^ЩЩШ от п
ПВО НАЧИНАЛАСЬ С ТРЕХДЮЙМОВКИ
Начальник Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского - заслуженный военный специалист Российской Федерации, кандидат военных наук, кавалер орденов «За военные заслуги» и Дружбы генерал-лейтенант Г.В. Еремин ответил на вопросы нашего журнала.
ЕРЕМИН
Глеб Владимирович -
родился 13 апреля 1961 года в городе Калининграде, в семье военнослужащего.
В 1982 году окончил Ленинградское высшее зенитное ракетное командное училище имени 60-летия Великого Октября.
Службу проходил в Прибалтийском, Среднеазиатском, При-волжско-Уральском, Сибирском, Ленинградском, Московском, Западном военных округах и в Центральной группе войск. Занимал воинские должности: заместитель командира зенитной ракетной батареи, командир зенитной ракетной батареи, командир отдельного зенитного ракетного дивизиона, начальник штаба - заместитель командира зенитной ракетной бригады, командир зенитной ракетной бригады, начальник штаба - первый заместитель начальника войск противовоздушной обороны Ленинградского военного округа, начальник штаба - первый заместитель начальника войск противовоздушной обороны Московского военного округа, начальник войск противовоздушной обороны Московского военного округа.
В 1993 году окончил Военную академию противовоздушной обороны Сухопутных войск, а в 2003 году - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
С июня 2013 года - начальник Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского.
Награжден памятным знаком главнокомандующего Сухопутными войсками.
Ветеран боевых действий.
- Глеб Владимирович, у непрофессионалов в ходе разговора о специалистах войсковой ПВО воображение рисует офицеров в подземных бункерах и защищенных аппаратных, которые чуть ли не белые перчатки носят. Насколько это соответствует действительности?
- В составе войсковой ПВО находятся соединения, части и подразделения ПВО Сухопутных войск, части и подразделения ПВО ВДВ и береговых войск ВМФ. Основу войсковой ПВО составляют формирования ПВО СВ, предназначенные для прикрытия группировок войск и объектов от ударов противника с воздуха во всех видах боевых действий. Выполняя поставленные задачи, личный состав постоянно находится при технике и обеспечивает ее эффективное применение в полевых условиях.
В ходе повседневной деятельности наши выпускники со-
вершенствуют свое мастерство по тактической, технической, специальной подготовке и другим дисциплинам, участвуют в тактико-строевых и тактических учениях, в том числе с боевой стрельбой на государственных полигонах и в учебных центрах, выполняют и другие задачи во всех регионах России в любое время года и суток.
Для войсковой ПВО подготовка офицеров осуществляется в городе-герое Смоленске в Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского.
Что касается белых перчаток, то у офицеров войсковой ПВО они действительно есть. Их надевают для участия в парадах, других торжественных воинских ритуалах, как определено Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Сегодня войсковая ПВО - это один из самых сложных, с точки зрения насыщенности новой техникой, современной электроникой, род войск. Как это все сказывается на процессе подготовки курсантов и слушателей?
- Система подготовки офицеров Военной академии многоуровневая, построенная по принципу «от простого к сложному».
Так, на первом этапе по программам высшего образования со сроком обучения пять лет готовятся офицеры для назначения на первичные воинские должно-
сти: начальник расчета, командир взвода.
После приобретения опыта службы в войсках и прохождения профессионального отбора офицеры поступают в Военную академию в качестве слушателей со сроком обучения два года, по окончании которой имеют возможность дослужиться до должностей командиров соединений и воинских частей войск ПВО Сухопутных войск.
Для обеспечения высокого уровня эффективности и качества обучения при подготовке военнослужащих используются современные инновационные методы, приемы и средства обучения, активизирующие познавательную деятельность слушателей и курсантов на лекциях, групповых и других видах занятий, широко используется проблемное изложение учебного материала. На всех видах занятий используются интерактивные мультимедийные средства обучения, позволяющие повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, сделать его более наглядным.
В академии активно развиваются элементы единой информационной среды. В подготовке используются электронные учебники, которые дают возможность реализовать анимацию, звуковое сопровождение, гиперссылки, графические вставки, видеосюжеты, ЗБ-модели, панорамы.
