Научная статья на тему 'РАЗВЕРНУТАЯ У НАС СЕТЬ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ'

РАЗВЕРНУТАЯ У НАС СЕТЬ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВЕРНУТАЯ У НАС СЕТЬ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ»



ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

РАЗВЕРНУТАЯ У НАС СЕТЬ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ

ильиных

Андрей Александрович

родился 12 апреля 1964 года в г. Междуреченске Кемеровской области.

В 1986 году окончил Эн-гельсское зенитное ракетное командное училище противовоздушной обороны.

Проходил службу в Архангельской области на различных должностях: начальника расчета, начальника отделения, командира стартовой батареи, командира зенитного ракетного дивизиона, заместителя командира группы зенитных ракетных дивизионов С-300 по вооружению, преподавателя и старшего преподавателя Военной академии воздушно-космической обороны (г. Тверь), офицера Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. В 1999 году окончил ВИРТА (г. Харьков), в 2003 году — адъюнктуру Военной академии Военно-космической обороны (г. Тверь), в 2009 году — Военную академию Генерального штаба. После окончания Военной академии Генерального штаба с 2009 года исполнял обязанности заместителя начальника филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Ярославль) по учебной и научной работе, заместителя начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.

В 2012 году назначен начальником Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны.

Начальник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, генерал-майор A.A. ИЛЬИНЫХ, кандидат военных наук, доцент, кавалер орденов Александра Невского, «За военные заслуги» и других государственных наград, рассказывает в эксклюзивном интервью о современных подходах к подготовке высококвалифицированных офицеров для войск противовоздушной обороны страны.

делу в основном сыновей офицеров и солдат.

В 1859 году по указу императора Александра II на учебных фондах создано училище Военного ведомства. В 1863 году училище преобразовано в Ярославскую военную прогимназию, призванную готовить детей офицеров и чиновников к поступлению в юнкерские училища, в которые отправляли лучших воспитанников.

В1895 году Ярославскую военную школу, с учетом исторической преемственности и достаточности учебно-материальной базы, преобразовывают в Ярославский кадетский корпус.

После установления Советской власти в 1917 году Кадетский корпус был распущен, в его здании разместился 1-й Ярославский Советский полк. Здесь комплектовались, обучались и отправлялись на фронт Гражданской войны различные воинские формирования. В зданиях корпуса неоднократно бывали М. Фрунзе, Ф. Новицкий, И. Федько.

Накануне Великой Отечественной войны в зданиях корпуса размещалось Ярославское военно-интендантское училище. В 1944 году оно было переведено в Омск, а его место заняло Ярославское военно-пехотное училище имени генерала Харитонова. Оно здесь размещалось всю войну, а осенью 1945 года было переведено в другие казарменные помещения города. На его место из Москвы было передислоцировано дважды Краснознаменное воен-

— Андрей Александрович, ваше училище размещено в комплексе исторических зданий, которые были построены еще при Екатерине II и постоянно использовались военным ведомством. Чувствуете ли дух времени, и что удается сегодня почерпнуть из богатой истории вуза?

— Да, действительно, один из военных городков училища расположен в ансамбле зданий бывшего Кадетского корпуса. Строительство комплекса зданий началось в 1793 году. По дошедшим до нас сведениям, проект постройки был утвержден императрицей Екатериной II и при виде сверху должен был представлять контуры буквы «Е».

Для употребления потребностей Военного ведомства в специалистах в 1828 году на построенных фондах создается школа военных кантонистов. Она была призвана обучать военному

но-политическое училище имени В.И. Ленина.

С1951 года в исторических зданиях размещается Ярославское зенитное ракетное командное училище имени 60-летия Великого Октября.

За всю историю в стенах вуза обучалось немало талантливых и известных людей, прославивших Отечество. Среди них выдающийся писатель и ученый Л.П. Сабанеев, начальник Морских сил РККАМ.В. Викторов, Маршалы Советского Союза В.К. Блюхер, Ф.И. Толбухин. В зданиях училища обучались военному делу будущие командармы Великой Отечественной войны: генерал армии П.И. Ба-тов, Ф.И. Труфанов, конструктор минометов и реактивного вооружения Б.И. Шавырин и многие другие.

Сохраняя и преумножая традиции российского воинства, в целях духовно-нравственного воспитания, на исторической территории училища воссоздан храм Святого благоверного великого князя Александра Невского и освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2010 г., в день празднования тысячелетия г. Ярославля.

Сотрудники училища, опираясь на традиции, осуществляют подготовку специалистов для войск противовоздушной обороны. Личный состав вуза накопил большой опыт в организации,

проведении и совершенствовании образовательного процесса, отвечающего современным требованиям высшей школы. Ежегодно из училища выпускаются все новые и новые специалисты, способные с достоинством и честью защитить воздушно-космические рубежи нашего Отечества.

