Финансовая грамотность школьников: опыт Великобритании
Нестерович В.П.
магистрант, Институт управления и социального проектирования, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
В данной статье рассмотрены результаты исследования финансовой грамотности школьников Великобритании. Выявлены основные тенденции и показатели динамики распространения финансовой грамотности среди школьников. Отражены актуальные проблемы финансового образования подростков. Предложен вариант решения проблемы повышения финансовой грамотности подростков.
Ключевые слова: финансовая грамотность, проблемы, дети, школьники, образование, исследование
о
п ^
N
Большинство молодых людей не получают никакого финансового образования в школе или колледже, несмотря на то, что в настоящее время это обязательная часть международного образовательного процесса. Исследование Лондонского института банковского дела и финансов (LiBF) показало, что 58 % учащихся в возрасте от 15 до 18 лет не получали какого-либо финансового образования в Англии, где существует интернет курс повышения финансовой грамотности.
С сентября 2013 года, преподавание финансового образования в средних школах Великобритании стало обязательным благодаря национальной программе.
Изменения были реализованы во всех государственных школах в сентябре 2014 года, финансовое образование было включено в уроки математики и обществознания.
Тем не менее, отчет показал, что студенты получившие общее среднее образование, на самом деле только в начале пути к финансовому образованию. Хотя в это время подростки уже очень близки к тому возрасту, когда они будут самостоятельно принимать финансовые решения.
Среди выпускников средних образовательных учреждений 65 % сказали, что они не научились управлять личными финансами в рамках своего обучения. Говоря о более молодых школьниках, 52 % сказали, что у них нет уроков по управлению финансами в школе.
Несмотря на то, что финансовое образование было включено в учебный план, 80 % опрошенных упомянули своих родителей и членов семьи, как их основной источник информации о финансах.
Подростки также сообщили, что они предпочли бы, чтобы кто-то другой принимал за них финансовые решения, а в 78 % случаев их родители выбирали в каком банке открыть счет.
Кроме того, половина из 2,036 опрошенных подростков, считали, что они имели достаточно знаний, чтобы управлять своими финанса-
ми. В то же время, 61 % сказали, что они беспокоятся о деньгах.
Данные также показали, что подростки в возрасте от 15 до 16 раздувают ожидания в отношении их будущей зарплаты.
Молодые люди считают, что они будут получать зарплату сверх 54000 фунтов стерлингов в год, когда им будет 30 лет, в то время как девушки планируют свой доход на уровне 42850 фунтов стерлингов в год - значительно выше среднего показателя по стране. Сейчас этот показатель составляет 30,400 фунтов стерлингов в год и 27,500 фунтов стерлингов в год соответственно.
Тем не менее, согласно данным отчета, только 36% девочек получили знания в области финансовой грамотности. Доля мальчиков по этому показателю на 11% выше - 45%.
Алисон Паск, управляющий директор Лондонского института банковского дела и финансов, сказал: "Уже третий год мы проводим исследование о финансовой грамотности молодежи, и в этот раз мы вновь видим, что нам предстоит еще многое сделать". По его словам, для улучшения качества финансовой грамотности подростков в первую очередь нужны действительно квалифицированные преподаватели, чтобы молодые люди по окончанию школы могли самостоятельно управлять своими деньгами.
Итоги исследования показали, что 31% студентов используют кредитные карты и кредиты, чтобы оплатить учебу в университете, и 70% студентов сообщили, что их образовательный кредит не покрывает расходы на образование в университете. В свете этих данных можно сделать вывод о том, что стоимость образования постоянно растет, в то время как доходы самих студентов остаются на прежнем уровне.
Отдельное исследование комиссии по азартным играм показало, что 450 000 детей в возрасте 11 лет еженедельно играют в азартные игры, и это вызывает еще большие опасения об их судьбе в случае отсутствия у них финансового образования.
Тема финансов и сбережений, к сожалению не популярна среди тех, кому она в первую очередь необходима. К несчастью те, кто больше всего нуждаются в финансовом образовании, не ищут активно источники получения такой информации.
Инвестиции и накопление сбережений -долгосрочная задача, которая требует времени и терпения, но всегда нужно с чего-то начинать. Однако важно объяснить людям, что решение этой задачи позволит им чувство-
вать себя уверенными в завтрашнем дне и получать доходы от своих сбережений. Важно говорить об удовольствии и удовлетворении, которые появляются с получением прибыли от инвестиций, и не забывать о том, что накопление сбережений не отразится на их образе жизни.
Простейшим решением проблемы финансовой грамотности является ее повсеместное внедрение в качестве обязательного урока в школах. Это позволит молодым людям изучить этот вопрос наравне с другими предметами, такими как математика или история. Очень важно чтобы и родители, а также сверстники поощряли друг друга в изучении этого вопроса, поскольку это позволит увеличить эффективность и качество знаний по финансовой грамотности. Например, дети могут рассказывать родителям о том, что они изучали на уроках по финансовой грамотности, родители могут говорить с детьми о вопросах по этой теме, которые интересуют их самих, а также могут вступить в инвестиционный клуб. Изучение финансовой грамотности - это долгий путь по улучшению финансовой ситуации каждого отдельного гражданина, и чем раньше он начнется, тем лучше и стабильнее будет экономическая ситуация в государстве.
Литература
1. Калинина И.А., Масленников В.В. Анализ зарубежного опыта организации работы службы занятости населения по оказанию государственных услуг по трудоустройст-ву//Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 94-99.
2. Ляндау Ю.В. «Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Часть I» М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 112 с.
3. Ляндау Ю.В. «Бизнес-архитектор: построение систем управления» М.: Издательство «Русайнс», 2016. - 140 с.
