ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ
ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ВУЗА
FORMATION OF MOTIVATION TO PHYSICAL AND HEALTH-IMPROVING CLASSES
OF UNIVERSITY STUDENTS
Ветков Николай Ефимович
заслуженный работник физической культуры РФ, доцент зав. кафедрой физического воспитания Среднерусский институт управления — филиала РАНХиГС
г. Орёл, Россия Vetkov Nikolai Efimovich Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation,
Associate Professor Head Department of Physical Education Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA
Orel, Russia
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики избранного вида спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
г. Орёл, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department of theories and methods of the chosen sport Orel State University named after I. S. Turgenev,
Orel, Russia
Аннотация. Системное совершенствование социально-политических и общественно-экономических отношений в Российской Федерации обусловило усиление интереса государства к обеспечению условий для повышения качества жизни различных слоев населения. При этом важная роль в данном процессе отводится физической культуре индивида как одной из главных составляющих его общей культуры, обеспечивающей эффективное освоение жизненных ценностей, которые являются базовыми факторами социализации личности.
Abstract. The systematic improvement of socio-political and socio-economic relations in the Russian Federation has led to increased state interest in providing conditions for improving the quality of life of various segments of the population. At the same time an important role in this process is assigned to the physical culture of the individual as one of the main components of his general culture, ensuring the effective development of life values, which are the basic factors of socialization of the individual.
Ключевые слова: мотивация физкультурно-оздоровительная деятельность, двигательная деятельность, потребности.
Keywords: motivation for sports and recreation activities, physical activity, needs.
Сущностная характеристика мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Рассматривая физкультурно-оздоровительную деятельность как один из специфических видов двигательной активности человека, справедливо утверждать, что она проявляется в качественном своеобразии ее потребностей и мотивов. Так А. Н. Леонтьев, отмечая тот факт, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов, писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях».
Прежде чем перейти к глубокому анализу мотивов и мотивации, необходимо определить сущностную характеристику понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность», так как данный термин является одним из ключевых в данной дипломной работе.
Физкультурно-оздоровительная деятельность базируется на понятии физической культуры, которая отечественными учеными рассматривается в нескольких аспектах:
- вид общей культуры, качественная сторона творческой деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по само-реализации его духовных и физических способностей в социально значимых результатах, связанных с выполнением им обязанностей в обществе;
- жизненно важные способы и результаты использования людьми своих собственных двигательных возможностей для преобразования своих качеств, способностей, полученных от природы;
- культура двигательной деятельности, целью и результатом которой является достижение физического совершенства через физическое (телесное и духовное) преобразование человека, расширение его двигательного потенциала и двигательного диапазона;
- специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, повышение физической кондиции человека, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности;
- деятельность, направленную на социальное преобразование» тела человека, развитие его физических и духовных сил;
- специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Исходя из вышеизложенного, понятие физкультурно-оздоровительной деятельности непременно связано с двигательной активностью человека, которая направлена на физическое совершенствование и укрепление состояния здоровья. Известно, что в качестве глубинного источника любой формы активности является потребность, а потребность в двигательной активности относится к числу естественных физиологических потребностей человека.
В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах,
необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности.
В настоящее время в науке существует различная классификация потребностей, но самая популярная из всех - это пирамида Маслоу (рис 1.)
Рассматривая пирамиду А. Маслоу в разрезе физкультурно-оздоровительной деятельности, можно установить, что двигательная активность является непременным условием жизнедеятельности человека и вместе с тем универсальным средством удовлетворения всех жизненно важных потребностей. Так, к занятиям физической культурой человека побуждает потребность в двигательной активности (группа физиологических потребностей), потребность в сохранении и укреплении здоровья, (потребностям в безопасности), потребность в общении, повышение телесной привлекательности и развитие физических качеств (потребность во внешнем физическом самоутверждении), повышение профессиональной работоспособности и творческого долголетия (потребность в самоактуализации).
[10ТРЬЬН(.>СТЬ В САМиЧКТУАЛЮАЦИИ
/ реализация своих \ / целей, способностей, \ / развитие собственно» \ > / лпчнсчгтп \ /
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ:гармония, поряД™, крои
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ знать, уметь, шништь, исследовать
ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ (ПОЧ1 ПА НИН); шм! ктснтостъ, достншеннг уо 1СЫ, признание
ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ' принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимы»!
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ голод, жаждд поюпое влечение и другие
Рис. 1. «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая
человеческие потребности
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становясь внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) - это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная необходимость.
