Научная статья на тему 'Исторический опыт учебно-воспитательной работы в процессе подготовки офицеров ПВО на территории Псковской области в 1960-70-е гг'

Исторический опыт учебно-воспитательной работы в процессе подготовки офицеров ПВО на территории Псковской области в 1960-70-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС / ANTI-AIRCRAFT MISSILE SYSTEM / ВОЙСКА ПВО / AIR DEFENSE FORCES / КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ / COMMAND SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Андрей Михайлович

В данной статье рассмотрены этапы формирования Опочецкого высшего зенитно-ракетного командного училища ПВО и особенности подготовки офицеров ПВО на территории Псковской области. Автором также была отмечена важность подготовки для страны таких офицеров на примере важных военных исторических событий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF EDUCATIONAL WORK IN THE PREPARATION OF AIR DEFENSE OFFICERS IN THE PSKOV REGION 1960-70 years

In the article the author has reflected the stages of formation Opochetsky higher anti-missile air defense and command school features air defense officer training in the Pskov region. The author also highlighted the preparation of such officers as an example for the country's most important military events of Russian history.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт учебно-воспитательной работы в процессе подготовки офицеров ПВО на территории Псковской области в 1960-70-е гг»

- зависимость воинской дисциплины от уровня правопорядка в обществе;

- зависимость воинской дисциплины от степени правовой регламентации всех разделов военного дела и уровня развития непосредственно дисциплинарной нормативной базы;

- усложнение и расширение задач, форм и методов, направлений поддержания воинской дисциплины с возрастанием уровня развития вооружения и военной техники, стратегии, тактики и военного искусства, военно-гуманитарной науки и других отделов военного дела;

- зависимость дисциплинарной практики войск и характера воспитательной работы по дисциплинированию военнослужащих от способа комплектования и условий прохождения службы офицерами и нижними чинами;

- зависимость дисциплины от менталитета, культурного и профессионального уровня нижних чинов и офицеров.

Таким образом, деятельность государственных и военных органов Российского государства по укреплению воинской дисциплины в XVIII - начале XX в. представляла собой закономерный, многовекторный, динамичный, противоречивый и системный процесс. В основе всей военно-дисциплинарной политики Российского государства в исследуемом периоде лежало главное противоречие - между прусско-павловской линией воспитания дисциплинированности военнослужащих и системой воспитания, уделявшей первостепенное внимание моральному фактору. В первом случае основными формами укрепления дисциплины являлись муштра, капральская палка, а основными методами - методы принуждения и упражнения. Такая дисциплина получила название «внешней». Во втором случае основное внимание обращалось на осознанность выполнения требований воинской службы. Основы этой дисциплины были заложены в петровско-суворовской школе воинского воспитания, идеи которой были развиты в деятельности величайших полководцев и офицеров-декабристов в первой половине XIX в. и получили свое завершение в школе Драгомирова и его соратников во второй половине XIX - начале XX в. Такая дисциплина получила название «внутренней».

1 Булгаков С. Н. На пиру богов: современные диалоги. - Новороссийск, 1991. - С. 252.

2 Артикул воинский купно с процессом надлежащий судящим. - СПб., 1715.

3 См: Керсновский А. А. История русской армии: в 4 т. - М., 1992-1994. - Т. 1. - С. 179.

4 Хатов А. И. «О воинской дисциплине», 1819 г. // РГБ. ОР. Ф. 68 (Генштаб). Оп.1. № М 7399.

5 См.: Устав дисциплинарный 1912 г. // Свод военных постановлений 1869 г. - СПб., 1917. - Кн. 23. - С. 7-39.

6 РГВИА. Ф. 487. Оп. 1. Д. 68. Л. 96.

7 РГВИА. Ф. 20. Оп. 1. Д. 25.

8 РГВИА. Ф. 8. Оп. 1/89. Д. 47.

