Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ ВОЙСКОВОЙ ПВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ ВОЙСКОВОЙ ПВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
746
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК / СИЛЫ И СРЕДСТВА ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ / ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ / СРЕДСТВА ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / MILITARY ARTILLERY ACADEMY / MILITARY ACADEMY OF GROUND FORCES AD / FORCES AND MEANS OF GROUND FORCES AD / AA ARTILLERY / AIR DEFENSE / RED ARMY OF WORKERS AND PEASANTS / TRAINING MILITARY PERSONNEL / MEANS OF AIR ATTACK / TRAINING CENTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брычков Анатолий Сергеевич, Протасов Игорь Анатольевич

Статья посвящена вопросам зарождения и развития системы подготовки офицерских кадров для войск ПВО Сухопутных войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Брычков Анатолий Сергеевич, Протасов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MILITARY PERSONNEL FOR ARMY AIR DEFENSE: A HISTORICAL DIMENSION

The paper focuses on issues of the emergence and development of the system of officer training for the Ground Forces AD Troops.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ ВОЙСКОВОЙ ПВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

A.C. БРЫЧКОВ, A.S. BRYCHKOV,

И .А. ПРОТАСОВ I.A. PROTASOV

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ ВОЙСКОВОЙ ПВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

TRAINING MILITARY PERSONNEL FOR ARMY AIR DEFENSE:

A HISTORICAL DIMENSION

Сведения об авторах. Брычков Анатолий Сергеевич — профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского, полковник в отставке, доктор философских наук, профессор, действительный член Академии военных наук (г. Смоленск. E-mail: Bricanat@mail.ru);

Протасов Игорь Анатольевич — старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (учебно-мето-дической) Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Смоленск. E-mail: vavpvo-na@mil.ru).

Аннотация. Статья посвящена вопросам зарождения и развития системы подготовки офицерских кадров для войск ПВО Сухопутных войск.

Ключевые слова: Военная артиллерийская академия; Военная академия ПВО Сухопутных войск; силы и средства ПВО Сухопутных войск; зенитная артиллерия; противовоздушная оборона; Рабоче-крестьянская Красная армия; подготовка военных кадров; средства воздушного нападения; учебный центр.

Information about authors. Anatoly Brychkov — Professor of the Humanities and Socio-Economic Disciplines Department at the Military Academy of Army Air Defense of the RFArmed Forces named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Colonel (ret.), D. Sc. (Philos.), Professor, Full Member of the Academy of Military Sciences (city of Smolensk. E-mail: Bricanat@maill.ru);

Igor Protasov — Senior Researcher at the Teaching and Methodology Research Laboratory of the Military Academy of Army Air Defense of the RF Armed Forces named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Colonel (res.), Cand. Sc. (Mil.), Assistant Professor (city of Smolensk. E-mail: vavpvo-na@mil.ru).

Summary. The paper focuses on issues of the emergence and development of the system of officer training for the Ground Forces AD Troops.

Keywords: Military Artillery Academy; Military Academy of Ground Forces AD; forces and means of Ground Forces AD; AA artillery; air defense; Red Army of Workers and Peasants; training military personnel; means of air attack; training center.

СОЗДАНИЕ летательных аппаратов и их стремительное внедрение в военное дело в начале XX столетия поставили задачу поиска активных средств борьбы с воздушными целями. Однако о необходимости создания специальных средств поражения самолётов и о подготовке кадров для зенитной стрельбы тогда мало кто задумывался. Считалось, что открытие огня по аэроплану является одной из разновидностей стрельбы обычной артиллерии. Только к концу 1914 года стало ясно, что для защиты войск от воздушного противника необходимы специальные подразделения.

С 1915 года началось бессистемное и бесплановое формирование батарей для борьбы с воздушным противником. Эти подразделения создавались не централизованно, а распоряжениями командующих фронтами и даже армиями. Но уже в конце 1915 года (13 декабря) впервые

в России были созданы четыре отдельные четырёхорудийные лёгкие батареи для стрельбы по воздушному флоту.

