Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни студента'

Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни студента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / SPORT / HEALTH / STRESS / LIFESTYLE / EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харлашин Денис Анатольевич, Фролов Дмитрий Александрович, Копылов Сергей Александрович

В данной статье показана роль занятий физической культурой и спортом в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены результаты исследований воздействия занятий физической культурой на показатели жизнедеятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харлашин Денис Анатольевич, Фролов Дмитрий Александрович, Копылов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN FORMING HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENT YOUTH

This article shows the role of physical culture and sports in the formation of a healthy lifestyle of students. The results of researches of influence of occupations by physical culture on indicators of activity of the student are presented.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни студента»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN FORMING HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENT YOUTH

Харлашин Денис Анатольевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная Физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kharlashin Denis Anatolyevich

senior lecture

department of «Applied physical culture» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Фролов Дмитрий Александрович

старший преподаватель кафедра «Прикладная Физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich

senior lecture

department of «Applied physical culture» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Копылов Сергей Александрович

кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты человека

в чрезвычайных ситуациях» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kopylov Sergey Alexandrovich candidate of technical Sciences, associate Professor "Life safety in the technosphere and human protection in emergency

situations»

Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье показана роль занятий физической культурой и спортом в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены результаты исследований воздействия занятий физической культурой на показатели жизнедеятельности студента.

Abstract. This article shows the role of physical culture and sports in the formation of a healthy lifestyle of students. The results of researches of

influence of occupations by physical culture on indicators of activity of the student are presented.

Ключевые слова: спорт, здоровье, стресс, образ жизни, физические упражнения.

Keywords: sport, health, stress, lifestyle, exercise.

Здоровый образ жизни с древних времен считался большой ценностью. Под здоровьем обычно понимают отсутствие болезни. То есть те, у кого нет заболеваний, относятся к такой категории, как здоровые люди. Но это довольно условное и примитивное представление в целом о здоровье. В таком уставе, как Всемирная организация здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней, а также имеющихся дефектов и «полное физическое, душевное и социальное благополучие». Другими словами говоря, здоровье является не только физическим состоянием человека, но и его взаимоотношениями и успехами как дома, так и вне него: в учебном заведении, на работе и так далее.

Важным элементом в укреплении здоровья является здоровый образ жизни. Он под собой подразумевает: достаточный сон, поддержание массы тела на определенном уровне, отказ от вредных привычек, регулярная физическая активность (лучше физические упражнения аэробной направленности), ежедневные завтраки, соблюдение режима питания, который исключает переедание, прием пищи всухомятку или «на ходу».

Также, в понятие здорового образа жизни, как обязательный его элемент, включена физическая активность. Прежде всего, занятия физической культурой, спортом являются главными составляющими необходимой для человека двигательной активности, поддерживающей и обеспечивающей нормальное функционирование всех органов и систем его организма и влияющей, тем самым, на его физическое состояние [3]. Кроме того двигательная активность оказывает влияние на развитие адаптационных возможностей организма при воздействии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды [4].

В нашей жизни мы, как правило, постоянно подвергаемся этим воздействиям. Они вызывают в организме определенное функциональное напряжение — стресс. Способность организма противостоять этому воздействию, приспосабливаться к нему и определяет степень здоровья. В процессе адаптации организма к влиянию какого-либо одного стрессора (раздражителя, вызывающего стресс) последовательно возникает три фазы (фазы тревоги, резистентности, истощения). Эти стадии стресса (напряжения) были открыты канадским физиологом Селье Г. Перечисленные фазы стресса наблюдались им при воздействии самых разных раздражителей. Поэтому весь ход

этих изменений в организме был им назван общим адаптационным синдромом (ОАС).

Важной особенностью ОАС является то, что в стадии резистентности к одному стрессору начинает появляться устойчивость к влиянию ряда других стрессоров, то есть по мере приспособления организма к влиянию на него одного из неблагоприятных факторов, т. е. по мере приспособления к окружающей среде повышается его сопротивляемость к влиянию и других факторов.

