ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА
RESEARCH OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS OF OSU NAMED AFTER I. S. TURGENEV
Горбачева Ольга Александровна
доцент, кандидат педагогических наук кафедра теории и методики физического воспитания и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna PhD., professor
department of theory and methods of physical education and sports Orel state University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Фролов Дмитрий Александрович
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Харлашин Денис Анатольевич
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Kharlashin Denis Anatolyevich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, которые связаны c влиянием спорта на жизнь и здоровье человека, также раскрывается тема пользы здорового образа жизни в целом. Подчеркивается, насколько в современном обществе ЗОЖ имеет большое значение для каждого человека. На основе исследований студентов физико-математического факультета выявлена заинтересованность в занятиях физической активностью. С целью необходимого физического воспитания студентов было изучено влияние физических упражнений на состояние организма человека, также научно обосновывается необходимость систематических самостоятельных занятий.
Abstract. The article discusses issues related to the impact of sports on human life and health, and also reveals the benefits of a healthy lifestyle in General. It is emphasized how important healthy lifestyle is for every person in modern society. Based on the research of students of the faculty of physics and mathematics, interest in physical activity classes was revealed. For the purpose of necessary physical education of students, the influence of physical exercises on the state of the human body was studied, and the need for systematic independent training is also scientifically justified.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, физическая активность, здоровье человека, здоровый образ жизни
Keywords: sport, physical culture, human health, physical activity, healthy lifestyle
Педагогическая наука в нынешнее время оперирует широчайшим спектром определений ценностных ориентации человека. В современных условиях модернизации образования полагается выделять два основополагающих подхода к пониманию роли ценностных ориентаций, как важнейшего компонента личности студента. Онтологический поход предполагает все составляющее окружение, что положительно и продуктивно влияет на личность (здоровье, общение, радость жизни), а гносеологический подход дает возможность анализировать ценностные ориентиры с точки зрения методов познания и рефлексии (материальные, социально-политические и духовные ценности).
Физическое и нравственное воспитание студентов является ключевым фактором ценностных ориентации, интерпретация сущности приводится в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Законом предусматривается формирование мотивации и установки на систематические занятия физической культуры и спортом, поддержание и укрепление здоровья, овладение основ здорового образа жизни [1].
Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека общеизвестно еще с глубокой древности. Тем не менее, особенно обострен данный вопрос в современном мире. В мире, где наступило время бескрайней технологической реальности, новых возможностей, неограниченного выбора, реализации потенциала. В нынешнее время появляется все больше инновационных проектов научно-технического прогресса, с помощью которых улучшается не только работоспособность, но и качество жизни в целом, позволяя повышать работоспособность всех сторон жизнедеятельности человека. Новые технологии сильно изменили образ жизни, роботизированная техника заменяет ручной труд, облегчая жизнь человека и любая деятельность происходит без каких-либо усилий. Следовательно, в это время совершенно не стоит забывать о заботе своего организма. Заметим, что еще во второй половине XIX века на мышечную энергию отводилось 96% производимой и потребляемой энергии, но в связи с механизацией и автоматизацией технологических процессов в нынешнее время, на мускульную силу выделяется лишь 1%, что в свою очередь ведет к гипокинезии (недостаток движений, источник множества болезней).
Разные поколения врачей, философов в своих трудах указывали на безгранич-
ное значение физкультурно-спортивной активности для борьбы с болезнями и увеличения жизни. Популярные высказывания прошлых столетий гласят: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие» (Аристотель), «Здоровье дороже золота.» (Уильям Шекспир). Идея использования упражнений в целях профилактики заболеваний и борьбы за продолжительную жизнь продолжалась на всех этапах становления личности человека и общество не раз обращалось к данным высказываниям. Несмотря на то, что базисные понятия использовались людьми еще в древности, особой актуальностью термин стал пользоваться относительно недавно. Исследованию влияния физических нагрузок посвящены труды таких физиологов как: А. Танни, В. Н. Селуянов, Ю.А. Орешник, Р.М. Могендович, Н.А. Амосов и др. Изучение работ данных физиологов - исследователей помогает разобраться насколько эффективны занятия физической активностью и какие необходимо учитывать важные аспекты [3].
Физическая активность не обязательно должна подразумевать под собой занятия спортом, так как в нее может входить любое телодвижение, требующее затраты энергии и производимое скелетными мышцами (подвижные игры, танцы, ходьба, езда на велосипеде и т.д.). Обычная ходьба как вид двигательной активности является самой доступной мышечной нагрузкой, при которой в работу включается более 50% мускулатуры тела. Необходимо обратить внимание, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует уделять 60 минут в день занятиям физической активности в возрасте 5-17 лет, дополнительно нужно включать 3 раза в неделю упражнения, развивающие скелетно-мышечную ткань. Также людям в возрасте 18-64 лет рекомендуется минимум 150 минут умеренной или 75 минут высокой интенсивных видов физической активности в неделю, в идеале данные показатели стоит удвоить.