Широкое использование в электронных учебниках различных ЗБ-моделей особенно актуально при изучении вооружения и специальной военной техники, а использование ЗБ-панорам актуально на занятиях по тактической и оперативно-тактической подготовке.
Особое внимание уделяется практической направленности обучения. С этой целью в образовательную деятельность включены практики, стажировки, тактические учения с боевой стрельбой.
Высокий уровень обучения не один раз подтверждался при про-
ведении учений с боевой стрельбой на полигоне Капустин Яр, на ежегодном конкурсе полевой выучки «Чистое небо».
На учебных занятиях активно используются групповые и индивидуальные обучающие комплексы, тренажеры, симуля-торы, обучающие компьютерные программы, которые направлены на эффективное приобретение навыков и умений, необходимых при выполнении обязанностей офицера войсковой ПВО.
Кроме того, в Военной академии проводятся переподготовка и повышение квалификации военнослужащих в целях повышения их профессионального уровня перед назначением на вышестоящие воинские должности.
Пополнение офицерского корпуса высококвалифицированными специалистами для войсковой ПВО осуществляется в течение всей служебной деятельности, что позволяет готовить профессионалов своего дела, отвечающих всем современным требованиям.
- У вас, наверное, одна из самых сложных и инновационных учебно-материальных баз. А время требует ее дальнейшего совершенствования. Удается ли идти в ногу с ним?
- В настоящее время осуществляется поставка в войска новейших вооружения и техники, для эксплуатации которых необходимы высококвалифицированные специалисты. В нашем роде войск принято, что вузы получают новую технику в первую очередь.
В 2014-2018 годах в соответствии с Программой развития академии на период до 2020 года в наше учебное заведение поставлены три современных типа зенитных ракетных комплексов (систем), а именно: зенитная ракетная система «С-300В4», зенитные ракетные комплексы «Бук-МЗ» и «Тор-М2», а также современные тренажерные комплексы по подготовке специалистов войсковой ПВО всех уровней:
* ; 1 1 С 1 1 ! IV *
¿Ш1
- тренажеры подготовки механиков-водителей гусеничных машин и водителей колесной техники;
- тренажеры подготовки стрелков-зенитчиков;
- учебно-тренажерные средства связи;
- тренажеры для подготовки расчетов ЗРС и ЗРК и др.
Все учебные и научные подразделения академии оснащены современным инновационным оборудованием, с помощью которого с высокой эффективностью можно проводить все виды занятий, а также научные исследования по актуальным и перспективным направлениям развития рода войск.
Особенно хочется отметить материально-техническую базу кафедр общепрофессиональных дисциплин, которые укомплектованы современным лабораторно-экспериментальным оборудованием, позволяющим обучающимся успешно изучать антенно-волноводные, приемо-пе-редающие и вычислительные системы образцов вооружения.
При проведении практических занятий используются современные компьютерные технологии и программы, позволяющие моделировать воздушную обстановку, аналогичную сложившейся в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет. Это позволяет формировать у обучающихся навыки, необходимые при ведении боевой работы.
На многих кафедрах разработаны аппаратно-программные комплексы в виде технических симуляторов, которые активно используются при изучении курсантами устройства, обучении эксплуатации и боевому применению вооружения и военной техники. Занятия, проводимые на этих си-муляторах, вызывают повышенный интерес у обучающихся.
- Учения с боевым применением современных систем ПВО продолжают оставаться одним из важных элементов в обучении
специалистов. На что обращаете особое внимание в процессе учений, и важна ли работа в условиях, приближенных к боевым, для преподавателей академии?
- Учения с боевой стрельбой являются одним из важнейших элементов в системе подготовки специалистов войсковой ПВО.
В Военной академии заключительные тактические учения проводятся совместно со слушателями и курсантами выпускных курсов на Государственном полигоне с выполнением боевых стрельб ЗРК и ЗРС. Учения проводятся на фоне единого оперативно-тактического замысла, в реальном масштабе времени, на вооружении и военной технике войсковой ПВО, в условиях, приближенных к боевым.