И еще одно обстоятельство стресс - не является болезнью. Стресс является необходимым условием нормального функционирования организма. Без стрессов, наша жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие с внешней средой и была бы обездвижена. Селье Г. считал нормальные по силе воздействия стрессоры необходимыми для поддержания на должном уровне функциональной дееспособности организма. Лишь очень сильные стрессоры, вызывающие «дистресс» (страдание), он считал вредными для нашего здоровья.

Правильные физические упражнения, занятия самой физической культурой и спортом также являются своеобразными стрессорами, правда очень естественными и физиологическими. По мере адаптации организма к влиянию различных физических нагрузок возникает ОАС, и на определенном этапе его развития наступает стадия резистентности (устойчивости) к ним. В этой стадии наблюдается повышение устойчивости организма ко многим другим неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям и утомлению. Правда, в этой фазе стресса от физических нагрузок спортивные результаты растут медленнее, чем в фазе тревоги. Таков механизм проявления оздоровительного влияния занятий физической культурой и спортом [5].

Цель нашего исследования заключается в анализе эффективности влияния разных элементов и форм занятий физическими упражнениями, режима сна и питания на жизнедеятельность студента в формировании здорового образа жизни.

В ходе данного исследования проведен опрос студентов Орловского Государственного Университета имени И.С. Тургенева по показателям ведения здорового образа жизни.

Проводившиеся опросы среди современных студентов, показали, что продолжительность сна ночью заметно отражается на уровне академической успеваемости студентов. Так при продолжительности ночного сна 46 часов и менее в неделю академическая успеваемость, в среднем, составляет около 3 баллов. Наиболее высокий ее уровень - около 4 баллов - наблюдается при продолжительности ночного сна 56 часов в неделю, то есть около 8 часов за сутки.

На академическую успеваемость влияет и время отхода ко сну. Если студенты ложатся спать позже 1 часа ночи, то их средняя

успеваемость составляет 3,25 балла. Те же, кто ложится спать не позже 11 часов вечера учиться лучше - 3,85 балла.

Влияет на академическую успеваемость и режим питания. Студенты, принимающие пищу 2 раза в течение дня, имеют средний балл успеваемости 3,2. Те же из них, кто принимают пищу 4 раза в день - 3-4 балла. Студенты, пренебрегающие завтраком, учатся в среднем на 3,29 балла, а принимающие пищу регулярно - на 3,59 балла.

Основой здорового образа жизни является режим дня, включающий в себя грамотное сочетание труда, отдыха, нормального режима питания и, конечно, режима занятий физической культурой и спортом [1].

Двигательный режим студента должен включать в себя выполнение упражнений гигиенической гимнастики, посещение академических занятий по физическому воспитанию, дополнительные занятия физическими упражнениями в свободное от учебы время, занятия спортом. Общий объем занятий физическими упражнениями должен составлять не менее 8-10 часов в неделю. Именно при этом объеме занятий начинают проявляться положительные изменения в состоянии здоровья, выражающиеся в повышении общего жизненного тонуса и снижении заболеваемости простудными заболеваниями. Правильной организации двигательного режима сопутствует не только более крепкое здоровье, но и более высокая академическая успеваемость. Студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спортом, учатся лучше тех, кто занимается нерегулярно (соответственно на 3,77 и 3,43 балла).

Занятия физической культурой и особенно спортом требуют более строгого соблюдения режима дня, а том числе режима сна, питания, исключения вредных привычек.

В предлагаемой таблице 1 представлены группы студентов (%), соблюдающих режимы сна и питания при разных элементах и формах занятий физическими упражнениями.

Сочетание правильной организации двигательного режима и более рационального построения элементов режима дня не случайно. Занятия физической культурой и спортом требуют определенных волевых усилий, организованности, дисциплины. Эти черты находят отражение в особенностях режима сна и питания.

Здоровый образ жизни подразумевает соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма. Суточный биоритм, который сложился в процессе эволюции, в упрощенном виде выглядит так: максимальная активность утром - 812 часов, минимум - в середине дня (с 12 до 16 часов), второй максимум активности - в вечернее время (16-22 ч.) и наиболее выраженный минимум - в ночное время (22-8 ч.). В соответствии с этим желательно строить свой личный режим дня, чередуя труд, отдых, сон.

