Научная статья на тему 'Виктор Гуменный: «Академия стала моим вторым домом»'

Виктор Гуменный: «Академия стала моим вторым домом» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Выпускники ВА ВКО составляют элиту Российской армии. Среди них командующий войсками противовоздушной и противоракетной обороны – заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Виктор Васильевич Гуменный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виктор Гуменный: «Академия стала моим вторым домом»»



гордость академии

выпускники

Виктор гуменный: «академия стала моим вторым домом»

Выпускники ВА ВКО составляют элиту Российской армии. Среди них командующий войсками противовоздушной и противоракетной обороны - заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Виктор Васильевич Гуменный.

как выстраивалась система подготовки офицеров для войск пво

- Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала, с какой целью была создана академия в 1957 году?

- На заре холодной войны в 1950-х годах в СССР была довольно громоздкая система подготовки офицеров для войск ПВО страны. В то время она включала в себя шесть академий, два высших училища и 14 средних. Были еще центральные курсы усовершенствования офицерского состава и годичные курсы при училищах. Кроме этого, подготовка кадров велась в 18 гражданских вузах.

Разумеется, руководство страны осознавало, что для умелого и грамотного управления объединениями и соединениями войск ПВО страны требуется много высококвалифицированных командиров, которым предстоит управлять одним из самых современных и технологически сложных видов Вооруженных сил.

Поэтому для централизованной подготовки кадров войск ПВО для звена «объединение - соединение - часть» и была создана в 1957 году Военная командная академия противовоздушной обороны.

золотой век хюпенена

- А как происходило развитие академии? Ведь Вооруженные силы СССР в 1960-80-х годах развивались достаточно динамично?

- В 1980-х академия стала многопрофильным учебным заведением. Она решала широкий спектр задач. В ней не только готовились специалисты с высшим военным образованием для Войск противовоздушной обороны, но и проводились исследования по вопросам совершенствования ПВО страны. Число специальностей, которым обучали в академии, постоянно росло.

Без сомнения, академия достигла пика своего развития в 1985-1990 годах, когда ее возглавлял генерал-полковник, доктор военных наук профессор Анатолий Иванович Хюпенен. В это время сложилась и стала развиваться стройная система подготовки профессорско-преподавательского и научного состава. Развивались научные школы, плодотворно влиявшие на качество образовательного процесса и уровень научно-исследовательской работы.

Даже распад единой системы подготовки офицеров, связанный с развалом СССР, академией был успешно преодолен благодаря запасу прочности, созданному в этот период.

Командующий ПВО-ПРО генерал-лейтенант В. В. Гуменный вручает погоны полковника выпускнику академии подполковнику Д. М. Гиниятуллину. 2016 год

Виктор ВАСИЛЬЕВИЧ ГУМЕННЫЙ РОДИЛСЯ 7 МАРТА 1959 ГОДА В ПОСЕЛКЕ ЕМЕЛЬЯНОВСКОМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ. В 1980 ГОДУ ОКОНЧИЛ ВЫСШЕЕ ЗЕНИТНОЕ РАКЕТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ И. А. ПЛИЕВА, В 1992 ГОДУ - ВОЕННУЮ КРАСНОЗНАМЕННУЮ АКАДЕМИЮ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА, В 2014 ГОДУ - КУРСЫ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗА ВРЕМЯ СЛУЖБЫ ПРОШЕЛ ВСЕ ДОЛЖНОСТИ ОТ ОФИЦЕРА НАВЕДЕНИЯ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С-75 ДО КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ И ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ -ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИМИ СИЛАМИ.

- Виктор Васильевич, назовите, какая первоочередная задача стоит перед педагогами и профессорами академии?

- Главная задача для главнокомандующего ВКС, меня и начальника академии, для преподавателей - подготовить достойную смену командирам полков, дивизий, армий.

Пожалуй, сегодня это самая насущная проблема. Она обострилась в то время, когда академию собирались закрыть. Тогда перестали набирать слушателей в академию, а преподавателей сокращали. Сегодня имеется проблема с назначением подготовленного командного состава. Задача академии - в кратчайшие сроки подготовить достаточное количество специалистов для войск, создать кадровый резерв, подготовить молодых специалистов для преподавания в вузах. Сделать это может только академия с ее уникальным профессорско-преподавательским составом. Сегодня есть Гуменный - завтра его не будет. Сегодня есть профессор Иванов - завтра его не будет. Нужно сохранить традиции, передать их новому поколению молодых педагогов, чтобы они переняли и дальше передавали накопленный опыт и знания, учили молодежь, готовили достойную смену.

