Научная статья на тему 'АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ форма музыки/ каденция/ кода/ период/ мотив/ предложение. / pedagogy / music / form of music / cadence / coda / period / motive / sentence.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Одной из перспективных тенденций современной музыкальной педагогики является историко-стилевой подход к художественно-творческому процессу в целом и к конкретным произведениям искусства. В связи с этим значительно возрастает роль стилевого анализа, необходимость осознания стилевых закономерностей, свойственных определенной эпохе, индивидуальному стилю композитора. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MUSICAL WORKS AND MANAGEMENT OF POLY-VOICE WORKS

One of the promising trends in modern musical pedagogy is the historical and stylistic approach to the artistic and creative process in general and to specific works of art. In this regard, the role of style analysis is significantly increasing, the need to understand the style patterns inherent in a particular era, the individual style of the composer. This discipline contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Одной из перспективных тенденций современной музыкальной педагогики является историко-стилевой подход к художественно-творческому процессу в целом и к конкретным произведениям искусства. В связи с этим значительно возрастает роль стилевого анализа, необходимость осознания стилевых закономерностей, свойственных определенной эпохе, индивидуальному стилю композитора. Данная статья способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения, его конструктивную логику, помогает выработке у студентов верного понимания стиля, конкретизации представлений о сути художественных процессов, формированию музыкального вкуса.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ форма музыки/ каденция/ кода/ период/ мотив/ предложение.

ANALYSIS OF MUSICAL WORKS AND MANAGEMENT

OF POLY-VOICE WORKS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State University, Bukhara, Republic of Uzbekistan

ABSTRACT

One of the promising trends in modern musical pedagogy is the historical and stylistic approach to the artistic and creative process in general and to specific works of art. In this regard, the role of style analysis is significantly increasing, the need to understand the style patterns inherent in a particular era, the individual style of the composer. This discipline contributes to a deeper penetration into the content of a musical work, its constructive logic, helps students develop a correct understanding of the style, concretize ideas about the essence of artistic processes, and the formation of musical taste.

Keywords: pedagogy / music / form of music / cadence / coda / period / motive / sentence.

Взаимодействие с музыкой, да и с искусством вообще — это какая-то особенная деятельность. К этой деятельности явно можно отнести и сочинение музыки композитором, и игру на музыкальных инструментах, и слушание музыки в концертном зале. Каждый хормейстер начинающий или профессионал всегда сталкивается с проблемой правильного прочтения хоровой партитуры, адекватного постижения того, что хотел выразить автор. Это глубокая, очень кропотливая и достаточно длительная самостоятельная работа над партитурой. Но самое сложное в этом процессе создание будущего художественного образа произведения: это уметь связать все элементы в единую художественную картину и воплотить это через выразительное исполнение. Каждое хоровое произведение в известном смысле есть определённый «звуковой сюжет», обладающий звуковой индивидуальностью и требующий от исполнителей особых творческих решений. Если музыка — «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыкальное содержание — выразительно-смысловая сущность музыки. Понятие музыкального образа музыкальная тема как носитель музыкальных образов.

Функции частей музыкальной формы

Независимо от общего количества тем в произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме.

Существуют 6 функций частей формы:

1. Вступительная. Вступление - построение, которое появляется перед основной формой или ее частью. 2. Экспозиционная - изложение темы.

3. Связующая - между проведениями различных тем или разделами формы.

4. Серединная - построение, размещенное между другими или подобными по содержанию частями (как разновидность - разработка).

5. Репризная - повторное проведение темы (или тем) после какой-нибудь другой музыки. Реприза является одним из важнейших принципов формообразования, так как большинство музыкальных форм основано на применении реприз. 6. Заключительная.

Самостоятельный тип изложения имеют только экспозиционная, серединная и заключительная функции. Признаки экспозиционной функции (и типа изложения): полное или относительно полное изложение темы, господство одной тональности, заключительный каданс. Признаки серединной функции (и типа изложения): дробное проведение темы или включение новой темы, тонально-гармоническая неустойчивость, серединный каданс или предыкт в конце. Признаки заключительной функции: фрагментарное изложение темы, тонально-гармоническое каданс, использование субдоминанты, применение регистровых сопоставлений.

Связки соединяют разные части формы в единое целое: а) мелодический ход на фоне какой-либо гармонии; б) несколько повторений каденций на тонике предыдущего раздела, за которыми следует модуляционный переход к тональности следующей части; в) модуляционный переход; г) разные виды секвенций (чаще всего модулирующие). Предыкт - подготовление части формы. Выражен он следующими способами: а) звучит аккорд доминантовой группы из будущей тональности, иногда с фигурации; б) доминантовая гармония подается на сильных долях, в четных тактах, чередуясь с другими аккордами; в) вводится доминантовый органный пункт. Существует простые и сложные двухчастный; трёхчастный; рондо-образные формы. Музыкальная форма считается, как процесс и как схема.

Полифонические формы: подвижной контрапункт, канон, фуга, формы гомофонно-гармонической музыки, сонатная форма.

Законы построения музыкальной формы - пропорции, в основе которой лежит принцип симметрии - золотое сечение т.е. выраженное отношение меньшего к большему, как большое к целому. Музыкальная форма (от лат. forma — вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.) и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени); 2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы)

как совокупности мелодики (мотивов, фраз, мелодических_формул и

др.), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, вербального текста (стихотворного, молитва-словного, прозаического), тембров и кластеров и др.; 3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении). Музыкальную форму от специфически музыкального содержания отличить невозможно. Когда таким образом «расплывается» объект рассмотрения (формальная конструкция), то анализ формы по существу превращается в «целостный анализ» всего.

Анализируя музыкального произведения, мы узнаем большего о музыке. Музыка - вид искусства. Этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». Музыка благотворно влияет на кору головного мозга, помогает справиться с депрессией и стрессом, расслабиться, снять нервное напряжение.

Ученые считают, что наибольшую пользу может принести прослушивание народной и классической музыки. Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»-сказал великий педагог В.А. Сухомлинский.

REFERENCES

1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе / Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно-методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 69-72.

4. Азимов А.К. «Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании» Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно- методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 72-75.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно- методический журнал / Российский импакт-фактор: 0,19 С. 66-69.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности// Проблемы науки № 1 (60), 2021 Российский импакт-фактор: 0,17. Стр 46-48

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Б.-З. Влияния музыки на человека / Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно- методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 6366.

9. С. Саидий. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития. Вестник интегративной психологии// Журнал для психологов. 21.- Ярославль: МАПН, 2020. - 327-329с

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно-методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 60-63.

11. Абдуллаев Акбар. (г. Навои, Узбекистан) Использование пространственного мышления в черчении и технологии. Вестник интегративной психологии// Журнал для психологов. 21. - Ярославль: МАПН, 2020. - 27-29с

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

12. Халилова Х.Х. УДК 781 Эффективные способы изучения музыки Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно- методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 81-84.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки// Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2 Стр:94-97

14. Азимов А.К. УДК 781 Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании / Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно-методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 72-75.

15. Иннатуллаев М.Н. УДК 781 теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно- методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 75-78.

16. Мухамадиева Р.У. УДК 781 Хоровое искусство и управление хором Роскомнадзор/ Google Scholar / academy / научно- методический журнал / Российский импакт- фактор: 0,19 С. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.