немалый опыт в организации исследовательской деятельности суворовцев, и мы успешно делимся им с коллегами: в декабре 2019 года в училище состоялась конференция-вебинар для педагогов довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации по теме «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время: опыт, результаты, перспективы». Кроме педагогов Ульяновского ГСВУ в работе видеоконференции приняли участие преподаватели Тульского суворовского военного училища, Омского кадетского военного корпуса, Уссурийского суворовского военного училища. Что же касается второго направления, то оно помогает реализовать военную составляющую, например, в таких объединениях, как «Плавание», «Самбо», «Армейский рукопашный бой», «Стрельба пулевая», «Юный десантник».
В феврале-марте 2019 года училище стало организатором дистанционного конкурса методических разработок занятий по внеурочной деятельности педагогических работников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. На конкурс поступило 226 методических разработок из 25 довузовских образовательных организаций Министерства
обороны Российской Федерации. Педагоги УГСВУ представили на конкурс 18 работ, 10 из которых стали призовыми. По итогам конкурса подготовлен сборник лучших работ (победителей и призёров конкурса).
- У вас работает лаборатория инновационных образовательных технологий. Это что - погоня за модой или реально приносящая результат структура? Можно ли уже увидеть какие-то новые методические разработки, предложенные вашей лабораторией?
- Основная задача лаборатории - внедрение современных образовательных технологий в жизнь училища. Это и обучение педагогов новым методикам, и методическое сопровождение исследовательской деятельности суворовцев. Вот вам конкретный пример. В августе 2021 года прошёл Международный военно-технический форум «Ар-мия-2021», на котором в рамках экспозиции «Военное образование -передовые технологии и цифровая трансформация» был представлен экспонат, разработанный и представленный суворовцем Бунчеевым, -программно-аппаратный комплекс «ТРОПА 2.0», предназначенный для контроля действий парашютиста-десантника с момента отделения от самолёта до приземления. Это показатель эффективности практически ориентированного образования. Лаборатория тесно взаимодействует с научными работниками вузов -Рязанским гвардейским высшим воздушно-десантным командным училищем (военным институтом) им. генерала армии В.Ф. Маргело-ва; Ульяновским государственным университетом; педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова; Ульяновским государственным техническим университетом; Ульяновским государственным аграрным университетом им. П.А. Столыпина - и промышленных предприятий Ульяновска - с механическим заводом идёт взаимодействие в области робототехники, заключен договор о сотрудничестве с Ульяновским кон-
структорским бюро приборостроения «Утес» - и организует на основе этого сотрудничества исследовательскую деятельность наших воспитанников.
- Помимо Олимпиады школьников 2020-2021, в которой принимают участие ваши воспитанники, в каких ещё всероссийских и региональных конкурсах и программах принимают участие суворовцы и какие у них успехи?
- Я даже больше скажу: в период пандемии в 2020 году суворовцы дистанционно принимали участие в пригласительном школьном этапе Всероссийской олимпиады, организованном Образовательным фондом «Талант и успех» на платформе центра «Сириус». Тур проходил по шести дисциплинам: математике, информатике, физике, химии, биологии и астрономии. Статус победителей и призёров получили 25 человек, в том числе 11 человек по математике, 3 по информатике, 7 по физике, 2 по химии, 2 по биологии.
А на Всеармейской олимпиаде по географии в 2020 году у нас общекомандное второе место.
Конечно, нам есть чем гордиться и в 2020-2021 учебном году: в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников суворовцы заняли 31 призовое место практически по всем изучаемым предметам.
Традиционным стало ежегодное участие в многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда». В 2021 году 12 человек стали победителями, 50 суворовцев награждены дипломами призёров. Во Всеармейском конкурсе по программированию «Инфотехквест» третий год подряд суворовцы показывают высокие результаты: в 2021 году Судаков Дмитрий стал призёром конкурса, а Белобородов Андрей - победителем в номинации «Молодые кодеры». Эти же ребята стали победителями профессионального конкурса Ульяновского государственного университета по программированию.
