Б.А. НОВИКОВ, М.А. ГУРКО
B.A. NOVIKOV, M.A. GURKO
ВАЖНЕИШИИ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
THE MOST IMPORTANT STAGE OF TRAINING
ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ С БОЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ СО СЛУШАТЕЛЯМИ И КУРСАНТАМИ ВА ВПВО ВС РФ
EXPERIENCE OF JOINT TRAINING AND CONDUCTING TACTICAL EXERCISES WITH BATTLE SHOOTING WITH LISTENERS AND COURSANTS OF THE AIR DEFENSE FORCES OF THE RF ARMED FORCES
Сведения об авторах: Новиков Борис Алексеевич - заместитель начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, генерал-майор, кандидат военных наук (г. Смоленск);
Гурко Михаил Анатольевич - заместитель начальника 1 кафедры (применения войск ПВО Сухопутных войск в бою и операции) Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, полковник, кандидат военных наук (г. Смоленск).
Аннотация. В статье раскрыт опыт образовательной деятельности академии по вопросам подготовки и проведения тактического учения с боевой стрельбой со слушателями и курсантами.
Ключевые слова: войсковая противовоздушная оборона, тактические учения с боевой стрельбой, боевая стрельба, командно-штабные учения.
Information about the authors: Boris Novihov - Deputy Head of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Major General, Candidate of Military Sciences (Smolensk);
Mikhail Gurko - Deputy Head of the 1st Department (Application of Air Defense Troops of the Ground Forces in Combat and Operations) of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Colonel, Candidate of Military Sciences (Smolensk).
Summary. The article reveals the experience of the educational activities of the Academy on the preparation and conduct of tactical exercises with live firing with students and cadets.
Keywords: military air defense, tactical exercises with live fire, live fire, command and staff exercises.
Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского (г. Смоленск) осуществляет подготовку специалистов войсковой противовоздушной обороны Во-
оружённых Сил Российской Федерации.
Система подготовки офицеров в академии многоуровневая и построена по принципу «от простого к сложному». По программам высшего образования со сроком обучения пять лет готовятся кур-
санты для назначения на первичные офицерские воинские должности: начальник расчёта, командир взвода. Подготовка курсантов осуществляется по специальностям на все существующие и поступающие на вооружение зенитные ракетные комплексы (систе-
мы), радиолокационные станции, командные пункты соединений, воинских частей и подразделений войсковой противовоздушной обороны.
По программам магистратуры с высшей оперативно-тактической подготовкой на конкурсной основе в качестве слушателей со сроком обучения два года осуществляется отбор офицеров, имеющих опыт службы в войсках.
Обучение осуществляется по военным специальностям: «Управление воинскими частями и соединениями войсковой ПВО» и «Управление техническим обеспечением воинских частей и соединений войсковой ПВО».
По окончании обучения слушатели назначаются на командные и инженерные должности в воинские части и соединения войск ПВО Сухопутных войск.
В ходе подготовки специалистов войсковой противовоздушной обороны главной задачей является формирование у них профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение обязанностей по должностному предназначению. Основу этой подготовки составляют занятия, проводимые оперативно-тактическими кафедрами в рамках тактических (оперативно-тактических) задач, а также кафедрами материальной части, на базе которых изучаются устройство, эксплуатация и боевая работа зенитных комплексов.
На основе многолетнего практического опыта подготовки слушателей и курсантов, отзывов на выпускников, полученных из войск, оперативно-тактическими кафедрами разработана единая система тактических (оперативно-тактических) задач командно-штабных учений, которая обеспечивает поэтапную подготовку слушателей и курсантов с учётом их практической направленности к тактическим учениям с боевой стрельбой (см. схему).
В системе подготовки курсантов на первом этапе формируются
Схема. Единая система тактических (оперативно-тактических, оперативных) задач командно-штабных учений
умения по выполнению обязанностей наблюдателя поста воздушного наблюдения и действия в составе зенитного отделения.
На втором этапе, в рамках проведения двух тактических задач осуществляется подготовка к исполнению обязанностей в должности начальника расчёта, командира взвода в основных видах боя.
