Научная статья на тему 'Психологическая коррекция стресса у студентов методом аутогенной тренировки'

Психологическая коррекция стресса у студентов методом аутогенной тренировки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПРОБЛЕМЫ / НАПРЯЖЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК / КАРЬЕРА / ПЕРЕГРУЗКА / РАССЛАБЛЕНИЕ / ВОЗМОЖНОСТЬ / АНТИСТРЕСС / ТРЕНИРОВКА / ОТДЫХ / КОРРЕКЦИЯ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мешков Дмитрий Алексеевич

В данной статье описаны результаты одного из исследований по психологической коррекции стресса у студентов проведённого в 2014 году, ведь одна из важнейших проблем современного общества непрерывно растущий уровень стресса среди населения. И в данной статье рассмотрен метод, предлагающий эффективный способ решения этой проблемы и описание исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция стресса у студентов методом аутогенной тренировки»

Психологическая коррекция стресса у студентов методом аутогенной тренировки

Мешков Дмитрий Алексеевич

магистрант, Институт управления и социального проектирования ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

В данной статье описаны результаты одного из исследований по психологической коррекции стресса у студентов проведённого в 2014 году, ведь одна из важнейших проблем современного общества - непрерывно растущий уровень стресса среди населения. И в данной статье рассмотрен метод, предлагающий эффективный способ решения этой проблемы и описание исследования.

Ключевые слова: стресс, проблемы, напряжение, человек, карьера, перегрузка, расслабление, возможность, антистресс, тренировка, отдых, коррекция, аутогенная тренировка.

Актуальность проблемы исследования -высокая эмоционально-психическая напряженность, частая нехватка времени, сложность и трудоемкость учебно-воспитательного процесса, непостоянство социальной среды являются компонентами личного опыта практически каждого студента. В ответ возникает состояние повышенной напряженности, или стресс, который влечет за собой тревогу, нарушения в протекании психических процессов, распад деятельности. Мы все временами испытываем стресс. Это является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать его допустимую степень и опасную для внутреннего состояния.

Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения - ведущего вида деятельности студентов. Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности - содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики - особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием и вспоминанием заученной информации, являются основной причиной развития стрессового состояния. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению стресса способствуют чрезмерная субъективная сложность задания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а также дефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы.

Стресс - это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное для трудоспособности состояние. При неблагоприятных - в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функциони-

рования систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.

Стресс является одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов. В современной жизни стрессы играют значительную роль, влияя на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

К проблеме стресса и его психологической коррекции в разное время обращались многие зарубежные и отечественные исследователи: Г.Селье, К.Д. Анохин, Б.А. Бенедиктов, У. Кеннон, В.С. Мерлин, В.В. Суворова, Б.М. Те-плов и другие учёные.

Поэтому необходимо понимать важность проблемы предотвращения и коррекции стресса, опасного для эмоционального и физического состояния человека.

Методологической основой исследования послужили концепции ведущих отечественных и зарубежных психологов по проблеме преодоления стрессовых состояний: Г. Селье - о теории общего адаптационного синдрома, К. Анохина - о теории функциональных систем, Б.А. Бенедиктова - об особенностях адаптации личности студента к условиям обучения в вузе, У. Кеннона - об эмоциональных проявлениях человека в стрессовой ситуации, а также о методах самовнушения - аутогенной (от греч. autos - сам и genos - возникающий) тренировки, предложенной немецким психотерапевтом И. Шульцем в 1932г.

Первый этап - поисково-аналитический, включал теоретический анализ психолого-педагогической, психофизиологической литературы по проблеме психологической коррекции стресса. На этом этапе был проведен первичный сбор эмпирических данных и начат анализ состояния проблемы в теории и практике высшего профессионального - психологического образования. Это позволило сформировать исходные параметры исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу.

Второй этап - опытно-экспериментальный - был посвящен разработке программы пси-_ хологической коррекции стресса у студентов § вуза при помощи аутогенной тренировки. На ^ данном этапе были организованы и проведе-о ны констатирующий и формирующий этапы N опытно-экспериментальной работы; апроба-^ ция модели реализации задачно-целевого

блока исследования. Исследование проводилось на базе Воскресенского филиала ФГБОУ ВПО МО «Российский государственный гуманитарный университет» среди студентов второго и третьего курсов.

Третий этап - заключительно-обобщающий был посвящен систематизации, обобщению и описанию опытно-экспериментальной работы и её материалов, апробации и внедрению результатов исследования в практику. На этом этапе определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты, осуществлялся сравнительный анализ качественных и количественных результатов эксперимента.

После систематизации полученных данных и исходя из результатов проведенной работы, можно с уверенностью заявить, что управление своим эмоциональным состоянием с помощью аутогенной тренировки, является не только лечебно-профилактическим мероприятием по устранению и предупреждению серьезных психологических проблем, но и острой жизненной необходимостью даже для тех, кто не имеет серьезных нарушений в эмоционально-психологической сфере, но желает повысить качество своей жизни, качество отношений с ближними, повысить продуктивность выполняемой работы, обрести гармонию.

Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Следует помнить, что составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессоген-ные факторы.

