Научная статья на тему 'Пути повышения управления эффективной групповой деятельностью по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении'

Пути повышения управления эффективной групповой деятельностью по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко М. А., Ветков Н. Е., Каинков И. В.

В статье рассматривается опыт управления эффективной групповой деятельностью по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении. Во время занятий происходит выстраивание межличностных взаимоотношений, формирование культуры сотрудничества с помощью подвижных и спортивных игр, эстафет и др., что придает студентам уверенность в своих силах и обеспечивает устойчивую мотивацию к физкультурно-оздоровительным занятиям и участию в групповых мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения управления эффективной групповой деятельностью по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении»

УДК 378.8; 378

Соломченко М.А., Пути повышения управления Ветков Н.Е., эффективной групповой Каинков И.В. деятельностью по дисциплине

«Физическая культура» в высшем учебном заведении

В статье рассматривается опыт управления эффективной групповой деятельностью по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении. Во время занятий происходит выстраивание межличностных взаимоотношений, формирование культуры сотрудничества с помощью подвижных и спортивных игр, эстафет и др., что придает студентам уверенность в своих силах и обеспечивает устойчивую мотивацию к физкультурно-оздоровительным занятиям и участию в групповых мероприятиях.

Ключевые слова: управление, групповая деятельность, физическая культура, студенты.

В настоящее время проблема повышен ия групповой деятельности связана с формированием отношений сотрудничества, ответственности, взаимопомощи, которые объединяются понятиями «группа», «коллектив», «команда». В зарубежных странах проблема эффективности групповой деятельности рассматривается иначе - это выполнение определенного задания, приводящего к эффективному достижению цели (в обучении или победе на соревнованиях). Этот процесс там называется командообразованем.

Управление представляет собой одно из важнейших направлений в исследовании деятельности человека. Только благодаря взаимно скоординированным действиям ученых развивались различные отрасли человеческих знаний, в том числе и знания о физическом развитии человека. Без взаимных усилий с управляющей стороны (преподавателя) и управляемой (студентов) невозможно решать проблемы управления в теории и практике физической культуры. С одной стороны, возникает необходимость в разработке эффективной системы управляющих педагогических воздействий, с другой - требуется изучение механизмов их реализации. В итоге наблюдается совместное продвижение к цели, путь к которой в многократном решении самых разнообразных функцио-

нально-двигательных задач: их постановка, анализ и решение. Этот процесс обоюдный, в нем отражается информационно-энергетическая зависимость управляющего и управляемого объектов. В данном случае управление отражает совокупность систем, координирующих свою деятельность, направленную на достижение конкретных физкультурно-оздоровительных целей.

В спортивной подготовке и сфере физического воспитания управление групповой деятельности. превращает неорганизованные формы поведения в эффективную целенаправленную и производительную форму двигательной активности. Правильная организация занятий по физической культуре представляет структуру, в пределах которой применяются определенные действия для достижения физкультурно-оздоровительных задач.

В терминологии физической культуры и спорта часто употребляется понятие «человеческий фактор» (human factor). Он включает в себя все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей, личностных качеств. Важность его определятся тем, что возрастает роль студентов, задействованных в процессе физического воспитания. К этому необходимо добавить и то обстоятельство, что чем выше уровень физической подготовленности, тем более

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

значимой становится роль студента и его возможностей в процессе управления его физической подготовкой.

Занятия физической культурой под руководством педагога выполняют функции гармоничного развития личности, являются одной из форм эмоциональной и социальной включенности человека в систему социальных взаимоотношений и активного взаимодействия с окружающими людьми1.

На кафедре физического воспитания в Орловском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации (РАНХиГС) во время занятий по физической культуре применяются определенные действия для сплочения коллектива в группах, такие как:

- определение совместных целей и задач на занятиях физическими упражнениями;

- выявление мотивации к занятиям у каждого участника процесса физического воспитания;

- поддержания с помощью средств и методов физкультурно-оздоровительной деятельности командного духа;

- установление совместно с преподавателями системы контроля и поощрение самоконтроля и др.