Несовершенство орудий, использовавшихся для зенитной стрельбы, отсутствие приборов, правил стрельбы и единого взгляда на методы и способы ведения огня по воздушным целям — всё это, безусловно, влияло на точность огня первых русских зенитчиков. Однако наиболее слабым звеном, определявшим низкую эффективность боевого применения зенитных подразделений, являлось всё-таки отсутствие подготовленного личного состава.

К концу 1917 года значительная часть военного руководства нового государства осознала ошибочность мнения, что хороший полевой артиллерист будет таковым же и в зенитном деле. Встал вопрос о необходимости специальной подготовки кадрового состава для зенитной артиллерии (ЗА).

Школы и центры подготовки зенитчиков появились в конце Первой мировой и в ходе Гражданской войн1:

— в конце 1917 года в Крыму была создана Офицерская школа стрельбы по воздушному флоту, первым начальником которой был назначен В.В.Тарновский;

— в феврале 1918 года в Петрограде была создана учебно-инструкторская команда, в которой готовили специалистов артиллерийской службы, в т.ч. и для зенитной артиллерии;

— 8 декабря 1919 года в Нижнем Новгороде закончилось формирование Школы стрельбы по воздушному флоту.

При одной из первых советских школ стрельбы по воздушному флоту помимо курсов подготовки командиров состояли: комитет для разработки правил и таблиц стрельбы (ТС); лагерный сбор частей зенитной артиллерии; учебное подразделение по подготовке

младшего командного состава для зенитной артиллерии.

В 1921 году было сформировано Управление помощника начальника артиллерии Рабоче-кре-стьянской Красной армии (РККА) по зенитной артиллерии. Вся зенитная артиллерия была включена в состав артиллерии особого назначения (АОН), поэтому осенью того же года Школа стрельбы по воздушному флоту была переведена в Москву и реорганизована в Противосамолётное отделение Повторной школы комсостава АОН. Повторная школа предназначалась для «повторения средним комсоставом теоретических и практических сведений об АОН, а также для дальнейшего усовершенствования их и специальной подготовки в артиллерийском деле».

Значительная реорганизация зенитной артиллерии РККА была проведена в 1924—1925 гг. Коснулись реформы и Повторной школы. В конце 1923 года она переводится в Петроград и преобразуется в Повторную школу среднего и старшего комсостава зенитной артиллерии РККА, а через год переименовывается в Специальную школу старшего и среднего комсостава зенитной артиллерии РККА. Местом её дислокации был определён Севастополь.

Предусматривалось обучение 25 слушателей в группе старшего комсостава и 50 слушателей в группе среднего комсостава. Вскоре это военно-учебное заведение было преобразовано в Курсы усовершенствования командного состава зенитной артиллерии РККА (КУКС ЗА). Первый набор 76 слушателей был осуществлён в ноябре 1924 года. Предусматривалась подготовка командиров дивизионов, командиров батарей и переподготовка командиров наземной артиллерии на специальности зенитной артиллерии. Срок обучения составлял 9 месяцев.

В августе 1927 года на базе КУКС ЗА была создана Нормальная школа зенитной артиллерии для подготовки командиров взводов ЗА с сохранением при ней курсов усовершенствования и подготовки командного состава ЗА.

Таким образом, к началу 30-х годов прошлого века Севастопольская школа зенитной артиллерии сформировалась не только как образовательное учреждение,

Военная академия войсковой ПВО ВС РФ

но и как методологический и научный центр противовоздушной обороны.

Более того, 30-е годы XX века вообще стали особенным периодом в истории ПВО, когда формирование системы подготовки кадров стало структурным элементом строительства сил и средств ПВО страны. Так, например, в Ленинграде приказом Наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета СССР № 277/54 от 29 августа 1928 года в целях подготовки командного состава для местной противовоздушной обороны были созданы Курсы по подготовке инструкторов противовоздушной обороны. С 1928 по 1932 год при сроке обучения два с половиной месяца здесь были подготовлены около 2000 инструкторов ПВО. В 1932 году курсы приобрели статус Курсов усовершенствования старшего начальствующего состава ПВО (КУСТНАС) со сроком обучения один год.