Слушатели и курсанты выполняют задачи несения боевого дежурства, инженерного оборудования и маскировки позиций, управления соединениями, воинскими частями и подразделениями войсковой ПВО. В ходе учений отрабатываются вопросы создания и поддержания системы разведки и огня, управления огнем соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО при отражении ударов воздушного противника, задачи зачетных учебных и боевых стрельб с нескольких рубежей по реальным воздушным целям в сложной воздушной обстановке.
Основное внимание в ходе учений обращается на слаживание боевых расчетов РЛС, ЗРК, КСАУ, подразделений и воинских частей с использованием современных средств автоматизированного управления, организацию их взаимодействия с прикрываемыми войсками, проверку умений и навыков слушателей и курсантов, полученных в процессе обучения.
Для обучающихся полигон -самое серьезное испытание за время их подготовки в академии, где проверяются не только их умения и навыки работы на сложной боевой технике, но и способность переносить тяготы и лишения полевой жизни в любых погодных условиях, умение быстро адаптироваться к резкому изменению обстановки.
Для преподавательского состава работа в условиях, приближенных к боевым, позволяет объективно оценить степень достижения целей обучения, глубоко анализировать недостатки в системе подготовки обучающихся и на основе вышесказанного эффективно корректировать учебные программы, совершенствовать методику преподавания учебных дисциплин.
- В академии обучаются слушатели и курсанты на специальном факультете. Имеет ли он свои традиции и особенности? Что можете рассказать о них?
- Обучение иностранных военнослужащих осуществляется на специальном факультете по всем специальностям войсковой ПВО согласно заключенным соглашениям. В настоящее время на нем обучаются около 400 иностранных военнослужащих более чем из тридцати государств ближнего и дальнего зарубежья.
Особенностью образовательной деятельности на специальном факультете является обучение в многонациональном коллективе, которое организуется на русском языке. В связи с этим одной из главных задач факультета является развитие дружеских отношений между представителями разных стран, формирование у них высоких личностных качеств, воспитание в духе уважения к истории, традициям России.
В академии созданы все условия для культурного развития и реализации творческих способностей иностранных военнослужащих.
Во внеучебное время используются разнообразные формы работы: беседы, вечера дружбы, викторины, читательские конференции, конкурсы чтецов поэтических произведений, творческих работ, литературно-музыкальные вечера, экскурсии. Традиционно иностранные военнослужащие принимают активное участие в воспитательных, общественно-культурных мероприятиях, которые проводятся в Военной академии, а также в других вузах города-героя Смоленска.
По отзывам национальных военных командований выпускники академии традиционно проявляют себя как хорошо подготовленные и высококвалифицированные специалисты.
- Какие передовые методики и приемы обучения используются для подготовки военнослужащих?
- Одним из перспективных методических приемов, реализуемых в академии, является комплексный подход, заключающийся в совместном применении мульти-
медийных технологий и реальных узлов и блоков образцов вооружения и военной техники, который позволяет обучающимся более качественно освоить современные зенитные ракетные комплексы и системы.
Профессорско-преподавательский состав академии при проведении всех видов занятий активно внедряет передовые инновационные методики обучения. Так, на оперативно-тактических кафедрах широко используются игровые методы обучения, которые реализуются в виде военно-профессиональных игр. В процессе тактических занятий обучающиеся учатся проведению анализа ситуаций, принятию управленческих решений в нестандартных условиях с прогнозированием их исхода. Игра помогает отыскать пути решения возникающих проблем, учит работе в команде.
При изучении элементной базы и устройства специальных радиотехнических систем активно используются интерактивные методы обучения, основанные на самостоятельной практической (исследовательской) работе обучающихся в малых группах, что значительно активизирует их познавательную деятельность.
Кафедры естественнонаучного и гуманитарного профилей традиционно являются передовиками в поиске новых, нестандартных, инновационных методических приемов. Целесообразность постоянного совершенствования методик обучения подтверждается высокими результатами, получаемыми слушателями и курсантами академии в различных олимпиадах и конкурсах. К примеру, одним из последних успехов является первое место во всеармейском национальном этапе IV Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования (по математике) в 2018 году.