— Училище готовит специалистов ЗРВ, РТВ и АСУ. Столь разноплановые специализации и компетенции помогают в выучке или усложняют учебный процесс? Возможно, происходит некая интеграция в процессе учебы?

— Несмотря на разноплановые специализации и компетенции, выпускники будут выполнять задачи в единой системе противовоздушной и противоракетной обороны. Поэтому мы ведем работу на внедрение новых форм и способов обучения, в том числе и для интеграции в процессе обучения разным специальностям. Так, например, создавая сеть учебных командных пунктов управления подразделениями, мы обеспечиваем условия для возможности одновременно выполнять задачи боевой работы специалистами зенитных ракетных и радиотехнических войск. В первую очередь это необходимо для понимания каждым выпускником своей роли и места в функционировании единой системы противовоздушной обороны.

— Точные науки — основа основ в училище. Это понятно,

ведь техника и вооружение ПВО становятся все сложнее. Значит, преподавательский состав должен быть на высоте, чтобы избежать провалов в подготовке. Как удается идти в ногу со временем, не снижая уровня подготовки выпускников?

— Подготовка научно-педагогических и научных кадров ведется по двум научным специальностям путем подготовки в докторантуре и обучения в адъюнктуре, а также путем прикрепления лиц для подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Для подготовки по другим научным специальностям организованы направление сотрудников училища в целевую докторантуру и адъюнктуру других вузов, а также подготовка в аспирантуре гражданских вузов.

Планы подготовки научно-педагогических и научных кадров за 2017, 2018 годы выполнены на 100%. В истекшем году подготовлено 2 доктора наук, 10 кандидатов наук.

Уровень укомплектованности должностей научно-педагогическими работниками в училище составляет более 69%, что позволяет соответствовать развитию науки и техники.

В училище успешно функционирует докторский диссертационный совет по техническим наукам.

Особое внимание уделяется повышению квалификации профессорско-преподавательского состава как в учебных заведениях, так и в воинских частях.

Училище тесно взаимодействует с предприятиями-изготовителями образцов вооружения военной и специальной техники и непосредственно с разработчиками. Довольно продуктивно взаимодействуем с АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А.Г. Шипунова» (г. Тула), с научно-производственным объединением «Лианозовский электро-

механический завод» (г. Москва) и другими предприятиями. Курсанты училища проходят производственно-эксплуатационную практику непосредственно в сборочных цехах этих предприятий. Постоянно приглашаем представителей промышленности на проводимые нами конференции и семинары, тем самым преподаватели могут непосредственно, так сказать из первых уст, узнать особенности и передовые разработки нашего вооружения.

Педагогические работники и инженерный состав активно привлекаются Главным командованием Воздушно-космических сил на учения войск различных уровней, в том числе и на международные военные конкурсы по полевой выучке боевых расчетов зенитных ракетных и радиотехнических войск «Ключи от неба», «Воздушные рубежи».

По результатам финального этапа конкурса в прошлом году в номинации «зенитные ракетные системы большой и средней дальности» команда училища заняла первое место. Начальник боевого расчета командного пункта полковник Во-рущенко Ю.В. (начальник кафедры тактики противовоздушной обороны) признан лучшим начальником боевого расчета командного пункта.

В номинации «зенитные ракетные системы малой дальности» команда училища заняла второе место (начальник расчета БМ «Пан-цирь-С» капитан Генералов A.B.).

1

Лучшим механиком-водителем зенитных ракетных войск признан старшина Силиверстов А.Н. (база обеспечения учебного процесса училища).

В конкурсе по полевой выучке боевых расчетов радиотехнических войск «Воздушные рубежи» принимала участие команда курсантов училища. Отличительной особенностью конкурса стало участие команд от всех объединений из различных видов ВС РФ, от Камчатки до Калининграда в нескольких номинациях. Боевые расчеты радиотехнических войск прибывали на полигон со своей техникой и состязались в нескольких номинациях.

В номинации «Лучший боевой расчет радиолокационного взвода» боевой расчет курсантов училища занял по итогам конкурса четвертое место.

В отдельных категориях по итогам конкурса среди лучших оказались курсанты училища. В качестве водителя-электрика автомобиля «КАМАЗ» — младший сержант Волков И.В., оператора комплекса средств автоматизации — курсант Пашов П. А. Отдельным призом «За волю к победе» награжден командир взвода сержант Песков С.С.

— Опыт применения техники и вооружения ПВО в Сирии наверняка сегодня востребован особо. Как используете этот опыт в подготовке курсантов, и есть ли примеры оперативного внедрения в учебные программы того или иного нов-

шества именно в связи с боевыми действиями в САР?

