Научная статья на тему 'Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки'

Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2935
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ОРГАНИЗМ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АDAPTATION / MOTOR ACTIVITY / HEALTH / ORGANISM / EXERCISES / PHYSICAL CULTURE / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Маков Игорь Владимирович, Шевляков Александр Иванович

В процессе занятий физическими упражнениями происходят заметные изменения в функционировании всех внутренних органов и систем организма человека. Освоение знаний, умений и навыков на этапе вузовского образования подразумевает проявление высших психических функций. С помощью физических тренировок человек совершенствует физические, психологические, волевые, интеллектуальные и другие качества. Рациональное сочетание физических нагрузок, отдыха и умственного труда необходимое условие сохранения и активизации психофизического здоровья каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Маков Игорь Владимирович, Шевляков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL PRINCIPLES OF IMPROVEMENT OF THE INDIVIDUAL SYSTEMS OF THE BODY UNDER THE IMPACT OF DIRECTED PHYSICAL EXERCISE

In the process of physical exercises there are noticeable changes in the functioning of all internal organs and systems of the human body. The development of knowledge and skills at the stage of higher education implies the manifestation of higher mental functions. By means of physical trainings the person improves physical, psychological, strong willed, intellectual and other qualities. A rational combination of physical activity, rest and mental work is a necessary condition for the preservation and activation of psychophysical health of each person.

Текст научной работы на тему «Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки»

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАПРАВЛЕННОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

PHYSIOLOGICAL PRINCIPLES OF IMPROVEMENT OF THE INDIVIDUAL SYSTEMS OF THE BODY UNDER THE IMPACT OF DIRECTED PHYSICAL EXERCISE

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mostovaya Tatyana Nikolaevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department "Appliedphysical culture»» Orel state University after named I S. Turgenev

Orel, Russia

Маков Игорь Владимирович

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Makov Igor Vladimirovich senior lecturer Department ""Appliedphysical culture» Orel state University after named I. S. Turgenev

Orel, Russia

Шевляков Александр Иванович

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Shevlyakov Alexander Ivanovich senior lecturer Department ""Appliedphysical culture» Orel state University after named I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В процессе занятий физическими упражнениями происходят заметны^/е изменения в функционировании всех внутренних органов и систем организма человека. Освоение знаний, умений и навы^ков на этапе вузовского образования подразумевает проявление вы^/сших психических функций. С помощью физических тренировок человек совершенствует физические, психологические, волевы^/е, интеллектуальные и другие качества. Рациональное сочетание физических нагрузок, отды^/ха и умственного труда - необходимое условие сохранения и активизации психофизического здоровья каждого человека.

Abstract. In the process of physical exercises there are noticeable changes in the functioning of all internal organs and systems of the human body. The development of knowledge and skills at the stage of higher education implies the manifestation of higher mental functions. By means of physical trainings the person improves physical, psychological, strong-willed, intellectual and other qualities. A rational combination of physical activity, rest and mental work is a necessary condition for the preservation and activation of psychophysical health of each person.

Ключевые слова: адаптация, двигательная деятельность, здоровье, организм, упражнения, физическая культура, функциональное состояние.

Keywords: аdaptation, motor activity, health, organism, exercises, physical culture, functional state.

Человек обладает высокой пластичностью всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и с социальной. Особой пластичностью, по сравнению с животными, характеризуется гигиеническая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни пловцом, ни гимнастом. Он становится им благодаря отсутствию жесткой гигиенической программы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции. Пластичность - высочайший дар и благо для проявления человеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И все это - результат на только развития мозга и управляемых им функций, но и социального наследования, усвоенного опыта предшествующих поколений в период, когда мозг обладает высокой пластичностью.

В процессе эволюции возникли новые механизмы адаптации вегетативных и соматических систем организма (да и самого мозга) к внешним воздействиям -механизмы сознательного управления адаптационными резервами организма. Мозг, этот материальный субстрат идеальных форм отражения мира, сам стал объектом управления! Способность сознательного, волевого управления своими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивная практика дает нам немало примеров того, насколько высока эффективность обучения и тренировки там, где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.

