ВАЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
И УКРЕПЛЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ
THE IMPORTANCE OF THE PHYSICAL EDUCATION OF HIGHER STUDENTS EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR ALL-ROUND DEVELOPMENT PERSONALITY AND THEIR HEALTH
Максимова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра общих дисциплин Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
г. Орел, Россия Maksimova Elena Nikolaevna PhD., associate professor department of general disciplines Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management
Оге1, Russia
Алексеенков Андрей Евгеньевич
кандидат технических наук, доцент кафедра общих дисциплин Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
г. Орел, Россия Alekseenkov Andrey Evgenievich PhD., associate professor department of general disciplines Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management
Оге1, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы физического воспитания студен -тов и их мотивации к физкультурно-спортивным занятиям.
Abstract. The article deals with the issues of physical education of students and their motivation for physical culture and sports activities.
Ключевые слова: здоровье, студенты, физическая культура, мотивация, физические упражнения, двигательная активность
Keywords: health, students, physical education, motivation, exercise, physical activity
Физическая культура на сегодняшний день понимается как естественная составляющая общих культурных ценностей, которая представляет собой применение определенных знаний на практике для развития общества как физически, так и интеллектуально. Иными словами, физическая культура - это общественные труды, которые направлены не только на сохранение, но и на укрепление здоровья людей, их психофизическое развитие путем повышения двигательной активности.
В современном мире актуальной проблемой общества является проблема охраны здоровья именно подрастающего поколения. Студенты сталкиваются с мно-
гочисленными факторами, негативно влияющими на их здоровье, например, малоподвижный образ жизни, повышенные интеллектуальные нагрузки, недостаток сна, несбалансированное питание и так далее. Так, неправильный режим дня зачастую приводит к болезням нервной системы и органов ЖКТ, нарушению обмена веществ.
Каждое образовательное учреждение предоставляет великолепную возможность для повышения уровня физического развития и укрепления своего здоровья. Для данной цели необходимо только желание самих студентов, ведь для каждого из них предоставляется возможность бесплатно заниматься в тренажерном зале, пользоваться доступным оборудованием и посещать различные секции, будь то баскетбол, волейбол, футбол или даже танцы. Однако не все студенты проявляют спортивный интерес, поэтому следует сказать о необходимости разработанного алгоритма привлечения учащихся к регулярным занятиям спортом и физической культурой. Немаловажную роль в этом вопросе играет мотивационно-ценностное приобщение личности.
Итак, спортивная мотивация - это такой психологический настрой личности, который основывается на желании достигнуть наиболее высокой степени физической подготовки, выносливости и работоспособности. Интерес к физической культуре и спорту формируется отнюдь не за короткий период времени, это довольно длительный многоэтапный процесс. Начинается все с простейших практических и теоретических знаний, необходимых для осуществления незначительной поставленной цели, а заканчивается глубокими познаниями в области психофизических особенностей человека, осваиванием всевозможных методов физического воспитания, а также непосредственно интенсивными тренировками, позволяющими ставить собственные рекорды в области спорта [2].
Само по себе физическое воспитание - это педагогический процесс, который специализируется на создании благоприятных условий, способствующих совершенствованию физических качеств, разностороннему развитию способностей человека, овладению специальными знаниями о физической культуре и обучению двигательным действиям.
Именно знания и практический опыт, полученные во время занятий физической культурой, формируют определенный кругозор личности в данной сфере и помогают осознать важность физических нагрузок. Владея такими навыками и активно используя их, человек физически совершенствуется, повышает свою выносливость и уровень здоровья в целом.
Групповые занятия способствуют улучшению коммуникационных отношений между социальными и половыми группами, а также могут обладать соревновательно-конкурентными чертами. Желание достичь лучшего результата, опередить соперника в различных состязаниях - мощнейшая мотивация в занятиях спортом. Нельзя не упомянуть о том, что занятия физической культурой позитивно влияют на психическое состояние молодежи, а в особенности студентов: повышение своего достоинства; предупреждение развития стрессовых состояний; снятие умственного и эмоционального напряжения; отвлечение от неприятных мыслей; повышение работоспособности [1].
В целом системная работа по физическому воспитанию студентов должна
строиться на основе учета следующих аспектов:
- необходимо осознание всеми преподавателями важности развития у студентов мотивации к сохранению здоровья юношей и девушек;
- при проведении занятий по физическому воспитанию необходимо уходить от узкопрофильного преподавания физической культуры, а также обращать больше внимания на циклические виды физических упражнений, особенно выполняемых на свежем воздухе;
- следует активно использовать на практике достижения лечебной физической культуры и физической реабилитации.
Для изучения мотивации студентов нами были опрошены пятьдесят студентов третьего курса. Им предлагалось ответить на вопросы, касающиеся непосредственно мотивации к физической культуре и спорту.
Результаты опроса свидетельствуют, что студенты в равной степени затрагивают потребность в самовыражении, в общей спортивной подготовке к жизни и в поддержании здоровья - по 14%. Менее выражено чувство долга (12%) и социальная значимость (10%). Меньше всего внимания уделяется физической потребности и достижению спортивного мастерства (по 8%). А основным мотивом для большинства опрошенных студентов является получение удовольствия от занятий физической культурой и спортом. При этом респонденты отметили, что важно правильно составить план занятий. Выполняемые упражнения не должны быть однообразными, также следует учитывать индивидуальные способности каждого студента, ввиду их различных физических возможностей. Заниженные требования могут ограничить желания и активность личности в физическом развитии, а завышенные приводят к потере интереса в занятиях и снижению самооценки.
Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о необходимости достаточно уделять время индивидуальной работе со студентами в выборе и дозировании физической нагрузки. Только научившись самостоятельно ставить цели и рационально распределять нагрузку, студенты достигнут наилучшего результата в сфере целенаправленной физической активности и не утратят интерес и мотивацию в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература
1. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. Москва : Гардарики, 2008. 366 с.
2. Литвинов С. А. Методика обучения физической культуре. Календарно-темати-ческое планирование : учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 413 с.
References
1. Il'inich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta i zhizn' [Physical culture of a student and life]. Moscow, Gardariki Publ., 2008, 366 p.
2. Litvinov S. A. Metodika obucheniya fizicheskoy kul'ture. Kalendarno-temati-cheskoe planirovanie [Methods of teaching physical culture. Calendar-thematic planning]. 2nd ed. Moscow, Yurayt Publ., 2019, 413 p.