Создание доброжелательной и деловой атмосферы во время занятий способствует выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества с помощью подвижных и спортивных игр, эстафет и других средств физической культуры. Благодаря постоянной смене партнеров в командах происходит повышение коммуникативной культуры студентов. В своей работе преподаватели учитывают, какие методы обучения способствуют созданию благоприятной и позитивной атмосферы коллективной работы, коллективного напряжения усилий, эмоций. Благоприятная среда способствует эффективности этих методов.

Такие занятия благотворно влияют и на до-суговую деятельность молодежи. В свободное время они приходят в спортивные залы академии для дополнительных занятий, играют в настольный теннис, занимаются в тренажерном зале и т.д. Оценив повышение положительного отношения к занятиям физической культурой, преподаватели кафедры провели исследование посещаемости спортивных секций в акаде-

мии, тренажерного зала и занятий различными видами спорта по интересам. При анализе результатов посещения спортивно-оздоровительного комплекса академии во внеучебное время студентами различных факультетов получен ряд интересных данных. Чаще всего спортивно-оздоровительный комплекс посещают студенты юридического факультета (27,6 %). Они отдают предпочтение самостоятельным занятиям в тренажерном зале. Студенты-экономисты в основном останавливают свой выбор на занятиях спортивными играми (22,8 %). Младшие курсы всех факультетов выбирают занятия под руководством преподавателя, тогда как старшекурсники предпочитают планировать время занятий самостоятельно. Причины такого положения обусловлены как расписанием учебных занятий, так и графиком работы обучаемых.

Полагаясь на вузовскую программу, кафедра физического воспитания ставит перед собой задачу определить направленность профессиональной физической подготовки в процессе теоретических и практических занятий.

Изучение профессиональной деятельности студентов академии показало, что на занятиях физической культуры необходимо:

- включать наряду с задачами общей физической подготовки задачи специальной профессионально-прикладной физической подготовки;

- учитывать специфику профессиональной деятельности;

- использовать музыкальное сопровождение во время занятий;

- учитывать специфику групповых занятий, развивая коммуникативность и толерантность.

Целесообразно также включать в содержание учебных и оздоровительных занятий те физические упражнения, которые бы кроме решения сугубо тренировочных задач направленно воздействовали на формирование внешнего вида, гармоничное развитие личности студента. Хорошее телосложение и физическая подготовленность придают студентам уверенность в своих силах и обеспечивают устойчивую мотивацию к занятиям по физическому воспитанию и участию в групповых мероприятиях.

Во время учебного года было проведено исследование по формированию положительной групповой мотивации. Использован

№ 5 (35) 2014 г.

тест2, который может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Итоги

по каждому фактору подводились по 10-ти бальной системе (от 1 до 10). Факторы сформированное™ групповой мотивации в начале учебного года представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Факторы сформированности групповой мотивации в начале учебного года

Факторы

Факультеты / Показатели

и а

I 1 ё £

со

средние

£ ЕЕ ль ло

а ол § £

ое

О

значения)

б £ е ть

£ £

1. Уровень сплоченности группы

7,4

6,2

5,5

2. Межличностные отношения в группе

5,4

5,2

3,8

4,0

3. Уровень групповой совместимости

7,1

6,7

4,6

5,9

4. Толерантные отношения

2,8

4,5

6,6

4,3

5. Участие в принятии коллективных решений

А2_

ЗТ_

_29_

_52_

6. Психологический климат в группе

3,9

4,8

5,1

3,5

7. Наличие активной жизненной позиции в группе

4,3

3,6

3,5

4,2

9. Принятие нравственных норм поведения в группе

5,6

4,9

4,2

5,1

10. Отсутствие конфликтных ситуаций в группе

6,2

5,5

6,3

7,2

11. Степень согласованности в группе

7,4

64

_5А_

5,6

12. Стремление к самореализации в группе

6,1

5,7

4,8

5,3

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 1, невысокие показатели зафиксированы в факторах: наличие активной жизненной позиции в группе, толерантные отношения, психологический климат в группе и участие в принятии коллективных решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для науки и практики определенный интерес представляет изучение сплоченности коллектива. Одним из важных показателей

эффективной групповой деятельности, является мнение студентов:

- насколько такой коллектив является привлекательным для каждого из них;

- оценка возможности эффективно работать в нем.

