Научная статья на тему 'ИЗУЧАЯ БОЕВОЙ ОПЫТ, ЭПИЗОДАМИ НЕ ОБОЙТИСЬ'

ИЗУЧАЯ БОЕВОЙ ОПЫТ, ЭПИЗОДАМИ НЕ ОБОЙТИСЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧАЯ БОЕВОЙ ОПЫТ, ЭПИЗОДАМИ НЕ ОБОЙТИСЬ»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ИЗУЧАЯ БОЕВОЙ ОПЫТ, ЭПИЗОДАМИ НЕ ОБОЙТИСЬ

В этой академии обучались и продолжают обучение представители 39 стран ближнего и дальнего зарубежья. 10 декабря 2003 года Советом министров обороны государств-участников СНГ принято решение о придании статуса базовой организации государств-участников СНГ по подготовке военных кадров для объединённой системы ПВО. 1 декабря 2013 года вручено Боевое Знамя, как официальный символ и воинская реликвия, олицетворение чести, доблести, славы и боевых традиций. Что ещё значительное и интересное происходит сегодня в высшем учебном заведении рассказал начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова генерал-лейтенант В.Н. Ляпоров, кавалер орденов «За военные заслуги», Почёта, медали «За боевые заслуги».

ЛЯПОРОВ

Владимир Николаевич

родился 2 ноября 1960 года в селе Успенка Тимского района Курской области .

С 1983 года прошёл должности от командира взвода роты ремонтной базы до старшего инженера отдела снабжения и ремонта службы вооружения войсковой части .

В 1993 году окончил Военную командную академию противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г.К . Жукова и был назначен на должность начальника штаба - заместителя начальника радиотехнического центра войсковой части, а затем - начальника этого центра .

С 1999 по 2007 год прошёл путь от начальника штаба войсковой части до командира части .

В 2007 году был назначен на должность командира дивизии контроля космического пространства, а затем в 2009 году командиром дивизии противоракетной обороны.

С февраля 2013 года - заместитель командующего войсками командования противовоздушной и противоракетной обороны, с июля 2013 года по настоящее время - начальник Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К . Жукова .

- Свою историю Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова ведёт с 24 ноября 1956 года. Какими историческими этапами в академии гордятся особо?

- Действительно, свою историю академия ведёт с 24 ноября 1956 года, когда по решению Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в г. Калинине была сформирована Военная командная академия противовоздушной обороны.

Её главной задачей стала подготовка командных кадров для замещения командных и штабных должностей в системе ПВО всех

видов Вооружённых Сил, способных организовать и осуществлять противовоздушную оборону войск и объектов страны с использованием самой передовой в то время военной техники. Так было определено в приказе Министра обороны.

Если говорить о важных исторических этапах, то можно сказать, что каждый из них по-своему уникален: это и формирование академии, набор первых слушателей, расширение специальностей подготовки, и оснащение новыми образцами вооружения, научные достижения.

Так, в 1966 году академии, которая изначально готовила командные кадры только для войск противовоздушной обороны, была поставлена задача по подготовке офицеров для формировавшихся в то время войск ракетно-космической обороны. Важность этого события заключается в том, что оно, помимо сугубо практического значения - подготовки офицеров для нового рода войск, стало первым шагом к формированию комплексной системы подготовки кадров для будущей системы ВКО.

В сентябре 1977 года в академии был создан факультет авиации противовоздушной обороны. Это явилось логичным завершением создания комплексной системы под-

готовки офицеров всех родов войск противовоздушной обороны страны.

Таким образом, благодаря дальновидным решениям руководителей тех лет мы сейчас имеем уникальную, имеющую глубокие традиции систему подготовки кадров для войск, решающих задачи воздушно-космической обороны.

Предметом гордости всего коллектива академии безусловно является и то, что она носит имя Маршала Победы - Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, присвоенное ей Постановлением Совета Министров СССР от 24 сентября 1974 года. А в 1981 году заслуги коллектива академии были отмечены на государственном уровне - Указом Президиума Верховного Совета СССР академия награждена орденом Красного Знамени.

