ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF HEALTHY LIFE STYLE SCHOOLBOYS
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department «<Theory and methodology chosen spor» Orel State University named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Проблемы/ обеспечения безопасности объективно затрагивают все стороны/ нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. С развитием социума категория безопасность претерпела существенны^/е изменения.
Abstract. Problems of security objectively affect all aspects of our life and have a multifaceted nature. With the development of society, the category of security has undergone significant changes.
Ключевые слова: функциональныые компоненты!, личная безопасность, физическая безопасность, психологическая безопасность, интеллектуальная безопасность, социальная безопасность, экологическая безопасность.
Keywords: functional components, personal safety, physical safety, psychological safety, intellectual safety, social safety, environmental safety.
Нынешние старшеклассники являются основным трудовым резервом нашей страны. Они будущие родители и от их здоровья и благополучия зависит дальнейшее развитие всей нации. Старшеклассники, особенно 10 и 11 класс, являются наиболее уязвимыми, это обусловлено увеличением учебной нагрузки, недостаточным уровнем двигательной активности, возникновение проблем в социальном и межличностном общении. Из выше изложенного следует, что большое значение следует уделить изучению ценностных ориентаций современных старших школьников в здоровом стиле жизни.
Физическая активность - один из важных факторов здорового стиля жизни, она воздействует на человеческую деятельность, материальное благополучие общества, выбор ценностных ориентаций в поведении. В связи с этим «Физическая культура» является компонентом блока обязательных гуманитарных дисциплин, Государственного образовательного стандарта. Обеспечение старших школьников знаниями о жизнедеятельности человека, здоровье и здоровом стиле жизни, также научить их применять полученные знания на практике, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию психофизических установок и способностей личности. Вышеперечисленные аспекты раскрывают основные задачи ФК.
Важной составляющей успешно выполненной любой деятельности,
что касается и физкультурно-спортивной - ценностные ориентации. Один из составляющих компонентов ценностных ориентаций является мотивация.
Мотивация к физической активности - состояние особое для личности. Оно направленно на достижение самого оптимального уровня физической подготовки и работоспособности. Формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Особенно мотивационно-ценностная составляющая отражает -положительные эмоциональные отношения к ФК, сформировать потребность в ней, комплекс знаний, интересов, мотивов и установок, волевых качеств, которые ориентированы на практическую и познавательную деятельность. В исследованиях Л. И. Божовича, О. В. Дашкевич, В. И. Ковалева, А. М. Матюшкина отводится важная роль для познавательных мотивов, для решения важных проблем в и развитии активности личности, эффективного обучения, формированию предрасположенностей и способностей, это способствует изучению механизма формирования познавательных интересов.
Пониженный уровень ценностных ориентаций здорового стиля жизни у старшеклассников, не сформированная потребность к занятиям физической культурой, бесспорно вызвана слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работой. Исходя из сказанного, важным становится значение поиска новых форм организации, средств и методов, способствующих эффективно реализовывать данное направление в школах.
Старшеклассники ведут малоподвижный образ жизни. У старших школьников не до конца сформировалась потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Это способствует низкому уровню мотивации к ЗОЖ, приводит к падению уровня индивидуального здоровья, спаду в умственной и физической работоспособности, замедлению в физическом развитии и физической подготовке выпускников школ.
Следствием этого большое значение необходимо уделить исследованиям ценностных ориентаций в ЗОЖ у старших школьников, поиск путей их повышения.
Старшеклассники недооценивают значение физической активности в их жизни. Это важнейшая проблема современного человека.
Объектом исследования является здоровый образ жизни старших школьников.
Предметом исследования является процесс формирования ценностных ориентаций у старшеклассников к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
Опираясь на полученные мотивы в занятиях физической культурой и применяя дифференцированный подход, учитывая особенности типов личности школьников, отношение к ФК, интересы, необходимо разработать формы и методы организации занятий, оптимальные удовлетворявшие потребности выпускников школ.
