Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ'

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ / COMPUTER MODEL OF COMMAND AND CONTROL / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / COMPUTER FORMS OF TRAINING / COMPUTER CENTER OPERATIONAL AND TACTICAL TRAINING / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов В.И.

Показана сложность и динамичность управления процессом вооруженного противоборства войсками ВКО.Shows the complexity and dynamism of the process control of warfare troops EKR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ»

ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Обоснование компьютерной модели иерархической системы управления войсками (силами)

Генерал-майор В.И. АНТОНОВ, кандидат военных наук

АНТОНОВ Виктор Иванович родился 1 июля 1956 года в городе Крымске Краснодарского края. В 1977 году окончил Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО; проходил службу командиром взвода, офицером наведения зенитного ракетного полка в Киевском военном округе, командиром взвода, командиром батареи курсантов Днепропетровского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО.

После окончания в 1989 году Военной командной академии ПВО служил в должностях: командир дивизиона, командир группы дивизионов, командир полка, начальник зенитных ракетных войск дивизии, начальник штаба — заместитель командира дивизии, начальник факультета Военного университета ПВО, командир дивизии.

Указом Президента РФ от 21 апреля 2007 года назначен заместителем начальника Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова по учебной и научной работе. Кандидат военных наук, доцент.

УПРАВЛЕНИЕ объединениями (соединениями) ВС РФ на современном этапе развития вооруженной борьбы отличается чрезвычайной сложностью. Это обусловлено тем, что вооруженное противоборство, благодаря развитию сил и средств вооруженной борьбы, является сегодня динамичным и масштабным процессом, протекающим на суше, на море, в воздухе и в космосе. Становится затруднительным представить во всех деталях всю совокупность ожидаемых действий войск и сил. Особенно сложным и динамичным является процесс вооруженного противоборства сил воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны.

Вследствие усложнения помеховой обстановки и дезинформации относительно истинных замыслов действий сил воздушно-космического нападения существенно ограничиваются информационные возможности систем разведки формирований ВВС и ПВО. Для того чтобы обнаружить и своевременно отселектировать нужную информацию, принять в этих условиях целесообразные решения, командующим и штабам необходим высокий уровень оперативной подготовки, оперативно-тактического мышления и профессиональной интуиции. Известно, что решение перечисленных задач обеспечивается мероприятиями оперативной подготовки. Однако сложившаяся за последнее десятилетие обстановка в войсках, связанная с недостаточным уровнем их финансирования, сокращениями боевого состава, не позволяет должным образом проводить мероприятия оперативной подготовки. Лишь в последние годы командующие и штабы получили возможность организовывать и проводить боевую учебу подчиненных расчетов командных пунктов и войск, да и то на тактическом уровне. И все же главная

причина недостаточной сформированности оперативно-тактического мышления состоит в том, что в мирное время невозможно создавать требуемую учебно-боевую обстановку даже на уровне части (соединения) рода войск, не говоря уже об объединениях (соединениях) ВВС. Поэтому оперативные и командно-штабные учения в войсках проходят с большим упрощением, работа органов управления оценивается на них субъективно. Проводимые мероприятия не дают необходимых знаний и умений для управления войсками в будущей войне, которую никто не видел и которую нельзя обозначить на учениях необходимым количеством и составом привлекаемых войск и сил, способов их действий.

Анализ показывает, что вузы также не могут обеспечить необходимый уровень оперативно-тактической подготовки. Существующие учебно-материальная база и бумажно-теоретические технологии обучения оперативно-тактическим дисциплинам объективно не позволяют научить слушателей эффективно управлять войсками (силами) при решении поставленных задач в условиях будущей войны.

Проведенные исследования показывают, что для повышения уровня оперативной подготовки органов управления объединений ВВС необходимы принципиально новые компьютерные формы обучения. В качестве их материальной основы могут рассматриваться прежде всего компьютерные центры, оснащенные моделирующими комплексами. Такие комплексы должны максимально адекватно отражать реальные условия, силы (средства) вооруженной борьбы, учитывать закономерности их функционирования, взаимосвязи между ними. Как отметил в своем выступлении на подведении итогов работы комплексной проверки в 14-й А ВВС и ПВО в марте 2008 года начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант В.А. Шаманов, «проблемным является вопрос межвидовой разобщенности при проведении мероприятий боевой подготовки». В качестве первого шага для устранения межвидовой разобщенности определено обязательное выделение оперативных групп из состава управления армии ВВС и ПВО и их подготовка для участия в учениях от дивизионного звена и выше. По мнению начальника ГУБП, «тренажерное обучение в ВВС должно занимать не менее 50 % времени боевой подготовки».