Нельзя не отметить и сложнейший период восстановления роли и места академии в системе подготовки военных кадров, когда в результате реформирования системы военного образования в 2012 году в академии оставалось всего несколько кафедр для завершения подготовки иностранных

военнослужащих в соответствии с контрактными обязательствами.

Поддержка командования, неравнодушная позиция выпускников и ветеранов академии и Войск ПВО и, конечно же, в первую очередь, результаты объективной оценки потенциала академии по подготовке специалистов, полученные при проверке, проведённой по указанию Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу, были учтены им при принятии решения о ее сохранении.

Уже через полтора года академия первой из военных вузов после многолетнего перерыва успешно прошла инспекторскую проверку, а через год после этого -аккредитацию образовательной деятельности. Всё это подтвердило правильность принятого решения. Поэтому 21 февраля 2013 года можно считать вторым рождением академии.

Кроме заслуг академии в деле подготовки офицеров, которые оценены не только руководством нашей страны, но и отмечены семью орденами зарубежных государств, нельзя не отметить вклад наших учёных в становление теоретиче-

ских основ системы воздушно-космической обороны страны.

Первой работой, положившей начало теоретическому обоснованию вопросов построения комплексной воздушно-космической обороны, стал военно-теоретический труд, разработанный в 1974 г. авторским коллективом учёных академии под руководством начальника академии Героя Советского Союза Маршала авиации Г.В. Зимина «Основы организации и ведения воздушно-космической обороны страны». В этой работе впервые были разработаны основы воздушно-космической обороны: её предназначение, цели, задачи, организация и структура, исследованы вопросы подготовки и ведения новой стратегической формы действий -воздушно-космической операции. Был сделан обоснованный вывод о необходимости перехода к новой форме оперативного применения Войск ПВО страны - противовоздушной операции объединения ПВО как составной части воздушно-космической операции.

Аналогичные разработки в научно-исследовательских организациях Министерства обороны начались

только в мае 1991 года, когда в соответствии с Директивой Генерального штаба ВС РФ они приступили к комплексным исследованиям «по определению и обоснованию целесообразности создания единой системы ВКО страны и Вооружённых Сил».

Военно-теоретический труд «Стратегическая операция по отражению воздушно-космического нападения противника», вышедший в 1987 году, стал вторым значительным этапом в развитии теории воздушно-космической обороны. Группа учёных под руководством начальника академии доктора военных наук, профессора генерал-полковника А.И. Хюпенена была удостоена премии Государственного комитета по народному образованию СССР «За лучшую научную работу по специальной тематике». Основные положения данного военно-теоретического труда были приняты Генеральным штабом ВС СССР и положены в основу стратегического планирования, а сама Стратегическая операция по отражению воздушно-космического нападения сохранялась как официальная форма применения ВС РФ вплоть до 2002 года.

Результатом проведённой работы стало также включение в систему условного деления геостратегического пространства таких новых категорий, как «стратегические воздушно-космические направления», «воздушные направления», «стратегическая космическая зона» и «операционные космические зоны», которые сейчас вошли во все наставления по подготовке и ведению военных действий.

Такими знаковыми событиями насыщены все этапы истории академии, начиная с её основания и заканчивая образовательными, научными, спортивными достижениями настоящего времени.

- Главной особенностью ВА ВКО является межвидовой характер подготовки специалистов ВКО. Не создаёт ли это дополнительные сложности при организации образовательного процесса?

- Вы правильно отметили самую важную особенность академии. Идея реализации комплексного характера подготовки проходит через все программы подготовки. Она заключается в том, что по взаимосогласованным учебным планам и программам проходят подготовку специалисты зенитных ракетных, радиотехнических войск, частей и соединений ракетно-космической обороны, разведки и радиоэлектронной борьбы. В результате Вооружённые Силы получают вы-сокоподготовленного специалиста не только по направлению «своего» рода войск, но и специалиста, владеющего навыками организации боевых действий разнородных группировок войск, действующих в рамках единой системы.

Тематика организационного и функционального взаимодействия сил и средств, решающих задачи воздушно-космической обороны, составляет почти треть содержания обучения. При этом курс изучения основ воздушно-космической обороны обязателен и для курсантов.