Всего же с августа 1928 по 1934 год включительно КУСТНАС подготовили и выпустили 2650 командиров и инструкторов ПВО. В феврале 1934 года им было присвоено имя П.И. Баранова — начальника ВВС РККА, одного из основателей курсов, а затем они были преобразованы в Электротехническую школу РККА имени П.И. Баранова.

Новое учебное заведение было рассчитано на подготовку 300 человек. В двух его ротах готовили командиров прожекторных взводов, в третьей — техников приборов управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО). Срок обучения был определён в три с половиной года, но из-за нехватки офицерских кадров в войсках фактически не превышал двух лет.

В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны подготовка кадров для ЗА велась в Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского,

Здание Офицерской артшколы

Царское Село

Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту

в зенитных артиллерийских командных и технических училищах: командиров со средним военным образованием — в Севастопольском, Горьковском, Чкаловском (Оренбургском) и других, созданных в годы войны, училищах;

техников — в Ленинградском артиллерийско-техническом училище зенитной артиллерии;

инженеров по зенитному артиллерийскому вооружению и приборам управления артиллерийским огнём — в Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, на факультете вооружения (зенитные отделения).

Особое место в системе подготовки офицерских кадров для противовоздушной обороны занимала подготовка руководящего командного состава, которая на академическом уровне до 1930 года не велась. Офицеры этой категории проходили подготовку лишь на соответствующих курсах усовершенствования. Вместе с тем бурное развитие авиации, превращавшейся в грозную ударную силу, привело к необходимости

3-дюймовое

противоаэростатное орудие системы Путиловского завода

качественного и количественного роста зенитной артиллерии. Соответственно возросла потребность и в подготовке руководящих командных кадров для неё.

В 1931 году к подготовке офицеров с высшим военным образованием для ЗА приступила Военная артиллерийская академия. В начале обучения слушатели первых двух курсов из числа командиров наземной и зенитной артиллерии готовились совместно, а с третьего курса офицеры-зенитчики занимались по специальной программе2.

В 1932 году в Военной артиллерийской академии, на командном факультете, была создана учебная лаборатория зенитной стрельбы. В этом же году был осуществлён первый выпуск командиров зенитной артиллерии. Важно заметить, что при сроке обучения 4 года на изучение дисциплин оперативно-тактического цикла отводилось около 34 проц. учебного времени. Это обеспечивало достаточно хорошую общую военную и специальную подготовку слушателей и позволяло совершенствовать знания в процессе практической работы.

В 1933 году был осуществлён выпуск 64 офицеров зенитной артиллерии с высшим военным образованием, в том числе — 15 командиров, из них 5 командиров зенитной артиллерии. Такая подготовка зенитчиков сохранялась практически до 1936 года. С этого момента подготовка слушателей стала осуществляться на инже-нерно-командном факультете (созданном на базе командного) со сроком обучения 5 лет. Существенно увеличилось время на

изучение общетехнических и специальных дисциплин (до 67 проц.) за счёт сокращения времени, выделявшегося на дисциплины военного цикла (до 13 проц.).

В 1938 году Военную артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского перевели из Ленинграда в Москву. В этом же году подготовка артиллеристов-зенитчиков стала осуществляться по отдельной программе на специально созданном зенитном отделении, на базе которого в 1939 году был сформирован самостоятельный командный факультет зенитной артиллерии.

На факультет возлагалась подготовка командиров-зенитчиков для замещения должностей командиров дивизионов, руководителей Артиллерийско-стрелкового комитета, центральных и окружных управлений, преподавателей училищ и военных академий, а также курсов усовершенствования при них. Численность обучавшихся составляла 400 человек со сроком обучения четыре года. Слушатели отбирались из числа командиров батарей и дивизионов зенитных артиллерийских частей.

С августа 1940 года численность обучавшихся на командном факультете ЗА была установлена в количестве 250 человек с ежегодным выпуском 65 специалистов зенитного дела. В этом же году на факультете состоялся самый многочисленный выпуск — 22 офицера.