Итак, проведя занятие по групповой аутогенной тренировке (АТ) и проанализировав полученные в ходе исследования количественные данные, можно сделать выводы о действенности методики, а также об успешности проведенной АТ.

Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным формированием у обучаемого способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние.

Таким образом, как мы видим из исследования, аутогенная тренировка это хороший метод для саморегуляции, он хорош еще и тем, что затрагивает как телесную, так и эмоциональную сферу. С его помощью можно расслабиться, снять стрессовое состояние или подготовить себя к таковому, снять агрессивность, улучшить сон, быстро отдохнуть за короткое время, избавиться от вредных привычек и многое другое.

Кроме того метод аутогенной тренировки с успехом используется и в терапевтических целях. Хорошие результаты при лечении невротических состояний, многих психосоматических симптомов, помощь в реабилитации после инфарктов, стенокардии, астме и многих других заболеваниях.

Литература

1. Антонов В.Г., Масленников В.В. НАВИГАТОР СОБСТВЕННИКА ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА Управленческие науки. 2013. № 3. С. 26-35.

2. Калинина И.А. Реализация научного потенциала экономического вуза (модель «10 научных лидеров»). // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. -2016.- № 6 (90). - С. 20-30.

3. Ляндау Ю.В. «Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Часть I» М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 112 с.

4. Ляндау Ю.В. «Бизнес-архитектор: построение систем управления» М.: Издательство «Русайнс», 2016. - 140 с.

5. Ляндау Ю.В. Общие вопросы эволюции организаций XX столетия. Вестник ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» №1, 2012г.

6. Ляндау Ю.В. Процессно-проектное управление. Монография. М.: Изд-во: Палео-тип, 111 с.

7. Ляндау Ю.В. Проектирование процессно-ориентированной структуры Инновации и инвестиции №3, 2013г.

8. Ляндау Ю.В., Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство №2-2, 2016г.

9. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Чигров А.С. Формализация стратегий на основе сбалансированной системы показателей. Издательство «Русайнс», 2016. - 230 с.

10. Масленников В.В. и др. Теория менеджмента. - Москва, 2014. (2-е изд., пер. и доп.).

11. Сурова Н.Ю., Зверева Н.И. Социальное проектирование как инструмент разработки инфраструктурной поддержки развития социального предпринимательства в регионах России: образовательный и акселерационный аспект. Москва: Ж. «Образование. Наука. Научные кадры», Из-во «Юнити - Дана», № 2, 2016, с. 204, С. 105 - 110.

12. Сурова Н.Ю. Социальное проектирование как инструмент разработки инфраструктурной поддержки формирования эффективной социальной сферы территорий в рамках программ развития социально - экономических систем регионов // Ж. «Государственная служба и кадры», № 3, 2015 г., С.60-65

Psychological correction of a stress at students by method of

an autogenic training Meshkov D.A.

REU of G.V. Plekhanov

In this article results of one of researches on psychological correction of a stress at students carried out in 2014, one of the most important problems of modern society - continuously growing stress level among the population are described. And in this article the method offering an effective way of the solution of this problem and the description of a research is considered.

Keywords: stress, problems, tension, person, career, overload, relaxation, opportunity, anti-stress, training, rest, correction, autogenic training.

References

1. Antonov VG, Maslennikov V.V. NAVI-GATTER OWNER OF

EFFECTIVE BUSINESS Administrative Sciences. 2013. № 3. P. 26-35.

2. Kalinina I.A. Realization of the scientific potential of an economic

institution (model "10 scientific leaders"). // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov is new. No. 6 (90). - P. 20-30.

3. Lyandau Yu.V. "Business Architect: projecting management systems. Part I »M .: Publishing house" Rusains ", 2015. - 112

p.

Lyandau Systems"

Yu.V. "Business Architect: Building Management Moscow: Rusyns Publishing House, 2016. - 140 p.

5. Lyandau Yu.V. General issues of the evolution of organizations

of the XX century. Bulletin of the FGBUU in the "RGU im. G.V. Plekhanov "№1, 2012.

6. Lyandau Yu.V. Process-project management. Monograph. Moscow: Publishing House: Paleo-type, 111s.

7. Lyandau Yu.V. Designing the process-oriented structure of Innovation and Investment No. 3, 2013.

8. Lyandau Yu.V., Chigrov A.S. Models of the architecture of control

systems. Economics and Entrepreneurship №2-2, 2016g.

9. Maslennikov VV, Lyandau Yu.V., Chigrov A.S. Formalization of

strategies based on a balanced scorecard. Publishing house "Rusynes", 2016. - 230 p.

10. Maslennikov V.V. and others. The theory of management. -Moscow, 2014. (2 nd ed., Trans. And additional.).

11. Surova N.Yu., Zvereva N.I. Social design as a tool for developing infrastructure support for the development of social entrepreneurship in the regions of Russia: the educational and accelerating aspects. Moscow: J. "Education. The science. On-the-staff shots ", From" Unity-Dana ", No. 2, 2016, p. 204, pp. 105-110.

12. Surova N.Yu. Social projecting as a tool for developing infrastructure support for the formation of an effective social sphere of territories within the framework of programs for the development of social and economic systems of regions // J. "Public Service and Personnel", No. 3, 2015, S.60 -65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.