научный потенциал
кафедры и лаборатории
на сегодняшний день ва вко - это не только учебное заведение, но и методический, а также научно-исследовательский центр. в академии 4 факультета, 17 кафедр, 9 научных лабораторий, адъюнктура и докторантура. здесь обучаются курсанты по 11 специальностям специалитета и слушатели по 11 специальностям магистратуры.
кафедра оперативного искусства
ГЛАЗОМЕР, МАНЕВР И НАТИСК
Полковник в отставке Виталий Анатольевич
ГЕРАСИМОВ - один из легендарных преподавателей кафедры оперативного искусства. Он сам выпускник ВА ВКО. Окончив академию в 1980 году лишь с одной четверкой, приступил к командованию 769-м ракетно-космическим полком на Байконуре. Служившие под его руководством солдаты и офицеры до сих пор с благодарностью вспоминают командира Герасимова. Сам он, шутя, говорит, что огромную роль в его научной карьере сыграл Матиас Руст. Вернее, смена руководства Войск ПВО, произошедшая после посадки, совершенной немцем Рустом на Васильевском спуске.
Новый главком Войск ПВО Иван Моисеевич Третьяк не мог понять, почему Пермский корпус по составу меньше, чем 28-я ракетная дивизия. Так Виталий Анатольевич Герасимов получил тему диссертации: обоснование боевого состава корпусов и дивизий ПВО.
- Виталий Анатольевич, чем занимается кафедра оперативного искусства?
- Суворов говорил, что русское военное искусство опирается на три составляющие: глазомер, быстрота и натиск. А если сказать современным языком, то это обязательные расчеты и оценка обстановки, своевременный маневр силами и средствами, и, естественно, умение сконцентрировать силу в нужный момент и в нужное время. Именно это преподает наша кафедра. Кафедра оперативного искусства занимается подготовкой слушателей по дисциплине «Оперативное искусство и тактика противовоздушной обороны». Преподает основы теории военного искусства, которые включают в себя не только принципы применения и виды вооруженных сил, но и организацию военных действий с учетом геостратегического пространства Земли, а также морально-психологическое обеспечение боевых действий.
Наша кафедра выполняет оперативные задания Главного штаба ВКС и участвует в отработке уставных документов, так, в 2017 году будет принят Боевой устав на ближайшие пять лет. Наши преподаватели в большинстве своем - офицеры, прибывшие из войск, с высоких воинских должностей, есть среди них и выпускники адъюнктуры.
- Какие проблемы решаются учеными на вашей кафедре?
- В нашем деле много нерешенных проблем. Меня, например, очень беспокоит внедрение территориального принципа построения противовоздушной обороны России. Есть понятие о зонах и районах ПВО. А вот документов, где указано, как по единому замыслу и плану применять разные
Виталий Анатольевич Герасимов читает слушателям лекцию «Военные опасности Российской Федерации»
виды вооружения - силы и средства Сухопутных войск, Воздушно-космических сил, Военно-морского флота, особенно зенитные ракетные средства, истребительную авиацию, средства радиотехнической и радиоэлектронной борьбы - нет!
Судите сами: в ходе войны в Персидском заливе в 2003 году при полном господстве в воздухе американские средства ПВО, представленные комплексами Patriot, умудрились сбить английский самолет (погибли два пилота), и американский самолет F-16.
Одна из первоочередных проблем, над которой работает наша кафедра, - проблема согласованного и взаимосвязанного применения разнови-довых и разнородных сил. Беспокоит отсутствие нормативов, благодаря которым мы можем оценить степень надежности ПВО.
Я осуществляю дополнительное профессиональное образование для командиров дивизий ПВО, офицеров оперативных отделов ВКС, которых мы либо переучиваем, либо совершенствуем их знания и навыки.
Сейчас мы отслеживаем все изменения в воздушно-космической сфере, изучаем организацию ПВО на стратегических направлениях, а получая информацию из войск, тут же ее анализируем и перерабатываем и в режиме онлайн даем нашим офицерам! Таким образом, мы помогаем войскам преодолеть провал в подготовке офицеров высшего звена, образовавшийся в период, когда академия не набирала слушателей, и восполнить нехватку именно этой категории специалистов.