Важным событием в истории войсковой ПВО стало формирование в 1936 году среднего военно-учебного заведения по подготовке командного состава — Оренбургской военной школы зенитной артиллерии. Первый набор курсантов состоялся осенью 1936 года в количестве 200 человек.

С1937 года количество курсантов в школе было увеличено до 400, а в марте того же года она была преобразована в Оренбургское училище зенитной артиллерии с присвоением ему имени Г.К. Орджоникидзе. В мае 1938 года количество курсантских батарей увеличилось до 12(в составе 4 дивизионов)3.

Училище готовило специалистов для систем новых образцов: 37-, 76-мм зенитных пушек, 85-мм зенитной пушки образца 1939 года, приборов управления огнём зе-

нитной артиллерии — ПУАЗО-З образца 1940 года.

В преддверии Великой Отечественной войны училище осуществило пять досрочных выпусков (с лета 1939 по апрель 1941 г.). Всего затри неполных года (1939 — начало 1941 гг.) училищем были подготовлены свыше 2020 командиров-зенитчиков.

Руководящий состав ЗА готовился на соответствующих факультетах в Военной артиллерийской академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского, в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, а офицерский состав для подразделений ЗА — в училищах зенитной артиллерии: Севастопольском, Чкаловском (Оренбургском), Ленинградском, Горьковском, Бакинском, Краснодарском, Те-лавском и Тульчинском (последние три до марта 1941 г. были стрелково-миномётными).

Нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года поставило экономику и Вооружённые силы страны в крайне тяжёлое положение. Начавшиеся на широком фронте боевые действия с первых же дней войны явились серьёзнейшей проверкой системы подготовки командных кадров. На ускоренную подготовку командиров батарей, срок обучения которых сократился до восьми месяцев, перешёл и командный факультет зенитной артиллерии Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Набор слушателей осуществлялся, как правило, из числа военнообязанных с незаконченным высшим образованием (после 3-го и 4-го курсов гражданских вузов). Начиная с 1941/42 учебного года устанавливался 12-часовой учебный день: 8 часов занятий под руководством преподавателей и 4 часа самостоятельной работы. На практическую подготовку отводилось 55 проц. учебного времени.

По директиве Генерального штаба от 27 июня 1941 года при академии были развёрнуты краткосрочные курсы по подготовке воентехников по ЗА. По решению Совета по эвакуации при СНК СССР от 17 октября 1941 года академию перевели в Самарканд. Уже месяц спустя занятия в ней возобновились.

С марта 1942 года на командном факультете ЗА предусматривалась подготовка 300 слушателей со сроком обучения 10 месяцев. На

него набирались также офицеры с должностей командиров подразделений, ранее окончившие зенитные артиллерийские училища и отличившиеся в боях. Учебным планом и программами подготовки офицеров предусматривалась специальная практика на артиллерийском полигоне Среднеазиатского военного округа с боевой стрельбой зенитной артиллерии среднего и малого калибров по воздушным и наземным целям.

В июле 1942 года факультет выпустил 85 слушателей (приём 1941 г.) и 58 офицеров, обучавшихся при нём на курсах по программам подготовки командиров зенитных дивизионов и батарей. Начиная с 1942/43 учебного года были установлены почти обычные, довоенные сроки обучения, поскольку к этому времени подготовка военных кадров среднего звена стала посильной для широко развёрнутой сети военных училищ и фронтовых курсов.

В планах 1943/44 учебного года был учтён боевой опыт слушателей, прибывших из действующей армии, увеличилось время на общетехническую подготовку за счёт дисциплин военного цикла. Выпускные экзамены состоялись уже в Москве, куда академия благодаря успешному развитию для Красной армии фронтовых событий передислоцировалась в июле—августе 1944 года.

Добротному качеству подготовки слушателей способствовало и то, что кафедры факультета к этому времени были укомплектованы хорошими преподавателями-ме-тодистами, учёными, получившими опыт боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны.