Высокий профессионализм преподавательского состава академии
был подтвержден результатами всеармейского фестиваля «Армия России» в конкурсе «Наставник (лучший преподаватель военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации)», победителями которого в свое время становились ведущие методисты Военной академии.
Независимо от специфики преподаваемых дисциплин в образовательной деятельности академии широко используются интерактивные возможности современных электронных учебников, в которых, кроме текстовой информации, содержатся типовые упражнения и примеры с вариантами решения, панорамы и ЗБ-модели, тестовые задания для контроля приобретенных умений и навыков. Применение электронных учебников позволяет оптимизировать образовательную деятельность и повысить качество подготовки военных специалистов.
Библиотека академии, как и все военные вузы Министерства обороны Российской Федерации, подключена к программному комплексу «Электронный цифровой образовательный ресурс». Данная система обеспечивает доступ к информационным ресурсам учебных, научных организаций, архивов библиотек как преподавательскому составу, так слушателям и курсантам.
- Сегодня большое внимание уделяется научной составляющей в системе образования. Чего достигла академия в научной деятельности за свою 80-летнюю историю?
- Войсковая ПВО за свою вековую историю прошла огромный путь развития, начиная с трехдюймовой противосамолетной пушки образца 1915 года (Ф. Ф. Лендера) до современных ЗРС с дальностью поражения воздушных целей более 300 км. Этот факт является подтверждением того, что неоценимый вклад в оснащение рода войск современными средствами
чСНШЖ ш
вооружения внесла военная наука. Техническое
же
развитие требует совершенствования способов боевого применения соединений, частей и подразделений войсковой ПВО.
Научно-исследовательская работа по изучению актуальных вопросов развития и боевого применения вооружения зенитной артиллерии началась на зенитном факультете Военной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского и продолжилась в филиале ПВО СВ Военной артиллерийской академии и Военной академии ПВО СВ в городе Киеве. Сегодня научные исследования в этом направлении, опираясь на крепкий фундамент предшественников, на Смоленской земле осуществляет Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, которая 20 мая этого года отметит свое 80-летие.
Основой научной работы академии является деятельность 12 военно-научных школ, возглавляемых ведущими учеными рода войск. Благодаря созданной учебно-материальной базе и накопленному научно-педагогическому потенциалу академия с успехом проводит научные исследования в области дальнейшего развития войсковой ПВО по вопросам разработки и совер-
( =1 ь - 4
М I' 1 1 1 Г 1 1 (1
1 :\]ЛJi ■1 ,'Ш %
шенствования форм и способов боевого применения соединений, воинских частей и подразделений, совершенствования вооружения, военной и специальной техники нашего рода войск.
В рамках образовательной деятельности докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты академии принимают самое активное участие в научной (научно-исследовательской) деятельности. Подготовке научных и научно-педагогических кадров руководство академии уделяет самое пристальное внимание. Следствием этого является укомплектованность академии учеными. На данный момент в академии работают более 300 ученых.
Результаты, полученные в ходе научных исследований и организованного взаимодействия с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, позволяют представлять академии свои разработки на научных форумах различного уровня, в том числе и международных («Армия», «Научно-техническое творчество молодежи», «Архимед», «Экспо-приорити», «Интерполитех»), завоевывая на них призовые места, получая кубки, медали и другие награды.
В заключение хотелось бы сказать, что научная работа в академии организована и проводится в целях качественной подготовки научных и научно-педагогических кадров, военно-научного обоснования строительства, развития и подготовки к применению подразделений, воинских частей и соединений войсковой ПВО, совершенствования форм и способов ведения боевых действий, а также форм и методов обучения.
- Каким образом в академии организовано взаимодействие с предприятиями военно-промышленного комплекса нашей страны?
- Военная академия является базовой площадкой рода войск для эффективного научного взаимодействия в вопросах научно-технологического прогнозирования, создания перспективных технологий, военно-научного сопровождения НИОКР (ОКР), проведения государственных испытаний новых образцов вооружения и военной техники.