— В училище изучается опыт локальных войн и военных конфликтов. По результатам данной работы внесены изменения в учебные программы и тематические планы дисциплин, разработаны и внедрены ряд технических решений по вопросам автоматизированной системы управления группировкой

вкс.

— Не так давно появилась информация об уязвимости отечественного комплекса ПВО «Панцирь». У вас эта техника также изучается в училище курсантами. Что можно сказать—действительно слабые стороны обнаружились в комплексе или все зависит от выучки экипажа?

— Зенитный ракетно-пушеч-ный комплекс «Панцирь-С» достаточно молодой, но уже имеет опыт боевого применения странами, которые его приобрели, он непрерывно модернизируется. Вносятся технические изменения, проводятся доработки боевых машин, их испытания и применение подтверждают все заявленные характеристики в соответствии с предназначением. Несомненно, что этот комплекс является лучшим в своем классе и не имеет аналогов в мире.

Вопросом огромной важности являются эксплуатация и применение боевых машин. Это направление постоянно изучается и совершенствуется, оттачивается. Очень важно максимально использовать опыт, который приобретают войска и преподаватели училища в ходе эксплуатации, учений, практических стрельб и применения боевых машин в образовательном процессе.

— Специалиста ПВО немыслимо себе представить без высокой полевой выучки. Так что превалирует в подготовке — работа в стенах училища или учеба на полигонах? Может, у вас сейчас существуют такие тренажерные комплексы, которые практически

полностью имитируют боевую работу на полигоне?

— На старших курсах курсанты начинают изучать устройство и эксплуатацию вооружения и военно-специальной техники, а также вопросы их боевого применения. Групповые, практические занятия, ремонтно-эксплуатаци-онные практики проводятся на образцах вооружения, размещенных на технической территории в черте города и загородном учебном полигоне и на предприятиях промышленности.

В училище развернута сеть командных пунктов зенитных ракетных войск звена зенитный ракетный дивизион (зрдн) — группа зрдн — зенитный ракетный полк, оснащенных тренажно-имитаци-онными комплексами, классный тренажер «Панцирь-С», специализированные классы.

Применение тренажно-ими-тационных комплексов в образовательном процессе позволяет рационально готовить обучающихся к работе на реальном вооружении, экономно расходовать ресурс.

В ходе подготовки курсантов и слушателей используются классные тренажеры ЗРПК, позволяющие одновременно имитировать работу шести боевых машин в различных вариантах боевых действий. Тренажеры позволяют имитировать удары воздушного противника, в том числе с использованием беспилотных

летательных аппаратов и снарядов реактивных систем залпового огня, с различных направлений и по различным траекториям с возможностью изменения плотности удара. При этом особое внимание уделяется созданию сложной радиолокационной обстановки, когда в воздухе находится множество воздушных объектов, как «чужих», так и «своих», поэтому имитированные удары воздушного противника максимально соответствуют реальным.

Говоря о практической подготовке курсантов, необходимо отметить, что училищем накоплен большой опыт проведения полигонной практики в 185-м Центре боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил с курсантами выпускного курса.

Во втором семестре выпускного курса курсанты начинают обучение с войсковой стажировки, на протяжении месяца находятся в воинских частях, исполняют обязанности по конкретным воинским должностям под руководством офицера, занимающего эту должность, заступают на боевое дежурство в качестве стажера, исполняют обязанности лиц боевого расчета, изучают руководящие документы, в общем знакомятся и пробуют себя в повседневной деятельности воинских подразделений и частей. Этот этап является

очень важным для подготовки к полигонной практике.

Сама же полигонная практика проводится после защиты курсантом отчета о прохождении войсковой стажировки. Начинается полигонная практика с передислокации в учебные центры в Астраханской и Читинской областях, из курсантов формируются боевые расчеты, проводится их боевое слаживание, принимаются зачеты по знанию и выполнению боевых нормативов, умению эксплуатировать, восстанавливать и применять вооружение. Все это является допуском к боевой стрельбе. Во время тактических учений с боевой стрельбой из боевых расчетов курсантов формируются учебные подразделения противовоздушной обороны. Курсанты непосредственно участвуют в разведке воздушного пространства, обнаружении, сопровождении и уничтожении современных ракет-мишеней, имитирующих современные средства воздушного нападения.

Важное значение для качественной подготовки курсантов имеет созданная в училище система командных пунктов всех уровней управления, включающая в свой состав комплексы средств автоматизации, командные пункты и пункты управления зенитных ракетных, радиотехнических войск и авиации, неавтоматизированные командные пункты и тренажерные комплексы, завязанные в единую информационную и моделирующую систему.

Таким образом, на сегодняшний день в училище существует стройная система подготовки специалистов противовоздушной обороны, способных непосредственно после выпуска исполнять свои обязанности в любых условиях обстановки.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива ЯВВУПВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.