В XXI веке студенты представляют собой социально-демографическую группу, которая отличается свойственными ей условиями жизни, труда и быта. Для такой общественной группы молодежи характерны следующие установки: существенный размер обработки и усвоения новой информации, хронический недостаток времени, низкая двигательная активность, недосыпание, пониженный уровень стрессоу-стойчивости, отсутствие регламентированного отдыха и ряд иных факторов, приводящие к изменению высоко функционального и физического состояния, что содействует общему снижению трудоспособности и появлению заболеваний. Помимо этого, современное высокотехнологичное общество предъявляет к выпускникам требования не только к необходимым профессиональным качествам, приобретаемым после окончания высшего учебного заведения, но и требования к здоровой физической форме.
Физическая культура - самостоятельная область социальной деятельности, нацеленная на поддержание и улучшение здоровья, развитие психофизических возможностей человека в ходе сознательной двигательной активности. В процессе умеренных физических нагрузок происходит:
1. Улучшается состояние организма. Положительный эффект складывается на все системы организма, оказывая воздействие на физическое и психическое состояние, тем самым являясь одним из факторов профилактики рецидивов хронических
заболеваний.
Происходит укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, нервной системы; улучшение сердечно-сосудистой системы, метаболизма, работы органов дыхания; повышение иммунитета, состава и качества крови. Физические упражнения улучшают обмен веществ в организме, снижают холестерин в крови, задерживая развитие атеросклероза, что в противоположном случае может привести к поражению артериальных сосудов по всему организму. В процессе интенсивной мышечной деятельности повышается объем и эластичность мышц, скорость их сокращения, увеличивается объем легких (до 5,5-8 л.), работа органов дыхания становится экономной.
Помимо этого, положительно влияет на деятельность органов пищеварения и выделения. Печень - во время физической активности ускоряется очищение организма от шлаков, образующихся в ходе жизнедеятельности.
Отдельно хочется рассмотреть влияние спортивной активности на мозг и интеллект. В настоящее время приходится наблюдать снижение когнитивных способностей: нарушение внимания и памяти, появление признаков, говорящих о слабых когнитивных нарушениях, повышение вероятности развития деменции. Как выяснили физиологи именно движение пробуждает и взбадривает интеллект. При большой умственной нагрузки рекомендуется чередовать виды деятельности. Спортивные нагрузки заставляют клетки мозга делиться активней, то есть увеличивать количества нейронов, это процесс получил название нейрогенеза. Также спорт снижает скорость возрастного уменьшения гипокампуса - важного отдела мозга, которое отвечает за способность хранить воспоминание и выдергивать именно необходимую информацию. Проводимые исследования в данной области дали основание физиологам выявить, что посещаемые тренировки два - четыре раза в неделю содействуют возрастанию большой результативности интеллектуальных, когнитивных, креативных и деловых способностей.
2. Хорошее настроение. Изменяется отношение к жизни, хоть и наступает упадок физических сил, но моральный дух на высоте, формируется стимул в жизни, понижается раздражительность и перепады настроения, жизненный тонус предельно активен. Это возникает в следствии того, что во время физических упражнений в мозгу повышается уровень работы биологически активных химических веществ -нейротрансмиттеров («посредники»), управляют главными функциями организма (движение, эмоциональные реакции и физическую способность ощущать удовольствие и боль). Аналогично, вырабатываемые эндорфин, серотонин, дофамин, окситоцин («гормоны счастья») позволяют снизить боль и дискомфорт, уменьшить чувство страха и делают человека оптимистичнее.
3. Физкультура поднимает самооценку, формируя силу воли, делает человека сильнее как личность. По мере роста силы и выносливости, параллельно будет усиливаться и вера в себя и свои силы, ведь большинство занятий направлены на преодоление трудностей, действуя на пределе собственных возможностей, оказывая содействие переоценке личных ценностей, которые закаляют характер человека. В последствии чего возрастает адекватное понимание самого себя.
4. Насыщение организма самым главным химическим элементом - кислоро-
дом, что связано с увеличением вентиляции легких и достигается за счет более глубокого или учащенного дыхания. Недостаток двигательной активности понижает содержание кислорода в отдельных органах и тканях (состояние гипоксии).
