II
ЛШЁ.
УЧЕБА В СВУ -НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ ДУХОМ!
РЭЦОЙ
Анатолий Дмитриевич
родился 2 февраля 1959 года в селе Думены Братушанского района Молдавской ССР.
В 1982 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище. Затем назначен на должность заместителя командира роты по политической части в Забайкальский военный округ.
В1987 году - командир роты переменного состава дисциплинарного батальона, Московский военный округ.
В 1988 году - заместитель командира отряда СпН по политической части, Московский военный округ.
С 1989 по 2010 год проходил службу в должностях заместителя командира отряда СпН, начальника физической подготовки и спорта бригады СпН, командира отряда СпН, заместителя командира бригады СпН в Восточном военном округе.
В 2007 году окончил Общевойсковую академию Вооруженных Сил Российской Федерации по специальности «Управление воинскими частями и соединениями».
С мая 2010 года возглавляет Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
Участник боевых действий в Республике Чечня в 2000-2003 годах.
О новых формах работы с воспитанниками, методической подготовке педагогов рассказывает нашим читателям начальник Уссурийского суворовского военного училища полковник запаса А.Д. РЭЦОЙ, кавалер двух орденов Мужества.
юношеские организмы, учитывая то, что помимо общеобразовательных предметов у них есть еще и военные, серьезно они занимаются физической подготовкой?
- Соглашусь, что обучение в суворовском военном училище не для слабых духом. Но образовательная программа училища построена с учетом возрастных особенностей. На период адаптации первокурсников мы прилагаем все усилия для того, чтобы юные суворовцы влились в коллектив училища. И за годы моего руководства ни один первокурсник не ушел из училища из-за нежелания учиться. На протяжении всех семи лет обучения с воспитанниками работают педагоги-психологи, педагоги-организаторы, медики, которые контролируют весь процесс работы и, при необходимости, оказывают помощь и нивелируют индивидуальную образовательную траекторию.
- А каково Ваше мнение о педагогическом составе училища?
- В УссСВУ сложился уникальный педагогический коллектив, основную часть из которого составляют педагоги-мужчины (все воспитатели и около 20% преподавателей). В основном это офицеры запаса, имеющие высшее педагогическое образование или прошедшие профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика». Из них - 4 кандидата наук, 27 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 42 - первую категорию, 8 педагогов - Почетные работники общего образования РФ.
- Анатолий Дмитриевич, в декабре училищу исполнилось 75 лет. Какие знаменательные исторические вехи чтут и приумножают в СВУ?
- Одно из главных событий в истории Уссурийского суворовского военного училища - это перевод из Курска на Дальний Восток. В память об этом на территории училища установлена специальная арка. В прошлом году этому событию исполнилось 60 лет. Дата тесно связана с образованием суворовских училищ в 1943 году.
Что касается традиций, то главная, как я считаю, заключается в том, что в День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне суворовцы нашего училища участвуют в парадах сразу трех городов: Хабаровска, Владивостока, Уссурийска. На сегодняшний день мы единственное довузовское общеобразовательное учреждение, готовящее четыре парадных расчета.
- Как справляются с учебными нагрузками неокрепшие
фессиональное самоопределение суворовцев. И наличие в коллективе педагогов с боевым опытом -немаловажный фактор успешной реализации данных программ. Их опыт важен не только с целью формирования навыков начальной военной подготовки, но и в плане воспитания духовно-нравственных качеств будущих офицеров Российской Армии. Внедрение в образовательный процесс военной составляющей происходит через совместную работу преподавателей, воспитателей и педагогов дополнительного образования, и личный боевой опыт педагогов помогает связать воедино теорию и практику, осознать воспитанникам те или иные события в истории нашей страны не только через призму учебника, но и через общение с участниками этих событий.
- Удовлетворяет ли вас, весь профессорско-преподавательский состав та учебно-материальная база, которая существует сегодня в училище? Что необходимо усовершенствовать или создать, чтобы не отставать от требований современности?
