ВОЕННАЯ КАФЕДРА
і
А. ТАРАСОВ, доцент Московский энергетический институт
Полвека с военными кафедрами
Автор этой публикации - Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заместитель председателя Совета учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по военному обучению студентов А.А. Тарасов - многие годы своей научно-педагогической деятельности посвятил подготовке офицеров запаса в гражданских вузах. Согласившись опубликовать свои воспоминания о функционировании системы военного обучения студентов во второй половине ХХ века и связанной с ней его служебной деятельности, он предоставляет возможность читателям журнала ознакомиться с малоизвестными событиями в этой сфере.
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, генерал-майор запаса Пирумов Р.Н.
Первое знакомство с военными кафедрами у меня состоялось еще в период службы в войсках в начале 1951 года, когда меня пригласили принять участие в работе комиссии по проверке военных кафедр Пензенского индустриального института и Саратовского государственного университета. Тогда на меня произвела впечатление широта решаемых кафедрами задач по подготовке офицеров запаса при относительной самостоятельности в выборе средств и методов их решения.
Вскоре меня назначили в Главкомат войск противовоздушной обороны страны офицером отдела военно-учебных заведений. Это был период холодной войны, войска несли боевое дежурство и одновременно оснащались новой техникой. Отдел возглавлял бывший начальник зенитно-артиллерийского училища генерал-майор артиллерии Осипов А.А., удостоенный генеральского звания еще до Великой Отечественной войны. Коллектив отдела состоял из опытных офицеров, в нем царила атмосфера дружбы и взаимопомощи.
За время службы в Главкомате вплоть до 1979 года моими начальниками были талантливые командующие - маршал артил-
лерии Яковлев Н.Д., генерал-полковники авиации Подгорный И.Д., Демидов П.К., Абрамов В.Н., генерал-полковник артиллерии Сапрыкин Д.Г. Они сформировали во мне качества штабного офицера, способного анализировать обстановку и принимать правильные решения, разрабатывать приказы и распоряжения с учетом возможностей и способностей подчиненных, осуществлять контроль и оказывать помощь для их исполнения.
С самого начала работы в отделе вузов мне было поручено методическое руководство деятельностью военных кафедр гражданских вузов. Это направление было для меня основным во время службы в Главко-мате, хотя приходилось участвовать в решении и других задач, возникающих в процессе руководства военными академиями и училищами.
Важнейшим условием успешной деятельности военных кафедр всегда был профессионализм преподавательского состава. В 50-х годах их руководителями в ряде крупных вузов были опытные военачальники. Например, в Московском госуниверситете - бывший начальник управления вузов Сухопутных войск генерал-лейтенант Моро-
зов В.П., в Московском энергетическом институте - генерал-лейтенант авиации Грен-даль Д.Д.
В последующие годы традиция назначать начальниками военных кафедр опытных генералов сохранилась. Так, в МГУ начальниками военной кафедры (впоследствии Отделения военной подготовки, Факультета военного обучения) были генерал-майор артиллерии Марков Н.А., генерал-лейтенант артиллерии Ефимов Н.Н., генерал-майоры Титаров В.А., Казаков Ю.Г., в МВТУ им. Н.Э. Баумана - генералы Арефьев Г.М., Привезенцев С.Н., Пирумов Р.Н., Родионов А.И. Военные кафедры возглавляли генералы и в Киевском, Харьковском политехнических институтах, Харьковском государственном университете, Московском институте железнодорожного транспорта, Ленинградских госуниверситете и политехническом институте и в других вузах страны.
Наличие в штатах военных кафедр генеральских должностей вполне оправдано. Поле деятельности военной кафедры выходит далеко за рамки функций кафедры как гражданского, так и военного вуза. Подтверждением тому являются факты, имевшие место в ряде вузов, когда назначаемые начальниками военных кафедр бывшие начальники кафедр военно-учебных заведений не справлялись с работой в этих должностях, требующих более широкого кругозора, большей самостоятельности, способности успешно общаться с профессорами вуза, исполнять обязанности членов ученого совета, находить правильный подход к студентам. Недаром в последующие годы наиболее крупные военные кафедры были преобразованы в факультеты военного обучения. Однако, к большому сожалению и не в интересах дела, штатные категории офицеров на факультетах военного обучения и военных кафедрах были необоснованно снижены.