кафедра оценки эффективности боевых действии
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ МИРНОГО НЕБА
Начальник кафедры оценки эффективности боевых действий кандидат технических наук полковник
Андрей Дмитриевич Дорожкин
Рассказывает начальник кафедры оценки эффективности боевых действий кандидат технических наук, доцент полковник Андрей Дмитриевич ДОРОЖКИН:
- Наша кафедра существует с 1974 года. Здесь преподают дисциплины по двум большим направлениям: моделирование и оценка эффективности боевых действий и компьютерные и информационные технологии. Мы проводим занятия со всеми категориями обучающихся, в том числе и с группами увольняемых военнослужащих по трем гражданским специальностям. Одна из них довольно востребованная и интересная - «веб-дизайн и интернет-реклама». На кафедре работают около 30 преподавателей, среди них два доктора наук, 15 кандидатов технических наук, восемь кандидатов военных наук, два кандидата экономических наук.
- Андрей Дмитриевич, что входит в понятие «моделирование и оценка эффективности боевых действий»?
- Это большое направление, по которому существует отдельная научная школа. С использованием моделирующих комплексов мы проигрываем все возможные варианты действий противника и наши ответные действия. Проводим оценку: насколько эффективны были наши способы боевых действий в том или другом случае.
Специфика Воздушно-космических сил и специфика построения группировок средств обороны такова, что проиграть какой-то вариант действий неприятеля и наших сил - очень сложная и дорогая задача. Мы не можем попросить потенциального противника, чтобы он прилетел и мы бы с ним поиграли. А вот смоделировать боевые действия с помощью ЭВМ, зная о группировках войск, находящихся у границ России, - востребованный, актуальный и экономически выгодный метод.
- На вашей кафедре преподают дизайн и рекламу. Зачем это нужно военнослужащим?
- На интернет-дизайнеров учатся военнослужащие, которые уходят в запас. Есть государственная программа, в соответствии с которой люди, отслужившие в армии, имеют право переподготовиться на одну из гражданских специальностей. Наша кафедра осуществляет подготовку по трем специальностям: «вычислительные машинные комплексы и сети», «программное обеспечение вычислительной техники», «веб-дизайн и интернет-реклама».
С нашей помощью офицер, даже уволившись в запас, может найти себе хорошо оплачиваемую и интересную работу.
Дополнительные занятия по подготовке к международной олимпиаде по информатике среди вузов МО РФ. Занятие проводит старший преподаватель кафедры оценки эффективности боевых действий кандидат технических наук подполковник Андрей Рышардович Павловский -ведущий специалист академии в области программирования
В сборную по информатике входят курсанты разных курсов. В компьютерах и прочих гаджетах, упрощающих процесс обучения, недостатка в академии нет
В АКАДЕМИИ СОЗДАНА СИЛЬНЕЙШАЯ В СТРАНЕ ШКОЛА МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. ПО СЛОВАМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, В НАЧАЛЕ ЮГОСЛАВСКОЙ ВОЙНЫ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ НА МОДЕЛИРУЮЩИХ СРЕДСТВАХ АКАДЕМИИ РАССЧИТАЛИ, КАКИМИ МАРШРУТАМИ В ОБХОД ЗОН ПВО ЮГОСЛАВОВ ПОЛЕТЯТ АМЕРИКАНСКИЕ САМОЛЕТЫ. С 90%-НОЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ БЫЛО ПРЕДСКАЗАНО, ГДЕ ИМИ БУДУТ НАНЕСЕНЫ УДАРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И С АВИАНОСНЫХ ГРУПП. ЭТИ ДАННЫЕ БЫЛИ ВЫДАНЫ ЮГОСЛАВСКИМ ВОЕННЫМ, НО ОНИ ИМИ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ, РЕШИВ, ЧТО КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - ЭТО ИГРУШКИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНОСТИ. АМЕРИКАНЦЫ ПОЛЕТЕЛИ ИМЕННО ТАМ, ГДЕ ПРЕДСКАЗАЛИ РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ.