Взаимодействие происходит как в течение всего года, так и в рамках ежегодной военно-научной конференции с выставкой продукции предприятий оборонной промышленности и научных достижений академии.
В этом году она уже будет 27-й по счету. Причем с 2017 года нашей конференции придан статус
Всероссийской межведомственной. Это стало возможным после проведения впервые на базе академии собрания отделения Российской академии ракетных и артиллерийских наук, которое прошло 30 ноября 2017 года и было посвящено определению направлений совершенствования теории и практики борьбы с малоразмерными воздушными целями.
После знакомства с академией, представленными научными достижениями и научными связями собрание рекомендовало придать нашей ежегодной военно-научной конференции статус Всероссийской межведомственной, а саму академию принять в ассоциированные члены.
Важной частью конференции является выставка продукции предприятий оборонной промышленности и научных достижений рода войск. На выставке представляются изделия, действующие макеты, новейшие разработки техники войсковой ПВО, компьютерные программы и другие научно-технические достижения коллективов кафедр академии и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Традиционно в рамках нашей конференции под руководством начальника войсковой ПВО проводится круглый стол по актуальной тематике развития рода войск.
Сложность современной техники войсковой ПВО диктует необходимость тесной связи с разработчиками и производителями систем. Как происходит на деле это взаимодействие?
Наиболее тесное взаимодействие Военной академии осуществляется с научными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Взаимодействие происходит на этапах разработки, испытания и модернизации техники, что обеспечивает своевременное освоение новых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и повышение квалифика-
ции обслуживающего персонала. При этом научно-педагогический состав академии активно привлекается для проведения занятий с сотрудниками предприятий в целях повышения их квалификации.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса совместно с академией организуют и проводят практики курсантов с целью углубления, систематизации и закрепления теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в вузе при изучении сложнейших образцов ВВСТ.
На регулярной основе происходит обмен опытом и информацией между Военной академией и предприятиями ОПК при проведении военно-научных конференций, круглых столов, совещаний и за-
седаний комиссий по испытаниям образцов вооружения. Организовано оппонирование диссертационных работ, выполняемых соискателями академии, а также привлечение предприятий в качестве ведущих организаций в ходе проведения диссертационных исследований.
- На базе академии регулярно проходят сборы с суворовцами и кадетами. Что они показывают и есть ли польза для самой академии от подобного рода мероприятий?
- Да, действительно, в мае-июне в Военной академии проводятся сборы с воспитанниками Оренбургского, Ставропольского, Краснодарского, Тюменского президентских кадетских училищ,
чСНШЖ ш
Аксайского казачьего кадетского корпуса, Московского, Казанского суворовских военных училищ Министерства обороны Российской Федерации.
По результатам сборов можно с уверенностью сказать, что у нас в России вырастает достойная смена образованных, физически подготовленных и активных людей, которые впоследствии составят основу офицерского корпуса. Эта молодежь мотивирована на получение престижной профессии офицера и имеет достаточный уровень подготовки для поступления в высшие военные учебные заведения.
Сборы позволяют оценивать эффективность методов работы с современной молодежью и совершенствовать их, формировать профессиональные и нравственные качества для будущих первокурсников и мотивировать их на поступление в нашу академию.
Регулярное взаимодействие в рамках проводимых сборов и агитационно-профориентаци-онной работы с воспитанниками суворовских военных училищ и кадетских корпусов позволяет осуществлять продолжение вековой традиции воспитания будущих офицеров войсковой ПВО. +
Подготовили Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива академии
Группа Компаний
• медали
• дипломы и грамоты
Фабрика Специальных часов << В О СТО К-Д ИЗ а ШН>>
Разработчик и производитель наградной и презентационно-сувокйрной продукции для профессиональных праздников и памятных дат военной истории Отечества Официальный поставщик Министерства Обороны РФ
www.shop-vd.ru e-mail: ¡[email protected] [email protected]
• сувениры 109383 г Москва/ Кузнечный тупик, д. 1А +7 (495) 696-09-46; +7 (495) 950-56-57/58/59