Проблема формирования потребностей и мотивов к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью освещена в работах М. Я. Виленского, А. П. Внукова, М. Е. Кутепова, Н. И. Пономарёва и др.
К. Н. Верховцев в содержание понятия «физкультурно-спортивные потребности населения» включает: потребности-объекты, потребности-состояния, потребности-отношения, потребности-свойства. Потребности-объекты и потребности-состояния относятся автором к первичным физкультурно-спортивным потребностям. Они не обладают реальной побудительной силой для преодоления неблагоприятных условий удовлетворения. Промежуточным звеном в преобразовании потребности-объекта и потребности-состояния в потребность-свойство выступает потребность-отношение. Проявление физкультурно-спортивной потребности как свойства личности характеризует высокий уровень развития физической культуры индивида. Каждый из параметров в содержательном аспекте (объект, состояние, отношение, свойство) является отражением общей структуры физкультурно-спортивных потребностей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Анализ теоретических источников по проблеме мотивации позволил выделить два основных направления в трактовке данного понятия. Во-первых, мотивация рассматривается как система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.). Так, в учебнике Р. С. Немова «мотивация» определяется как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Во-вторых, мотивация рассматривается как процесс, который не только стимулирует, но и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация - это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности.
Таким образом, мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности определяется нами как психическое состояние, которое обусловлено системой факторов, стимулирующих человека к занятиям физической культурой и поддерживающих его физическую активность на определенном уровне.
В структуру мотивации могут входить различные мотивы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, которые, в свою очередь, подразделяются на внутренние процессуальные, внутренние результативные и внешние мотивы.
К внутренним процессуальным относятся следующие мотивы:
- эмоциональная разрядка и снятие психического напряжения;
- эмоционально привлекательная организация свободного времени;
- удовольствие от физической нагрузки;
- улучшение физического самочувствия;
- возможность общения с друзьями, расширение круга знакомых.
Чтобы такие мотивы закрепились и были устойчивыми, занимающийся должен получать удовольствие от занятий (азарт, соперничество, мышечные
ощущения, приподнятость настроения, чувство удовлетворения от выполнения сложных упражнений и от победы) и определенные (планируемые) результаты, достигнуть которые можно в течение длительных и систематических тренировок. Так, А. П. Поварницын подчеркивает, что мотивация выступает как процесс постоянной дифференциации значимого и незначимого в воспринимаемой ситуации поведения и деятельности. Важную роль в этом процессе выполняют эмоции, которые, указывают на значимость окружающего для человека мира, а через это - обусловливают уровень активности, необходимой для удовлетворения личностно значимых потребностей.
К внутренним результативным мотивам относятся мотивы, связанные с потребностью в здоровье и во внешнем самоутверждении (внешняя телесная привлекательность, физическая подготовленность), в создании условий для самоактуализации в сфере профессиональной деятельности в виде профессиональной работоспособности и творческого долголетия. Их специфика заключается в том, что человек получает удовлетворение от непосредственных результатов занятий физической культурой. К внутренним результативным мотивам также относят:
- развитие физических качеств и функциональных возможностей организма;
- повышение телесной привлекательности;
- овладение умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- повышение уверенности в себе;
- повышение нервно-психической устойчивости к стрессу;
Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Укрепление их обусловлено достигаемыми результатами. Формированию таких мотивов в большей мере способствуют занятия в спортивных секциях, где спортивное соревнование является необходимым компонентом.
К внешним мотивам относятся мотивы, удовлетворение которых косвенно связано с процессом и результатами занятий физической культурой. Процесс и результаты этой деятельности привлекательны для человека не сами по себе, а как условие, средство, способ, предпосылка удовлетворения внешней по отношению к физической культуре цели. К таким мотивам относят:
- сохранение и повышение профессиональной работоспособности;
- желание быть модным, не отставать, идти в ногу со временем.
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволяет выделить ряд факторов, способствующих формированию мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности:
1. Повышение функциональных возможностей организма, физического развития и физической подготовленности, обеспечивающие выполнение физкультурно-спортивной деятельности;
2. Увеличение силы внутренних личностно-значимых мотивов;
3. Повышение глубины и полноты знаний психофизиологических закономерностей и механизмов воздействия физкультурно-оздоровительной
деятельности на человека;
4. Овладение способами организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, на формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности влияет также совокупность внешних и внутренних условий.
В качестве внешних могут быть выделены следующие условия: деятельность преподавателя физической культуры или тренера, содержание занятий, методы обучения и развития двигательных качеств, уровень педагогического мастерства преподавателя или тренера, материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы заведения, психологический климат в группе, единство требований педагогического коллектива, а также школы и семьи.