Таблица 1

Ха рактеристики некоторых составляющих здорового образа жизни

№ Элементы двигательного режима Группы Характеристики режима дня, %

Соблюдаю режим дня Соблюдают режим питания

1. Посещаемость занятий по физвоспитанию, % 76 и более 93,3 73,3

75-41 74,7 45,8

40 и менее 47,1 35,3

2. Утренняя гимнастика Выполняют 80,5 58

Нет 59,7 40,6

3. Занятия спортом Занимаются 83 71

Нет 89 46,4

4. Регулярность занятий физ. упражнениями Регулярно 80,6 62,1

Нет 68,6 40

5. Объем физической нагрузки (часы в не делю) 7 и более 81,5 67,2

6,5-3 77,3 52,4

2,5 и менее 65,6 42,4

Помимо правильной организации режимов труда, отдыха, сна, питания и двигательной активности здоровый образ жизни предполагает умение снимать нервное напряжение с помощью аутотренинга, разумно пользоваться средствами закаливания: водными процедурами, банями и т.д. Но все это требует немалых личных усилий, проявить которые иногда очень трудно [2].

Полученные результаты опроса студентов Орловского Государственного Университета имени И.С. Тургенева говорят о том, что соблюдение режима сна и питания при различных элементах и формах занятий физической культурой, эффективно влияет не только на здоровье организма, но и на академическую успеваемость.

Первым шагом в приобщении к нормальному двигательному режиму является обязательное посещение всех академических занятий по физкультуре. Это может стать организующим началом, необходимым для успешного обучения в университете.

Вторым этапом является приобщение себя к каждодневной утренней зарядке. Эта форма занятий предполагает нормализацию режима сна, так как для того, чтобы встать немного раньше обычного, нужно спать лечь пораньше. Завершение же зарядки водными процедурами, самомассажем положительно отразится на самочувствии и на состоянии здоровья.

Далее, необходимо попытаться дополнить академические занятия по физкультуре самостоятельными занятиями физическими упражнениями. Эти занятия могут включать в себя занятия бегом, оздоровительной гимнастикой, различными играми. Повышенные физические нагрузки, естественно, потребуют энергетической компенсации, что будет содействовать упорядочению режима питания.

Занятия физической культурой и спортом требуют затрат времени. Поэтому становится необходимой рациональная организация учебного труда, отдыха, соблюдение режима сна и питания.

Литература

1. Ибрагим, Т.О. Количественная оценка физической активности в свободное время среди студентов университетов на юго-западе, Нигерия / Т.О. Ибрагим, М.А. Аджибуа, О. Л. Доминик// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2018. -№ 1 - С. 72-78.

2. Кораблева, Е.Н. Формирование нравственных устоев и морально-волевых качеств в процессе занятий физическим воспитанием и спортом / Е.Н. Кораблева // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2017. - № 1. - С. 5-7.

3. Паршикова, Н.В. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 167-171.

4. Састамойнен, Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 11-14.

5. Семенова, М.А. Общие представления об индивидуальной физической подготовке и путях восстановления организма человека / М.А. Семенова, В.А. Прусакова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2013. - № 4. - С. 113-120.

References

1. Ibrahim T.O., Ojibwa M.A. and Dominic O.L. (2018), "Quantitative assessment of physical activity in leisure time among University students in southwest", Pedagogical psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 1, pp. 72-78.

2. Korableva E.N. (2017), "Formation of moral foundations and moral-volitional qualities in the process of physical education and sports", Problems of physical culture and sports development in the new Millennium, No.1, pp. 57.

3. Parshikova N.V., Izaak S.I. and Malits V.N. (2017), "Strategic priorities of state policy in the field of mass sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 167-171.

4. Saastamoinen T.V. (2014), "The Problem of improvement of man in the twenty-first century", Actual problems of health and physical culture, No. 1, pp. 11-14.

5. Semenova M.A. and Prusakova, V.A. (2013), "General ideas about individual physical training and ways of restoring the human body", Modern science: actual problems and ways of their solution, No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.