9 Моральный дух армии - духовная готовность и способность войск (сил флота) переносить тяготы войны, активно вести военные действия в любых условиях обстановки и добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы. Предусматривает глубокое понимание своего воинского и патриотического долга, готовность отдать все силы и жизнь для выполнения поставленных задач. - Прим. авт.

УДК 355

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ПВО НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960-70-е гг.

© 2013 А. М. Егоров

Аннотация. В данной статье рассмотрены этапы формирования Опочецкого высшего зенит-но-ракетного командного училища ПВО и особенности подготовки офицеров ПВО на территории Псковской области. Автором также была отмечена важность подготовки для страны таких офицеров на примере важных военных исторических событий России.

Ключевые слова : зенитно-ракетный комплекс, войска ПВО, командное училище.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF EDUCATIONAL WORK IN THE PREPARATION OF AIR DEFENSE OFFICERS IN THE PSKOV REGION 1960-70 years

© 2013 A. Egorov

Summary. In the article the author has reflected the stages of formation Opochetsky higher antimissile air defense and command school features air defense officer training in the Pskov region. The author also highlighted the preparation of such officers as an example for the country's most important military events of Russian history.

Keywords: anti-aircraft missile system, air defense forces, command school

Середина XX в. открыла новую «ядерную» эпоху в истории вооружений, которая обусловила бурную модернизацию и создание новых образцов зенитного артиллерийского и ракетного оружия, радиотехнических средств разведки, управления и создания помех в интересах противовоздушной обороны1.

Глубоко символично в этой связи, что одной из кузниц противовоздушного щита нашей страны, предназначенного для защиты от ударов противника ее административно-политических центров, промышленных регионов, группировок вооруженных сил и других важных объектов, в 1960-70-е гг. являлось Опочецкое зенитное ракетное военное училище.

Небольшой старинный городок Опочка в самом сердце Псковской земли известен своей ратной службой с начала XV в. От Опочки рукой подать до Пушкинских гор с окрестными сельцами Петровское, Михайловское, Воскресенское, которые вполне можно считать обителью не только поэтических муз. Как утверждают многие историки, в предках великого поэта А.С. Пушкина по отцовской линии числится Г.А. Морхин по прозвищу Пушка - один из первых российских артиллеристов. Профессиональными артиллеристами были и родственники А.С. Пушкина по материнской линии. Его прадед Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал (1691-1781), знаменитый «арап Петра Великого», в 1722 г. окончил артиллерийскую школу во французском городе Ла-Фер. По стопам отца пошли его дети. Старший сын П. А. Ганнибал стал генерал-майором артиллерии. Средний О.А. Ганнибал, родной дед А.С. Пушкина, служил в морской артиллерии так же, как и младший двоюродный дед поэта И.А. Ганнибал2.

Опочка с окрестными уездами, похоже, издавна была благоприятной средой для воспитания талантливых артиллеристов. В деревне Теребени под Опочкой находилось одно из имений рода Голенищевых-Кутузовых. Эти места связаны с детством генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова, который в двенадцать лет был направлен на учебу в Артиллерийскую и инженерную школу в Петербург. Здесь же похоронены его родители. Вероятно, на выбор его военной профессии повлиял род занятий его окружения. Тем более, недалеко по соседству, в селе Ладино, находилось имение генерал-аншефа русской артиллерии К. Б. Бороздина, умелым действиям которого русская армия была во многом обязана победой под Кунерсдорфом в 1759 г.3

Во 2-й пол. XX в. многим псковским ребятам повезло приобщиться к артиллерийской науке, не покидая родных мест. Хотя такая возможность у них появилась не сразу. 4 июня 1949 г. директивой Генерального штаба МО СССР на базе в/ч 51115 в числе других было сформировано 3-е зенитное артиллерийское училище. Местом его дислокации был определен латвийский город Алуксне (бывший Мариенбург), расположенный вблизи западной границы Псковской области.

Первоначально училище занимало относительно небольшую площадь и располагалось в здании, где до 1940 г. дислоцировался танковый полк, а в первые послевоенные годы размещалась исправительно-трудовая колония. Интересно, что в настоящее время здесь базируется Учебный центр Сухопутных войск Латвии4.