В течение многих лет забота о качественном составе педагогических коллективов военных кафедр была в центре внимания
кадровых органов. Для преподавателей предусматривались регулярная войсковая стажировка, повышение квалификации на академических курсах и по планам командирской подготовки непосредственно на кафедрах.
Сроки пребывания в кадрах Вооруженных Сил для наиболее талантливых педагогов не ограничивались. В моей практике был случай, когда после введения на кафедрах должности начальника цикла со штатной категорией «полковник» по моему предложению два подполковника, достигшие 60летнего возраста, были не только назначены на эту должность, но также представлены к очередному воинскому званию. Им обоим было присвоено воинское звание «инженер-полковник».
Действующий в России Закон о воинской обязанности и военной службе устанавливает предельные сроки службы офицерам различных категорий по возрасту, однако он предоставляет возможность продлить эти сроки. Но при все возрастающем некомплекте преподавателей за последние годы многим опытным педагогам было отказано в продлении срока военной службы.
В свое время было рекомендовано представлять к увольнению офицеров лишь после того, как на их место подобраны достойные кандидаты. Более того, ректорам было разрешено содержать сверх штата назначаемых офицеров на период оформления увольнения прежних офицеров.
Теперь о других проблемам, возникающих в процессе многолетнего функционирования военных кафедр. В 50-х годах в войсках противовоздушной обороны страны началось интенсивное перевооружение. Появились новые зенитно-артиллерийские комплексы, радиолокационные станции, системы управления. Новую технику получили и военные кафедры, освоение которой затруднений не вызывало.
Развитие во всем мире средств нападения, и прежде всего реактивной авиации, потребовало создания более эффективных средств ПВО в виде зенитных ракетных
комплексов (ЗРК), по сложности и стоимости многократно превышающих зенитноартиллерийские системы. Возросла штатная численность подразделений, получивших на вооружение ЗРК, особенно численность офицерского состава, для подготовки которого были открыты новые военно-учебные заведения. Но на военных кафедрах вузов ракетная техника появилась позже на несколько лет. Для этого потребовалось проделать огромную организационную работу.
Чтобы получить разрешение на передачу ракет двум военным кафедрам (МВТУ им. Н.Э. Баумана и Ленинградского политехнического института), требовалось распоряжение правительства. С этой целью я обратился в Военно-промышленную комиссию при Совете Министров СССР, к генералу Каретникову В.М. При его поддержке было подготовлено и подписано необходимое распоряжение, и на упомянутые военные кафедры была поставлена новая техника из войск. Через год вышло постановление правительства о подготовке в гражданских вузах специалистов для предприятий ВПК. Соответственно, открылась возможность готовить офицеров для ЗРВ на военных кафедрах таких вузов. Для этого прежде всего необходимо было определить, в каких вузах, на каких факультетах целесообразно установить те или иные военноучетные специальности. При необходимости уточнить, насколько подходит та или иная гражданская специальность устанавливаемой военно-учетной специальности, мы получали квалифицированную консультацию в учебно-методическом управлении Минвуза СССР.
В результате кропотливой работы по распределению военно-учетных специальностей между вузами был издан соответствующий приказ министра обороны СССР, который положил начало многогранной деятельности, связанной с организацией военной подготовки студентов по новым специальностям.
Прежде всего потребовалось разрабо-
тать табели учебной техники и вооружения, согласовать их с многочисленными поставщиками, с Генеральным штабом. После выполнения этой работы табели были утверждены. Затем следовало организовать поставку табельной техники и размещение ее в вузах с соблюдением мер по охране государственной тайны. Первую ракету установили в МВТУ им. Н.Э. Баумана в небольшой лаборатории вместо макета паровоза новейшей конструкции. Первым преподавателем был назначен Василенко В.А., впоследствии полковник, доктор технических наук, профессор. Нельзя сказать, что новая специальность на военной кафедре была принята с энтузиазмом. Однако ректор, профессор Лазарев Л.П. принял все меры к расширению подготовки офицеров запаса по новым специальностям, и спустя короткое время военная кафедра перешла к подготовке специалистов для зенитных ракетных войск.
