Научная статья на тему 'ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ'

ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ форма музыки/ кода/ период/ мотив/ части музыки/ схемы музыки. / pedagogy / music / form of music / code / period / motive / parts of music / schemes of music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

В этой статьи раскрывается многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса. Термин имеет три значения: 1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.) и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени); 2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы) как совокупности мелодики (мотивов, фраз, мелодических формул и др.), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, вербального текста (стихотворного, прозаического), тембров и кластеров и др.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOST IMPORTANT GENERAL BASIS OF MUSIC FORM

This article reveals a polysemantic musical term that describes the structure of a musical work. This article contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps to develop an understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste. The term has three meanings: 1) the type of composition (sonata form, variations, rondo, bar, etc.). The form-type is determined by considering the musical structure in statics (the scheme of sections, which is described by a sequence of Latin letters, for example, ABA, ABACA, etc.) and dynamics (the implementation of the scheme in music, the "unfolding" of the scheme in time); 2) the embodiment of musical content, which is understood as the integral organization of a musical artifact (piece) as a set of melodies (motives, phrases, melodic formulas, etc.), harmony, meter and rhythm, warehouse and texture, verbal text (poetic, prosaic), timbres and clusters, etc.; 3) an academic discipline engaged in the study of the form (in the first meaning).

Текст научной работы на тему «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ»

ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В этой статьи раскрывается многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса. Термин имеет три значения: 1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.) и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени);

2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы) как совокупности мелодики (мотивов, фраз, мелодических формул и др.), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, вербального

текста (стихотворного, прозаического), тембров и кластеров и др.;

3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении).

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ кода/ период/ мотив/

части музыки/ схемы музыки.

THE MOST IMPORTANT GENERAL BASIS OF MUSIC FORM

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

This article reveals a polysemantic musical term that describes the structure of a musical work. This article contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps to develop an understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste. The term has three meanings: 1) the type of composition (sonata form, variations, rondo, bar, etc.). The form-type is determined by considering the musical structure in statics (the scheme of sections, which is described by a sequence of Latin letters, for example, ABA, ABACA, etc.) and dynamics (the implementation of the scheme in music, the "unfolding" of the scheme in time);

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

2) the embodiment of musical content, which is understood as the integral organization of a musical artifact (piece) as a set of melodies (motives, phrases, melodic formulas, etc.), harmony, meter and rhythm, warehouse and texture, verbal text (poetic, prosaic), timbres and clusters, etc.;

3) an academic discipline engaged in the study of the form (in the first meaning).

Keywords: pedagogy / music / form of music / code / period / motive / parts of music

/ schemes of music.

Музыкальная форма - дискуссионная тема научных исследований. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени. Форма каждого данного произведения всегда индивидуальна, присуща именно ему и неповторима. Число законов и правил образования формы относительно ограничено, и, благодаря этому, множество сочинений имеет общие признаки в строении. Это дает возможность вывести типы форм или общие композиционные схемы, получившие значительное распространение вследствие своей гибкости и целесообразности, закону единства в разнообразии. Форма присуща произведениям всех искусств, по законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова (поэзия, проза) развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причине музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти. Указанная особенность восприятия музыки определяет и сущность музыкальной формы, которая, протекая во времени, всегда представляет собой процесс, то есть развитие с той или иной степенью интенсивности, иногда постоянной, п о чаще, меняющейся. Как сказано выше, существуют определенные типы музыкальных форм, иначе говоря - постепенно выработанные и закрепленные традицией планы расположения элементов, причем многие из таких планов обнаруживают большую историческую стойкость. Это обстоятельство не является помехой для процесса развития в индивидуальной форме каждого конкретного произведения. В данном отношении музыка представляет известную аналогию с другими искусствами, особенно - литературой, в которой постоянно встречается большое сходство в планировке произведений, например романов, несмотря на различие в их сюжетике. Но в музыке привычный план развития формы, видимо, даже более необходим, как опора для направления мысли, в силу меньшей конкретности содержания, чем это свойственно словесности. Этим, быть может, в известной мере объясняется особая стойкость традиции в музыкальном искусстве, в частности - в области формы.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; один акцент 1-2 такта), фраза (обычно имеет 2 акцента; 2-4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4-8 тактов), период (законченная музыкальная мысль; 8-16 тактов; 2 предложения).

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм: Одночастная форма (A)

Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA^...). Примеры: частушки. Двухчастная форма (AB)

Состоит из двух контрастных фрагментов - аргумента и контраргумента[8] (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным[10]. Трёхчастная форма (ABA)

Её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы - простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной - каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму. Концентрическая форма

Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А Классические формы

Сонатная форма - это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении - тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66), 2021. 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // academy, 2021. 69-72.

4. Азимов А.К. «Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании» // academy 2021 С. 72-75.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // academy 2021 С. 66-69.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности// Проблемы науки № 1 (60), 2021 Стр 46-48

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Б.-З. Влияния музыки на человека // academy 2021 С. 63-66.

9. С. Саидий. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21. 2020. - 327-329с

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // academy 2021 С. 60-63.

11.Абдуллаев А.. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21, 2020. - 27-29с

12. Халилова Х.Х. Эффективные способы изучения музыки // academy 2021 С. 8184.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2 Стр:94-97

14. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании / academy 2021 С. 72-75.

15. Иннатуллаев М.Н. теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // academy 2021 С. 75-78.

16. Мухамадиева Р.У. Хоровое искусство и управление хором // academy 2021 С. 78-81.

17. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66) 2021. 57-60 стр.

18. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // вестник интегративной психологии 440- 443

19. Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен // актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей 118-121 стр.

20. Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 280-284.

21.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 426-432.

22. Атамуродов Р.Э. Проявление социально - психологических механизмов мотивации музыкальной деятельности. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 433-437.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.