А что же за рубежом? В США и НАТО уже имеются моделирующие комплексы, позволяющие обеспечивать адекватную будущей реальности войны искусственную среду обучения на тактическом, оперативном и даже стратегическом уровнях. Однако работы в этой области носят закрытый характер, а соответствующие публикации содержат только общие сведения о них.

В научных трудах, разработанных научно-исследовательскими учреждениями ВС РФ, в принципе рассматриваются компьютерные формы оперативной подготовки. Кроме того, их авторы указывают на необходимость организации специальных компьютерных центров. В то же время в этих работах отсутствуют системные положения, касающиеся облика, принципов построения и функционирования компьютерных центров, а также их технологической основы — моделирующих комплексов. Однако без этих положений не представляется возможным разрабатывать и реализовывать на практике компьютерные формы оперативной подготовки. Ведь именно возможностями компьютерного центра оперативно-тактической подготовки (КЦОТП) определяется их основное содержание, порядок разработки и реализации, а следовательно, и эффект от обучения.

Системообразующим звеном КЦОТП по определению является моделирующий комплекс (МК), включающий в себя систему компьютер-

ных моделей объектов вооруженного противоборства. Поэтому к МК должны быть предъявлены такие требования, которые позволили бы организовать эффективную оперативную подготовку органов управления ВКО. Прежде всего МК должен обеспечить ввод в информационную базу исходных данных о межвидовых группировках войск (сил) противоборствующих сторон и способах их комплексного применения в различных сферах действий: на суше, на море, в воздухе и в космосе. Выработка у офицеров органов управления навыков и умений предвидения возможного развития оперативной и боевой обстановки, формирования рациональных способов боевых действий является целевой функцией КЦОТП. При этом необходимо обеспечивать соответствие между возможностями МК по формированию способов боевых действий, с одной стороны, и обязанностями, правами, ответственностью должностных лиц в каждом звене управления, с другой.

В настоящее время орган управления вышестоящего звена часто вынужден при подготовке моделирования подменять подчиненный орган управления в разработке способа действий войск и сил. В результате этого деформируются нормальные представления о структуре и функциях иерархической системы управления. Поэтому и в войсках нередки случаи принятия решений командующими за командиров корпусов и дивизий, что проявляется в излишне детализированных боевых задачах (табл.).

Таблица

Соотношение функций органов управления в иерархической системе и требований к моделирующему комплексу (МК)

Уровень органа управления Результат выполнения основной функции Требование к МК

Оперативно-стратегическое (оперативное) звено управления Способ боевых действий авиации и войск ПВО на стратегическом направлении, армии ВВС и 'ПВО Обеспечить: 1) ввод данных об оперативных задачах, пространстве, времени и формах боевых действий, оперативном построении, маневре сил и средств подчиненных корпусов, дивизий ПВО, авиадивизий; 2) активацию шаблонов способов, отработанных в ходе оперативной и боевой подготовки и реализующих указанную форму боевых действий подчиненных корпусов (дивизий) ПВО, авиадивизий; 3) расчет и вывод значений показателей оперативных возможностей

Оперативно-тактическое звено управления Способ боевых действий корпуса (дивизии) ПВО, авиационной дивизии Обеспечить: 1) ввод данных об оперативно-тактических задачах, пространстве, времени и форме боевых действий, боевом порядке, маневре сил и средств подчиненных соединений (частей) и отдельных подразделений родов войск, авиации, специальных войск; 2) активацию шаблонов способов, отработанных в ходе боевой подготовки и реализующих указанную форму боевых действий подчиненных соединений (частей) и отдельных подразделений родов войск, авиации, специальных войск; 3) расчет и вывод значений показателей боевых возможностей

