ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (на примере региональной инновационной площадки)
ORGANIZATION OF INNOVATIVE SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES IN THE ORYOL REGION (for example, the regional innovation platform)
Соломченко Марина Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика
избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Россия
Solomchenko Marina Aleksandrovna Ph.D., associate professor, head of department of« Theory and methodology chosen spor» Orel State Universitynamed after I. S. Turgenev,
Orel, Russia
Аннотация. В Орловской области начинает работу региональная инновационная площадка под названием «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности». Она предполагает формирование у воспитанников положительных сдвигов по физической подготовленности, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями и различным видам спорта, результативности образовательного процесса по физическому воспитанию, росту профессионального уровня педагогов-участников инновационной деятельности; создание условий для построения партнерских отношений между образовательными учреждениями.
Annotation. In the Orel region begins the work of the regional innovative platform called ""improving the quality of physical education through non-traditional physical activity"". It involves instilling in the pupils a positive changes in physical fitness, increased motivation to engage in physical exercise and various sports activities and effectiveness of the educational process in physical education, the growth of professional level of teachers-participants of innovative activity; creation of conditions for building partnerships between educational institutions.
Ключевые слова. Площадка, инновация, регион, физкультурное образование, двигательная активность.
Keywords. Platform, innovation, region, physical education, physical activity.
В последнее время современное отечественное образование претерпевает ряд изменений, связанных с поиском новых форм и содержания. Стремительные изменения в обществе и физической культуре и спорте требуют от подрастающего
поколения умения быстро адаптироваться к новым условиям, проявлять хорошую физическую подготовленность и творчество, умения действовать в сложных ситуациях, налаживать контакты с другими людьми. Задача физического воспитания - подготовить детей и подростков, уверенных в завтрашнем дне и подготовленных к условиям современной жизни.
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» совместно с факультетом «Академия физической культуры и спорта» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» организовали региональную инновационную площадку под названием «Повышение качества физкультурного образования посредством нетрадиционных видов двигательной активности». Целью создания является повышение качества физкультурного образования на основе применения нетрадиционных видов двигательной активности, способствующих повышению физической подготовленности детей и подростков в соответствии с требованиями ФГОС. Руководителями данного проекта и его кураторами являются Соломченко Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. каф. «Теории и методики избранного вида спорта» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», Бойко Валерий Вячеславович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования «Института развития образования», декан факультета «Академия физической культуры и спорта» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева».
Предложенные для применения программы «Спортивное ориентирование», «Азбука мяча», «Скиппинг» др., которые не использовались ранее на занятиях по физической культуре, поспособствуют повышению содержательному наполнению образовательных программ по физическому воспитанию, повлияют на повышение интереса к активным занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, посодействуют укреплению здоровья подрастающего поколения и их активной жизнедеятельности.
Организации-участники инновационной деятельности, которые решили поучаствовать в реализации данного проекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 50 г. Орла, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — гимназия № 34 г. Орла, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 45 имени Д.И. Блынского г. Орла, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сахзаводская средняя общеобразовательная школа, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — Покровский лицей, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская юношеская спортивная школа № 7 г. Орла, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская юношеская спортивная школа № 6, Дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 91 г. Орла. Используя свой творческий потенциал педагоги, тренеры и инструктора перечисленных выше организаций, будут реализовать новые средства и методы в процесс по физическому воспитанию детей и подростков, помогая им адаптироваться к новым двигательным формам.
В рамках региональной инновационной площадки решено сформировать у воспитанников положительные сдвиги по физической подготовленности, заданные ФГОС; повысить мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта; повысить результативность образовательного процесса и создать
условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их физических качеств, обеспечить на уровне технологии, содержания и методики; повысить профессиональный уровень педагогов-участников инновационной деятельности; создать условия для построения партнерских отношений между образовательными учреждениями.
Реализация площадки состоит из трех этапов. На первом этапе (Подготовительный) 2016-2017 уч.г. будут проведены следующие мероприятия:
1. Определить образовательные учреждения для апробации инновационных программ физического воспитания, оформить соответствующую документацию.
