Научная статья на тему 'ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ'

ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВИДЫ ПЛАВАНИЯ / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Анастасия Александровна, Ильина Светлана Александровна

Малоподвижный образ жизни в современном мире приводит к неутешительной статистике ухудшения здоровья, в том числе молодого поколения. Модуль дисциплины по плаванию на занятиях по физической культуре является одним из приоритетных направлений на укрепление здоровья человека. Статья будет полезна студентам вузов и любителям активного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING-AS AN EFFECTIVE MEANS OF STRENGTHENING THE HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CLASSROOM AT UNIVERSITIES

Sedentary lifestyle in the modern world leads to disappointing statistics of deterioration of health, including the younger generation. The discipline of swimming exercises in physical education classes is one of the priority areas for improving human health. This article will be useful for University students and fans of an active lifestyle.

Текст научной работы на тему «ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ»

ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ

SWIMMING-AS AN EFFECTIVE MEANS OF STRENGTHENING THE HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CLASSROOM AT UNIVERSITIES

Миронова Анастасия Александровна

кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mironova Anastasia Aleksandrovna department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Ильина Светлана Александровна

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Ilina Svetlana Aleksandrovna senior lecturer department of Physical Education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Малоподвижный образ жизни в современном мире приводит к неутешительной статистике ухудшения здоровья, в том числе молодого поколения. Модуль дисциплины по плаванию на занятиях по физической культуре является одним из приоритетных направлений на укрепление здоровья человека. Статья будет полезна студентам вузов и любителям активного образа жизни.

Abstract. Sedentary lifestyle in the modern world leads to disappointing statistics of deterioration of health, including the younger generation. The discipline of swimming exercises in physical education classes is one of the priority areas for improving human health. This article will be useful for University students and fans of an active lifestyle.

Ключевые слова: плавание, здоровый образ жизни, виды плавания, тренировка

Keywords: swimming, healthy lifestyle, types of swimming, training

Оздоровление жизни современного общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самооценки человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей [1]. Существует несколько основных факторов, направленных на укрепление здоровья человека. К ним относятся: отказ от вредных привычек, сбалансированное питание, базовая физическая нагрузка, ответственное и внимательное отношение к своему здоровью.

Путь к оздоровлению и укреплению организма непосредственно связан с физической нагрузкой, так как движение - является физиологической потребностью человека на протяжении всей жизни, что заложено самой природой. Без движения мышцы истощаются, теряют тонус, что опасно для здоровья человека и любого

другого живого организма.

Подавляющее большинство людей в современном обществе ведут мало подвижный образ жизни, много времени проводят у различных гаджетов, передвигаются в основном на транспорте, что плохо влияет на здоровье. Наиболее актуальной является задача укрепления здоровья в обществе, и эта миссия, в подавляющем большинстве, возложена на физическую культуру и спорт, начиная с самого раннего возраста в дошкольных учебных заведениях, продолжая в средней школе и в системе высшего образования. Растет тенденция на укомплектованность учебных заведений современными спортивными площадками, бассейнами и т.д. Плавание является одним из эффективных средств гармоничного физического развития студентов. Так как плавание - это активный вид спорта, а в сочетании со сбалансированным питанием и закаливанием способствуют укреплению здоровья человека, что подтверждается многочисленными научными и медицинскими исследованиями, поэтому активные занятия этим видом спорта в образовательных учреждениях является очень перспективным и своевременным направлением [2].

Плавание, как учебный предмет - одна из важнейших дисциплин курса физического воспитания в высших учебных заведениях. Постоянно совершенствуются методы и формы преподавания данной дисциплины, изучаются новые методики, совершенствуется техника основных стилей плавания, опираясь на практический опыт предыдущих поколений и на достижения сегодняшнего дня. Это самый эффективный вид физически активных занятий в борьбе с лишним весом. Специфика тренировочных занятий заключается в том, что тело в воде вынужденно вырабатывать больше тепла, чтобы поддерживать оптимальную температуру на этот процесс требуется большое количество энергии. Учеными было подсчитано, что каждый из стилей плавания имеет конкретную трату энергии, при расчете за 10 минут при плавании брассом сжигается до 60 калорий, кролем 100 калорий, баттерфляем до 150 калорий [3].

