СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
CONTENTS OF VALUE RELATION TO HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION
Ветков Николай Ефимович
Заслуженный работник Физической культуры РФ, доцент зав. кафедрой физического воспитания Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС
г. Орёл, Россия Vetkov Nikolai Efimovich Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation,
Associate Professor Head Department of Physical Education Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA
Orel, Russia
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen spor» Orel State University named after I S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Важными составляющими успешно выполненной любой физкультурно-оздоровительной деятельности являются ценностные ориентации. Одним из составляющих компонентов ценностных ориентаций является мотивация. Мотивация к физической активности - это особое состояние личности, которое направленно на достижение самого оптимального уровня физической подготовки и работоспособности.
Abstract. Important components of any physical fitness and wellness activity that has been successfully completed are value orientations. One of the components of value orientations is motivation. Motivation for physical activity is a special state of the individual, which is aimed at achieving the most optimal level of physical fitness and performance.
Ключевые слова: мотивация, физкультурно-оздоровительная деятельность, ценностные ориентации, здоровый образ жизни, потребности.
Keywords: motivation, health and fitness activities, value orientations, healthy lifestyle, needs.
Чтобы определить сущность и содержание ценностного отношения к здоровью следует выяснить значение следующих категорий и понятий: «ценность», «ценностная ориентация», «здоровый образ» и «стиль жизни», и особенности характерные для их взаимосвязи.
Первоначально теория ценностей берет свое начало и развитие из философии, точнее, из ее направления - аксиология - наука о ценностях. Родоначальником теории о ценностях считают Аристотеля. Им была создана знаменитая этика ценностей.
Теория о ценностях и теория познания в отечественной науке получают большее признание, начиная со второй половины XX века.
Неоценимый вклад в сферу педагогики, психологии и в разработку проблем аксиологии человечества, его жизненной деятельности внесли: С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, К. Х. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и многие другие.
Проблема ценности и ценностной ориентации в социологии активно исследовали профессор В.А. Ядов со своими коллегами.
Только с начала 80-х годов теория ценностей и ценностной ориентации начинает проникать в область физической культуры и физического воспитания. Многие ведущие специалисты считают, как раз с помощью, разработанных в аксиологии методологий возможно эффективное решение большинства проблем и противоречий, образовавшихся к данному моменту времени в практике теории и физического воспитания.
До настоящего момента нет единого мнения среди ученых о природе, сущности, значении, условиях реализации и классификации ценностей.
Философский словарь под редакцией Е. Ф. Губского дает следующее определение понятию ценности: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта».
С. Ангелов ценность определяет, как феномен, означающий предметы, цели, вещи, идеалы, явления природы и общества, служащие для осуществления социального прогресса и развития личности человека.
В данном определении значимо то, что оно подчеркивает роль ценностей для формирования личности.
В психологии ценность трактуется как элемент структуры сознания личности (потребность, мотивы, интересы, убеждения и т.п.).
Бытуют мнения о том, что возникновение любой ценности связано с потребностями человека. Верно, и то суждение, что любые ценности осуществляются непосредственно в процессе удовлетворения потребностей (биологических, психологических, социальных и т.д.), и бесспорно «истоком» возникновения ценностей человека приходят на биологические потребности.
При изучении взаимосвязей ценностей и мотивов, следует обратить внимание на то, что мотивирует деятельность и поведение человека ценность. Факт этот очень важен, чтобы понять значение ценностей при становлении мотивационной сферы личности.
Любая ценность, если она так усвоена, то концентрирует энергию жизни человека на себя и требует своего воплощения человеком. Воплощение заключается в том, что необходимо следовать требованиям, исходящем от ценности и подстраивать данному требованию повседневный жизненный уклад. Это и составляет значение ценности при формировании норм, стиля
поведения, привычек, образа жизни, которые необходимы для того что бы успешно функционировало определенное общество, государство, социум.
Из выше сказанного можно сделать вывод:
- ценность определяет главную позицию личности, отношение к самому себе и миру, это и есть их сущность при формировании личностного мировоззрения;
- ценность способствует стимулированию поведения и поступков, действует как важнейший фактор мотивации личности.
Понятие «здоровье» в контексте уже изложенного выше считали ценностью уже с древних времен. Сократ говорил о ценности здоровья следующее: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто!».
Здоровье, являясь высшей ценностью, не может быть главным смыслом жизни, так как является условием, без которого невозможно достижение остальных важных ценностей (без здоровья их смысл утрачивается), даже если оно не будет целью жизни, все равно должно и может являться высшей ценностью жизненной деятельности человека.
Проведем анализ и взаимосвязь понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и «здоровый стиль жизни» (ЗОЖ).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение понятию: здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.
П. В. Бундзеном с сотрудниками дают следующее определение здоровья «...это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания».
Многочисленно проводимые исследования выявили много доказательств о том, что здоровье людей в большей степени зависит от стиля и образа жизни.
И так можно сделать вывод о том, что важным фактором в сохранении, укреплении и совершенствовании здоровья служит стиль и образ жизни, которому следует определенный индивид.
Сущность терминов «здоровый стиль жизни» (ЗОЖ), «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) заключается в следующем. В научной и методической литературе данного времени оба термина употребляют и подразумевается под ними, одно и то же. Приблизительно до середины 90-х годов отечественная наука использовала только один термин «ЗОЖ» и понимала под ним и определенное мироощущение и миропонимание, и определенное осознанное поведение, которое основывается на гармонии человека и природы.
Под ЗОЖ Н. В. Барышева понимала следующее: - совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.
