Научная статья на тему 'ВАСИЛИЙ УПОРОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЖАЗОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ВАСИЛИЙ УПОРОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЖАЗОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ПЕДАГОГИКА / ДЖАЗ / ТВОРЧЕСТВО / УЧАЩИЙСЯ / СПОСОБНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТ / ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ФЕСТИВАЛЬ / МУЗЫКАНТ / АНСАМБЛЬ / ДЖЕМ-СЕЙШН / СТИЛЬ / ТАЛАНТ / ART / MUSIC / PEDAGOGY / JAZZ / CREATIVITY / STUDENT / ABILITY / INSTRUMENT / PERFORMANCE OF A WORK / FESTIVAL / MUSICIAN / ENSEMBLE / JAM SESSION / STYLE / TALENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Седых Татьяна Томовна

В предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы джазового образования в РСМАЛ имени В. Успенского, значение педагогической деятельности Василия Упорова. Рассматриваются джазовые проекты: «Интерфестиваль», «День защиты детей», «Экологический», «Классика и джаз». Создание джаз-клуба «Фестиваль» (1991), студии «Детская дорога к джазу» (1995). Расширение сферы деятельности детского джазового ансамбля, выход за рамки учебного. Участие учащихся разного возраста в Республиканских и Международных джазовых конкурсах, фестивалях. Приобретение определённого опыта в джем-сейшн с зарубежными джазовыми музыкантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VASILY UPOROV - THE FOUNDER OF JAZZ PEDAGOGY FOR CHILDREN IN UZBEKISTAN

This article touches upon some issues of jazz education at the Uspensky Russian Music Academy. The value of the pedagogical activity of Vasily Uporov. The following jazz projects are being considered: “Interfest”, “Children's Day”, “Ecological”, “Classics and Jazz”. Creation of the jazz club “Festival” (1991), the studio “Children's Road to Jazz” (1995). Expanding the scope of activities of the children's jazz ensemble, going beyond the educational one. Participation of students of different ages in Republican and International jazz competitions, festivals. Gaining some experience in jam sessions with foreign jazz musicians.

Текст научной работы на тему «ВАСИЛИЙ УПОРОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЖАЗОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВАСИЛИЙ УПОРОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЖАЗОВОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ Седых Т.Т. Email: Sedykh17155@scientifictext.ru

Седых Татьяна Томовна - доцент, кафедра музыкально-теоретических дисциплин, факультет народного творчества, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы джазового образования в РСМАЛ имени В. Успенского, значение педагогической деятельности Василия Упорова. Рассматриваются джазовые проекты: «Интерфестиваль», «День защиты детей», «Экологический», «Классика и джаз». Создание джаз-клуба «Фестиваль» (1991), студии «Детская дорога к джазу» (1995). Расширение сферы деятельности детского джазового ансамбля, выход за рамки учебного. Участие учащихся разного возраста в Республиканских и Международных джазовых конкурсах, фестивалях. Приобретение определённого опыта в джем-сейшн с зарубежными джазовыми музыкантами.

Ключевые слова: искусство, музыка, педагогика, джаз, творчество, учащийся, способность, инструмент, исполнение произведения, фестиваль, музыкант, ансамбль, джем-сейшн, стиль, талант.

VASILY UPOROV - THE FOUNDER OF JAZZ PEDAGOGY FOR CHILDREN IN UZBEKISTAN Sedykh Т.Т.

Sedykh Tatyana Tomovna - Associate Professor, DEPARTMENT MUSICAL-THEORETICAL DISCIPLINES, FACULTY FOLK ART, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article touches upon some issues of jazz education at the Uspensky Russian Music Academy. The value of the pedagogical activity of Vasily Uporov. The following jazz projects are being considered: "Interfest", "Children's Day", "Ecological", "Classics and Jazz". Creation of the jazz club "Festival" (1991), the studio "Children's Road to Jazz" (1995). Expanding the scope of activities of the children's jazz ensemble, going beyond the educational one. Participation of students of different ages in Republican and International jazz competitions, festivals. Gaining some experience in jam sessions with foreign jazz musicians.

Keywords: art, music, pedagogy, jazz, creativity, student, ability, instrument, performance of a work, festival, musician, ensemble, jam session, style, talent.

УДК 078

2020 год в Узбекистане назван «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики». В соответствии с требованиями времени и эстетическими запросами подрастающего поколения большое внимание уделяется приобщению молодежи к музыкальному искусству, развитию их творческих способностей средствами эстрадного и джазового музицирования, исполнительства, импровизации и композиции. «Творческие способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру

освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идёт в процессе индивидуальной жизни, и что среда и воспитание активно формируют их» [1, 5].

Василий Упоров (1941-2011) замечательный педагог и талантливый музыкант-скрипач - основоположник джазового образования детей, интересных и плодотворных джазовых проектов Республиканского Специализированного Музыкального Академического Лицея (РСМАЛ) имени В.Успенского. Он придавал особое значение их осуществлению. Создании клуба «Фестиваль» (1991) и студии «Детская дорога к джазу» (1995), обеспечили подрастающим поколениям учащихся коммуникативное умение общаться, обмениваться творческим опытом.