Переход к подготовке по новым специальностям потребовал переучивания преподавательского состава. Для этого в первую очередь были организованы краткосрочные курсы при Энгельсском военно-техническом училище, на которых прошли обучение все офицеры, причастные к преподаванию новых дисциплин. Впоследствии при Артиллерийской радиотехнической академии в г. Харькове были организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации преподавательского состава и стажировки офицеров в войсках.
Дальнейшим весьма ответственным и сложным направлением работы было составление программ подготовки офицеров запаса. В нем активное участие приняли члены научно-методического совета, состоящего из опытных педагогов военных кафедр.
Перед педагогическими коллективами встала трудная задача: как без увеличения учебного времени изложить многократно возросший объем информации. В военных училищах решили изучать не весь комплекс вооружения, а с разными группами разные его части. Научно-методический совет военных кафедр после детального обсужде-
ния принял решение этот путь не принимать. Решение, как показала практика, оказалось правильным. Программы были разработаны и утверждены.
Первые шаги в деле реорганизации подготовки офицеров запаса для войск ПВО страны по новым специальностям показали перспективность проводимой работы.
В декабре 1961 года помощник Главнокомандующего войсками ПВО страны по вузам генерал-полковник авиации Демидов П.К. доложил военному совету о переходе военных кафедр на подготовку офицеров запаса по новым специальностям. Военный совет утвердил основные направления дальнейшей деятельности в этой области.
В следующем году состояние военных кафедр рассматривалось коллегией Министерства высшего образования СССР. На коллегию были приглашены ректоры ряда вузов, в том числе ректор Ленинградского института авиационного приборостроения, где военная кафедра к обучению студентов по новым специальностям оказалась не готова. По этому поводу было сделано замечание ректору института. Непререкаемый авторитет министра В.П. Елютина сыграл свою роль. Ректор института сделал все возможное, чтобы вывести кафедру в число лучших, а новый начальник кафедры полковник Оксов В.И. (бывший командир батареи гвардейских минометов «Катюш») стал одним из активных членов научно-методического совета.
Принятый командованием войск ПВО страны курс на всестороннюю поддержку деятельности военных кафедр проявлялся в различных направлениях.
На военные кафедры выделялось, как правило, по одному зенитно-ракетному комплексу, что вполне удовлетворяло потребности кафедр. К каждому комплексу прилагались один экземпляр многотомного технического описания и инструкции по эксплуатации. Эта документация не могла служить учебным пособием для студентов. Возникла острая необходимость издания специальной учебной литературы.
С целью ускорения процедуры издания рукописей по нашему предложению были внесены изменения в Положение об издательской деятельности в Министерстве обороны СССР, согласно которым утверждение плана изданий для военных кафедр и рукописей представлялось Главкому и его заместителям.
С 1956 года в практику работы Главко-мата вошли ежегодные учебно-методические сборы начальников военных кафедр (как правило, совместно с начальниками военно-учебных заведений), а с 1958 года -регулярные заседания научно-методического совета. На одном из таких заседаний был принят план издания комплекта учебных пособий по ракетной технике ЗРВ, состоящий из 18 книг. В работе над пособиями приняли участие педагогические коллективы всех военных кафедр, перешедших на обучение по новым специальностям ЗРВ. План издания пособий был утвержден командованием, и с 1963 года учебные пособия начали выходить в Военном издательстве Министерства обороны СССР. В последующие годы в связи с модернизацией военной техники и принятием на вооружение новых ее образцов, которые поступали на военные кафедры, издательская деятельность активно продолжалась. Объем работ, выпавший на мою долю, невозможно было бы выполнить без повышения своей квалификации. Для изучения новой техники мне предоставлялись широкие возможности в академиях и высших училищах, а также на стажировках и в командировках в войска. Общенаучный уровень я решил повысить путем обучения на факультете усовершенствования инженеров Всесоюзного заочного энергетического института, а также подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума. Естественно, что эти действия способствовали поддержанию моего авторитета в педагогических коллективах высших учебных заведений.