Первым начальником училища был назначен полковник В. С. Орловский - фронтовой офицер, впоследствии генерал-майор артиллерии. Перед формируемым им училищем

была поставлена важная задача: подготовка высококвалифицированных специалистов для противовоздушной обороны, а конкретно - артиллеристов-зенитчиков.

В сентябре 1950 г. училище провело первый набор курсантов по трехгодичной программе обучения для подготовки командиров взводов зенитных батарей 85-мм зенитных пушек (1951-53 гг.). Среди выпускников этого набора почетное место в истории Войск ПВО занимают Р.С. Акчурин и В.А. Белоусов. В частности, генерал-полковник Р.С. Акчу-рин в должности командующего зенитными ракетными войсками ПВО очень много сделает для оснащения вверенных частей и соединений современной боевой техникой, а также совершенствования их готовности и выучки - особенно в ходе тактических учений с боевой стрельбой на полигонах Сары Шаган и Ашулук5.

В 1955 г. на должность начальника училища назначается полковник К.С. Стифеев, офицер-фронтовик, обладавший большим опытом организаторской и воспитательной работы в войсках ПВО. В 1956 г. училище перешло на подготовку командно-технического состава, и в сентябре этого же года был проведен первый набор курсантов для подготовки специалистов по зенитному ракетному комплексу С-75. Это был новый этап в развитии ПВО по сравнению со ствольной зенитной артиллерией. Достаточно отметить, что исход войны во Вьетнаме решили именно зенитные ракетные комплексы С-75, которые поставлялись туда с 1965 г. По данным архива ВВС США, в небе Северного Вьетнама они потеряли не менее 617 самолетов6. Только с 18 по 30 декабря 1972 г. средствами ПВО был уничтожен 81 американский самолет, причем ЗРК уничтожили 54, а из 34 бомбардировщиков В-52 ракетчики сбили 31. Сразу после этого налеты прекратились, а 27 января 1973 г. американцы подписали с Вьетнамом мирное соглашение.

В апреле 1959 г. начальником училища был назначен полковник Е.И. Белоусов, который находился в этой должности 12 лет. Офицер-фронтовик, он встретил войну командиром взвода и до последнего дня находился в действующих частях зенитной артиллерии, будучи несколько раз раненым. За мужество и умелое руководство подразделениями ПВО при прорыве блокады Ленинграда, взятии Данцига, Штеттина и других городов Белоусов был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

К этому времени история училища уже начала пополняться новыми героями послевоенного времени. Одним из них стал выпускник 1951 г. майор Н.И. Шелудько, служивший в зенитном ракетном дивизионе, который 1 мая 1960 г. сбил американский самолет-шпион У-2 под управлением захваченного в плен пилота Г. Пауэрса. За проявленное мастерство и умелое применение боевого оружия майор Н.И. Шелудько был награжден орденом Красного Знамени.

В августе 1962 г. в связи с расширением училище переводится из Алуксне в Псковскую область, город Опочка. Как раз перед этим событием в апреле 1962 г. Е.И. Белоусову было присвоено воинское звание генерал-майор артиллерии.

Военный городок в Опочке существовал еще до войны и сразу после нее. В 1950-х гг. здесь стояли две воинские части: авиационных техников и учебное подразделение для подготовки артиллерийских инструментальных разведчиков, которых потом сменил батальон химической защиты. С 20 ноября 1965 г. училище было переименовано в Опочецкое радиотехническое училище ПВО.

Престиж училища поддерживался боевыми заслугами лучших представителей его постоянного состава, таких как Герой Советского Союза подполковник В.В. Королев, возглавлявший в 1963-65 гг. его парторганизацию. Своего высокого звания он был удостоен за подвиг, совершенный при форсировании Вислы в июле 1944 г. После работы в Опочец-ком училище В.В. Королев продолжил службу на ответственных должностях в ВС СССР и закончил ее в звании генерал-майора артиллерии.