5. Любой вид спорта обеспечивает идеальную фигуру, нормализуя вес и соотношение мышечной ткани и жира в теле. Меняется внешность человека, формируя гармонично подтянутое телосложение. Вырабатывая коллаген и эластин замедляется старение кожи, ведь данные вещества отвечают за упругость кожи, отсутствие морщин и тон кожи. Именно эстрогены способствуют выделению гиалуроновой кислоты, придавая коже сияющий, увлажняющий и отдохнувший результат. К тому же спорт - это отличный метод контроля аппетита, в процессе тренировки организм выделяет гормон, который притупляет чувству голода и активизирует только для поступления новой энергии.
6. Нормализация сна. Регулярные занятия гарантируют здоровый сон, вследствие чего стимулируется производство эндорфинов, которые снимают нервное напряжение и стрессовое состояние, предотвращая появление депрессивных состояний бессонницы. Ночью восполняется потраченный за день запас энергии, активизируются процессы регенерации, очищения, происходит восстановление тканей органов. Основная часть этих полезных процессов происходит с 23.00 до 03.00, поэтому очень важно в этот период крепко спать в полной темноте.
7. Быстрое восстановление организма после получения различного рода травм и заболеваний. К примеру, в ходе занятий закаливания организм становится сильнее, выносливее, что повышает иммунитет (усиливается сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям), улучшает терморегуляцию, укрепляет волю и дух [2].
Как правило умственная деятельность обучающихся протекает в условиях незначительной двигательной активности, что содействует вырабатыванию процессов торможения в области больших полушарий, тем самым образовывается критерий для усиленной утомляемости и сокращения трудоспособности. Из сказанного ранее вытекает что недостаток спортивной нагрузки отрицательно сказывается на все системы организма, но прежде всего под влиянием находится сердечнососудистая система. Статистические данные свидетельствует о том, что увеличиваются сердечно-сосудистые патологии - одна из ведущих причин смертности (инфаркт, сердечная недостаточность, инсульт). Многочисленными исследованиями доказано что физическая активность является рабочим профилактическим и лечебным фактором. Такие болезни как атеросклероз, избыточный вес, диабет второго типа, простатит, геморрой, остеохондроз, кардиосклероз, встречаются у работников умственного труда, как результат недостатка физической активности в 10 раз чаще, чем у спортсменов, имеющих физически-активный образ жизни. [4]
Исследование физкультурно-спортивной активности студентов Физико-математического факультета ОГУ имени И. С. Тургенева выявило низкую активность студентов в занятиях физической культурой и спортом. Рис 1.
30%
45%
25%
■ Систематически занимаются спортом ■ Очень редко к Вообще не занимаются
Рис. 1. Динамика показателей студентов физико-математического факультета, систематически занимающихся физкультурной активностью
По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что лишь часть обучающихся студентов физико-математического факультета приобщены к регулярным занятиям физической культурой и спортом. У 45% полностью отсутствует проявление активности в спортивной деятельности.
Приведенное анонимное анкетирование позволило выявить также ряд основных мотивов, влияющих на систематические занятия физической культурой. Причинами, характеризующими, согласно мнению студентов, их необходимость, интерес и мотивы включения в спортивную деятельность, представляют собой: состояние материально-спортивной базы, содержание тренировочных занятий, личность педагога, состояние здоровья, эмоциональная окраска тренировок, перегрузка учебной подготовки. С помощью анализируемых основных причин снижения интереса студентов к систематическим занятиям спортом, возможно предпринять последующие меры по повышению уровня мотивации студентов к приобщению занятиям физическими упражнениями.
Хочется подчеркнуть, что крепкое здоровье состоит из нескольких компонентов: двигательной (физической) активности, соблюдения режима дня и отдыха, личной гигиены, психического благополучия (гармонии с собой и миром), правильного питания, отказ от вредных привычек [5]. Все вышеперечисленное составляет здоровый образ жизни и понимается как стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма. Отметим, что здоровье человека на 60 % и более зависит от выбранного образа жизни. Рекомендовано отмечать 7 простых правил Здорового Образа Жизни:
1. Мотивация и понимание. Это очень важный психологический момент, мы должны принять новую реальность и сказать себе, что теперь мы живем по-другому и это будет не тяжело, а небезрезультатно, интересно и в конечном счете приятно, так как те люди, которые живут по принципам ЗОЖ, они испытывают удовольствие от процесса, это та сложность, которую они сами себе создали, но от которой они получают удовольствие, и в конечном счете высокую степень полезности для своего организма.
2. Изучение курса теории обязательно. Нельзя соответствовать принципам ЗОЖ, если не знаете основ как функционирует наш организм, какие необходимы тренировки, питание, какие нужны изменения в стиле жизни. Основа здорового образа жизни состоит из следующих составляющих: Во-первых, питание (понимание принципов правильного питания, исключение вредных продуктов и добавление альтернативных); Во-вторых, отказ от вредных привычек; В-третьих, физическая активность, как основополагающий пункт ЗОЖ; В-четвертых, закаливание и гигиена организма; В-пятых, умения снимать стрессовое напряжение.
