УДК 378.8; 378
Соломченко М.А., Пути повышения управления Ветков Н.Е., эффективной групповой Каинков И.В. деятельностью по дисциплине
«Физическая культура» в высшем учебном заведении
В статье рассматривается опыт управления эффективной групповой деятельностью по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении. Во время занятий происходит выстраивание межличностных взаимоотношений, формирование культуры сотрудничества с помощью подвижных и спортивных игр, эстафет и др., что придает студентам уверенность в своих силах и обеспечивает устойчивую мотивацию к физкультурно-оздоровительным занятиям и участию в групповых мероприятиях.
Ключевые слова: управление, групповая деятельность, физическая культура, студенты.
В настоящее время проблема повышен ия групповой деятельности связана с формированием отношений сотрудничества, ответственности, взаимопомощи, которые объединяются понятиями «группа», «коллектив», «команда». В зарубежных странах проблема эффективности групповой деятельности рассматривается иначе - это выполнение определенного задания, приводящего к эффективному достижению цели (в обучении или победе на соревнованиях). Этот процесс там называется командообразованем.
Управление представляет собой одно из важнейших направлений в исследовании деятельности человека. Только благодаря взаимно скоординированным действиям ученых развивались различные отрасли человеческих знаний, в том числе и знания о физическом развитии человека. Без взаимных усилий с управляющей стороны (преподавателя) и управляемой (студентов) невозможно решать проблемы управления в теории и практике физической культуры. С одной стороны, возникает необходимость в разработке эффективной системы управляющих педагогических воздействий, с другой - требуется изучение механизмов их реализации. В итоге наблюдается совместное продвижение к цели, путь к которой в многократном решении самых разнообразных функцио-
нально-двигательных задач: их постановка, анализ и решение. Этот процесс обоюдный, в нем отражается информационно-энергетическая зависимость управляющего и управляемого объектов. В данном случае управление отражает совокупность систем, координирующих свою деятельность, направленную на достижение конкретных физкультурно-оздоровительных целей.
В спортивной подготовке и сфере физического воспитания управление групповой деятельности. превращает неорганизованные формы поведения в эффективную целенаправленную и производительную форму двигательной активности. Правильная организация занятий по физической культуре представляет структуру, в пределах которой применяются определенные действия для достижения физкультурно-оздоровительных задач.
В терминологии физической культуры и спорта часто употребляется понятие «человеческий фактор» (human factor). Он включает в себя все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей, личностных качеств. Важность его определятся тем, что возрастает роль студентов, задействованных в процессе физического воспитания. К этому необходимо добавить и то обстоятельство, что чем выше уровень физической подготовленности, тем более
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
значимой становится роль студента и его возможностей в процессе управления его физической подготовкой.
Занятия физической культурой под руководством педагога выполняют функции гармоничного развития личности, являются одной из форм эмоциональной и социальной включенности человека в систему социальных взаимоотношений и активного взаимодействия с окружающими людьми1.
На кафедре физического воспитания в Орловском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации (РАНХиГС) во время занятий по физической культуре применяются определенные действия для сплочения коллектива в группах, такие как:
- определение совместных целей и задач на занятиях физическими упражнениями;
- выявление мотивации к занятиям у каждого участника процесса физического воспитания;
- поддержания с помощью средств и методов физкультурно-оздоровительной деятельности командного духа;
- установление совместно с преподавателями системы контроля и поощрение самоконтроля и др.
Создание доброжелательной и деловой атмосферы во время занятий способствует выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества с помощью подвижных и спортивных игр, эстафет и других средств физической культуры. Благодаря постоянной смене партнеров в командах происходит повышение коммуникативной культуры студентов. В своей работе преподаватели учитывают, какие методы обучения способствуют созданию благоприятной и позитивной атмосферы коллективной работы, коллективного напряжения усилий, эмоций. Благоприятная среда способствует эффективности этих методов.