2. Сформировать творческие группы и актив для проведения первого этапа апробации.
3. Разработать и согласовать их функциональные обязанности на первом этапе, провести подготовку руководителей, педагогов к реализации программ.
4. Провести консультации, семинары, вебинары, круглые столы для педагогов.
5. Согласовать с руководителями пилотных учреждений предварительный план работы на следующем этапе.
На втором этапе (Практический) 2017-2018 уч.г. реализованы мероприятия:
1. Провести апробацию программ «Спортивное ориентирование», «Азбука мяча», «Скиппинг» и др. в образовательных учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования.
2. Разработать систему сетевого взаимодействия участников инновационной площадки.
3. Провести научно-практическую конференцию по обобщению опыта работы по итогам апробации программ «Спортивное ориентирование», «Азбука мяча», «Скиппинг» и др.
4. Подготовить к публикации методические пособия по итогам апробации образовательных программ «Спортивное ориентирование», «Азбука мяча», и др.
5. Апробировать диагностический инструментарий по выявлению эффективности образовательных программам «Спортивное ориентирование», «Азбука мяча» и динамики роста физической подготовленности обучающихся.
6. Провести рефлексивный анализ хода первого года апробации, консультации педагогов, семинары, вебинары, круглые столы.
Третий этап (Заключительный) 2018-2019 уч.г. будет включать мероприятия:
1. Провести рефлексивный анализ хода проекта, консультации педагогов, семинары, вебинары, круглые столы по обмену опытом для выявления затруднений, своевременной коррекции инновационной деятельности.
2. Внести коррективы в апробируемые методические средства и диагностические материалы для повышения качества физкультурного образования.
3. Провести итоговую диагностику и определить количественные и качественные показатели по выделенным параметрам эффективности использования в педагогической практике предложенных программ.
Желаем всем участникам проекта творческих успехов и достижений в мотивации детей и приобщению их к активным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Список литературы
1. Окрушко В. Я. Анализ противоречий управления современными организациями //Проблемы/ современной экономики. - № 2. - 2011. — С. 45-51.
2. Розанова В. А. Психология управления : учебное пособие / В. А. Розанова. -М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Синтез".-1999. - 352 с.
3. Соломченко М. А. Формирование толерантного управления при подготовке специалистов физической культуры/ и спорта к будущей профессиональной деятельности : монография / М. А. Соломченко. - Орел: ФГОУ В ПО «Госуниверситет -УНПК», 2011 - 294 с.
4. Соломченко М. А. Исследование моделей групповой сплоченности в спортивной деятельности / М. А. Соломченко, О. А. Горбачева // Учены/е записки ОГУ. - Орел: Изд-во ОГУим. И.С. Тургенева. - 2016. - №2 (71) - С. 144-152.
References
1. Okruszko V. J. Analiz protivorechiy upravleniya sovremennymi organizatsiyami [Analysis of the contradictions in the management of modern organizations]. Problems of modern economy. 2011. no.2. pp. 45-51.
2. Rozanova V. A. Psikhologiya upravleniya [the Psychology of management]. Moscow, Business school, Intel-Synthesis Publ., 1999. 352p.
3. Solomchenko M. A. Formirovanie tolerantnogo upravleniya pri podgotovke spetsialistov fizicheskoy kul'tury i sporta k budushchey professional'noy deyatel'nosti [the Formation of a tolerant management in the preparation of specialists of physical culture and sport for future professional activity]. Orel, FGOU VPO "State University -unpk" Publ, 2011. pp. 294.
4. Solomchenko M. A., Gorbachev O. A. Issledovanie modeley gruppovoy splochennosti v sportivnoy deyatel'nosti [Study of models of group cohesion in sports activities]. Uchenye zapiski OGU - Scientific notes of OSU. Orel, Publishing house of OGU them. . S. Turgenev, 2016. no.2 (71). pp. 144-152.