В годы суровых испытаний командиров и технический состав для войсковой ЗА продолжили готовить Ленинградское артил-лерийско-техническое училище зенитной артиллерии, Чкаловское училище зенитной артиллерии и Оренбургское училище зенитной артиллерии, оказавшие помимо этого помощь частям Красной армии в организации обороны, в т.ч. и противовоздушной.

В послевоенные годы научно-техническая революция привела к коренным преобразованиям в военном деле. Изменилась и зенитная артиллерия. На вооружение начали поступать новые зенитные артиллерийские комплексы, средства разведки, связи и управления. Перед противовоздушной обороной ставилисьболее сложные задачи по прикрытию войск от ударов новых средств воздушного нападения. Всё это не могло не отразиться на жизни и деятельности военно-учебных заведений, готовивших кадры для зенитной артиллерии.

Потребность войск ПВО Сухопутных войск в офицерах начального

Начальствующий состав Курсов усовершенствования командного

состава зенитной артиллерии РККА

Здание Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского

Санкт-Петербург

звена обусловила необходимость расширения сети военно-учебных заведений. С сентября 1949 года к подготовке офицеров-зенитчиков приступило Днепропетровское Краснознамённое зенитное артиллерийское училище, ранее готовившее офицеров наземной артиллерии. Правда, 1 июля 1951 года училище было переименовано в Днепропетровское Краснознамённое артиллерийское училище радиотехники, и ему была поставлена новая задача: готовить командиров радиотехнических взводов и начальников радиотехнических станций.Курсанты 1-го и 2-го курсов, обучавшиеся по профилю командиров зенитно-самоходныхустановок, и часть преподавателей убыли для продолжения учебного процесса в Томское зенитное артиллерийское училище.

Однако в 1954 году училище вновь возвращается к подготовке офицеров-зенитчиков — командиров зенитной артиллерии. Возвращается и прежнее наименование — Днепропетровское Краснознамённое зенитное артиллерийское училище. В 1957 году оно переводится в Полтаву и переименовывается в Полтавское Краснознамённое зенитное артиллерийское училище.

Таким образом, в послевоенный период наряду с вопросами усиления противовоздушной обороны Сухопутных войск успешно решались и вопросы совершенствования подготовки офицерских кадров.

Достижения науки и техники в пятидесятые годы и бурное развитие средств вооружённой борьбы, в т.ч. средств воздушного нападения, потребовали принятия дополни-

тельных мер к обеспечению обороноспособности нашей страны. Одним из важных мероприятий явилось создание в августе 1958 года войск ПВО Сухопутных войск. В области военного образования это организационное мероприятие позволило более качественно решать задачи подготовки зенитчиков для Сухопутных войск.

В мае 1973 года было решено на базе командного факультета Киевского высшего артиллерийского инженерного училища имени С.М. Кирова создать филиал ПВО Сухопутных войск Военной артиллерийской академии имени М.И. Калинина для подготовки 250 слушателей командного профиля и 110 слушателей инженерного профиля со сроком обучения три и два года соответственно. К1 августа 1974 года формирование филиала было завершено, и с 1 сентября начались занятия на командном, специальном и заочном факультетах. С сентября 1975 года начались занятия и на факультете руководящих инженерных кадров филиала ПВО Сухопутных войск Военной артиллерийской академии имени М.И. Калинина.

Знаменательным для войсковой противовоздушной обороны стал день 20 июня 1977 года. Филиал ПВО Сухопутных войск Артиллерийской академии был преобразован в Военную академию ПВО Сухопутных войск, которой в феврале 1978 года было присвоено имя выдающегося советского полководца, дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского.

В целях совершенствования качества подготовки офицеров

— специалистов зенитных артиллерийских комплексов (ЗАК) и зенитных ракетных комплексов (ЗРК) ближнего действия и малой дальности в 1969 году было принято решение о создании Смоленского высшего зенитного артиллерийского командного училища. В первой половине 1970 года уже были сформированы некоторые кафедры, назначены их начальники, ас 1 сентября начались занятия.