Суворовцы - активные участники городских и региональных робототехнических фестивалей,
где стабильно показывают высокие результаты. В городском фестивале юных изобретателей в номинации «Робототехника» в общей сложности
5 призовых мест, включая первое, в открытых городских соревнованиях по робототехнике, посвящён-ных 60-летию полёта Ю.А.Гагарина в космос, - четыре. В региональном фестивале «УлРОБОФЕСТ» приблизительно столько же в творческой категории с работами «Электронный замок для стрелкового оружия» и «Катер с электромагнитным торпедным аппаратом». В региональной выставке-конкурсе технических работ «Техноград-2021» в номинации «Стендовое моделирование» суворовцы Димитриев Ефим и Савин Артём стали призёрами.
К значимым результатам прошедшего учебного года можно также отнести и победу команды училища в Открытом чемпионате Ульяновской области среди команд школьников по играм «Что? Где? Когда?». Кроме того, команда заняла 2 место в «Брейн-ринге» по теме «География».
- С каким чувством ждут суворовцы 10-го класса прыжков с парашютом? Что даёт им это непростое испытание и может ли пригодится им в будущем?
- Хочу подчеркнуть, что десантная подготовка в целом и прыжок с парашютом в частности - это особая проверка на прочность. Честно говоря, мне сложно сказать, что ребята переживают перед прыжком. Тут возможны и волнение, и тревожное ожидание... Этими эмоциями мало кто готов поделиться. А вот о том, что суворовцы чувствуют во время прыжка и после его совершения, можно говорить с полной определённостью, потому как они сами не раз
06 этом рассказывали. Здесь у них смешанные чувства: страх и радость одновременно, гордость за себя и своих товарищей, ощущение красоты нашей Родины, чувство притяжения и свободного падения, а главное - после прыжка появляется уверенность в себе, вера в свои возможности и желание повторить ещё и ещё. Ду-
маю, даже для тех, кто не вольётся в ряды Воздушно-десантных войск, этот опыт останется одним из самых поучительных и радостных.
- Какие предпочтения существуют у ваших воспитанников при поступлении в высшие учебные заведения?
- Если вести речь о командных училищах, то тут, конечно, в приоритете у нас Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. Из вузов технического направления я бы выделил Санкт-Петербургские вузы - академию связи, военный инженерно-технический университет и Михайловскую военную артиллерийскую академию. Ещё, пожалуй, особо востребованы нашими выпускниками Московский военный университет и Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского. Без сомнения, это не исчерпывающий список, но у наших суворовцев в предпочтении именно эти вузы.
- Есть люди, которые склонны сомневаться в перспективности образования в суворовских училищах. Что можете ответить скептикам?
- Должен вам сказать, что рассуждать о том, что даёт мальчишкам обучение в суворовском училище, пожалуй, в праве только те, кто сам прошёл через эту школу и знает обо
всём не понаслышке. В этом смысле показательны воспоминания наших выпускников разных лет. У одного из них даже есть книга «По лестнице в небо», где он описывает нелёгкий быт суворовцев 90-х. Так вот там он пишет, что по окончании учёбы суворовцы «с нежностью вспоминают об училище, любовно называя его "кадеткой"»! Ведь училище даёт не только знания, опыт совместной жизни, построения отношений. Здесь рождается настоящее мужское братство. Мальчишки пробуют себя в качестве командиров уже в процессе учёбы. Они самостоятельны, дициплинированны. Процесс образования в суворовских училищах способствует появлению особых дружеских связей, физической закалке, формирует привычки, без которых не обойтись в жизни. Я не буду утверждать, что учёба в суворовском училище - это легко и просто. Здесь многого требуют от ребят, но и получают они немало. Училище реально готовит юных защитников к будущей службе, особенно отмечают это ребята, продолжающие обучение в военных вузах. Многие из них называют период учёбы в училище самыми счастливыми годами жизни.
Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива училища