Командно-штабная игра с использованием современных технологий
к"
кафедра управления войсками и службой штабов
КАК из КОМАНДИРА ПОДГОТОВИТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Профессор
Роман Иванович Келебай
О деятельности кафедры управления войсками и службой штабов рассказывает ее профессор полковник в отставке Роман Иванович КЕЛЕБАЙ,
который в этом году отмечает 50-летие своей профессиональной деятельности:
- Мы готовим слушателей и переподготавливаем преподавателей, а также повышаем квалификацию всего преподавательского состава. Самое главное в нашей работе - следить за профессиональным уровнем наших преподавателей и при этом выполнять все нормативы, определяемые нам Министерством образования и науки Российской Федерации.
К примеру, к нам приходят офицеры с войск, и их назначают на должности преподавателей. Согласно документам, они должны пройти переподготовку для того, чтобы получить диплом на право заниматься преподавательской деятельностью в сфере педагогики высшей школы. И подготовить их именно к этой работе должны мы.
- Так было всегда?
- Раньше, в СССР, все было значительно проще: приходил офицер, ему давали наставника, который вводил его в курс дела, обучал.
- Как долго офицеру учиться, чтобы получить право преподавать?
- В 2001 году Министерство образования и науки РФ издало приказ, по которому, чтобы офицеру стать преподавателем высшей школы, необходимо пройти курсы обучения по программе 1080 ча-
сов в два этапа. После прохождения первого этапа (600 часов обучения) офицер мог преподавать. Спустя два года вновь отправлялся за парту еще на четыре месяца. Но бывший министр образования Ливанов сократил курс переподготовки с 1080 до 570 часов, сделав его одноэтапным. Подготовить человека к преподавательской деятельности за столь короткий срок - дело непростое. Но мы справились с этой проблемой. Повторю -раньше такого курса вообще не было.
- Как часто необходимо совершенствовать профессиональный уровень преподавателей?
- Раз в три года все преподаватели обязаны проходить повышение квалификации. Это касается офицеров учебных отделов, начальников и заместителей начальников кафедр. Мы строго следим за профессиональным уровнем наших преподавателей, ведь от этого зависят результаты не только их работы, но и всей академии.
- Как вы переживали период, когда академия находилась на грани закрытия?
- Очень тяжело. За этот сложный период я получил два документа. В обоих было сказано: скоро ваша должность будет сокращена и вы будете уволены. Многие хорошие специалисты покинули академию в то время. Но самые верные остались. Я всегда в душе надеялся, что мы выживем. Так оно и случилось. Я полагаю, что, когда власти оценили ущерб от сокращения замечательной академии имени Жукова, они одумались.
Навыки управления воинскими частями, соединениями и объединениями прививаются на современных учебно-тренажерных комплексах и средствах
Учебный пункт управления дивизии ПВО, оснащенный комплексом средств автоматизации «Универсал-1С»
СТЕНЫ, в которых СЕЙЧАС РАСПОЛАГАЕТСЯ ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА, ПРОСЛАВИЛИСЬ ЕЩЕ 150 ЛЕТ НАЗАД, КОГДА ЗДЕСЬ БЫЛО СОЗДАНО ТВЕРСКОЕ ЮНКЕРСКОЕ КАВАЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ. ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 9 ФЕВРАЛЯ 1918 ГОДА В ЗДАНИИ УЧИЛИЩА ОТКРЫЛИСЬ ПЕРВЫЕ ТВЕРСКИЕ СОВЕТСКИЕ КАВАЛЕРИЙСКИЕ КОМАНДНЫЕ ИНСТРУКТОРСКИЕ КУРСЫ РККА. В 1921 ГОДУ КУРСЫ РЕОРГАНИЗУЮТСЯ В 4-Ю КАВАЛЕРИЙСКУЮ ШКОЛУ КОМСОСТАВА РККА. ТВЕРСКАЯ, А ПОЗЖЕ КАЛИНИНСКАЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА ПРОСУЩЕСТВОВАЛА ДО 1932 ГОДА. ПОТОМ ЗДЕСЬ РАСПОЛАГАЛОСЬ КАЛИНИНСКОЕ ВОЕННО-ХИМИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, ЗАТЕМ - ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЫЛА И СНАБЖЕНИЯ ИМЕНИ В. М. МОЛОТОВА.