Весной 1973 года состоялся первый выпуск нового отряда квалифицированных офицеров-зенитчиков. С этого же года на Смоленское высшее зенитное ракетное командное училище (так оно стало именоваться с мая) были возложены новые задачи по подготовке офицерских кадров. В1979 году в соответствии с изменением профиля подготовки офицеров для войск ПВО Сухопутных войск вуз был переименован в Смоленское высшее зенитное ракетное инженерное училище, в декабре 1990 года — в Смоленское высшее инженерное училище радиоэлектроники войсковой ПВО Сухопутных войск. Вуз стал готовить специалистов для войск ПВО Сухопутных войск по радиотехническому профилю4.

В 1992 году в связи с формированием на базе училища академии училище прекратило своё существование. Созданные его коллективом учебно-материальная база, научный и педагогический потенциал обеспечили в короткие сроки становление и в дальнейшем успешную деятельность сформированного в Смоленске нового вуза — Военной академии ПВО Сухопутных войск Российской Федерации.

В1998—2004 гг. вуз именовался Военным университетом войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил Российской Федерации. И вновь в 2005 году он был преобразован, но уже в Военную академию войсковой ПВО Вооружённых сил Российской Федерации.

Сегодня академия — крупный учебно-методический и научный центр войсковой ПВО Вооружённых сил РФ, осуществляющий подготовку офицеров с высшим военным и высшим военно-спе-циальным образованием по всем специальностям нашего рода войск, переподготовку и повышение квалификации офицеров

из войск, преподавателей вузов и учебных центров войск ПВО Сухопутных войск, ведущий научные исследования в области актуальных проблем дальнейшего развития ПВО Сухопутных войск5.

С началом формирования зенитных ракетных полков, вооружённых ЗРК С-75, а в дальнейшем при поступлении другой новой техники в войска ПВО Сухопутных войск встал вопрос о создании учебных центров и полигонов для подготовки специалистов, слаживания подразделений и частей войсковой ПВО при перевооружении их на новую технику, а также для проведения тактических учений с боевой стрельбой.

В целях переучивания личного состава на новую боевую технику вновь формируемых частей и подразделений войсковой ПВО были созданы учебные центры и школы младших специалистов в городах Богодухове (Харьковская обл.) и Бердянске (Запорожская обл.), которые просуществовали до распада СССР. С утратой этих центров остро встала необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов войсковой ПВО в Российской Федерации (г. Оренбург и г. Ейск).

На основании директив Генерального штаба Вооружённых сил СССР № 10/45764 от 5 апреля 1965 года и командующего войсками Приволжского военного округа № 1/3412 от 22 апреля 1965 года в Оренбурге был сформирован 106-й учебный зенитный ракетный центр войск ПВО Сухопутных войск, предназначенный для переподготовки зенитных ракетных соединений на ЗРК «Круг», а также для подготовки младших специалистов.

До 1968 года срок обучения курсантов составлял 4, 7 и 9 месяцев в зависимости от профиля и специальности подготовки. В 1968 году в связи с принятием в СССР нового Закона СССР о всеобщей воинской обязанности был установлен единый срок обучения для всех специальностей — 5,5 месяца.

В октябре 1967 года на основании директив Генерального штаба №ОРГ/3/11282 от 22 декабря 1966 года и командующего войсками Уральского военного округа № 15/01165 от 12 мая 1967 года в округе формируется 184-й зенитный ракетный учебный центр

войск ПВО Сухопутных войск (г. Кунгур Пермская обл.), который приступает к переучиванию воинских частей, перевооружаемых на новый в тот период ЗРК «Куб», а в последующем (с 1982 г.) — на ЗРК «Бук». В центре осуществляется также подготовка младших специалистов для частей, вооружённых ЗРК «Бук» и ЗРК «Куб», частей и соединений Радиотехнических войск (всего по 17 специальностям).

В декабре 1998 года 184-й учебный центр войск ПВО Сухопутных войск в рамках реформирования Вооружённых сил в связи с сокращением их численности и на основании приказа заместителя министра обороны РФ от 11 февраля 1998 года № 76 был расформирован.