Осуществляя подготовку офицеров как по командным, так и по инженерным специальностям от уровня начальника расчёта до уровня командира полка или офицера штаба соединения (объединения),

мы обеспечиваем преемственность подготовки офицеров - от курсанта до слушателя. При этом опыт показывает, что выпускники академии распределяются практически во все рода войск Воздушно-космических сил, а образование, полученное в академии, позволяет им занимать самые высокие должности.

Например, заместитель главнокомандующего ВКС - начальник Главного штаба ВКС генерал-лейтенант В.М. Афзалов, командующий войсками ПВО-ПРО - заместитель главнокомандующего ВКС генерал-лейтенант Ю.Н. Грехов, командующий 1 армией ПВО-ПРО (ОсН) генерал-лейтенант А.Г. Демин, руководитель Департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ генерал-майор И.Е. Конашен-ков, начальник зенитных ракетных войск ВКС генерал-майор С.В. Бабаков, начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор А.Я. Ко-бан. Всего за годы существования академия подготовила свыше 18000 офицеров и 400 генералов.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что дополнительных сложностей с реализацией межвидового характера подготовки специалистов в образовательном процессе академии не возникало и не возникает. В основе этого утверждения

лежат опыт преподавательского состава и сложившиеся за многие годы традиции.

- Насколько активно в академии внедряется в учёбу опыт боевых действий?

- Войны и вооружённые конфликты последних десятилетий и особенно опыт применения в них сил и средств противовоздушной обороны дают богатый материал для изучения, анализа и внедрения в образовательный процесс. Здесь нельзя обойтись эпизодическими мерами. Должна работать система. Она создана в академии. В её составе, во-первых, научно-исследовательский центр академии, на который возложена задача сбора, обобщения и анализа информации по применению сил и средств воздушно-космического нападения, сил и средств ПВО в различных войнах и вооружённых конфликтах. Во-вторых, ежемесячно на академических сборах представители одной из профилирующих кафедр доводят самую оперативную информацию, поступающую как по закрытым, так и по открытым каналам. Достаточно сказать, что только за последние три года в программы дисциплин были внесены более 230 изменений, изданы учебники и монографии, завершены исследования по нескольким научно-исследовательским работам.

В целях внедрения в образовательный процесс опыта применения войск (сил) в специальной операции в декабре 2019 г. в академии была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Реализация опыта боевого применения воинских частей и подразделений войск ПВО-ПРО в Сирийской Арабской Республике при изучении оперативно-тактических дисциплин». В работе конференции приняли участие более 230 человек. Последнее аналогичное мероприятие по данному направлению было проведено в декабре этого года с соблюдением всех мер безопасности, обусловленных пандемией.

Неслучайно по итогам прошлого года академия признана одной из лучших по данному направлению. Это вполне объяснимо, ведь все войны и вооружённые конфликты последних десятилетий отличались приоритетным применением средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны.

- В академии всегда говорили о слаженном преподавательском коллективе. Как сегодня строится работа по вводу в строй начинающих преподавателей?

- Слаженный преподавательский коллектив - это основа эффективной работы любого вуза и тем более военного. Основу этого, как руководитель, я вижу в поддержании высокого профессионализма опытных преподавателей и создании системы работы, которая бы обеспечивала профессиональный рост начинающих преподавателей. Именно взаимодействие опытных и начинающих преподавателей в решении задач образовательного процесса как раз и позволяет обеспечить слаженную работу и благоприятный микроклимат в коллективах кафедр.

В академии отработана эффективная система становления начинающих, впервые и вновь назначенных преподавателей. Она включает реализацию таких традиционных форм, как: адъюнктура, повышение квалификации и переподготовка преподавателей, наставничество опытных педагогов

в период профессионального становления начинающих преподавателей.

Кроме этого, на протяжении многих лет в академии реализуются формы, которые мы ввели самостоятельно и которые доказали свою эффективность. Это ежемесячные занятия в рамках «Школы начинающего преподавателя» и «Школы педагогического мастерства». Если первое мероприятие направлено на ввод в строй и повышение профессионального уровня начинающих преподавателей и основным его содержанием является разъяснение требований руководящих документов, порядка проведения занятий в академии, особенностей оформления методических материалов, разъяснения взаимосвязи документов основной образовательной программы, то второе - на распространение передового опыта преподавателей, достигших высот педагогического мастерства.

