Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОТИВАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОТИВАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
Преемственность / наследование / жизненный опыт/ педагогика/ музыка/ методика/ психология/ период/ мотив/ самообразование. / pedagogy / music / form of music / methodology / psychology / period / motive / self-education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустам Элмуродович Атамуродов

Проблема развития мотивов деятельности всегда привлекала внимание и педагогов, и психологов. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка огромного влияния мотивационной сферы человека на эффективность, результативность его деятельности находит обоснование во многих научных исследованиях. Исследование процессов общественного развития выявляет общее и особенное в содержании социальной преемственности, присущие как обществу в целом, так и отдельным его подсистемам, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF MOTIVATION OF MUSICAL ACTIVITIES

The problem of the development of motives for activity has always attracted the attention of both teachers and psychologists. Theoretical substantiation and experimental verification of the enormous influence of the motivational sphere of a person on the efficiency and effectiveness of his activity finds substantiation in many scientific studies. The study of the processes of social development reveals the general and specific in the content of social continuity, inherent in both society as a whole and its individual subsystems, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОТИВАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОТИВАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рустам Элмуродович Атамуродов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Проблема развития мотивов деятельности всегда привлекала внимание и педагогов, и психологов. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка огромного влияния мотивационной сферы человека на эффективность, результативность его деятельности находит обоснование во многих научных исследованиях. Исследование процессов общественного развития выявляет общее и особенное в содержании социальной преемственности, присущие как обществу в целом, так и отдельным его подсистемам, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.

Ключевые слова: Преемственность, наследование, жизненный опыт/ педагогика/ музыка/ методика/ психология/ период/ мотив/ самообразование.

MANIFESTATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF MOTIVATION OF MUSICAL ACTIVITIES

Rustam Elmurodovich Atamurodov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The problem of the development of motives for activity has always attracted the attention of both teachers and psychologists. Theoretical substantiation and experimental verification of the enormous influence of the motivational sphere of a person on the efficiency and effectiveness of his activity finds substantiation in many scientific studies. The study of the processes of social development reveals the general and specific in the content of social continuity, inherent in both society as a whole and its individual subsystems, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.

Key words: pedagogy / music / form of music / methodology / psychology / period / motive / self-education.

В настоящее время мотивационная сторона музыкальной деятельности и, в целом, обучения музыке, является, на наш взгляд, наимение управляемой. Формирование и развитие, например, такого вида музыкальной деятельности как слушание музыки, у современных детей и молодежи идет стихийно, являясь скорее, результатом личных, к сожалению, невысоких музыкальных предпочтений. В современных социокультурных условиях поп-культура все более занимает главенствующее положение в структуре музыкальных предпочтений, опережая другие виды и направления музыкального искусства по количеству потреблений и детьми, и учащейся молодежью. Таким образом современность, с ее контрастными и противоречивыми музыкальными проявлениями ставит все новые вопросы на пути решения задач музыкально-культурного развития личности средствами целенаправленной педагогической работы в содержательном поле общечеловеческих и национальных ценностей музыкальной культуры. Речь идет о развитии музыкального сознания человека, развитии мотивации к различным видам музыкальной деятельности, которые будут способствовать формированию критического отношения обучающихся к многообразию окружающей музыкальной действительности. «Ценностная» установка явится тем оценочным критерием, который будет определять общее отношение детей и учащейся молодежи к искусству музыки. Мотив - от латинского слова moveo - «двигаю». Психологическая наука рассматривает категорию «мотив» как динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотив является одним из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими отечественными психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Деятельность, по мнению ученых, протекает более эффективно и даёт более качественные результаты, если у человека имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего субъект совершает ту или иную деятельность. «Предмет деятельности есть её действительный мотив» -подчеркивал А. Н. Леонтьев. Мотивация - от латинского слова movere -побуждение к действию. Психологические исследования (В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.), посвященные особенностям формирования у человека мотивации, позволяют выделить некоторые наиболее общие черты, составляющие содержание этой категории. Ученые рассматривают мотивацию, как психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, организацию, направленность, активность и устойчивость. Мотивация выступает как способность человека деятельно