Совершенно беспомощный при рождении человек, благодаря высокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическом воспитании, приобретает огромное количество двигательных навыков и умений, которые в значительной мере перекрывают врожденные двигательные задатки.

Таким образом, с помощью физических тренировок человек совершенствует физические, психологические, волевые, интеллектуальные и другие качества. В современном мире, к сожалению, физическая активность человека очень низка, большую часть своего времени многим приходится заниматься умственной деятельностью. К занятиям спортом, в основном, человек прибегает для поддержания тонуса организма и его функций на естественном уровне.

Рациональное сочетание физических нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов. Дополни-

тельными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе вузовского образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающие под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях

и и и и /■

нормальной двигательной активности. При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижение работоспособности.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работы. Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия, от состояния таких психофизических качеств студентов, как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распреде-

лению, концентрации и устойчивости внимания.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Выполнение физических упражнений, как отмечалось выше, активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «следовые» двигательные эффекты накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся физической культурой и спортом.

Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:

1. в зависимости от решаемых задач различают:

- образовательный,

- оздоровительный,

- воспитательный,

- функционально-развивающий,

- рекреационный,

- реабилитационный;

2) в зависимости от характера применяемых упражнений:

- специфический,

- неспецифический (общий);

3) в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции):

- силовой,

- скоростной,

- скоростно-силовой,

- аэробный,

- анаэробный и др.;

4) в зависимости от достигнутых результатов:

- положительный,

- отрицательный,

- нейтральный;

5) в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме:

- срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии;

V / и \ и V/

- отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий;

- кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой — происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, т.е. осуществляется социальное воздействие.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом, что выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает ее к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям развития производства. Говоря об интеллектуальном, умственном и физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, поле и т.д.), с определенной дозированной нагрузкой может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования.

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной системах. Регулярное применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.

Литература

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебное пособие / Б. А. Ашмарин [и др.]. — М. : Просвещение, 1990. — 287 с.

2. Готовцев П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. — М. : Физкультура и спорт, 1984. — 32 с.

3. Деманов А. В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» : методическое пособие /А. В. Деманов. — Астрахань : Изд-во АГУ, 1999. —120 с.

4. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь : учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. — М. : АО «Аспект Пресс», 1995. —144 с.

5. Холодов Ж К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.

6. Чермин К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы (текст) :

учебное пособие /К. Д. Чермин. — М. : Советский спорт, 2005. — 272 с.

7. Шилько В. Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В. Г. Шилько. — Томск: Томский государственный университет, 2003. —196 с.

References

1. Ashmarin B. A. [et ai.J. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. Moscow, Prosveshchenie Pubi., 1990, 287p.

2. Gotovtsev P. I., Dubrovskij V. i. Samokontroi' pri zanyatiyakh fizicheskoj kui'turoj i sportom [seif-Controiin physical culture andsportsJ. Moscow, Fizkui'tura i sport Pubi., 1984, 32 p.

3. Demanov A. V. Kratkij kurs lektsij po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [a Short course of lectures on the subject "Physical cuiture'J. Astrakhan, AGU Pub., 1999, 120p.

4. ii'inich V. i. Studencheskij sport i zhizn' [Student sport and iifeJ. Moscow, Aspekt Press Pubi, 1995, 144p.

5. Khoiodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sport J. Moscow, Akademiya Pub., 2000, 480p.

6. Chermin K. D. Teoriya i metodika fizicheskoj kui'tury: opornye skhemy [Theory and methodology of physical culture: a reference schemaJ. Moscow, Sovetskij sport Pubi,, 2005, 272p.

7. Shii'ko V. G. Fizicheskoe vospitanie studentov na osnove iichnostno-orientirovannogo soderzhaniya fizkui'turno-sportivnoj deyatei'nosti [Physical education of students on the basis of personaiity-oriented content of sports activityJ. Tomsk, Tomskij gosudarstvennyj universitet Pubi,, 2003, 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.