В сложных условиях политической и экономической обстановки в стране в 1992 году было принято решение о создании в Ейске 726-го учебного центра боевого применения войск ПВО Сухопутных войск с последующим его расширением и переходом к обучению иностранных военных специалистов.

На учебный центр были возложены задачи по подготовке младших специалистов для частей и подразделений ПВО мед, мсп (тп), омсбр на зенитные комплексы «Тор», «Оса», «Тунгуска», «Шилка», «Игла», «Стрела-10», ЗУ-2Э-2, переподготовке подразделений ПВО мед, мсп (тп), омсбр и иностранных военнослужащих на эти комплексы, обеспечению и контролю боевых стрельб, тактических учений с боевой стрельбой частей, подразделений войск ПВО Сухопутных войск, подразделений ПВО ВМФ воздушно-десантных, внутренних и железнодорожных войск.

За период существования учебного центра на новую технику были переучены свыше 50 подразделений,подготовлены и направлены в войска более 16 тыс. младших специалистов для подразделений ПВО Сухопутных войск, ВДВ, ВМФ, внутренних и железнодорожных войск. С1995 года в учебном центре последовательно прошли обучение иностранные военнослужащие из Индии, Южной Кореи, Республики Эритрея, Малайзии, Марокко, Египта, Судана и Армении.

С закрытием полигона Эмба вся научно-испытательная база

Главного ракетно-артиллерий-ского управления Министерства обороны Российской Федерации (788-й Научно-исследовательский испытательный центр и 11-й Государственный испытательный полигон) была выведена на полигон Капустин Яр.

В целях дальнейшего совершенствования боевой подготовки войск войсковой ПВО, форм и способов борьбы с современными средствами воздушного нападения, усиления влияния Сухопутных войск на создание и совершенствование вооружения войсковой ПВО в Астраханской обл., в 110 км южнее Волгограда, вблизи пос. Капустин Яр, был сформирован 167-й учебный центр боевого применения войск ПВО Сухопутных войск.

Проблема подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов в условиях малочисленной кадровой армии и обеспечения надёжной обороны страны стала важнейшей в государственном и оборонном строительстве. В связи с этим были приняты важнейшие решения по интеграции гражданских специалистов в военную сферу. И главным шагом в этом направлении стало формирование системы подготовки специалистов на военных кафедрах профильных гражданских вузов6.

Исходной точкой на пути внедрения военной подготовки в гражданских учебных заведениях явилось принятие 20 августа 1926 года ЦИК и СНК СССР специального постановления об утверждении «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в вузах и техникумах и также окончившими их». Этим постановлением было признано необходимым ввести в вузах и техникумах высшую допризывную военную подготовку (ВДВП) начиная с 1926/27 учебного года в целях укрепления обороноспособности страны. Военная подготовка была введена в 131 вузе страны приказом председателя Реввоенсовета СССР № 445.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе этих вузов был и Сибирский технологический институт (ныне Томский политехнический университет). Сегодня с полным основанием можно считать 4 февраля 1927 года днём рождения

первой военной кафедры в интересах подготовки специалистов для войсковой ПВО и других родов и видов Вооружённых сил РФ.

Томский политехнический университет практически с момента своего существования готовил не только высококлассных инженеров, но и кадры, способные встать на защиту рубежей Родины и укреплять её обороноспособность в тылу. За годы существования военной кафедры были подготовлены десятки тысяч офицеров запаса для различных родов и видов Вооружённых сил СССР и Российской Федерации. Многие выпускники стали кадровыми офицерами и внесли свой вклад в укрепление обороноспособности Родины, проходили и в настоящее время проходят службу в различных министерствах и ведомствах, занимают ответственные руководящие посты и должности.

Сегодня достойное место в системе подготовки военных специалистов для войсковой ПВО и других силовых структур занимает факультет военной подготовки (ФВП) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МИЭТ», который был образован в 2009 году. Основная задача факультета — координация военной подготовки в двух независимых структурных подразделениях вуза: в учебном военном центре и на военной кафедре.