Результатом изучений, анализа и обобщения научной и методической литературы по данной теме исследования можно предположить, что в основу возникновений мотивов к физической активности и к занятиям ФК лежат, потребности и объективно оцененные условия жизни, так же и позиция внутри самой личности. Физическая активность определена, в своей основе, эмоциями,
такими как переживания, которые привлекают к физкультурно-спортивным занятиям и доставляют им удовольствия.
Для определения уровня развития волевой сферы старшим школьникам предлагалась анкета с расположенными в произвольном порядке 18 волевых качеств. Ученикам необходимо было расположить волевые качества в порядке, их значения в ходе формирования ЗОЖ.
Экспресс-скрининговая методика определяющая уровень соматического здоровья Г.Л. Апанасенко заключается в наборе медико-биологических тестов для оценки функционального состояния и физического развития систем организма.
В соответствии с набранными баллами все участники теста делятся на 3 группы: первая - от 0 до 5 баллов; вторая - от 6 до 9 баллов; третья - от 10 до 13 баллов (таблица 1). Участников первой группы относят к лицам с низким уровнем здоровья, второй группы - к лицам со средним уровнем, третьей -к лицам с высоким уровнем. Эта методика, применяемая широко в практике, показывает очень высокую степень достоверности при диагностике соматического здоровья, в данный момент времени и в перспективе.
Таблица 1
Экспресс-скрининг соматического здоровья старших школьников (в баллах)
Показатели I II III
низкий средний высокий
Жел. мл/кг масса тела, менее 55 56-61 62 и более
Динамометрия сильн. кисти масса тела, кг менее 57 58-66 67 и более
Время задержки дыхания на вдохе, сек 38 и менее 39-50 51 и более
ЧСС х АД сист. уел. ед.100 91 и более 90-81 80 и менее
Общая оценка 5 и менее 6-9 10-13
В исследовании участвовали учащиеся МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области. На базе МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» использовались разные формы по организации и проведению оздоровительной работы со старшеклассниками, оздоровительные инновационные технологии, происходил поиск самого эффективного и оптимального их применения в ходе физического воспитания в школе.
В процессе эксперимента ученики на уроках-тренингах получали необходимый объем знаний о человеческом организме и условиях ЗОЖ. Происходило обучение приемам самоконтроля и контроля за своим физическим, психическим и функциональным состоянием, осваивались новые оздоровительные технологии, помогающие созданию ЗОЖ. Помогали выработке умений в регулировании своего психологического состоянии в соответствии с внешними условиями.
В ходе усвоения знаний, навыков и умений перед обучающимися были поставлены задачи имеющие развивающий характер, осмысленного, вдумчивого, подхода к процессу обучения. Задания подобного характера, вызывающие теоретическое и практическое исследование, на учебных занятиях создали заинтересованную творческую атмосферу, помогающие в формировании потребностей в овладении ценностями ЗОЖ.
Задания по становлению психофизического здоровья личности, которые требовали теоретическое и практическое исследования, примерно были следующими:
1. Определить частоту сердечных сокращений (ЧСС) при определенной нагрузке.
2. Определить степень нагрузки при определенной ЧСС.
3. Найти зависимость ЧСС от степени нагрузки и построить ее график.
4. Выполнить тестирование конкретных двигательных способностей с дальнейшим их объяснением и оценкой.
5. Провести психологическое тестирования личностных особенностей с дальнейшим объяснением и оценкой.
В ходе педагогического эксперимента условно можно выделить три основных этапа формирования ЗОЖ.
Основной задачей первого этапа стало создание интеллектуальной базы у учеников и активизации познавательной позиции в соответствии с ценностями ЗОЖ. Старшеклассников учили решать задачи по созданию компонентов ЗОЖ.
При проведении второго этапа эксперимента старшим школьникам необходимо было решить проблемы в ходе образования психофизического здоровья личности.
Примеры проблем, возникающие в ходе формирования ЗОЖ, необходимых для решения старшими школьниками:
На последнем этапе педагогического исследования ученики разрабатывали и применяли на практике (с помощью учителя) индивидуальную программу коррекции, формирование и совершенствования своего психофизического состояния, в котором были намечены ориентиры, к которым следует стремиться, чтобы достичь поставленной цели - психофизического здоровья личности.