Состояние учебно-материальной базы, наличие вооружения и боевой техники, приборов и наглядных пособий позволило училищу с 1 сентября 1967 г. перейти на единый профиль подготовки курсантов и начать обучение офицеров для эксплуатации зенитного

ракетного комплекса дальнего действия С-200. С 14 мая 1968 г. учебное заведение стало называться - Опочецкое зенитное ракетное училище ПВО страны.

Выпускники училища достойно выполняли боевые задачи в локальных конфликтах того времени. Особенно заметно они проявили себя во время событий начала 1970-х гг. на Ближнем Востоке, во Вьетнаме и других горячих точках мира.

Одним из самых известных в профессиональной среде участников египетско-израильской войны 1970 г. стал подполковник В.М. Толоконников. Выпускник 1951 года, он был фронтовиком и одним из самых опытных командиров зенитных дивизионов на данном ТВД. 18 июня 1970 г. противник предпринял попытку ликвидировать зенитную ракетную группировку, прикрывавшую объекты и расположение египетских войск. В налете на группу ЗРДН, в составе которой находился и дивизион Толоконникова, участвовало 24 «Фантома», которые осуществляли налет с разных направлений. Точными пусками дивизион в первые же минуты боя уничтожил три самолета противника. Однако израильские штурмовики, заходившие с другого направления, все-таки успели дать залп по огневой позиции дивизиона. Взрывной волной весь расчет вместе с командиром выбросило из кабины управления зенитной установкой. Личный состав, находившийся на стартовой позиции, был контужен. А вокруг рвались бомбы, пылала боевая техника. Тем не менее, по мнению экспертов, проявленная в сложившихся условиях стойкость личного состава и его командира позволяет обоснованно утверждать, что зенитно-ракетный дивизион бой выиграл7.

Дивизион другого выпускника училища подполковника Н.М. Кутынцева совместно с арабскими подразделениями прикрывал в тот же период район Суэцкого канала. 3 августа 1970 г. дивизионы подполковников Н.М. Кутынцева и К.И. Попова в противовоздушном бою уничтожили три и подбили один израильский самолет, сами не понеся никаких потерь. Совместно с египетскими военными в этот день было уничтожено 5 израильских самолетов8. Безусловно, эти события ускорили заключение 5 августа 1970 г. перемирия между Израилем и Египтом. Но еще в течение нескольких месяцев наши ракетчики несли здесь боевое дежурство.

Показавший себя мастером ракетного огня Николай Кутынцев вернулся из этой командировки Героем Советского Союза. Он и Василий Толоконников стали такой же гордостью училища, как еще раньше их коллега Н.И. Шелудько. Командование специально приглашало в Опочку этих заслуженных выпускников училища, поскольку встречи с ними имели серьезный морально-воспитательный эффект для молодых артиллеристов-ракетчиков.

На встречи с курсантами приглашались также заслуженные ветераны ПВО старшего поколения. Так, училище посещал Герой Советского Союза П. Т. Харитонов, который в июне 1941 г. совершил в псковском небе воздушный таран - первый в истории Великой Отечественной войны. Произошло это недалеко от Опочки, а взлет его истребитель производил с аэродрома в районе псковского пригорода Остров. На следующий день подвиг однополчанина повторил С. Здоровцев, а еще через несколько дней - пилот того же авиаполка ПВО М. Жуков. Ожесточенные воздушные бои в псковском небе были широко известны всей стране. И поэт А. Твардовский написал о них:

«И сколько себя еще в схватках лихих

Покажут советские люди!

Мы многих прославим, но этих троих

Уже никогда не забудем».

В 1971 г. в Опочецком военном училище состоялся юбилейный двадцатый выпуск офицеров, после которого генерал Е. И. Белоусов был назначен начальником военной кафедры Ленинградского политехнического института. Сменивший его в августе 1971 г. полковник Г.В. Киселев (впоследствии тоже генерал-майор артиллерии) также являлся участником Великой Отечественной войны. Кроме того, он имел опыт ведения современных противовоздушных боев в реальных боевых условиях, так как до перевода в Опочку был военным советником в Египте.