Плавание - особенный вид спорта, практически не имеющий противопоказаний. В данном виде спорта, исключены травмы опорно-двигательного аппарата, растяжение, вывихи, переломы. Систематические занятия повышают устойчивость организма средствами закаливания, к различным простудным заболеваниям, что можно объяснить высокой теплопроводностью воды.

Самое активное влияние плавание оказывает на мышцы спины. Профессиональные пловцы не имеют проблем с позвоночником и суставными болями. Регулярные занятия плаванием снимают болевые ощущения в районе поясницы, лопаток и шеи. При правильном осуществлении движений и регулярных занятиях можно избавиться от болей в спине.

В результате регулярных тренировок, развиваются такие физические качества, как выносливость, ловкость, сила, скорость, гибкость. Подавляющее большинство упражнений, используемых во время тренировок на суше и в воде, способствует укреплению и формирование правильной осанки студента. Согласованные движения рук и ног, параллельно с горизонтальным положением тела в воде, приводят к значительной разгрузке позвоночника от веса собственного тела [4].

При плавании традиционными видами - кролем и брассом увеличивается

жизненная емкость легких и объем грудной клетки (доходит до 5 - 6 литров). Плавание положительно влияет на сердечно - сосудистую систему, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца, повышаются защитные свойства иммунной системы организма, увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, возрастает интенсивность обменных процессов в организме человека. Учеными доказано, что у людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше, обеспечивая, при этом успокаивающее воздействует на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость и крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность студентов.

Перспективным решение задачи оздоровления молодого поколения является, четко запланированные тренировочные процессы на занятиях по плаванию. Важен выбор технологии занятий тренировок, основанного на оценке физического состояния и общей подготовленности студента.

Следует отметить доступность занятий плаванием, так как большинство современных образовательных учреждений имеют необходимые спортивные сооружения и бассейны. Важный аспект тренировочного процесса - это комплексное использование традиционных и новаторских подходов в учебном процессе, направленных на укрепление здоровья. Занятия по плаванию включены во многие учебные программы по физической культуре как отдельный модуль [5].

Тренировочный процесс по плаванию различается по времени и уровню физических нагрузок и выделяют несколько групп:

1) занятия плаванием, направленные на улучшение физического и эмоционального состояния студента, практикуется во время активного отдыха, решаются задачи оздоровления и профилактики организма;

2) увеличение нагрузки, для совершенствования технических элементов по плаванию, а так же для достижения более высокого уровня плавательной подготовленности.

3) оптимизированное плавание - обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование двигательных способностей и плавательной подготовленности.

4) многолетние тренировки, направлены на индивидуальные и спортивные достижения.

В процессе тренировок, важная задача отводится практическому значению плавания, результаты деятельности которой, направлены на формирование знаний, умений, навыков, определенного уровня плавательной подготовленности по спасению тонущих, что является важным социальным аспектом. Так же существует большое количество профессий, где необходимы подобные навыки. Тренеры, спасатели, водолазы, инструкторы, спасатели и т.д.

На сегодняшний день существует 4 основного стиля спортивного плавания [6]:

1) кроль - самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

2) кроль на спине — стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

3) брасс - вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

4) баттерфляй — один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля [7].

Плавательный бассейн — прямоугольная ванна, предназначенная для занятий водными видами спорта. Для спортивного плавания существуют строгие требования к организации тренировочного процесса и соответствующих требований к сооружению бассейна. Согласно правилам ФИНА, ванны должны быть 50 метров в длину и 25 метров в ширину. Бассейн должен быть разбит на 8 дорожек. Полосы дорожек отделяются друг от друга разделительными гирляндами из поплавков диаметром 5—15 см. Первые и последние 5 метров каждой из них состоят из поплавков красного цвета. Остальное пространство заполнено поплавками зеленого цвета для 1 и 8 дорожек, синего цвета для 2, 3, 6 и 7 дорожек и желтого цвета для 4 и 5 дорожек. Температура воды должна быть в пределах 25 - 29 градусов.