4. Ляндау Ю.В. Проектирование процессно-проектной модели верхнего уровня архитектуры систем управления (модель Ляндау 2.0). Экономика и предпринимательство №5, 2016г.
5. Ляндау Ю.В. Модели управления про-цессно-ориентированной структурой. Инновации и инвестиции №4, 2013г.
6. Ляндау Ю.В. Подходы к улучшению бизнес-процессов. Экономика. Налоги. Право. №6, 2011г.
7. Ляндау Ю.В. Повышение эффективности деятельности предприятий и инструменты управления бизнес-процессами. Нормирова-
ние и оплата труда в промышленности №5, 2013г.
8. Ляндау Ю.В. Сущность процессного управления. Инновации и инвестиции №6, 2013г.
9. Ляндау Ю.В. Пономарев М.А. Два подхода к совершенствованию бизнес-процессов. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление №4, 2013г.
10. Maslennikov V.V., Kalinina I.A. Апа^э of satisfaction of consumers of public services//International Business Management.
2015. Т. 9. № 6. С. 1141-1146.
11. Масленников В.В. Предпринимательский университет как модель подготовки управленческих кадров нового типа//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 8. С. 54-59.
12. Сурова Н.Ю., Зверева Н.И. Социальное проектирование как инструмент разработки инфраструктурной поддержки развития социального предпринимательства в регионах России: образовательный и акселерационный аспект. Москва: Ж. «Образование. Наука. Научные кадры», Из-во «Юнити - Дана», № 2,
2016, с. 204, С. 105 - 110.
13. Surova N. Yu. Improving the system of management of investment and innovative activity at the enterprises of an industrial complex // Nauch.-technical journal "Bulletin of Saratov state technical University-theta" - No. IV (36) Saratov, RIC SSTU, 2008, p. 264., P. 215-219/
14. Surova Harsh N. Yu., KosБолоov M. E. Development of methodology of system approach to the management of the complex as a complex economic system in conditions of disequilibrium // Moscow: J. Bulletin of the Academy of economic security Ministry of internal Affairs of Russia, No. 1, 2013 , p. 72, Pp. 67 - 72.
15. Чигров А.С. Инновационная система управления в государственных учреждениях. Инновации и инвестиции №3, 2015г.
16. Чигров А.С. Барбашова С.А. Повышение эффективности сельскохозяйственных предприятий с учетом мирового опыта интенсификации производственных процессов №1, 2013г.
Financial literacy of school students: experience of Great Britain Nesterovich V. P.
FGBOOU WAUGH of "REU of G.V. Plekhanov" The article describes the results of a research of financial literacy of UK teenagers. The basic trends and performance indicators spread financial literacy among young people. Reflects current problems of the financial education of teenagers. A solution to the problem improving financial literacy of teenagers has also been proposed.
Keywords: financial literacy, problems, children, students,
education, research References
1. Kalinina IA, Maslennikov VV An analysis of foreign experience in
organizing the work of the employment service for public services in employment / / Economics and Entrepreneurship. 2015. № 9-2. Pp. 94-99.
2. Lyandau Yu.V. "Business Architect: projecting management sys-
tems. Part I »M .: Publishing house" Rusains ", 2015. - 112 p.
3. Lyandau Yu.V. "Business Architect: Building Management Sys-
tems", Moscow: Rusyns Publishing House, 2016. - 140 p.
4. Lyandau Yu.V. Designing a process-design model of the top-
level architecture of control systems (Liangdau 2.0 model). Economics and Entrepreneurship №5, 2016g.
5. Lyandau Yu.V. Models of management of a process-oriented structure. Innovations and investments №4, 2013r
6. Lyandau Yu.V. Approaches to improving business processes.
Economy. Taxes. Right. №6, 2011 r
7. Lyandau Yu.V. Increasing the efficiency of enterprises and busi-
ness process management tools. Normalization and labor remuneration in industry No. 5, 2013.
8. Lyandau Yu.V. The essence of process management. Innova-
tions and investments №6, 2013r
9. Lyandau Yu.V. Ponomarev MA Two approaches to improving
business processes. Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management number 4, 2013.
10. Maslennikov V.V., Kalinina I.A. // Analysis of satisfaction of consumers of public services // International Business Management. 2015. T. 9. № 6. P. 1141-1146.
11. Maslennikov V.V. Entrepreneurial University as a model of training management personnel of a new type / / Bulletin of the University (State University of Management). 2012. № 8. P. 54-59.
12. Surova N.Yu., Zvereva N.I. Social design as a tool for developing infrastructure support for the development of social entre-preneurship in the regions of Russia: the educational and accelerating aspects. Moscow: J. "Education. The science. On-the-staff shots ", From" Unity-Dana ", No. 2, 2016, p. 204, pp. 105-110.
13. Surova N. Yu. Improving the system of management of investment and innovative activities // Nauch.-technical journal "Bulletin of Saratov state technical University -theta" - No. IV (36) Saratov, RIC SSTU, 2008, p. 264., P. 215-219 /
14. Surova Harsh, N. Yu., KosBolov, ME Development of methodology of the system of management of the complex as a complex economic system in conditions of disequilibrium // Moscow: J. Bulletin of the Academy of Economic Security Russia, No. 1, 2013, p. 72, Pp. 67-72.
15. Chigrov A.S. Innovative management system in public institutions. Innovations and investments №3, 2015r
16. Chigrov A.S. Barbashova S.A. Increase of efficiency of agricultural enterprises taking into account the world experience of intensification of production processes No.1, 2013.
О
СЧ