- Что касается учебно-материальной базы училища, то, согласно Программе развития училища и Дорожной карте, утвержденной Министром обороны РФ, в училище проводятся работы по ремонту
номинации «Дебют года», педагог-психолог Нонна Владимировна Алексанянц в номинации «Лучший педагог-психолог», преподаватель кафедры китайского языка Сергей Леонидович Уткин в номинации «Педагог-новатор».
Принимаем участие и в муниципальных конкурсах. Так преподаватель китайского языка Роман Анатольевич Артемов стал призером профессионального конкурса «Педагог года-2015» Уссурийского городского округа.
- Насколько важно для вас наличие в училище воспитателей и педагогов с боевым опытом? Как используется этот опыт в подготовке суворовцев?
- В училище реализуются программы предпрофильной и профильной подготовки, которые ориентированы на военно-про-
Интересен для наших педагогов конкурс «Педагог года общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации». В разные годы наши представители становились призерами конкурса. Так, педагоги дополнительного образования Александр Леонидович Мезенцев и полковник запаса Сергей Юрьевич Герасимов стали призерами в номинации «Лучший педагог дополнительного образования», офицер-воспитатель майор запаса Сергей Викторович Бражников стал победителем в номинации «Воспитатель года». Призерами становились преподаватели кафедры английского языка Мария Александровна Буря и Анастасия Николаевна Косьяненко в
имеющихся зданий и строительству новых объектов. В 2017 году введен в эксплуатацию новый спортивный комплекс «Старт».
В планах реконструкция старого спортивного зала под учебный корпус, строительство крытого бассейна с четырьмя дорожками на 25 метров, крытой ледовой арены и других объектов, необходимых для реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями.
- Воспитанники вашего училища изучают один из самых сложных, по общему мирово-
му признанию, иностранный язык - китайский. Насколько успешно продвигается обучение, и существуют ли у вас какие-либо оригинальные инновационные методики по изучению китайского языка?
- С учетом географической особенности расположения училища, в 1978 году в учебный план был введен второй иностранный язык - китайский. Преподавание китайского языка как второго иностранного проводится на протяжении 40 лет. В зависимости от года обучения, 30-80% выпускников
сдают международный квалификационный экзамен по китайскому языку и получают сертификаты международного образца. С 2012 года проводится эксперимент по изучению одним из взводов (классов) параллели (курса) китайского языка как первого иностранного. В 2019 году выпускники 6 роты впервые смогут принять участие в сдаче ЕГЭ по китайскому языку.
Для изучения китайского языка нашими преподавателями под руководством Сергея Леонидовича Уткина разработаны традиционные и электронные учебники и учебные пособия, которые используются в процессе обучения как первому языку, так и основам военного перевода в 10-11 классах. Наши преподаватели постоянно повышают свою квалификацию на базе Института Конфуция ДВФУ, в Китайской Народной Республике и делятся своим опытом, наработками с коллегами из других довузовских общеобразовательных организаций МО РФ.
- Проанализируйте результаты ваших воспитанников в ежегодных соревнованиях и конкурсах, которые проводятся среди довузовских образователь-
( ■ 1 и -Г-1 1
* ! 1 ■ с Г 1 ! 1 1
11 ИЬ х
ла моя идея. Все-таки я полковник воздушно-десантных войск, хотя и в запасе. В 2013 году преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и основ военной подготовки Сергей Юрьевич Герасимов подбросил мне эту идею. Он разработал дополнительную образовательную программу «Наука побеждать», которую реализует уже пять лет.
Ребята изучают устройство и работу десантных парашютов, правила их укладки для совершения прыжка. Суворовцы 10 классов с большим интересом относятся к изучению одной из составляющих раздела военной подготовки и с нетерпением ждут совершения парашютного прыжка. К делу они относятся с большой ответственностью, отрабатывая элементы прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного городка, а также поведение в воздухе, в том числе в случае возникновения нештатных ситуаций. Учатся правильно группироваться во время приземления, проходят психологические тренинги. И помнят одно из главных правил: «Небо ошибок не прощает!». К выпуску за плечами ребят по 4-5 прыжков с парашютом.
Чему служит такое испытание? Это стимул, к которому стремится каждый суворовец. После
ных организаций Минобороны России?