Занятия физической культурой и спортом, на сегодняшний день являются общедоступными, более того, приоритетными в современной системе образования. Каждый из нас может выбрать для себя свой путь, направленный на укрепление здоровья, совершенствование тела и души. Огромное количество современных исследований влияния физической нагрузки на организм человека, в том числе и по водным видам спорта, направленно на формирование навыков и умений в определенном виде спорта. В настоящее время разработано много тренировочных программ в различных видах спорта, в том числе по плаванию. Современные бассейны соответствуют строгим требованиям и стандартам. Ежегодно высшие учебные заве-ения готовят профессиональные тренерские кадры. Постоянно совершенствуются и апробируются современные методики тренировочного процесса [8].

Основными мотивациями для занятий плаванием являются:

1) сохранение и укрепление здоровья с исправлением недостатков физического развития;

2) повышение функциональных возможностей организма;

3) освоение жизненно необходимого навыка плавания;

4) рекреативный отдых.

Таким образом, широкий спектр воздействия плавания является эффективным средством разностороннего физического развития и совершенствования организма студентов, а так же, средством укрепления здоровья, закаливания организма, привитие стойких гигиенических навыков и овладение жизненно-необходимыми навыками.

Литература

1. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений : учебно-методическое пособие / В. А. Богданова [и др.]. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 70 с.

2. Викулов А. Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Владос-Пресс, 2004. 367 с.

3. Булгакова Н. Ж., Попов О. И., Морозов С. Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учеб. пособие. Москва : Академия, 2005. 432 с.

4. Егоров В. Н. Факто логический аспект проблемы здоровье сбережения учащейся молодежи //Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 49-55.

5. Егоров В. Н., Грязева Е. Д. Парадигма комплексного исследования проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 3. С. 27-33.

6. Егоров В. Н., Яшин А. А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула : Изд-во ТулГУ, 2012. C. 32-37.

7. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения : монография / И. А. Камаев [и др.]. Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2005. 312 с.

8. Кашмина Е. О. Дифференцированная методика физического воспитания студентов специальной медицинской группы на основе учета сезона года : автореф. дис.... канд. пед. наук. Тула, 2012. 24 с.

References

1. Bogdanova V. A., Nepochatykh M. G., Labzo K. S., Nikitina I. Yu., Alekseeva O. I., Smirnov A. M. Teoriya i metodika obucheniya plavaniyu studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Theory and methodology of teaching swimming to students of higher educational institutions]. St. Petersburg, SPBGUEF Publ., 2009, 70 p.

2. Vikulov A. D. Plavanie [Swimming]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2004, 367p.

3. Bulgakova N. Zh., Popov O. I., Morozov S. N. Ozdorovitel'noe, lechebnoe i adaptivnoe plavanie [Health-Improving, therapeutic and adaptive swimming]. Moscow, Akademiya Publ., 2005, 432 p.

4. Egorov V. N. Fakto logicheskiy aspekt problemy zdorov'e sberezheniya uchashcheysya molodezhi [Factological aspect of the problem of health saving of students]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport - Izvestiya Tulgu. Physical Culture. Sport, 2013, vol. 1, pp. 49-55.

5. Egorov V. N., Gryazeva E. D. Paradigma kompleksnogo issledovaniya problemy sokhraneniya i ukrepleniya zdorov'ya studentov [Paradigm of complex research of the problem of preserving and strengthening the health of students]. Izvestiya Tulsu. Physical Culture. Sport, 2013, vol. 3, pp. 27-33.

6. Egorov V. N., Yashin A. A. Monitoring nozologicheskikh form v obrazovatel'noy sisteme «shkola-vuz» [Monitoring of nosological forms in the educational system "school-University"]. Izvestiya TulGU. Seriya: Gumanitarnye nauki [Izvestiya Tulgu. Series: Humanitarian Sciences]. Vol. 1. H 2. Tula, TulSU Publ., 2012, pp. 32-37.

7. Kamaev I. A. [et al.]. Zdorov'e i obraz zhizni shkol'nikov, studentov i prizyvnoy molodezhi: sostoyanie, problemy, puti resheniya [Health and lifestyle of schoolchildren, students and conscript youth: state, problems, solutions]. N. Novgorod, NGMA Publ., 2005, 312 p.

8. Kashmina E. O. Differentsirovannaya metodika fizicheskogo vospitaniya studentov spetsial'noy meditsinskoy gruppy na osnove ucheta sezona goda. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Differentiated method of physical education of students of a special medical group based on the season of the year. Autoref. diss. kand. ped. sci.]. Tula, 2012, 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.