В качестве внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у занимащихся при включении их в организуемые педагогом или тренером занятия физическими упражнениями. Сюда можно отнести: формы взаимодействия и общения с другим человеком; направленность личности.
Литература
1. Белокопытова Ж.А. Основы мотивации в областе физической культуры и спорта /Ж. А. Белокопытова. — К. : Научный мир, 2009. — 32 с.
2. Березин И. П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. — М. : Физкультура и спорт, 2009. - 85с.: ил.
3. Булич Э. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность и ее стимуляции / Э. Г Булич, И. В. Муравов. - К. : Олимпийская литература, 2009. — 424 с.
4. Вретельник Е. Н. Физиологическая оценка изменений сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации к физическим нагрузкам у лиц различного пола и возраста /Е. Н. Вретельник, Г С. Козулица //Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности. - СПб., 2009.
5. Давыдов В. Ю. Новые фитнесс-системы : учебное пособие / В. Ю. Давыдов, А. И. Шамардин, Г. О. Краснова. — Волгоград : ВГАФК, 2009. — 287 с.
6. Ивлиев Б. К. Шейпинг — прогрессивное направление в физическом воспитании /Б. К. Ивлиев // Медицина физическая культура на рубеже тысячелетий : сб. тез. междунар. конф. /Ассоц. специалистов кинезитерапии и спорт, медицины. — М., 2010. — С. 20-22.
7. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания различных групп населения / Т. Ю.Круцевич.; Т. 2. - Олимпийская литература,2010.
8. Махов, С. Ю. Психофизический многофункциональный тренинг / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Тенденции развития направлений современной психологии физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-13 марта 2016 г. Орел. / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет» ; под. ред. С. Ю. Махова. — Орел, 2016. — 2 (8). — 180 с. — ISSN 2413-6379.
9. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин.- Ростов н/Д : Фениш;2010. — 384 с.
21/131
References
1. Belokopytov Zh. A. Osnovy motivacii v oblaste fizicheskoj kui'tury i sporta [Fundamentals of motivation in the field of Physics and Culture]. Kiev, Nauchnyj mir Pubi, 2009, 32p.
2. Berezin i. P., Dergachev Yu. V. SHkola zdorov'ya [School of Health]. Moscow, Physical Culture and Sport PubI, 2009, 85p.
3. Bulich E. G, Muravov i. V. Zdorov'e cheloveka: Biologicheskaya osnova zhiznedeyatel'nosti i dvigatel'naya aktivnost' i ee stimulyacii [Human health: The biological basis of vital activity and motor activity and its stimulation]. Kiev, Olimpijskaya literature Pub!, 2009, 424p.
4. Vretel'nik E. N., Kozulica G. S. Fiziologicheskaya ocenka izmenenij serdechno-sosudistoj sistemy v processe adaptacii k fizicheskim nagruzkam u lic razlichnogo pola i vozrasta [Physiological assessment of changes in the cardiovascular system in the process of adaptation to physical exertion in individuals of different sexes and ages]. Aktual'nye problemy chelovekoznaniya v sfere obrazovatel'noj deyatel'nosti [Actual problems of human knowledge in the field of educational activity]. St. Petersburg, 2009.
5. Davydov V. Yu., Shamardin A. i., Krasnova G. O. Novye fitness-sistemy [New fitness systems]. Volgograd, VGAFKPub/., 2009, 287p.
6. ivliev B. K. [Shaping - a progressive direction in physical education]. Novye fitness-sistemy [Medicine, physical culture at the turn of the millennium: Sat. mes. international conf.]. Moscow, 2010, pp. 20-22.
7. Krucevich T Yu. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya razlichnyh grupp naseleniya [Theory and methods of physical education of various population groups]. T 2. Moscow, Olympic literature, 2010.
8. Makhov S. Yu. Psihofizicheskij mnogofunkcional'nyj trening [Psychophysical multifunctional training]. Psihofizicheskij mnogofunkcional'nyj trening [Science-2020: Development trends in the areas of modern psychology of physical culture and sport: materials of the All-Russian scientific-practical conference March 11-13, 2016. Orel]. Orel, 2016, no.2 (8), 180 p.
9. Menhin Yu. V., Menkhin A. V. Ozdorovitel'naya gimnastika: teoriya i metodika [improving gymnastics: theory and methodology]. Rostov-on-Don, Fenish Publ.; 2010, 384 p.