Тактическое звено управления Способ боевых действий соединения, части, отдельного подразделения рода войск, авиации, специальных войск Обеспечить: 1) ввод данных о тактических задачах, пространстве, времени и форме боевых действий, боевом порядке, маневре сил и средств подчиненных подразделений родов войск, авиации, специальных войск; 2) активацию шаблонов способов, отработанных в ходе боевой подготовки и реализующих указанную форму боевых действий подчиненных подразделений родов войск, авиации, специальных войск; 3) расчет и вывод значений показателей боевых возможностей

В иерархической системе управления, например в армии ВВС и ПВО, формирование способа боевых действий войск и сил заключается в определении пространства, времени и форм боевых действий, оперативного построения, маневра сил и средств подчиненных корпусов, дивизий ПВО, авиадивизии для решения оперативно-тактических задач, являющихся составными частями боевой задачи армии ВВС и ПВО.

В оперативно-тактическом звене управления командир корпуса (дивизии) ПВО, авиационной дивизии на основании прогноза действий противника определяет форму боевых действий своего корпуса (дивизии) ПВО, авиационной дивизии и способ ее реализации (способ боевых действий). Разработка способа боевых действий корпуса (дивизии) ПВО, авиационной дивизии предполагает анализ поставленной командующим боевой задачи и выделение из ее содержания оперативно-тактических задач, а также определение пространства, времени и формы боевых действий, боевые порядки, маневр сил и средств подчиненных соединений, частей и отдельных подразделений родов войск, авиации, специальных войск, необходимых для решения каждой оперативно-тактической задачи.

В МК такие исходные данные должны вводиться с детализацией не ниже уровня воинских формирований, непосредственно подчиненных командиру корпуса (дивизии).

Действия основных тактических подразделений родов войск и авиации являются объектом управления командиров соответствующих соединений, частей и отдельных подразделений. В МК такие действия (способы действий) должны быть представлены как редактируемые шаблоны способов действий указанных формирований. Их первичное наполнение и редактирование целесообразно проводить на основании опыта боевой подготовки, например, командно-штабных и тактических учений с боевой стрельбой и других мероприятий, в ходе которых органы управления и основные тактические подразделения соединений, частей и отдельных подразделений учатся выполнять свои боевые задачи. Собственно, заполнение шаблонов может и, скорее всего, будет проводиться операторами корпусного (дивизионного) органа управления, однако при подготовке и принятии решения управленческие воздействия необходимо направить на параметры способов боевых действий корпуса (дивизии).

В тактическом звене управления подход к формированию способов боевых действий аналогичен (табл.).

Следовательно, как в повседневной боевой деятельности войск, так и в компьютерных моделях поддержки принимаемых решений должны отражаться принципы управления, в частности:

принцип единоначалия;

принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных боевых задач;

принцип личной ответственности должностных лиц за решения на применение подчиненных войск и сил и результаты выполнения ими поставленных боевых задач.

Наряду с вышеизложенным, необходимо учитывать и достаточно важную тенденцию в развитии автоматизированных систем управ-

ления войсками, которая прослеживается на примере ВВС наиболее мощных в военном отношении государств. Речь идет о создании информационно-управляющих систем реального времени (ИУС РВ). Такие системы прошли апробацию в ходе операции НАТО Афганистане и в Ливано-израильской войне 2006 года. Основу ИУС РВ составляют пространственно разнесенные источники информации, действующие на различных физических принципах и обеспечивающие сбор, сверхбыструю обработку информации компьютерные сети (сетецентрические технологии). В таких ИУС в определенные периоды времени лишние командные инстанции могут исключаться из цепи управления. Однако это скорее исключение из правил, чем правило. Если декомпозиция задач начиная от оперативно-стратегического уровня имеет смысл, то имеет смысл и иерархия войск и сил для их решения и соответствующая иерархическая система органов управления. Тогда такая система управления должна проецироваться в виде требований на ИУС РВ и МК как ее неотъемлемую составляющую.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для того чтобы рассматривать компьютерные ЦОТП как эффективный инструмент подготовки операций (боевых действий) войск и сил, крайне важно добиться реализации в МК основополагающих (перечисленных выше) принципов управления войсками. В компактной форме эти принципы могут быть представлены в виде следующего требования: обеспечить соответствие между возможностями МК по формированию способов боевых действий и обязанностями, правами, ответственностью должностных лиц, прежде всего командующих и командиров (обучаемых), в каждом звене управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.