ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Барабанов Александр Михайлович — профессор Михайловской артиллерийской академии, кандидат военных наук, профессор, полковник запаса (E-mail: [email protected])
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ СУХОПУТНЫХ
ВОЙСК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Предлагаемая вниманию читателей статья — логическое продолжение предыдущих публикаций автора, посвящённых развитию ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск (РВиА СВ)1. Оно сопровождалось изменениями системы подготовки кадров. Основу этой системы составляют военно-учебные заведения. Их можно разделить на 3 группы: готовящие офицеров; занимающиеся повышением их квалификации и переподготовкой; готовящие молодёжь к поступлению в учебные заведения первой группы.
Развитие системы подготовки кадров РВиА СВ целесообразно рассматривать по общим этапам (периодам) послевоенного строительства Вооружённых Сил (ВС), временные рамки которых определяют политические и военные факторы.
В политическом аспекте принято выделять советский (1945—1991 гг.) и постсоветский периоды. В военно-техническом аспекте этапы связаны с соотношением обычного и ядерного оружия, эволюцией взглядов на его роль в войне. Сущность и временные рамки этих этапов определяли: обычное оружие (1945—1953 гг.), внедрение ракетно-ядерного оружия (1954—1959 гг.), придание ему роли главного средства борьбы (1960-е гг.), возрастание значимости обычного оружия (1970— 1985 гг.), придание ядерному оружию роли сдерживающего фактора (с 1985 г.)2.
Наибольший интерес представляют система вузов, которые готовили офицеров-артиллеристов, изменения их количества и профилей (для краткости полные наименования и награды учебных заведений не приводятся).
В годы Великой Отечественной войны потребность фронта в офицерах обусловила их ускоренную подготовку (до года) по узкой специализации. На 1 мая 1945 года в Красной армии было 36 училищ артиллерии, в их числе наземной — 24, зенитной — 4, специальных ПВО — 3. По видам наземной артиллерии: дивизионной — 11, корпусной — 3, большой мощности — одно, противотанковой — 4, миномётных — 3, гвардейских миномётных (реактивной артиллерии — РА) — 2. Артиллерийских техников готовили 4 училища, автотракторных техников — одно3.
Кроме училищ — основного источника пополнения кадров артиллерии — офицеров в годы войны готовили учебные полки офицерского состава, фронтовые курсы младших лейтенантов, высшие офицерские артиллерийские школы и Артиллерийская академия.
Дополнительным источником комплектования артиллерийских училищ курсантами служили 19 специальных артиллерийских школ Народного комиссариата просвещения. Кроме того, в 1943 году были созданы 11 суворовских военных училищ. Их первый выпуск состоялся после войны.
На первом этапе послевоенного развития Вооружённых Сил (1945—1953 гг.) наземная и зенитная артиллерия составляла единый род войск, но существенно различалась. В 1948 году часть зенитной артиллерии вошла в состав Войск ПВО страны.
Наземная артиллерия считалась главной огневой силой Сухопутных войск. Параллельно велись работы по созданию ядерного оружия и баллистических ракет (БР) дальнего действия, с испытаниями которых связано создание ракетных войск.
Изменения системы вузов артиллерии начались с переходом Вооружённых Сил на мирное положение. Ранее, в 1944 году некоторые училища — 1-е и 2-е Ленинградские, Одесское, Сумское, 1-е Киевское и др. — вернулись в пункты постоянной дислокации. После завершения демобилизации в 1949году число училищ наземной артиллерии сократилось с 24 до 11. Одни — 3-е Ленинградское (корпусной артиллерии), Подольское и Харьковское (ПТА), Омское (2-е гвардейское, то есть РА), Лепельское и Пензенское (миномётные) и др. — были расформированы. Другие сменили профиль, например, Днепропетровское и Томское были преобразованы в зенитные. Третьи сменили дислокацию и название. Так, 1-е гвардейское Московское миномётно-артиллерийское училище в 1944 году вернулось из Миасса в Москву, а в 1947 году было переведено в Прибалтику и стало Калининградским4. Ростовское артиллерийское училище (РАУ) в 1951 году стало Белгородским, Краснодарское артиллерийско-миномётное училище в 1952 году — Минским. 2-е Ленинградское в 1953 году было переведено в Коломну.
Все училища, в том числе артиллерийско-технические, перешли на трёхлетний срок обучения.
Созданию первых училищ ракетных войск (РВ) предшествовало формирование бригад особого назначения (БОН) РВГК. Первое соединение РВ наших Вооружённых Сил — 22-я БОН РВГК, сформированная в августе 1946 года на территории Германии, летом 1947года было передислоцировано на полигон Капустин Яр (4-й Государственный центральный полигон Министерства обороны — 4 ГЦП МО). Наряду с пусками и освоением БР дальнего действия на базе 22-й БОН РВГК шло обучение специалистов для новых формирований РВ. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Барабанов А.М. Развитие ракетных войск Сухопутных войск во второй половине XX века // Воен.-истор. журнал. 2008. №3. С.9—12; Он же. Развитие отечественной артиллерии во второй половине XX века // Воен.-истор. журнал. 2009. № 3. С. 22—25.
2 Он же. Развитие ракетных войск Сухопутных войск во второй половине XX века. С.10.
3 Командные кадры советской артиллерии в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1958. С. 202.
4 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф.60152. Д. 1. Л. 1, 2, 22.