Огромную пользу для профессионального роста преподавателей приносит ежегодно проводимый в академии «Конкурс на лучшую методику проведения учебных занятий». В нём на добровольной основе принимают участие представители всех кафедр академии. При этом особенно важно отметить постоянный рост количества начинающих педагогов в числе участников. Если в 2015 году их было 10-15%, то сейчас это уже более 50%. А среди победителей конкурса доля моло-

дых преподавателей уже составляет более 60%. Итогом всей этой работы является наша уверенность, что завтра перспективные молодые кадры займут место на кафедре, а цементирующей основой среди педагогов является опыт ветеранов и активная жизненная позиция молодых преподавателей.

- В академии не так давно сформировалась традиция открытия именных аудиторий, названных в честь людей, внёсших значительный вклад в повышение обороноспособности нашей страны. Что даёт работа подобного рода?

- Первый опыт создания именных аудиторий мы получили в 2017 году, когда с целью патриотического воспитания слушателей и курсантов была создана первая такая учебная аудитория - аудитория имени Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Готовил аудиторию к открытию профессорско-преподавательский состав кафедры тактики и оперативного искусства (Сухопутных войск). Право открытия учебной аудитории имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова было предоставлено его дочери - Марии Георгиевне, которая специально для этого посетила академию.

В октябре 2019 года была создана аудитория имени почётного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, доктора военных наук, профессора, почётного профессора нашей академии Виктора Александровича Шмалько. Он является основоположником теории боевой совместимости сложных высокоавтоматизированных оборонительных и ударных систем оружия. Его труды заложили основы научной школы нестратегической РКО.

В марте 2020 года была открыта аудитория имени Героя Социалистического Труда, Академика Академии наук СССР и Российской академии наук, доктора технических наук, лауреата Государственных премий, автора более 500 научных трудов и

изобретений, советского и российского учёного в области глобальных космических информационно-управляющих систем и реактивного управляемого оружия Савина Анатолия Ивановича. Она была создана по инициативе и при поддержке генерального директора - генерального конструктора АО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета» В.П. Мисника, а также родных и близких Анатолия Ивановича.

Всего в академии три такие аудитории. Все они прекрасно оборудованы и служат постоянно действующими музейными экспозициями, в которых тем не менее проходят плановые занятия.

Ещё две аудитории находятся в стадии создания. Одна из них - это аудитория имени Ерохина Ивана Васильевича - учёного с мировым именем, руководителя научной школы воздушно-космической обороны, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, академика Академии военных наук, доктора военных наук, профессора. Вторая - имени Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора военных наук, профессора Барвиненко Владимира Васильевича, который также является учёным с мировым именем, на протяжении многих лет руководившим учебной и научной деятельностью академии. Он является автором десятков

трудов в области воздушно-космической обороны, методологии определения форм и способов военных действий.

Идея создания таких аудиторий была предложена преподавателями академии и поддержана мной. Считаю, что эта работа имеет множество положительных сторон.

Во-первых, это дань памяти замечательным людям, которые внесли огромный вклад как в развитие науки и техники в нашей стране, так и в подготовку военных кадров.

Во-вторых, это оказывает мощное воспитательное воздействие на обучающихся, поскольку реальные примеры добросовестного служения своему делу, нашей стране помогают молодым ребятам не потерять исторические ориентиры, вызывая чувство гордости за страну и за академию, конечно.

В-третьих, что немаловажно, это позволяет совершенствовать учебно-материальную базу, условия преподавания и обучения слушателей и курсантов.

Полагаю, возможно, идея именных классов, аудиторий и других объектов заслуживает более широкого применения. Россия богата героями, замечательными людьми, которые внесли большой вклад в её процветание. Мне кажется достойным создание таких аудиторий в память о героях Великой Отечественной войны, солдатах,

офицерах и генералах, отдавших свою жизнь при выполнении задания в Афганистане, Сирии и других «горячих точках».

- Военная академия воздушно-космической обороны готовит молодых лейтенантов в области управления сложнейшими системами вооружений, используемыми для борьбы с современными средствами воздушно-космического нападения. На какой базе осуществляется эта подготовка?