1967 год стал для военных кафедр переломным. Вышел новый Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», в соответ-
ствии с которым офицеры запаса могли быть призваны на военную службу сроком на 2 года. Появилась обратная связь, возможность оценить результаты работы военных кафедр.
Основными источниками информации были отзывы командиров подразделений и частей на офицеров, призванных на действительную военную службу, материалы периодической печати, переписка с офицерами, их выступления на конференциях и встречах со студентами, беседы в воинских частях и т.п. Изучение этих материалов позволило дать ориентировочную качественную оценку уровня военно-профессиональной подготовленности офицеров запаса, выявить основные недостатки. В частности, оказалось, что среди офицеров, проходящих действительную военную службу, имеются такие, которые не могут освоить функциональные обязанности по должности в течение длительного времени (иногда на протяжении всей двухлетней службы), не выдерживают высокого морального напряжения в войсковых условиях и особенно при несении боевого дежурства. Результаты проведенной работы указывали на необходимость повышения уровня подготовки офицеров запаса, однако не давали исчерпывающего материала для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Выявилась необходимость более глубокого исследования этой проблемы.
С этой целью был утвержден план научно-исследовательской работы, а также издан приказ Главнокомандующего, согласно которому командирам частей предписывалось предоставлять информацию о службе офицеров представителям военных кафедр.
Изучение службы проводилось в естественных условиях войск, несущих боевое дежурство, при участии преподавательского состава военных кафедр вузов, благодаря чему изучением было охвачено максимально возможное число офицеров.
Оценка военно-профессиональных качеств каждого офицера производилась не-
посредственными начальниками изучаемых офицеров, по единой схеме. К документам изучения личности офицера прилагалась служебная характеристика, отражающая более детально наличие и проявление военно-профессиональных качеств.
Особое внимание уделялось организации и проведению учебных сборов в войсках, полному и эффективному использованию учебного времени за 30-дневный срок сборов. Для этого была разработана и утверждена командованием инструкция, на основании которой командиры частей могли заблаговременно и досконально разработать план мероприятий, назначить ответственных лиц и командный состав, организовать материальное обеспечение. Весьма эффективным мероприятием было использование для проведения сборов боевой техники, содержащейся на консервации в НЗ. Поскольку эта техника подлежала ежегодной расконсервации, для проверки ее технического состояния и проведения регламентных работ весь комплекс работ поручался студенческому подразделению. При этом формировались боевые расчеты, которые поочередно проводили все необходимые работы с большим удовлетворением и энтузиазмом.
Кроме того, на завершающем этапе проводилась сдача экзаменов на получение классной квалификации с вручением соответствующего нагрудного знака. О высокой заинтересованности студентов в таких сборах свидетельствует тот факт, что в течение ряда лет на них не было ни единого чрезвычайного происшествия. Эффективное проведение учебных сборов было бы затруднительным без всесторонней подготовки к нему студентов на военных кафедрах. С этой целью по примеру отделений газовочных самолетов на авиационных кафедрах были созданы отделения учебной техники и тренировочной аппаратуры, в которых студенты на действующей технике проводили практические занятия. Тем самым обеспечивалась необходимая практическая подготовка к занятиям на учебных сборах, кото-
рая в значительной мере приближалась к стажировке. Мне удалось получить информацию по оценке работы военной кафедры МЭИ от гражданских ученых. На радиофакультете МЭИ был организован опрос выпускников, распределенных на различные предприятия г. Москвы. Многие из них сообщили, что их успешной работе «на гражданке» способствовали более всего знания и навыки, полученные на военной кафедре.
Многогранный комплекс мероприятий по организации учебно-воспитательного процесса, его кадровому, методическому и материально-техническому обеспечению способствовал высокому качеству подготовки выпускаемых офицеров. Эта оценка работы военных кафедр была подтверждена собранной информацией о службе в войсках нескольких сотен офицеров, призванных из запаса. Информация собиралась в формализованном виде и была подвергнута статистической обработке. Из всего объема сведений достаточно привести наиболее показательные. Например, все обследованные офицеры получили положительные оценки по специальной подготовке, от которой, прежде всего, зависела успешность освоения служебных обязанностей. Однако на время профессиональной адаптации значительное влияние оказали и отношение к службе, дисциплинированность, т.е. качества, характеризующие направленность личности, профессиональную ориентацию.