Портретная галерея выпускников академии, на сегодняшний день занимающих командные посты
в Министерстве обороны Российской Федерации
к"
8-я научно-исследовательская лаборатория
научная школа моделирования военных действий
Начальник 8-й НИЛ Сергей Алексеевич Костров
Начальник 8-й НИЛ доцент полковник в отставке Сергей Алексеевич КОСТРОВ рассказал о вкладе своих сотрудников в научный потенциал академии:
- Наша лаборатория занимается исследованием проблем автоматизации деятельности органов управления ВКО. Проще говоря, мы решаем задачи моделирования сил и средств противоборствующих сторон в воздушно-космической сфере. Это включает в себя проблемы разработки информационно-расчетных задач, а также проблемы подготовки боевых расчетов с использованием комплексов средств автоматизации.
База для проведения научных исследований у нас имеется. В частности, экспериментальный стенд, на котором мы апробируем результаты наших научных исследований, а также те решения, которые потом преобразуются в программный продукт - комплекс «Небосвод». В 1961 году в академии была создана лаборатория военной кибернетики. Прошло более 50 лет с тех пор, в академии существует научная школа моделирования военных действий. Тогда еще все вычисления происходили на больших машинах.
Задача моих предшественников заключалась в том, чтобы сохранить потенциал программ, который был разработан еще на больших машинах, и перевести их на персональные компьютеры. В 1990-е произошла ротация кадров. Лучшие программисты уходили на более высокие зарплаты. Но мы смогли сохранить ядро нашего коллектива. Большое количество программ, разработанных еще нашими предшественниками, мы не только сохранили, но даже усовершенствовали.
Сегодня наша лаборатория продолжает выполнять исследования и разработки в рамках плановых научно-исследовательских работ. Мы продолжаем внедрять наши комплексы в образовательный процесс. Привлекаем курсантов и слушателей к научной работе. Апробируем научные положения адъюнктов и помогаем им реализовывать свои идеи.
Скоро будет очередной выпуск офицеров. Наиболее способные из них останутся в академии, чтобы продолжить наши направления и разработки.
Учебно-тренажерный комплекс РЭБ позволяет оттачивать навыки управления подразделениями радиоэлектронной борьбы не выходя из аудитории
Командные пункты системы ракетно-космической обороны оборудованы по последнему слову техники. На универсальных мониторах во время занятий отображается вся необходимая информация. Обращение с такой техникой требует от преподавателя определенного навыка
На тренажерах 1Л910 обучаются как слушатели, так и курсанты
Практическое занятие с использованием комплекса средств автоматизации «Фундамент-3»
Практическое занятие на технике проводит начальник кафедры радиоразведки и радиоэлектронной борьбы полковник Геннадий Иванович Смирнов
к"
5-я научно-исследовательская лаборатория
«все военные учения, касающиеся
военно-космической сферы, „репетируются" за нашими кафедрами и компьютерами»
Начальник научно-исследовательской лаборатории № 5 Олег Николаевич Букин
В продолжение темы боевого моделирования обратимся к опыту начальника 5-й НИЛ кандидата военных наук, доцента полковника запаса Олега Николаевича БУКИНА.
- Олег Николаевич, что такое боевое моделирование применительно к ВКС?
- Это проведение математических расчетов с целью получения результатов эффективности боевых действий. На экранах визуализуется процесс вооруженного противоборства. Если карта дает нам срез столкновения в пространстве и времени, то на мониторах это реализуется в динамике: в какой-то момент времени все спокойно и тихо, а потом пошло движение. Человек желает получить расчеты, кто победил. Он видит, где и на каких этапах та или другая сторона допускает ошибки, а где происходят правильные действия.
Реальные учения (в воздухе) с реальными войсками стоят очень дорого и проходят около двух недель. А здесь можно «проиграть» три войны за 45 минут. Можно узнать свои промахи и ошибки
противника. Иногда во время игр военные руководители, посмотрев, что положение дел складывается не в их пользу, принимают нестандартное решение. Так и рождается боевое искусство.
- Когда успехи боевого моделирования показали себя в реальной войне?