- В результате выполнения утверждённой Министром обороны программы развития в академии развёрнуты более 200 образцов вооружения и военной техники подразделений и частей всех родов войск ПВО, автоматизированные системы управления ими.

В академии создана система учебных командных пунктов, которая включает в себя более двадцати иерархически выстроенных и объединённых в единую информационную систему автоматизированных пунктов управления.

Она позволяет в условиях, максимально приближённых к реальной боевой обстановке, отрабатывать взаимодействие всех сил и средств воздушно-космической обороны. В этой системе могут одновременно решать учебно-боевые задачи и тренироваться специалисты радиолокационных подразделений и частей, зенитных ракетных войск, пунктов управления и разведки космических войск, противоракетной обороны.

Мы стараемся реализовать индивидуальный подход к обучению курсантов и слушателей с учётом их психологических особенностей и уровня подготовки.

Для проведения оперативно-тактических расчётов в академии развёрнуты тренажно-моделирующие комплексы. Например, комплекс «Небосвод», разработанный преподавателями академии, который неоднократно представлялся и отмечался на различных научных выставках и форумах («Армия-2018», «Армия-2019», «День инноваций», «Интерполитех»).

В целом укомплектованность средствами электронно-вычислительной техники является одной из самых высоких среди вузов Министерства обороны и составляет более 75%. Это позволяет опережающими темпами реализовывать программу «Электронный вуз», в рамках которой осуществляются информатизация и автоматизация всех процессов образовательной деятельности, в первую очередь, путём дальнейшего развития электронной информационно-образовательной среды академии.

В целом только за последние три года на совершенствование инфраструктуры и учебно-материальной базы академии было выделено более 550 млн рублей, что позволило создать все условия не только для обучения, но и для размещения курсантов и слушателей в хорошо оборудованных отремонтированных общежитиях.

Всё это позволяет обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, о чём свидетельствуют 93% положительных отзывов из войск, ежегодно поступающих в академию.

- По каким специальностям проводится обучение в академии? Девушки, которые учатся у вас, не подводят, справляются со всеми нагрузками?

- В настоящее время академия осуществляет подготовку слушателей по 11 военным специальностям командного и инженерного профиля и курсантов по 14 специальностям инженерного профиля.

Основные направления подготовки слушателей - это управление воинскими частями и соединениями и управление техническим обеспечением войск (сил), курсантов - это специальные радиотехнические системы и автоматизированные системы специального назначения.

Широкий спектр специальностей подготовки определяет и широкую географию мест службы выпускников. Например, выпускники этого года были направлены в Генеральный штаб, части, сое-

динения и объединения Воздушно-космических сил, Западного, Центрального, Южного, Восточного военных округов, на Северный флот, в Национальный центр управления обороной Российской Федерации, Главный вычислительный центр, Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

Первый выпуск девушек-лейтенантов будет проведён в этом году.

По результатам 5 лет обучения можно сказать, что они полностью оправдывают наши надежды. Учитывая, что ежегодно вступительные испытания проходит только одна из 20 девушек-абитуриентов, вы можете судить об их мотивации и настрое на обучение.

Например, в 2018 году, участвуя в Международной олимпиаде курсантов, женская команда академии заняла первое место по военно-профессиональной подготовке, в 2019 году - второе, уступив только команде Рязанского воздушно-десантного училища. Кроме этого, в активе женской команды второе место на Международной олимпиаде по информатике и математике.

Во время обучения девушки проявляют самостоятельность, трудолюбие, инициативу и творческий подход, показывают твёрдые знания и практические навыки в использовании современных компьютерных информационных технологий при решении прикладных инженерных задач.

И, конечно же, нельзя не сказать, что наши курсантки - это постоянные участницы военных парадов на Красной площади 9 мая.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что по выпуску войска получат полноценных офицеров.

- Одной из наиболее сложных для всех вузов задач является прохождение процедуры государственной аккредитации. Как академия справилась с этой задачей?

- Действительно, важнейшим мероприятием этого года по оценке качества подготовки обучающихся

и, в целом, организации образовательного процесса стало прохождение в период с 9 декабря 2019 года по 27 января 2020 года государственной аккредитации образовательных программ.