Большой объем информации, полученный в результате проведенных исследований, способствовал изысканию дальнейших путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а автору настоящей статьи - подготовить к защите кандидатскую диссертацию.
В 1979 году моя служба в аппарате заместителя Главнокомандующего войсками ПВО страны по вузам закончилась. Еще в период подготовки к увольнению из Вооруженных Сил я получил приглашение на работу в Министерство высшего образования СССР на должность заместителя начальника Отдела военной подготовки, ко-
торую и занял сразу после увольнения в запас. Моим начальником стал полковник Карпов Г.А., пользовавшийся авторитетом у министра Елютина В.П., его заместителей Краснова Н.Ф., Егорова Н.С., членов коллегии Министерства.
На новой работе мои функциональные обязанности значительно расширились. Кроме военной подготовки студентов всех вузов страны, в сферу влияния Отдела входила их подготовка по гражданской обороне, начальная военная подготовка учащихся средних специальных заведений и ряд других специфических направлений. Наибольший объем работы относился к военным кафедрам. Отдел участвовал в разработке всех нормативных документов по военной подготовке, приказов, инструкций, программ, планов контроля, готовил к утверждению штатные расписания, организовывал конференции, заседания научно-методических советов, рассматривал кандидатуры на должности начальников военных кафедр и их заместителей.
Работа в контакте с другими отделами и управлениями Министерства, Генеральным штабом, Управлением вневойсковой подготовки и другими структурными подразделениями Министерства обороны, штабом гражданской обороны, республиканскими и отраслевыми министерствами, имеющими подведомственные вузы, способствовала принятию оптимальных решений. Однако не всегда удавалось избежать серьезных ошибок. Прежде всего это попытки мелочной регламентации деятельности военных кафедр, создающей предпосылки для придирок проверяющих и препятствующей творчеству педагогических коллективов. Ошибочным было требование инструкции по разработке штатных расписаний о ежегодном представлении на утверждение этих расписаний, что впоследствии было исправлено. Совершенно беспрецедентным было постановление Правительства 1986 года об отмене в большинстве вузов отсрочки от призыва на военную службу для продолжения образования, принятое без всякого
предварительного обсуждения. Ошибочность этого решения оказалась настолько очевидной, что в 1989 году оно было отменено, а все призванные студенты были уволены с действительной военной службы. По докладу министра обороны в августе-сентябре 1989 года из Вооруженных Сил было уволено досрочно 173 тысячи студентов, но 7,5 тысячи из них не возвратились в вузы. Решение, принятое в 1986 году, об отмене отсрочек от призыва на военную службу студентам для продолжения образования принесло ущерб высшей школе не только потому, что многие студенты не вернулись в вузы. Для вернувшихся в вузы потребовалась интенсивная подготовка для восстановления знаний, утраченных за время военной службы и для включения в русло активной учебной деятельности. Более того, в молодежной среде резко изменилось отношение к военной службе.
Однако не все оценивают одинаково последствия этого решения. Недавно мне довелось услышать выступление одного военного чиновника, который посчитал факт невозвращения в вузы после увольнения с военной службы части студентов полезным для вуза. По его мнению, эти студенты оказались неспособными продолжать учебу. Полная несостоятельность такого утверждения очевидна. Во-первых, неизвестно, по каким причинам были нарушены жизненные планы этих молодых людей. А во-вторых, вузы не нуждаются в помощниках, чтобы определить, какие студенты неспособны успешно закончить обучение.
Также было принято, а затем отменено решение об обязательном привлечении к военной подготовке студентов, поступивших в вузы после увольнения с военной службы. За весь исторический период, описываемый мною, необоснованных решений было предостаточно, и нет гарантии, что их не будет и впредь.
В ноябре 1989 года состоялся всесоюзный студенческий форум, который затронул широкий круг проблем высшего образования, в том числе по военной подготовке. Фо-
руму предшествовали многочисленные выступления, отказ от принятия военной присяги и другие формы протеста против ущемления прав студенчества. На форуме присутствовал министр обороны генерал армии Язов Д.Т. Он принял участие как в пленарном заседании, так и в работе секции военных кафедр, ответил на многочисленные вопросы. В решении форума содержалось предложение о переходе к принципу добровольного прохождения студентами военной подготовки и проведения ее в рамках факультатива. Эти предложения впоследствии были реализованы в нормативных документах по военной подготовке, а также в учебных планах вузов и Законе о воинской обязанности и военной службе.