Такие занятия благотворно влияют и на до-суговую деятельность молодежи. В свободное время они приходят в спортивные залы академии для дополнительных занятий, играют в настольный теннис, занимаются в тренажерном зале и т.д. Оценив повышение положительного отношения к занятиям физической культурой, преподаватели кафедры провели исследование посещаемости спортивных секций в акаде-
мии, тренажерного зала и занятий различными видами спорта по интересам. При анализе результатов посещения спортивно-оздоровительного комплекса академии во внеучебное время студентами различных факультетов получен ряд интересных данных. Чаще всего спортивно-оздоровительный комплекс посещают студенты юридического факультета (27,6 %). Они отдают предпочтение самостоятельным занятиям в тренажерном зале. Студенты-экономисты в основном останавливают свой выбор на занятиях спортивными играми (22,8 %). Младшие курсы всех факультетов выбирают занятия под руководством преподавателя, тогда как старшекурсники предпочитают планировать время занятий самостоятельно. Причины такого положения обусловлены как расписанием учебных занятий, так и графиком работы обучаемых.
Полагаясь на вузовскую программу, кафедра физического воспитания ставит перед собой задачу определить направленность профессиональной физической подготовки в процессе теоретических и практических занятий.
Изучение профессиональной деятельности студентов академии показало, что на занятиях физической культуры необходимо:
- включать наряду с задачами общей физической подготовки задачи специальной профессионально-прикладной физической подготовки;
- учитывать специфику профессиональной деятельности;
- использовать музыкальное сопровождение во время занятий;
- учитывать специфику групповых занятий, развивая коммуникативность и толерантность.
Целесообразно также включать в содержание учебных и оздоровительных занятий те физические упражнения, которые бы кроме решения сугубо тренировочных задач направленно воздействовали на формирование внешнего вида, гармоничное развитие личности студента. Хорошее телосложение и физическая подготовленность придают студентам уверенность в своих силах и обеспечивают устойчивую мотивацию к занятиям по физическому воспитанию и участию в групповых мероприятиях.
Во время учебного года было проведено исследование по формированию положительной групповой мотивации. Использован
№ 5 (35) 2014 г.
тест2, который может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Итоги
по каждому фактору подводились по 10-ти бальной системе (от 1 до 10). Факторы сформированное™ групповой мотивации в начале учебного года представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Факторы сформированности групповой мотивации в начале учебного года
Факторы
Факультеты / Показатели
и а
I 1 ё £
со
средние
£ ЕЕ ль ло
а ол § £
ое
О
значения)
б £ е ть
£ £
1. Уровень сплоченности группы
7,4
6,2
5,5
2. Межличностные отношения в группе
5,4
5,2
3,8
4,0
3. Уровень групповой совместимости
7,1
6,7
4,6
5,9
4. Толерантные отношения
2,8
4,5
6,6
4,3
5. Участие в принятии коллективных решений
А2_
ЗТ_
_29_
_52_
6. Психологический климат в группе
3,9
4,8
5,1
3,5
7. Наличие активной жизненной позиции в группе
4,3
3,6
3,5
4,2
9. Принятие нравственных норм поведения в группе
5,6
4,9
4,2
5,1
10. Отсутствие конфликтных ситуаций в группе
6,2
5,5
6,3
7,2
11. Степень согласованности в группе
7,4
64
_5А_
5,6
12. Стремление к самореализации в группе
6,1
5,7
4,8
5,3
Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 1, невысокие показатели зафиксированы в факторах: наличие активной жизненной позиции в группе, толерантные отношения, психологический климат в группе и участие в принятии коллективных решений.
Для науки и практики определенный интерес представляет изучение сплоченности коллектива. Одним из важных показателей
эффективной групповой деятельности, является мнение студентов:
- насколько такой коллектив является привлекательным для каждого из них;
- оценка возможности эффективно работать в нем.