Задача успешного прохождения процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности академии была поставлена Министром обороны Российской Федерации.

Начиная с мая 2019 года должностными лицами академии была полностью изучена и отработана законодательная база этого мероприятия, включающая более 30 нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровня. Подготовлен детальный план, который включал в себя 93 мероприятия.

В ходе подготовительного этапа в академии было проведено самообследование по 63 военным специальностям в рамках 12 основных образовательных программ по 5 федеральным государственным образовательным стандартам. Это огромная и трудоёмкая работа, качество которой полностью зависит от квалификации преподавательского состава.

Академией закуплено 26 единиц лицензионного программного обеспечения на общую сумму более 5 млн рублей, перезаключены договоры с тремя электронными библиотеками, проведена работа по обновлению и вводу в электронную информационно-образовательную среду более 3500 документов и материалов, переработано 26 локальных актов академии, проверено и переработано 823 учебные программы, переработано 63 электронных и 62 печатных учебника.

Выполнение перечисленных мер позволило академии успешно пройти аккредитацию.

При этом хотелось бы отметить большую помощь, которую на всех этапах оказывали академии управление военного образования Главного управления кадров МО РФ и отдел военного образования ГК ВКС.

- Насколько пандемия усложнила учебный процесс в академии? Что вы уже вынесли из этой сложной ситуации?

- Пандемия внесла серьёзные коррективы в организацию и ведение образовательного процесса. Необходимо было решить две сложные задачи: с одной стороны, обеспечить безопасность всех участников образовательного процесса, с другой стороны - не снизить качество подготовки офицеров.

В работе по организации набора в академию мы сконцентрировали свои усилия на развитии связей непосредственно с военными комиссариатами, а также на индивидуальной работе с абитуриентами для оперативного информирования обо всех изменениях и принимаемых решениях, касающихся набора.

Отбор абитуриентов осуществлялся выездными группами, которые во взаимодействии с военными комиссариатами провели работу по оценке годности кандидатов по состоянию здоровья, проверку профессиональной психологической пригодности и уровня физической подготовленности в интересах всех вузов Минобороны России и направили материалы по каждому абитуриенту в соответствующие вузы, в том числе и в нашу академию.

Все зачисленные курсанты прошли двухнедельный карантин, в ходе которого они были протестированы на наличие коронавирусной инфекции.

Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров был впервые проведён дистанционно с использованием закрытой видео-конференцсвязи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь также нельзя не отметить важную роль, которую играли управление военного образования Главного управления кадров Министерства обороны, а также отдел военного образования ГК ВКС в руководстве процессом организации набора слушателей и курсантов.

Усложнение учебного процесса вследствие проведения меропри-

ятий по борьбе с коронавирусной инфекцией заключалось в том, что нам пришлось решить довольно сложную задачу по изысканию дополнительных учебных площадей для обеспечения разреженной посадки обучающихся в аудиториях с соблюдением безопасных дистанций. В связи с ограничением на проведения поточных лекций существенно возросла нагрузка на преподавательский состав. Поэтому мною было принято решение о максимальном использовании возможностей электронной информационно-образовательной среды академии, которая была дополнена возможностями видеоконференц-связи. В результате преподаватели стали проводить лекционные занятия в аудиториях, объединённых видеоконференцсвязью.

Этот опыт проведения занятий в новых условиях и технический задел, созданный за период вынужденных ограничений, безусловно полезны. Во-первых, освоены новые методики проведения дистанционных занятий без потери непосредственного контакта преподавателя с обучающимися, что очень важно. Во-вторых, полученные технические возможности позволят в будущем проводить не только групповые, но и индивидуальные консультации слушателей и курсантов непосредственно из классов самостоятельной работы, без затрат времени на перемещение и ожидание преподавателя. В-третьих, проведена апробация дистанционного контроля за качеством проведения самостоятельной работы курсантов.

Очевидно, что опыт решения проблем, который мы получили в этом году в этих сложных условиях, позволил открыть нам целый ряд дополнительных возможностей в совершенствовании образовательного процесса, которые мы будем реализовывать в будущем. "

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.