Вместе с тем важно было выяснить отношение к проблеме добровольности обучения на военных кафедрах в самих вузах. И вот мне предоставилась возможность в одной поездке организовать встречи с представителями военных кафедр 18 вузов в г.г. Горьком, Казани, Куйбышеве, Саратове, Волгограде, Ростове-на Дону. Для многих постановка вопроса оказалась неожиданной, некоторые выражали опасение о резком уменьшении желающих пройти военную подготовку. В то же время почти ни у кого не вызывало сомнения, что эта мера будет способствовать повышению качеств подготовки офицеров запаса.
Еще во время форума Г.А. Ягодин по договоренности с руководством Министерства обороны объявил его участникам, что студенты, прошедшие военную службу, могут быть освобождены от военной подготовки по их просьбе. Это, безусловно, способствовало разрядке напряженной обстановки на форуме. А после него началась плодотворная работа совместно с представителями Министерства обороны по восстановлению всей системы подготовки молодежи к военной службе.
В 1989 году я принял предложение начальника военной кафедры МАТИ им. К.Э. Циолковского вести лекционный курс, что способствовало лучшему пониманию атмо-
сферы в коллективе военной кафедры. Одновременно начал работу в качестве члена редколлегии журнала «Военные знания», регулярно выступал с публикациями в ряде журналов и внутривузовских изданий на темы, связанные с подготовкой молодежи к военной службе.
В конце 1991 года по моему предложению было создано Учебно-методическое объединение (УМО) по военной подготовке студентов, а на его организационном пленуме меня избрали заместителем председателя Совета УМО, обязанности которого исполняю до настоящего времени. Базовым вузом УМО был определен Московский энергетический институт. Руководство УМО было возложено на его ректора - в первое время профессора Орлова И.Н., а впоследствии профессора Аметистова Е.В. Председателем Совета УМО был утвержден профессор, генерал-майор Кунбутаев Л.М., а с 2000-го года - доцент, полковник Секунов В.В. В это же время я был принят в МЭИ на должность доцента, а впоследствии профессора.
Работа в Совете учебно-методического объединения, являющегося государствен-
но-общественным объединением в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, направлена главным образом на выработку рекомендаций по совершенствованию учебного процесса. Она предполагает также участие в разработке нормативных документов, определяющих организацию и порядок обучения студентов по программе подготовки офицеров запаса, разработку и экспертизу учебно-методической документации, необходимой для обеспечения учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах.
Современное состояние системы военного обучения студентов гражданских вузов по программам подготовки офицеров запаса, необходимость ее совершенствования при разработке новых нормативных документов требует тщательного изучения и учета истории развития этой системы и Вооруженных Сил страны в целом. Хотелось бы при этом сослаться на пожелание начальника Генерального штаба Российской Федерации генерала армии А. Квашнина, дважды высказанное им на общем собрании Академии военных наук в январе 2004 года: «не наступать на грабли».
Е.ЯНКОВИЧ, доцент, полковник Московский авиационный институт
Время «дешевой рабочей силы», в качестве которой выступает труд солдата или офицера, уходит в прошлое. Рыночная экономика, в отличие от директивной, отрегулирует со временем в том числе и стоимость ратного труда. Отрадно, что в обществе все меньше противников перехода Вооруженных Сил на контрактную основу или добровольный способ их комплектования. Однако вызывает озабоченность несколько упрощенческий подход к начавшемуся пе-
Военная кафедра и военный вуз: принцип дополнительности
реходу. Эти опасения вызваны рядом аспектов.
Первый. В разворачивающейся дискуссии как бы в стороне остается вопрос о главной цели такого перехода, а именно - о необходимости качественных преобразований, в том числе повышения профессионализма всех категорий военнослужащих ВС РФ. До сих пор нет ответа на вопрос, за счет чего и каким образом повысится квалификация военнослужащих. Профессио-