После описанных событий на Ближнем Востоке и во Вьетнаме престиж отечественных сил противовоздушной обороны стал чрезвычайно высоким. В июне 1975 г. училище заслуженно переводится в категорию высшего учебного заведения, а в августе получает

наименование - Опочецкое высшее зенитное ракетное командное училище ПВО. С 1 сентября 1975 г. курсанты начали заниматься в новом учебном корпусе с современной лабораторной базой и необходимыми условиями для научной и методической работы. Повышенная забота о подготовке курсантов диктовала и повышенные требования к ним. Недаром над плацем училища в 1970-е гг. помещался плакат с показательным призывом: «Курсант! На «отлично» и «хорошо» сдать государственные и переводные экзамены - твой патриотический долг!».

В декабре 1976 г. начальником училища был назначен генерал-майор артиллерии Ю.А. Гончаренко, под руководством которого в июле 1978 г. училище передислоцировалось в Днепропетровск, где его, к сожалению, и закрыли вскоре после распада Советского Союза9. До этого момента на Псковской земле было подготовлено более 4 тыс. специалистов для Войск ПВО страны, а всего с 1949 по 1991 г. оно выпустило более 10 тыс. кадровых артиллеристов-ракетчиков, внеся тем самым серьезный вклад в укрепление обороноспособности страны10.

Среди выпускников училища были известные генералы Р.С. Акчурин, К.Я. Кин, В.А. Белоусов, Н.Е. Столяров, С.Д. Ледовский, а также В. Иванов, уроженец Опочецкого района, первый командующий войсками воздушно-космической обороны РФ.

Так, в результате кропотливого и самоотверженного труда многих специалистов в маленьком райцентре Псковской области возник этот военный вуз.

1 Андерсен Ю.А. и др. Противовоздушная оборона Сухопутных войск / Ю.А. Андерсен, А.И. Дрожжин, П.М. Лозик; под общ. ред. П.Г. Левченко. - М.: Воениздат, 1979. - С. 4.

2 Там же. - С. 195.

3 Егоров А. «Псков сделался центром России...» Дворянин Голенищев-Кутузов и его земляки // Российский исторический журнал «Родина». - 2012. - № 6. - С. 65.

4 НАТО. Краткий справочник / под общ. ред. Маргуса Колга. - Таллинн, 2007. - С. 524.

5 Ильин М.М., Ледовской С. Д. Святое воинское братство. - Псков: Псковская энциклопедия, 2001. - С. 21-22.

6 Макнаб К. Оружие уничтожения XXI века. Регулярные войска, полиция и террористы. - М.: Эксмо, 2009. - С. 202.

7 Ильин М.М., Ледовской С.Д. Указ. соч. - С. 16.

9 Там же. - С. 17.

9 Бондаренко А. Прерванный полет // Красная звезда. - 1999. - 10 сент.

10 Днепропетровское зенитное ракетное. - М.: Воениздат, 1988. - С. 5.

УДК 92

МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

© 2013 В. И. Федосеев

Аннотация. В статье анализируются некоторые концептуальные подходы к периодизации истории отечественного государства и права, определению хронологических рамок и содержания ее московского периода, характеризуются основные условия и факторы формирования и развития Московского государства и права.

Ключевые слова: историография, периодизация, московский период, государство, право, власть, территория, население.

MOSCOW STATE HISTORY PERIOD RUSSIA AND THE LAW: THE PROBLEM DEFINITION SCIENTIFIC RESULTS AND PROSPECTS

© 2013 V. Fedoseev

Summary. In the article analyzes some of the conceptual approaches to peiiodization of State and Law, the definition of the timeframe and content of its Moscow period, characterized by the basic conditions and factors of formation and development of the Moscow State and Law.

Keywords: historiography, periodization, moscow period, state, law, power, territory, population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.