В ходе третьего этапа закрепляются навыки в исполнении должностных обязанностей начальника расчёта, командира взвода, формируются умения в исполнении обязанностей командира батареи. Осуществляется совместная подготовка слушателей и курсантов к тактическим учениям с боевой стрельбой в составе сформированных на временной основе органов управления воинских частей и подразделений.
На четвёртом этапе в ходе тактической задачи совершенствуются умения и навыки в исполнении обязанностей командира батареи,
проводится войсковая стажировка в воинских частях и соединениях войсковой ПВО.
Система тактических (оперативно-тактических) задач слушателей позволяет поэтапно осуществлять подготовку офицеров войсковой ПВО. На первом этапе - для зенитного дивизиона, зенитно-ракетного дивизиона омсбр (отбр). На втором этапе - изучить вопросы боевого применения и освоить работу должностных лиц штаба зенитного ракетного полка. На третьем этапе изучается работа начальника ПВО мсд (тд), омсбр (отбр) при организации противовоздушной обороны мсд (тд), омсбр (отбр), в том числе в особых условиях обстановки. На четвёртом этапе слушатели изучают боевое применение зенитной ракетной бригады (зрбр) общевойскового объединения,работу офицеров штаба зрбр, отдела войск противовоздушной обороны армии.
Командно-штабные учения, проводимые на 2, 3, 4 этапах, по-
(ГЩр 1 штаг
зволяют повысить слаженность и оперативность в работе командиров и штабов, закрепить приобретённые умения и навыки, определить уровень их подготовленности и индивидуальной обу-ченности.
Одним из важнейших этапов в системе подготовки слушателей и курсантов являются тактические учения с боевой стрельбой (ТУ с БС) как высшая и наиболее эффективная форма полевой выучки. Основными целями тактических учений с боевой стрельбой являются проверка уровня подготовленности слушателей и курсантов к выполнению обязанностей по должностному предназначению; совершенствование практических умений и навыков в принятии решения и управлении воинскими частями и подразделениями при ведении боевых действий в условиях, максимально приближённых к боевым.
Сущность проводимых учений заключается в выполнении органами управления воинских частей и подразделений всего комплекса мероприятий по подготовке и ведению боевых действий в реальном масштабе времени на фоне единого оперативно-тактического замысла.
Качественному и эффективному проведению ТУ с БС способствует правильно организованная подготовка обучающихся, посреднического аппарата и руководства учения.
Подготовка к ТУ с БС осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяются структура создаваемых подразделений, частей и соединений ПВО, а также схема органов управления с учётом возможности обеспечивающих ТУ с БС войск ПВО военного округа. В соответствии с разработанной схемой органов управления воинских частей и подразделений осуществляется распределение слушателей и курсантов по должностям. Из числа слушателей формируются органы управления частей и подразделений, а курсанты
распределяются по подразделениям на должности командиров батарей, взводов, начальников расчётов.
В дальнейшем на инструктивном занятии до всех участников учений доводятся состав сформированных органов управления и их подчинённые подразделения, перечень отрабатываемых документов на учении для каждой категории обучающихся, порядок подготовки обучающихся, ставятся задачи слушателям и курсантам по индивидуальной подготовке. Доводятся общий замысел и порядок проведения учений.
На втором этапе органам управления выдаются тактические задания. Штабы изучают тактическое задание, подготавливают рабочие карты, формализованные документы, наносят необходимую оперативно-тактическую обстановку, доводят её до подчинённых подразделений.
В дальнейшим, в соответствии с планом подготовки к ТУ с БС оперативно-тактическими кафедрами со слушателями организуются и проводятся раздельные и совместные штабные тренировки, на которых отрабатываются вопросы по организации боевых действий (определения замысла, принятия решения, постановки боевых задач).
С курсантами проводятся практические занятия, тренажи с использованием штатной техники и учебно-тренировочных средств, изучаются курс стрельб, правила стрельбы и боевой работы на зенит-
ных ракетных комплексах, руководство по боевой работе на пунктах управления войск противовоздушной обороны Сухопутных войск.
В этот период максимально используется вся имеющаяся учебно-материальная база кафедр. Учебно-тренировочные средства академии позволяют проводить все виды практических занятий, совершенствовать практические навыки в выполнении обязанностей номеров боевого расчёта при ведении боевой работы, экономить ресурс вооружения и военной техники, расход горюче-смазочных материалов.
