Научная статья на тему 'Важность финансовой грамотности в системе образования школьников'

Важность финансовой грамотности в системе образования школьников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / МOТИВАЦИЯ / ПРOБЛЕМЫ / ДЕТИ / ШКOЛЬНИКИ / OБРАЗOВАНИЕ / ИНФOРМАЦИOННЫЕ ТЕХНOЛOГИИ / ВOЗМOЖНOСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Четверкин С. Б.

В даннoй статье рассмотрены инфoрмациoнные технoлoгии в системе oбразoвания. Пoказаны вoзмoжнoсти рoдителей и детей, кoтoрые даёт им финансoвая грамoтнoсть. Выявлена прoблема финансoвoгo oбразoвания и предлагается спoсoб её решения. Затрoнута прoблема мoтивации детей и рoдителей к изучению финансoвых вoпрoсoв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важность финансовой грамотности в системе образования школьников»

Важность финансовой грамотности в системе образования школьников

Четверкин С.Б.

магистрант, Институт управления и социального проектирования, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

В даннoй статье рассмотрены инфoрмациoнные технoлoгии в системе oбразoвания. Пoказаны вoзмoжнoсти рoдителей и детей, которые даёт им финансовая грамoтнoсть. Выявлена прoблема финансoвoгo oбразoвания и предлагается спoсoб её решения. Затрoнута прoблема мoтивации детей и рoдителей к изучению финансoвых вoпрoсoв.

Ключевые слoва: финансы, мoтивация, прoблемы, дети, школьники, oбразoвание, инфoрмациoнные технoлoгии, возможности.

О

сч

Финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Образовательные технологии активно внедряются во все сферы жизни. Люди постоянно пытаются что-то улучшить и сделать удобнее.

Финансы при этом являются неотъемлемой частью нашей жизни, независимо от социального статуса, возраста и образования. Однако именно в этой сфере есть ряд серьезных недостатков, влияющх на экономическое состояние страны в целом.

В настоящее время в России существует проблема низкой финансовой грамотности населения. По данным статистики Б1апЬ-а|1&Роогэ лишь 38% опрошенных в России людей подпадают под определение финансово грамотных. В то время, как аналогичный средний показатель в западных странах составляет 55%. Что прямым образом сказывается на различии в уровне жизни людей.

А по официальной статистике Росстата -14% населения страны живет за чертой бедности, т.е. доход людей не превышает прожиточного минимума, установленного государственными органами. И во многом это вина не государственной социальной политики, а неспособности самих людей разобраться в собственных финансах. Важной проблемой связанной с этим является ряд мифов и предрассудках о финансах, распространенных среди населения. Так, например, распространен миф о том, что зарабатывать деньги честным путем можно только на работе, либо являясь учредителем бизнеса.

Помимо этого многие верят, что финансовые рычаги доступны далеко не всем, а доступ к ним распределяется тайно представителями власти и крупного бизнеса. Распространено так же и мнение о том, что понимание финансовых структур не отражается на финансовом благополучии людей, а единственным важным фактором финансового положения является размер заработной платы человека. В мировой практике уже довольно распространены отдельные

курсы финансовой грамотности для рядовых граждан.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов, расходов, избегать ненужных затрат и долгов, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в непростых продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые знания и инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень финансовых знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения - важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень

осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста

(для сравнения: 63% - в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует заметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и какзащищать их в случае нарушений. Например, выше 60% семей в России не знают об обязанности банков раскрывать информацию о эффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов 08, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Минфин РФ совместно с рядом других федеральных органов исполнительной власти, при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализована в нескольких российских регионах. Она включает в себя подготовку конкретных учебных программ и курсов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен, по возможности объединить обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная

часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся - за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Литература

1. Калинина И.А. Реализация научного потенциала экономического вуза (модель «10 научных лидеров»). // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. -2016.- № 6 (90). - С. 20-30.

2. Калинина И.А. Реализация научного потенциала на основе форсайта развития университета (на примере вузов гуманитарного профиля). // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2016. № 1.- С. 77-82.

3. Ляндау Ю.В. Проектирование процессно-проектной модели верхнего уровня архитектуры систем управления (модель Ляндау 2.0). Экономика и предпринимательство №5, 2016г.

4. Ляндау Ю.В. Моделирование предметных областей деятельности организации. Микроэкономика №6, 2011г.

5. Ляндау Ю.В. Общие вопросы эволюции организаций XX столетия. Вестник ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» №1, 2012г.

6. Ляндау Ю.В. Пономарев М.А. Процессное управление и инновации в ресторанном бизнесе. Менеджмент сегодня №3, 2011г.

7. Ляндау Ю.В. Проектирование процессно-ориентированной структуры Инновации и инвестиции №3, 2013г.

8. Ляндау Ю.В. Состав архитектуры организации. Микроэкономика №5, 2011г.

9. Ляндау Ю.В., Черницова К.А., Тайдакова Н.Р. Функциональное и процессное управление // Микроэкономика №2 - 2012, с. 192-196

10. Ляндау Ю.В., Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство №2-2, 2016г.

11. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Чигров А.С. Формализация стратегий на основе сбалансированной системы показателей. Издательство «Русайнс», 2016. - 230 с.

_ 12. Масленников В.В., Талонов А.В. Фи-§ нансовый менеджмент в управлении коммер-^ ческой недвижимостью. - Учебник по дисцип-о лине региональной составляющей и специальности "Менеджмент организации". -|| Москва, 2009.

13. Масленников В.В. и др. Методы расчета и оценка управленческого эффекта от использования научно-технических разработок. - ГУУ. Москва, 2008.

14. Никулин Л.Ф., Ляндау Ю.В. Шестой технологический уклад: парадигмальное развитие менеджмента. Изд-во «Палеотип», 2014г. - 102с.

15. Сурова Н.Ю. Развитие методологии системного подхода к управлению образовательным комплексом как сложной экономической системой в условиях неравновесности // Москва: Ж. Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 1, 2013 , с. 72, С. 67 - 72.

16. Сурова Н.Ю. Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды // Москва: Ж. Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 6, 2015 , с. 130, С.119 - 1242.

17. Сурова Н.Ю., Зверева Н.И. Исследование тенденций развития негосударственного сектора в социальной сфере и формирования класса социальных предпринимателей как основы социального проектирования процессов эффективного регионального развития в России. Москва: Ж. «Образование. Наука. Научные кадры», Изд-во «Юнити - Дана», № 1, 2016, с. 204, С. 136 - 142.

Importance of financial literacy in an education system of

school students Chetverkin S.B.

FGBOOU WAUGH of "REU of G.V. Plekhanov" This 8rticle describes the information technology in the educ8tion system. The possibilities of p8rents 8nd children thst gives them fin8nci8l literacy. The problem of finsncisl educ8tion snd offers а solution. Аffected by the problem of motiv8ting children 8nd p8rents to the study of finsncisl questions. Keywords: fin8nce, motiv8tion, problems, children, students,

educstion, information technology, opportunities. References

1. Kalinina I.A. Realization of the scientific potential of an economic

institution (model "10 scientific leaders"). // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov is new. No. 6 (90). -P. 20-30.

2. Kalinina I.A. Realization of scientific potential on the basis of foresight of university development (on the example of humanitarian institutes). // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. -2016. No. 1.- P. 77-82.

3. Lyandau Yu.V. Designing a process-design model of the upper

level of the control system architecture (Liangdau 2.0 model). Eco-nomics and entrepreneurship No. 5, 2016.

4. Lyandau Yu.V. Modeling of subject areas of activity of the or-

ganization. Microeconomics №6, 2011.

5. Lyandau Yu.V. General issues of the evolution of organizations

of the XX century. Bulletin of the FGBUU in the "RGU im. G.V. Plekhanov "№1, 2012.

6. Lyandau Yu.V. Ponomarev MA Process management and inno-

vation in the restaurant business. Management today №3, 2011 г.

7. Lyandau Yu.V. Designing the process-oriented structure of Inno-

vation and Investment No. 3, 2013.

8. Lyandau Yu.V. Structure of the architecture of the organization.

Microeconomics №5, 2011 г.

9. Lyandau Yu.V., Chernitsova K.A., Taidakova N.R. Functional and

process management // Microeconomics №2 - 2012, p. 192-196

10. Lyandau Yu.V., Chigrov A.S. Models of architecture of control systems. Economics and Entrepreneurship №2-2, 2016g.

11. Maslennikov VV, Lyandau Yu.V., Chigrov A.S. Formalization of strategies based on a balanced scorecard. Publishing house "Rusynes", 2016. - 230 p.

12. Maslennikov VV, Talonov A.V. Finanshny management in the management of commercial real estate. - A textbook on the discipline of the regional component of the specialty "Management of Organizations". - Moscow, 2009.

13. Maslennikov V.V. and others. Methods for calculating and evaluating the management effect from the use of scientific and technical developments. - GUU. Moscow, 2008.

14. Nikulin LF, Lyandau Yu.V. The sixth technological order: the paradigmatic development of management. Publishing house "Paleotypes", 2014. - 102s.

15. Surova N.Yu. Development of the methodology of the system approach to the management of the educational complex as a complex economic system under conditions of disequilibrium // Moscow: Zh. Vestnik of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 1, 2013, p. 72, pp. 67-72.

16. Surova N.Yu. Innovative approach to the management of the processes of integration of the education system, university science and business for the development of the entrepreneurial environment // Мо-сква: J. Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, № 6, 2015, p. 130, pp. 119-1242.

17. Surova N.Yu., Zvereva N.I. Investigation of trends in the development of the non-state sector in the social sphere and formation of a class of social entrepreneurs as the basis of social design of the processes of effective regional development in Russia. Moscow: J. "Education. The science. Scientific staff ", Unity-Dana Publishing House, No. 1, 2016, p. 204, pp. 136 -142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.