Программа по достижению психофизического здоровья личности должна содержать следующие разделы:
1. Данные о психофизическом здоровье личности (по оценкам функциональных систем организма), к которым надо стремиться, чтоб достичь поставленной цели.
2. Программу физического развития.
3. Содержание, методы и средства двигательной подготовки.
4. Методику закаливания.
5. Улучшение приемов для психорегуляции своего состояния.
6. Программу по избавлению от вредных привычек.
Использование своей программы позволит старшеклассникам выступить в качестве творца своего здоровья, и этим поспособствует выработать ценностное отношение к главному компоненту программы - психофизическому здоровью.
Это поэтапное вовлечение старших школьников, более сложные формы
практической и познавательной физкультурно-оздоровительной деятельности помогают наиболее оптимальному становлению мотивации к ЗОЖ.
В педагогическом эксперименте участвовало всего 82 учащихся старших классов, из них 40 человек составили контрольную группу и 42 -экспериментальную, принимающие участие в преобразующе-формирующей деятельности. 10 «А» и 11 «Б» составили контрольную группу, а 10 «Б» и 11 «А» экспериментальную. В обе группы входили как лица мужского, так и женского пола в равной пропорции.
Проводя анализ результатов, полученных при изучении поведенческой составляющей отношений учащихся старших классов к здоровью в конце исследования, можно отметить следующее:
1. Значительно выросли показатели отношения без исключения ко всем составляющим ЗОЖ.
2. Разница показателей отношения к составляющим эксперимента и в его начале является статистически достоверной. Самый больший прирост в баллах был получен у определяющего компонента ЗОЖ - двигательной активности: F = 101,28, р <0,001.
3. Самую большую инертность в становлении поведенческого отношения были получены у тех составляющих ЗОЖ, связанных с привычками человека, их формирование нужно проводить в более раннем возрасте.
4. Значимый прирост в показателях отношений к составляющим ЗОЖ, как использование психорегуляции и использование методов самоконтроля и контроля за состоянием своего здоровья, говорят о эффективно формирующемся когнитивном компоненте ценностного отношения.
Можно сделать вывод, что в процессе педагогического исследования были решены задачи, которые обозначены были в начале исследования.
Изучая степень отношения учащихся старших классов к составляющим ЗОЖ, можно отметить, что число регулярно выполняющих составляющие ЗОЖ выросло к концу исследования до 38% (т.е. на 15%), а 28% следуют им почти всегда, следовательно, можно сказать, что 66% или 2/3 старшеклассников приобщились к ЗОЖ. (рис. 1.)
Рис. 1. Отношение старшеклассников к составляющим ЗОЖ в конце эксперимента
На основании изложенного выше, можно сделать вывод, что после проведенного педагогического эксперимента у большинства старших школьников сформировалась мотивация к ЗОЖ.
Исследования соматического здоровья старшеклассников контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количественные показатели состояния соматического здоровья старшеклассников ^ = 82)
Группа показатели контрольная группа экспериментальная группа
Х|А Х|В а Х|А Х|В а
Уровень соматического здоровья (юноши), баллы 6 5 -1 - 6 10 4 22,2
Уровень соматического здоровья (девушки), баллы 6 6 0 - 6 10 4 19,9
Х|А, Х|Б - средние арифметические величины показателей уровня соматического здоровья (в баллах);
а = XjB - Х|А - разница между средними арифметическими величинами показателей (в баллах);
I - критерий Стьюдента, статистический показатель, определяющий уровень достоверности:
Х] В - Х]А
Рис. 2. Уровни соматического здоровья у юношей в начале эксперимента
Можно сделать следующий вывод, что невзирая на рост учебной нагрузки и приближение к экзаменам, у школьников экспериментальной группы выросли показатели соматического здоровья. (рис. 2, 3).