- Ежегодно Министерством обороны проводится достаточно большое количество конкурсных мероприятий. Остановлюсь на трех разноплановых конкурсах.
В 2018 году впервые прошли Кадетские игры среди довузовских образовательных организаций. Состязания игр включали пять конкурсов: конкурс-приветствие, интеллектуально-развивающий конкурс «Эрудит», военно-спортивный конкурс «Суворовский марш», конкурс практического мастерства «Кадетский натиск» и смотр-конкурс строя и песни «Строевая выучка». Выйдя в финал, который проходил в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ «Патриот» в подмосковной Кубинке, команда нашего училища из ребят 6 роты (10 классы) заняла 3 место.
Третий год наши ребята участвуют во Всеармейском фестивале любительских короткометражных фильмов «Кадетский взгляд» и третий раз входят в число лучших. Два года становились победителями фестиваля, в этом году у нас «Приз зрительских симпатий» - самая искренняя награда фестиваля за игровой фильм «Проступок».
По результатам II Молодежной научно-технической конфе-
ренции «Юный робототехник» в прошлом году наш суворовец Сергей Ячменев стал победителем в соревнованиях «Программирование в реальном времени».
В фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» мы также ежегодно принимаем участие, демонстрируя высокие результаты в робототехнике и научно-исследовательской деятельности.
- Мы знаем, что суворовцы Уссурийского СВУ совершают прыжки с парашютом. Как столь сложное испытание появилось в учебной программе и чему оно служит?
- Совершение прыжков с парашютом стало доброй традицией в училище. Если честно, то это бы-
' : 1 Л \
М I' 1 1 1 1 1 1 1н
1 ■1 ,'Ш %
прыжка они получают право ношения тельняшки. Не каждый современный школьник может этим похвастаться. Каждый год наши выпускники пополняют ряды курсантов Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища.
- Анатолий Дмитриевич, по отзывам воспитанников, большой популярностью в училище пользуется кружок робототехники...
- Действительно. На занятиях суворовцы приобщаются к научно-техническому творчеству. Они знакомятся с конструированием и программированием роботов, осваивают базовые инженерные навыки, моделирование, учатся применять научно-технические средства при решении различных задач, получают знания о принципах работы сенсоров и сервоприводов. Благодаря занятиям по робототехнике у суворовцев развивается логическое и научно-техническое мышление. Наши суворовцы-«робототехники» неоднократно становились призерами и победителями открытого ведомственного конкурса «Инженеры и изобретатели» среди общеобразо-
вательных учреждений МО РФ. В декабре 2015 года суворовец 2 роты Семен Денежкин стал победителем этого конкурса, в ноябре 2017 года - победу завоевали суворовцы 1 роты Алексей Гордиенко и Александр Белых. А в ноябре прошлого года на научно-технической конференции «Юный робототехник» в Москве уссурийские суворовцы привезли 1 и 3 места.
- Большой ли конкурс в училище и что, по Вашему мнению, прельщает юношей в суворовской учебе и жизни?
- На протяжении семи лет конкурс в училище составляет 3-3,5 человека на место. К нам поступают ребята в пятый класс после начальной школы. В возрасте 10-11 лет мальчишек сложно назвать уже взрослыми юношами, и выбор вместе с ними осуществляют их родители.
И если мальчишек приводит в стены училища ореол военной романтики, то для их родителей главными преимуществами являются дисциплина, качественная подготовка по всем общеобразовательным предметам, возможность усиленно заниматься физической
подготовкой и различными видами спорта, а также большой спектр программ дополнительного образования, в том числе парашютно-десантная подготовка, робототехника, занятия иностранными языками. Все это делает престижным поступление в суворовское военное училище.
Более 70 процентов наших выпускников поступают в вузы Минобороны России. За годы работы училище выпустило около 13 тысяч выпускников.
За отличия в боевых действиях при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан, ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории республик Северного Кавказа, операции по примирению враждующих сторон в Сирийской Арабской Республике 1 выпускник училища удостоен звания Героя Советского Союза, 6 - звания Героя Российской Федерации.
Беседу вели Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ и Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива Уссурийского СБУ