Положительно сказалось на результатах и применение тренинга «Формирование толерантных отношений в студенческой среде». Данные тестирования в конце учебного года представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Факторы сформированности групповой мотивации в конце учебного года
Факторы Факультеты 1 / Показатели (средни езначения)
== 3 и т ка ен § £ он ке СО 5 £ £ ь ог СС о § 5 ое Ст 1 £ е ть
1. Уровень сплоченности группы 8,1 6,8 8,9 6,1
2. Межличностные отношения в группе 5,9 5,7 4,2 4,5
3. Уровень групповой совместимости 7,8 7,4 5,1 6,5
4. Толерантные отношения 3,8 5,5 7,6 4,9
5. Участие в принятии коллективных решений 5,1 4,2 3,9 5,8
6. Психологический климат в группе 4,3 5,3 5,6 3,8
7. Наличие активной жиз-ненной позиции в группе 4,8 5,2 3,9 4,6
8. Принятие нравственных норм поведения в группе 6,2 5,4 4,6 5,6
9. Отсутствие конфликтных ситуаций в группе 6,8 6,05 6,9 7,9
10. Степень согласованности в группе 8,2 7,1 5,9 6,2
11. Стремление к самореализации в группе 6,7 6,2 5,3 5,8
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Для улучшения показателей по этим факторам в разработанной нами программе по физической культуре предусмотрено применение специальных упражнений для развития групповой сплоченности и коман-дообразования, командных упражнений с предметами, эстафет, подвижных и спортивных игр, проведение соревнований по различным видам спорта.
Правильно построенные занятия положительно сказались на результатах сфор-мированности групповой мотивации в конце учебного года. Социальные установки и ценностные ориентации во многом зависят от полученной студентом во время обучения информацией. В вузе высока воспитывающая эти ценности и установки образовательная система, в связи с чем на занятиях физической культурой отводится место средствам коммуникации и развитию толерантных отношений, которые необходимы будущим выпускникам в их профессиональной деятельности.
Студенческая среда на занятиях физической культурой должна быть дружественной и эмоционально наполненной. Самые яркие и длительные впечатления, позитивное настроение и желание общаться дает совместная подготовка к соревнованиям по различным видам спорта и непосредственное участие в них3. Вместе пережитые положительные эмоции «подпитывают» весь образовательный процесс.
Формирование личности предполагает реализацию индивидуальных различий, отраженных в частично реализуемых и потенциальных способностях. Способности в процессе деятельности приобретают особый характер тогда, когда направленность в
развитии личности побуждается конкретной результативной активностью.
Исходя из концепции «человеческих отношений» необходимо поощрять самоуправление для воспитания волевых качеств и особенно приобретения уверенности в своих силах, возможностях, как одного из главных средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
References
1. Zholdak, V.I. Sociologija menedzhmenta fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of Management of Physical Education and Sport], V.I. Zholdak, S.G. Sejranov, M.: Sovetskij sport, 2003, p. 295. (In Russ.)
2. Solomchenko, M.A. Formirovanie tol-erantnosti u studentov vysshih uchebnyh za-vedenij sredstvami fizicheskoj [Formation of tolerance at students in higher education by means of physical culture] Nauchnyj, informa-cionno-analiticheskij zhurnal «Obrazovanie i ob-shhestvo», № 2 (55). Mart-aprel', 2009 , Orel: «Tipografija Trud», 2009, p.p. 37-41. (In Russ.)
3. Sociologija molodezhi [Sociology o youth]: uchebnik j pod. red. V.T. Lisovskogo, SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 1996, p.p. 345-347. (In Russ.)
1 Жолдак В.И. Социология менеджмента физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, С. г Сейранов. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 295.
2 Социология молодежи: учебник / Сод. ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - С. 345-347.
3 Соломченко М.А. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений средствами физической культуры //Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество» - № 2 (55). Март-апрель, 2009/ - Орел: Типография «Труд», 2009. - С. 37-41.
№ б (GS) 2014 г.