3. Разработка плана тренировок. Возможно, либо с помощью тренера, либо самому, если хорошо изучены основы функционирования организма.
4. Соблюдение правил здорового и рационального питания, включение в рацион полезных веществ, богатых витаминами. Правильно подобранный индивидуальный режим питания является залогом хорошей спортивной формы, стабильного и положительного настроения в целом.
5. Целеполагание. Ведите график целей, фиксируйте улучшения, составляйте план целей и какие задачи перед вами стоят для их достижения. Однако, не забывайте поощрять себя.
6. Осмотритесь, какое ваше окружение, ведь нужно понимать, что подсознательно оно очень сильно отражается на поведении. Помните, что окружающие Вас люди — это ваше отражение. Если вы осознаете, что оно препятствует совершенствоваться, задумайтесь насколько полезно формировать новое окружение для дальнейшего развития. Если вы будете заводить друзей в спортивном зале, почувствуете, с каким желанием вы захотите его посещать.
7. Важность психологического настроя. Стрессы губительно влияют на организм человека, порой разрушают его. С целью того, чтобы их минимизировать психологи рекомендуют использовать простое и эффективное упражнение - состояние благодарности. Чаще испытывайте благодарность по любому поводу и мелочи, и результат не заставит вас ждать.
В силу того, что студенты очень часто не имеют достаточного времени на саморазвитие, главными и самыми распространенным проблемами в жизни студенческой молодежи является неправильное питание, недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе; недостаточная двигательная активность; отсутствие закаливания; курение и др. В таком случае рекомендовано заниматься спортом в свободное время. Спорт в свободное время может стать неотъемлемой частью физического воспитания студентов.
Каждый институт или университет предоставляет спектр секций, протекающих на самодеятельной основе. Учащиеся могут посещать спортивные секции, группы подготовки по отдельным видам спорта, в том числе шахматы, танцы, стрельбу, плаванье, бадминтон и многое другое. [3]. Внеучебная занятость способствует переключению с учебы на иной тип работы, ускоряя функциональность; приобретению коммуникативных умений; серьезное увлечение может стать делом всей жизни; занятия в секциях - шанс найти хороших друзей по интересам. Среди многообразия секций каждый студент может выбрать то, что будет соответствовать исключительно его интересам.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что выявлена проблема неопределенности значимости физического воспитания для обучающихся высших учебных заведений. Данный вопрос актуален равно как для лично студента, так и непосредственно на уровне государственно-правовых актов. Об этом свидетельствует Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года. Одно из ее направлений заключается в усилении выработке практических рекомендаций по проведению мероприятий с целью мотивации и заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом в студенческой среде.
В спортивной деятельности выявляется применение не только в качестве оздоровительного действия, но и как профилактического средства, что в целом избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов, и несомненно, данные меры необходимы для людей любого возраста. В завершении стоит подчеркнуть, что физическая активность - это лишь составляющая здорового образа жизни, нельзя забывать про остальные слагаемые ЗОЖ - рациональное питание, умение снимать нервное напряжение, закаливание, отсутствие вредных привычек, гигиена организма.
Литература
1. Барчуков, И. С. Физическая культура / И. С. Барчуков. - Москва : Academia, 2017. -304 c.
2. Бишаева, А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / А. А. Бишаева. - Москва : КноРус, 2017. -160 c.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура (для бакалавров) / М. Я. Виленский. -Москва : КноРус, 2017. -128 c.
4. Виноградов, П. А. Физическая культура и спорт трудящихся / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - Москва : Советский спорт, 2015. -172 c.
5. Решетников, Н. В. Физическая культура : учебник / Н. В. Решетников. - Москва : Academia, 2015. - 480 c.
References
1. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, Academy Publ., 2017, 304 p.
2. Bishaeva, A. A. Professional'no-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura studenta (dlya bakalavrov) [Professional and health-improving physical culture of a student (for bachelors)]. Moscow, KnoRus Publ., 2017, 160 p.
3. Vilensky M. Ya. Fizicheskaya kul'tura (dlya bakalavrov) [Physical culture (for bachelors)]. Moscow, KnoRus Publ., 2017, 128 p.
4. Vinogradov P. A., Okunkov Yu. V. Fizicheskaya kul'tura i sport trudyashchikhsya [Physical culture and sports of workers]. Moscow, Soviet sport Publ., 2015,172 p.
5. Reshetnikov N. V. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, Academy Publ., 2015, 480 p.