Военная кафедра при Московском институте электронной техники (МИЭТ) образована 26 декабря 1967 года. С февраля 1968 года в МИЭТ началась подготовка офицеров запаса по военно-учётной специальности «инженер по автоматизированным системам управления войск ПВО Сухопутных войск», соответствовавшей гражданским специальностям вуза. Уже через три года, в 1971 году, состоялся выпуск 15 офицеров запаса из студентов, ранее начавших обучение в других вузах. Первый выпуск по полной программе был произведён в 1972 году.

Кафедра обеспечивает (в составе факультета) подготовку офицеров запаса по наукоёмким специальностям (подразделения управления и радиолокационной разведки) для войск ПВО Сухопутных войск.

Учитывая высокий научный и практический потенциал выпускников, многие из них служили и служат во всех родах и видах войск Вооружённых сил РФ, а также там, где требуются фундаментальные знания, качественная инженерная подготовка: в главных и центральных управлениях Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ, в различных вычислительных центрах и на КП всех уровней, а также в других федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

С 2008 года выпускники, прошедшие подготовку на военной кафедре, по окончании вуза зачисляются в запас Вооружённых сил с присвоением воинского звания лейтенанта.

Учебный военный центр при МИЭТ создан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2008 года № 275-р и предназначен для подготовки офицеров по контракту для Вооружённых сил РФ и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Так же, как и на военной кафедре, в учебном военном центре могут обучаться (и обучаются) слушатели женского пола.

В 1944 году в Московском авиационном технологическом институте (МАТИ) также была создана военная кафедра. Первоначально военная подготовка студентов осуществлялась по специальности «капитально-восстановительный и полевой ремонт авиационной техники». В период с 1970 по 1973 год осуществлялся переход на подготовку офицеров запаса по профилю ракетных войск оперативно-тактического назначения. В связи с этим перепрофилированием кафедра перешла в подчинение главнокомандующего Сухопутными войсками. С1984/85 учебного года начался новый период в жизни и деятельности кафедры. Потребности развития Сухопутных войск предопределили её переход на подготовку офицеров запаса для противовоздушной обороны Сухопутных войск. Студенты изучали зенитно-ракетный комплекс малой дальности действия «Оса-АК». С 1999 года дополнительно началась подготовка офицеров запаса по ЗРС «Тор», а затем и по изделиям «Бук», С-300 и «Игла».

В настоящее время наряду с вышеперечисленными вузами подготовку специалистов для войск ПВО Сухопутных войск осуществляют военные кафедры Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, Санкт-Петербургского горного университета и учебные центры подготовки младших специалистов ЗА (Чита и Ковров).

Таким образом, за прошедшее столетие система подготовки кадров для войск ПВО Сухопутных войск прошла славный путь от начальной подготовки зенитчиков на различного рода курсах и в школах до ведения полноценной подготовки в сети образовательных учреждений, включая высшее академическое образование и подготовку научных кадров высшей квалификации.

История зарождения и развития системы подготовки офицерских кадров для войск ПВО Сухопутных войск на различных этапах функционирования и совершенствования нашего государства, как и история государства Российского в целом, не знает сослагательного наклонения. Её необходимо не только знать, но и извлекать из неё уроки в интересах трансформации позитивного опыта создания, развития и всестороннего совершенствования системы подготовки зенитчиков, а в более общем виде — защитников неба с учётом особенностей и специфики на каждом из её этапов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Войсковой противовоздушной обороне России 100 лет: исторический очерк / Под ред. А.П. Леонова. Т. 1. Смоленск: ВАВПВО ВС РФ, 2015. С. 39-41.

2 Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. С. 403-416.

310 лет Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил Российской Федерации (1992—2002): Исторический очерк: учебное пособие / Под ред. В.К. Черткова. Смоленск: Смя-дынь, 2002. С. 252-267.

4 Войсковой противовоздушной обороне России 100 лет... Т. 1. С. 503—516.

5 20 лет Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского: исторический очерк: учебное пособие / Под ред. А.Н. Давыдова. Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2012. С. 90-120.

6 Исай Н.Т., Кижицкий В.А., Ярцев А.М. Технология профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие. Смоленск: ВАВПВО ВС РФ, 2016.201 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.