Позднее в научной зарубежной литературы был принят термин ЗСЖ. Следует разграничить области применения и значение каждого из понятий -ЗОЖ и ЗСЖ. Так как понятие «здоровый образ жизни» в большей степени связано с духовной сферой индивида, для нее характерными свойствами является, способность чувствовать, представлять, осознавать, осмысливать,
оценивать, вырабатывать отношение, это логично относить к пониманию термина ЗОЖ, то есть определенное мировоззрение. Термин «здоровый стиль жизни», больше связан с деятельной стороной жизни индивида, следовательно, возможно такое определение: ЗСЖ - это мировоззрение, определяющее стиль поведения индивида, в данном случае - ЗСЖ.
Выше изложенное показывает то, что здоровый стиль и образ жизни есть важнейшие факторы в сохранении и приумножении здоровья.
Элементы системы здоровья, формируемые ЗОЖ и ЗСЖ, общепринято относить следующие:
1. Уровни и гармоничное физическое развитие.
2. Функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем).
3. Уровень иммунной защищенности и неспецифической резистентности.
4. Наличие различных заболеваний.
5. Уровни морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Теория воспитания в современности обозначает воспитательный процесс,
направленный на формирование у индивида систем отношений к окружающей среде. С похожей точки зрения воспитание определяют, как процесс направленный на формирование систем ценностей индивида.
Деятельность ценностно-ориентированная, отличается от обычной тем, что подразумевает участие индивида в педагогическом процессе, как полноправного субъекта, так как сопутствует напряжению психическая работа его сознания.
На начальном этапе (целеполагание), соответственно требованиям, исходящим от ценности, индивид принимает решение для чего он совершает эту деятельность.
На следующем этапе (осознание) осуществляется поиск решений: что следует предпринять что бы реализовать данную ценность.
На последнем этапе (осмысление) индивид осуществляет смысловые решения для овладения ценностью: т.е. как осуществить эту деятельность.
При отсутствии некоторых этапов процесса освоения ценностью может привести к неосознанному принятию стереотипов чужого мышления или поведения. Деятельность тогда утрачивает свой осознанный и творческий характер. Что касаемо ценности «здоровье» физического воспитания в вузе, здесь преимущество имеет именно неосознанное принятие, конечно же, оно не способствует формированию у студентов отношения к здоровью как ценности, и результатом этого у студентов не появляется потребность в здоровом стиле и образе жизни.
При изучении содержательной стороны ценностного отношения -заключающиеся в нем осмысленное отношение субъекта к объекту, отражает реально, жизненно-практическое взаимоотношение этого объекта к субъекту. То есть здесь говорится о поведении и мировоззрении индивида, что и является системой ценностей.
Концепция формирования отношения к здоровью как к ценности у студентов вуза в процессе физического воспитания, заключаются в следующих положениях:
1. Психологическое и физическое здоровье личности обуславливается
взаимосвязанными и дополняющими друг друга компонентами: поведенческим (ЗСЖ) и мировоззренческим (ЗОЖ).
2. Добровольно и осознанно принятие личностью ценностей здорового стиля и образа жизни проявляется в процессе воплощения ею ценностного отношения к здоровью.
3. Отношение к здоровью как к ценности формируется в ходе ценностно-направленной физкультурно-оздоровительной деятельности, намерено организованной и органично включено в процесс физического воспитания студентов вуза. В ней студент является полноправным субъектом педагогического процесса, обеспечивающего формирование и гармоничность компонентов ценностного отношения: разума, поведения, чувств, воли.
4. Ориентация ценностей на здоровье в ходе физического воспитания студентов вуза выступает в качестве движущей и направляющей силы, стимулирующие волевые усилия личности для достижения поставленных целей -психофизическое здоровье.
Литература
1. Белокопытова Ж. А. Основы мотивации в облаете ФКиС /Ж.А. Белокопытова — К. : Научный мир, 2009. — 32 с.
2. Булич Э. Г Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность и ее стимуляции / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. - К. : Олимпийская литература, 2009. — 424 с.
3. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания различных групп населения /Т. Ю. Круцевич. - Т. 2. — М. : Олимпийская литература, 2010.
4. Махов С. Ю. Психофизический многофункциональный тренинг / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Тенденции развития направлений современной психологии физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-13 марта 2016 г. Орел. / НИЦ МАБИВ; ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет»; под. ред. С. Ю. Махова. — Орел, 2016. — № 2 (8). —180 с.
5. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д : Фениш;2010.- 384 с.
References
1. Belokopytova Zh. A. Osnovy motivacii v oblaste FKiS [Fundamentals of motivation in the field of Physics and Culture]. Кev, Scientific world Publ, 2009, 32p.
2. Bulich Eh. G, Muravov i. V. Zdorov'e cheloveka: Biologicheskaya osnova zhiznedeyatel'nosti i dvigatel'naya aktivnost' i ee stimulyacii [Human health: The biological basis of vital activity and motor activity and its stimulation]. Кiev, Olympic literature Publ,, 2009, 424 p.
3. Krucevich T Yu. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya razlichnyh grupp naseleniya [Theory and methods of physical education of various population groups]. T. 2. Moscow, Olympic literature Publ,, 2010.
4. Makhov S. Yu. Psihofizicheskij mnogofunkcional'nyj trening [Psychophysical multifunctional training]. Nauka-2020 : Tendencii razvitiya napravlenij sovremennoj psihologii fizicheskoj kul'tury i sporta : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 11-13 marta 2016 g. Orel [Science-2020: Development trends in the areas of modern psychology of physical culture and sport: materials of the All-Russian scientific-practical conference March 11-13, 2016. Orel]. 2016. no. 2 (8), 180 p.
Menhin Yu. V., Menhin A. V. Ozdorovitel'naya gimnastika: teoriya i metodika [Improving gymnastics: theory and methodology]. Rostov-on-Don, Fenish Publ., 2010, 384 p.