удовлетворять свои потребности. В этом аспекте о мотивации говорят как о состоянии потребностей, ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его поведение и деятельность. Итак, мотивация - это внутренний процесс сознательного и самостоятельного выбора человеком того или иного поведения с целью удовлетворения своих потребностей, который определяется совокупным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) побудительных сил. Исходя из этого определения, можно выделить такие ключевые для исследования мотивации понятия, как: потребность, мотив и стимул. Мотивы музыкальной деятельности - это по сути причины, определяющие поведение человека в процессе общения с музыкой на уроке или во внеучебное время. Мотивация обучающегося может быть как внутренней, зависящей от содержания его музыкальных потребностей, так и внешняя (педагогическая, социокультурная). Внутренняя мотивация - это мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием музыкальной деятельности. Внешняя мотивация обусловливается мотивированием, которое выступает как процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям, деятельности, путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование ориентировано на формирование необходимых мотивов через воспитательное и обучающее воздействие на человека. Понятно, что этот способ сложен и продолжителен по времени, так как опирается на внутреннюю мотивацию обучающегося и ее подкрепление результатами действий. Вместе с тем, главной целью педагога-музыканта должно стать формирование у обучающихся внутренней мотивации, поскольку именно тогда он начинает воспринимать себя как первопричину собственного поведения и деятельности. Сказанное является серьезной задачей не только для теоретического рассмотрения проблем музыкального образования, но и значительным развивающим ресурсом для педагогов-практиков, поскольку создание системы мотивации музыкальной деятельности детей и учащейся молодежи в содержательном поле общечеловеческих и национальных ценностей музыкальной культуры с учетом установленных связей позволит повысить эффективность деятельности образовательных учреждений в предметной области «Музыка». С развитием общественной деятельности, с процессами разделения труда уменьшилась доля «мертвого» опыта, то есть такого опыта, который не подвергался дальнейшей трансформации, и увеличивалась доля творчества, новаторства в социальном опыте. Но даже в таком примитивном виде преемственности намечалась свобода выбора в социальной деятельности.

Скорость социальной преемственности прямо пропорциональна плотности информационного слоя и социальной активности субъекта и обратно пропорциональна времени, в течение которого субъект деятельности способен

освоить содержание социального наследства. Для различных уровней развития общества, его ступеней, а также видов деятельности, скорость социальной преемственности будет неодинакова. Она зависит и от степени совершенства механизмов наследования совокупного человеческого опыта.

Социальная память проецируется на различные факторы социального воздействия, которые по своей общественной значимости, функциям отличаются друг от друга. С нашей точки зрения, они представляют собой исторически сложившиеся социальные образования, выполняющие роль социализации, то есть воспитания, образования и обучения субъекта социальной преемственности. Факторы социального воздействия включают в себя общественные каналы восприятия и внешние факторы влияния, отличающиеся по задачам, средствам аккумуляции и коммуникации, а также способам трансляции содержания социальной памяти. Общественные каналы восприятия, с нашей точки зрения, выполняют главную, непосредственную роль в формировании определенного типа личности. В этом процессе они закладывают объективные предпосылки становления субъекта социальной преемственности. Социализация, осуществляемая каналами восприятия, является направленным действием на конкретного человека и представляет собой организованный, целенаправленный механизм социального наследования. В процессе формирования личности индивид выступает объектом, который впоследствии становится активным субъектом общественной деятельности, субъектом преемственности.

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Мелодия — единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66), 2021. 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // academy, 2021. 69-72.

4. Азимов А.К. «Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании» // academy 2021 С. 72-75.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // academy 2021 С. 66-69.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности// Проблемы науки № 1 (60), 2021 Стр 46-48

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Б.-З. Влияния музыки на человека // academy 2021 С. 63-66.

9. С. Саидий. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21. 2020. - 327-329с

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // academy 2021 С. 60-63.

11.Абдуллаев А.. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21, 2020. - 27-29с

12. Халилова Х.Х. Эффективные способы изучения музыки // academy 2021 С. 8184.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2 Стр:94-97

14. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании / academy 2021 С. 72-75.

15. Иннатуллаев М.Н. теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // academy 2021 С. 75-78.

16. Мухамадиева Р.У. Хоровое искусство и управление хором // academy 2021 С. 78-81.

17. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66) 2021. 57-60 стр.

18. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // вестник интегративной психологии 440- 443

19. Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен // актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей 118-121 стр.

20. Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 280-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.