Рис. 3. Уровни соматического здоровья у юношей в конце эксперимента
Проводя сравнения показателей у девушек в экспериментальной группе число с высоким уровнем состояния соматического здоровья выросло с 5% до 59%, а с низким уровнем соматического здоровья уменьшилось с 28% до 6% (рис. 4, 5), что выступает в качестве показателя эффективности педагогического эксперимента.
Рис. 4. Уровни соматического здоровья у девушек в начале эксперимента
низкое
6%
среднее
35%
высокое
59%
Рис. 5. Уровни соматического здоровья у девушек в конце эксперимента
У старших школьников в контрольной группе, за такой же отрезок времени у юношей на 3% выросло число с низким уровнем соматического здоровья, также на 3% увеличилось количество вошедших в группу со средним уровнем здоровья, а количество учеников, составляющих группу с высоким уровнем здоровья, осталась без изменений.
При сравнении показателей числового состава групп с высоким уровнем соматического здоровья у девушек и юношей в экспериментальной группе 59% и 54% соответственно и численный показатель старших школьников, регулярно придерживающихся условиям ЗОЖ - 66%, можно отметить высокую связь этих показателей, показывающих что, если постоянно следовать принципам ЗОЖ несомненно это поможет повысить уровень соматического здоровья старших школьников.
Выводы.
1. Анализируя состояние системы физического воспитания, выявлена ее низкая эффективность. Всего лишь 23% старшеклассников следуют ЗОЖ, здоровыми из школ выпускаются только 25% выпускников.
2. Была попытка приблизиться к решению проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения путем реализации концепции физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья ученика.
3. Основной задачей физического воспитания должно быть формирование ценностного отношения к ЗОЖ учащихся старших классов в ходе физического воспитания.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и к ЗОЖ невозможно без ценностной ориентации на данный объект.
Литература
1. Белокопытова Ж. А. Основы мотивации в облаете ФКиС / Ж.А. Белокопытова — К : Научный мир, 2009. — 32 с.
2. Булич Э. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность и ее стимуляции / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. - К. : Олимпийская литература, 2009. — 424 с.
3. Круцевич Т Ю. Теория и методика физического воспитания различных групп населения / Т. Ю. Круцевич. - Т. 2. — М. : Олимпийская литература, 2010.
4. Махов С. Ю. Психофизический многофункциональный тренинг / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Тенденции развития направлений современной психологии физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции 1113 марта 2016 г. Орел. / НИЦ МАБИВ; ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет»; под. ред. С. Ю. Махова. — Орел, 2016. — № 2 (8). —180 с.
5. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д: Фениш;2010- 384 с.
References
1. Belokopytova Zh. A. Osnovy motivacii v oblaste FKiS [Fundamentals of motivation in the field of Physics and Culture]. Кiev, Scientific world Publ., 2009, 32p.
2. Bulich Eh. G., Muravov I. V. Zdorov'e cheloveka: Biologicheskaya osnova zhiznedeyatel'nosti i dvigatel'naya aktivnost' i ee stimulyacii [Human health: The biological basis of vital activity and motor activity and its stimulation]. Кiev, Olympic literature Publ., 2009, 424p.
3. Krucevich T Yu. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya razlichnyh grupp naseleniya [Theory and methods of physical education of various population groups]. T 2. Moscow, Olympic literature Publ., 2010.
4. Makhov S. Yu. Psihofizicheskij mnogofunkcional'nyj trening [Psychophysical multifunctional training]. Nauka-2020 : Tendencii razvitiya napravlenij sovremennoj psihologii fizicheskoj kul'tury i sporta : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 11-13 marta 2016 g. Orel [Science-2020: Development trends in the areas of modern psychology of physical culture and sport: materials of the All-Russian scientific-practical conference March 11-13, 2016. Orel]. 2016. no. 2 (8), 180 p.
5. Menhin Yu. V., Menhin A. V. Ozdorovitel'naya gimnastika: teoriya i metodika [Improving gymnastics: theory and methodology]. Rostov-on-Don, Fenish Publ., 2010, 384p.