- Первый раз о таком успехе было заявлено после операции «Буря в пустыне». Вся операция, по словам американских военных, была смоделирована на компьютерах. Затем была подобрана местность, схожая с ландшафтом Междуречья, и отработаны боевые действия летным составом и другими военными. Все наши военные учения («Восток», «Запад» и другие) в части, касающейся воздушно-космической сферы, «репетируются» за нашими кафедрами и компьютерами. Но самое главное - мы обучаем думать командиров, которые будут принимать судьбоносные решения. А уж в этом компьютеры никогда не заменят человека.
Моделирующие комплексы способны создать любую наземную, воздушную и космическую обстановку
Результаты моделирования позволяют командирам принимать обоснованные решения
признанием Больших заслуг в подготовке командных кадров и вклада в развитие военной науки стало присвоение академии 24 сентября 1974 щА ИМЕнИ маршала советского союза г. к. Жукова.
Начальник кафедры оперативно-тактического применения сил и средств РКО Александр Иванович Камшуков
кафедра русского языка
ВОЕННЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Заведующий кафедрой русского языка Елена Витальевна Кун
Иностранный факультет, открытый 57 лет назад, - гордость академии. Здесь получают военное образование курсанты и слушатели из самых разных стран: Перу, Мали, Вьетнама, Лаоса, Египта, Саудовской Аравии, стран ОДКБ, СНГ и многих других государств. Но прежде чем приступить к освоению основной программы, иностранные абитуриенты изучают русский язык. Их путь в академии начинается с кафедры русского языка. О работе кафедры рассказывает ее заведующий Елена Витальевна КУН.
- Елена Витальевна, правда ли, что иностранный слушатель или курсант через год обучения на вашей кафедре уже может свободно говорить по-русски? У вас какая-то особенная методика?
- Наша методика - коммуникативная. Мы обучаем четырем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, письму и говорению. У нас есть обучающиеся, которые уже свободно владеют русским языком. К примеру, наш слушатель, полковник армии Египта, окончив подготовительный курс и первый курс, мог уже осуществлять синхронный перевод! А это высший пилотаж. Он интеллигент и аристократ. Его отец - адмирал морского флота, имеет все высшие награды Египта. Его статус высок, но еще выше его ответственность перед самим собой -он всегда должен быть лучшим. Стандартный объем лексики иностранного курсанта или слу-
шателя первого года обучения - 2500 лексических единиц. Но мы стараемся давать больше - 3000, за счет того, что, кроме грамматики, мы обучаем их лексике по специальности.
В свое время мы отобрали лексику всех профилирующих дисциплин вуза и создали на основе методических пособий и лекций собственное учебное пособие.
Когда наши ученики идут на первый курс академии, они уже знают какой-то минимум, который позволяет на первых этапах понимать то, о чем говорят военные специалисты. К концу первого года обучения они уже могут сделать доклад, выступить с ним на конференции и ответить на вопросы. А это трудно - ведь вопрос возникает спонтанно, и докладчик должен прослушать его, понять и суметь быстро составить ответ.
Многое в способности того или иного слушателя усваивать русский язык зависит от образования, полученного им в своей стране. В арабских станах - европейская система образования. Им язык дается сравнительно легко - плохо пишут, но очень хорошо слышат и воспроизводят речь.
А курсанты из Азии привыкли все зубрить - так их воспитали. Если задать вьетнамцу прочитать и пересказать текст, он постарается запомнить его наизусть. Мы в течение полугода переучиваем их, приучая к речемыслительной деятельности.
Курсанты из Королевства Саудовская Аравия во время аудирования. Некоторые занятия по русскому языку проходят с использованием компьютерного сопровождения
Преподаватель, работая с группой в таком кабинете, со своего рабочего места может управлять всеми компьютерами слушателей
- Ваших бывших слушателей и курсантов вы, вероятно, часто можете видеть по телевизору - они занимают важные посты в армиях своих государств. Сохраняют ли они связь с вашей кафедрой после обучения?
- Действительно, многие из наших выпускников занимают высокие должности. К сожалению, пишут нам редко, чаще консультируются с нашими военными специалистами. Но некоторые продолжают с нами общаться. Один генерал сирийской армии, который у нас учился, каждый год присылает нам благодарственные письма. Года три назад совершенно неожиданно нас посетил офицер из бывшей Чехословакии. Бывшие курсанты из Вьетнама постоянно звонят нашим преподавателям, поздравляя с праздниками. Ученики благодарны. Они помнят о нас.