теория и практика

- Виктор Васильевич, по вопросам подготовки курсантов, слушателей, а также по вопросам развития академия закреплена за командующим войсками ПВО-ПРО, то есть за вами. Расскажите, пожалуйста, немного о взаимодействии главного командования ВКС и академии.

- Воздушно-космические силы являются на сегодня одним из самых высокотехнологичных видов Вооруженных сил. Поэтому вопросы их строительства и развития требуют глубокой научной проработки. Не использовать научный потенциал академии при этом было бы неправильным.

Так, в прошлом году под моим руководством проведена исследовательская командно-штабная военная игра. Ее целью был поиск оптимальных путей построения и боевого применения системы ПВО города Москвы. По результатам игры проведен анализ перспективных форм и способов применения войск, оснащенных перспективными средствами вооружения.

Результаты были доложены главнокомандующему Воздушно-космическими силами. Выводы, сделанные по итогам игры, были им одобрены, а впоследствии использованы в ходе подготовки доклада начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации - первому заместителю министра обороны Российской Федерации по обоснованию предлагаемых направлений дальнейшего совершенствования системы ПВО города Москвы и системы ВКО страны.

Сегодня руководящий состав академии и ее кафедр - начальники и их заместители - проходят стажировку в войсках и на полигонах. Ведь одно дело - знать в теории, а другое - все прочувствовать на себе. «Военной науке» нельзя отрываться от «армейской жизни». К примеру, на полигоны Ашулук или Телемба для проведения учений с боевой стрельбой с очередным полком со мной убывает несколько преподавателей кафедр, где они участвуют со мной во многих из проводимых мероприятий. В дальнейшем при проведении занятий они от первого лица могут довести учебный материал о проводимых мероприятиях оперативной и боевой подготовки, в которых участвовали лично. Также руководящий состав академии привлекается к мероприятиям, проводимым в рамках международного конкурса боевых расчетов зенитных ракетных войск «Ключи от неба» и конкурса боевых расчетов радиотехнических войск «Воздушные рубежи». Это и есть теория, подкрепленная практикой жизни войск.

р"'

Полигон Ашулук (Астрахань). Запуск ракеты системы С-125 «Печора»

птенцы гнезда тверского

- Виктор Васильевич, какую роль в вашей жизни сыграла академия?

- Я нисколько не преувеличу, если скажу, что академия стала моим вторым домом. И дело не в том, что здесь я получил путевку в жизнь и возможность продвижения по служебной лестнице. Самое главное - это знания, бесценный опыт и знакомство с замечательными преподавателями.

Наша академия (не в обиду другим военным вузам России будет сказано) всегда славилась профессорско-преподавательским составом. Люди, обучавшие нас, не просто рассказывали нам о своем предмете. Они воспитывали нас, были нашими наставниками. С первого дня, взяв под свое крыло, с каждым месяцем прибавляя нам ума-разума, как своим птенцам, сопровождали нас до выпускных экзаменов, участвовали в распределении и поддерживали нас в течении дальнейшей службы.

При первой возможности мы с удовольствием возвращались в родную академию и радовались общению со своими преподавателями, делились с ними опытом службы, а они в свою очередь старались помочь советом и углубить полученные знания.

И где бы ты ни служил, рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь, что тебе

не хватает знаний. И тогда при первой же возможности ты стремишься приехать в родную Тверь, в родную академию. Дожидаешься завершения занятий и после окончания рабочего дня встречаешься со своими учителями и задаешь им вопросы. Все преподаватели с радостью готовы тебе помочь, проконсультировать по любым вопросам, ведь ты для них такой же птенец, каким был, когда учился в академии, хотя и расправивший крылья.

- Что бы вы хотели пожелать академии, ее преподавателям, курсантам в честь юбилея?

- Оценивая пройденный академией 6о-летний путь и заглядывая в перспективу, выражаю надежду и уверенность в том, что коллектив Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова будет и впредь успешно решать стоящие перед ним задачи, с достоинством укреплять славные традиции академии и являться неиссякаемым источником высокоинтеллектуального потенциала страны.

От всей души желаю всему профессорско-преподавательскому составу, курсантам, слушателям и адъюнктам крепкого здоровья, неиссякаемой творческой энергии, успехов в образовательной и научной деятельности, новых научных открытий и достижений, дальнейшей плодотворной работы на благо нашего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.