Положительно сказалось на результатах и применение тренинга «Формирование толерантных отношений в студенческой среде». Данные тестирования в конце учебного года представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Факторы сформированности групповой мотивации в конце учебного года

Факторы Факультеты 1 / Показатели (средни езначения)

== 3 и т ка ен § £ он ке СО 5 £ £ ь ог СС о § 5 ое Ст 1 £ е ть

1. Уровень сплоченности группы 8,1 6,8 8,9 6,1

2. Межличностные отношения в группе 5,9 5,7 4,2 4,5

3. Уровень групповой совместимости 7,8 7,4 5,1 6,5

4. Толерантные отношения 3,8 5,5 7,6 4,9

5. Участие в принятии коллективных решений 5,1 4,2 3,9 5,8

6. Психологический климат в группе 4,3 5,3 5,6 3,8

7. Наличие активной жиз-ненной позиции в группе 4,8 5,2 3,9 4,6

8. Принятие нравственных норм поведения в группе 6,2 5,4 4,6 5,6

9. Отсутствие конфликтных ситуаций в группе 6,8 6,05 6,9 7,9

10. Степень согласованности в группе 8,2 7,1 5,9 6,2

11. Стремление к самореализации в группе 6,7 6,2 5,3 5,8

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Для улучшения показателей по этим факторам в разработанной нами программе по физической культуре предусмотрено применение специальных упражнений для развития групповой сплоченности и коман-дообразования, командных упражнений с предметами, эстафет, подвижных и спортивных игр, проведение соревнований по различным видам спорта.

Правильно построенные занятия положительно сказались на результатах сфор-мированности групповой мотивации в конце учебного года. Социальные установки и ценностные ориентации во многом зависят от полученной студентом во время обучения информацией. В вузе высока воспитывающая эти ценности и установки образовательная система, в связи с чем на занятиях физической культурой отводится место средствам коммуникации и развитию толерантных отношений, которые необходимы будущим выпускникам в их профессиональной деятельности.

Студенческая среда на занятиях физической культурой должна быть дружественной и эмоционально наполненной. Самые яркие и длительные впечатления, позитивное настроение и желание общаться дает совместная подготовка к соревнованиям по различным видам спорта и непосредственное участие в них3. Вместе пережитые положительные эмоции «подпитывают» весь образовательный процесс.

Формирование личности предполагает реализацию индивидуальных различий, отраженных в частично реализуемых и потенциальных способностях. Способности в процессе деятельности приобретают особый характер тогда, когда направленность в

развитии личности побуждается конкретной результативной активностью.

Исходя из концепции «человеческих отношений» необходимо поощрять самоуправление для воспитания волевых качеств и особенно приобретения уверенности в своих силах, возможностях, как одного из главных средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

References

1. Zholdak, V.I. Sociologija menedzhmenta fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of Management of Physical Education and Sport], V.I. Zholdak, S.G. Sejranov, M.: Sovetskij sport, 2003, p. 295. (In Russ.)

2. Solomchenko, M.A. Formirovanie tol-erantnosti u studentov vysshih uchebnyh za-vedenij sredstvami fizicheskoj [Formation of tolerance at students in higher education by means of physical culture] Nauchnyj, informa-cionno-analiticheskij zhurnal «Obrazovanie i ob-shhestvo», № 2 (55). Mart-aprel', 2009 , Orel: «Tipografija Trud», 2009, p.p. 37-41. (In Russ.)

3. Sociologija molodezhi [Sociology o youth]: uchebnik j pod. red. V.T. Lisovskogo, SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 1996, p.p. 345-347. (In Russ.)

1 Жолдак В.И. Социология менеджмента физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, С. г Сейранов. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 295.

2 Социология молодежи: учебник / Сод. ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - С. 345-347.

3 Соломченко М.А. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений средствами физической культуры //Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество» - № 2 (55). Март-апрель, 2009/ - Орел: Типография «Труд», 2009. - С. 37-41.

№ б (GS) 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.