На завершающем, третьем этапе подготовки с сформированными органами управления и подразделениями проводится комплексная совместная тренировка по организации боевых действий. Слушатели практически работают с подчинёнными подразделениями: ориентируют их о сложившейся тактической обстановке, вырабатывают замысел боевых действий, принимают решение, доводят задачи до подчинённых, заслушивают их решения. На данном этапе особое внимание обращается на умение должностных лиц органов управления своевременно и обоснованно принимать решение, ставить задачу подчинённым подразделениям. Командирам батарей (взводов) уяснять полученную задачу, определять способы её выполнения.
В ходе организации взаимодействия штабы согласовывают
действия всех подразделений по выполняемым тактическим задачам, рубежам (районам действий), времени и сигналам. Уточняют и доводят сигналы управления и оповещения.
В дальнейшем осуществляется совместная практическая тренировка слушателей и курсантов по подготовке командных пунктов и огневых подразделений к боевой работе. В этот период важнейшим элементом в подготовке части (подразделения) является проведение тренировок по управлению огнём.
Система командных пунктов академии позволяет создавать схему управления формирований противовоздушной обороны оперативного и тактического уровня, осуществлять тренировку боевых расчётов по управлению огнём. На этом этапе используется ими-тационно-моделирующий комплекс воздушной обстановки, который позволяет программировать варианты действия средств воздушного нападения (СВН) по этапам операции (боя). В ходе ведения боевой работы на командных пунктах слушатели в реальном масштабе времени оценивают воздушную обстановку, принимают решение на отражение удара СВН и ставят задачи подчинённым по ведению огня. Проведение таких комплексных занятий и тренировок позволяет повысить слаженность в работе командных пунктов и огневых подразделений.
В соответствии с установленными сроками участники ТУ с БС перемещаются на полигон,
размещаются в полевом лагере, подготавливают рабочие места, вооружение и военно-специальную технику (ВВСТ). Руководством учения уточняется план-календарь проведения учений с командованием 167 учебного центра. Планом проведения учения предусматривается время на организацию боевых действий сводных формирований войсковой ПВО; сдача обучающимися проверки на допуск к боевой стрельбе; проведение зачётных учебных стрельб; ведение боевых действий и выполнение боевых стрельб на фоне оперативно-тактической обстановки применительно к одному из этапов ведения боевых действий.
Сводные расчёты зенитных ракетных подразделений выполняют боевые стрельбы. В ходе боевой стрельбы применяются мишенные комплексы, имитирующие современные и перспективные СВН эвентуального противника. Стрельба ведётся в условиях имитации радиоэлектронного противодействия противника. Этап боевой стрельбы проводится на фоне розыгрыша участия воинских частей, подразделений противовоздушной обороны в отражении массированного ракет-но-авиационного удара (МРАУ) противника.
Результаты выполненных боевых стрельб подтверждаются материалами объективного контроля.
После выполнения боевых стрельб осуществляется наращивание оперативно-тактической
обстановки. Обучаемые в соответствии с вводными уточняют решения по обстановке, принимают решение на восстановление боеспособности и продолжение выполнения боевой задачи, отрабатывают вопросы восстановления боевой способности, оказания помощи личному составу, ремонта вооружения и военной техники (ВВТ).
Особенностями проведения ТУ с БС являются: совместная работа слушателей и курсантов в сформированных на временной основе органах управления частей и подразделений при организации боевых действий; проведение боевых стрельб на штатном вооружении соединений, воинских частей войсковой ПВО округа; размещение и проживание всего личного состава в полевых условиях; обучение слушателей и курсантов в условиях, максимально приближённых к боевой обстановке.
Таким образом данный подход к построению системы практической подготовки слушателей и курсантов позволяет поэтапно совершенствовать их умения и навыки в выполнении функциональных обязанностей, готовить их к управлению воинскими частями и подразделениями противовоздушной обороны при подготовке и выполнении боевых задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Технология обучения слушателей и курсантов: Учебное пособие. - Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2019.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 56.04.02 Управление воинскими частями и соединениями. Утв. 11 августа 2016 г.