В.Упоров говорил: «Мы проводим по четыре фестиваля в год. Их тематика и время проведения из года в год меняются. Весной обычно организовываем «языковый», так называемый, «Интерфестиваль» (англо-американский, франко-итальянский, немецкий). В День защиты детей - 1 июня - проходил фестиваль авторского творчества в шести номинациях (изобразительное и прикладное искусство, поэзия, музыка, песня и танец). В июле-августе наступает время экологического фестиваля «Чарвак», с привлечением ребят из летних лагерей, расположенных на берегу Чарвакского водохранилища. Кроме того, в нем участвовали и мастера искусств Узбекистана. А с сентября по декабрь проходил долгий фестивальный марафон под названием «Классика и джаз», который, как правило, посвящался какой-нибудь знаменательной дате в мире джаза. И в это время к нам приезжали известные американские музыканты» [2, 4].

Примером реализации джазовых проектов В. Упорова был фестиваль в 2000 году, посвященный 100-летию со дня рождения Луи Армстронга. Учащиеся РСМАЛ имени В.Успенского активно и увлеченно участвовали в нем без возрастного ограничения. Раскрывая свои творческие инструментальные, вокальные способности, соответствуя требованиям, учащиеся приобретали сценические навыки. Фестиваль прошел с огромным успехом.

Знаковым событием стало участие детского джаз-ансамбля РСМАЛ имени В. Успенского под руководством В. Упорова весной в концертной программе «Ташкент-JAZZ-2008», посвященной 40-летию Первого Джазового фестиваля в Ташкенте. Артистично учащиеся выступили в концертном зале «Туркистон», покорив слушателей отличным исполнением широкоизвестных произведений «Хлопайте в ладоши» Джорджа Гершвина и «Бесаме мучо» («Ты - это счастье») Консуэло Веласкес. Следующим проектом было выступление джаз-ансамбля учащихся в рамках фестиваля «Золотая осень» (2008), в театре «Аладдин», организатором которого является народный артист Республики Узбекистан, певец Мансур Ташматов.

Важно отметить, что одним из проектов В. Упорова были (в течение ряда лет) концерты учащихся РСМАЛ имени В. Успенского в Ташкентском джаз-клубе имени Сергея Гилёва. Владимир Сафаров, прекрасный джазовый пианист, являясь руководителем этого джаз-клуба и ансамбля «Арцах», всегда предоставляет возможность детям играть джаз. Учащиеся с сольными номерами или же в разных составах джазовых ансамблей регулярно и с удовольствием выступают в джаз-клубе. Результатом активной деятельности студии Василия Упорова была презентация диска «Детская дорога к джазу» в джаз-клубе в 2008 году.

Под руководством Василия Упорова джаз-ансамбль учащихся принимал участие в концертах джазовых музыкантов из Японии, Германии, Америки и других стран. Так, например, они были участниками мастер-классов американских квартетов Брайана Хортона (июнь 2009) и Ари Роланда (декабрь 2009). Гастроли в Узбекистане этих коллективов, организованы под эгидой «Послы джаза». Зарубежные, маститые музыканты были необычайно удивлены и покорены высоким профессиональным уровнем

исполнения юных музыкантов. Фотовыставка (2010) «Послы джаза в фотографиях» состоялась в Галерее изобразительных искусств Узбекистана. Выступления джаз-ансамбля РСМАЛ имени В.Успенского состоялись в институте Международной дипломатии и экономики, в программе прозвучали популярные композиции, джазовые произведения композиторов Узбекистана. Много радостных и лестных слов было высказано в адрес джаз-ансамбля и его руководителя Василия Упорова.

Следует отметить, что природа джаза обусловлена импровизационностью, выдвигающей ряд очень сложных и актуальных проблем исполнительской интерпретации. Обучение учащихся РСМАЛ имени В.Успенского под руководством В.Упорова направлено на умение различать джазовые стили, свободно ориентироваться в современных течениях джаза, раскрывать образный мир, исполняемой музыки, неустанно искать новые формы взаимодействия культур, использовать ритмико-усульные формулы восточного фольклора, логично выстраивать импровизационные квадраты, гармонические сетки. Доскональное изучение джазовых произведений требует большой педагогической тщательной работы над качеством звука, тембровой окраски.

В сложном процессе формирования поколения музыкантов, посредством джазового искусства, основными педагогическими принципами являются раскрытие музыкальных способностей, выявление талантов, активизация концертной деятельности, воспитание высокой культуры музыкального исполнительства, выработка качеств, способствующих гармоничному развитию личности. Постепенно расширилась концертная деятельность участников студии Василия Упорова. Детский джаз-ансамбль вышел за рамки учебного коллектива. Многие из его участников стали лауреатами Международных и Республиканских конкурсов, далее успешно окончили Государственную консерваторию Узбекистана. Среди таких исполнителей сестры Угай - Лилия (вокал) и Юлия (фортепиано), Диана Зиятдинова (вокал).

Известная джазовая певица, солистка джаз ансамбля «Арцах» Д. Зиятдинова участница многих джазовых фестивалей: Греция (1998), Украина (2004), Болгария(2006), Казахстан (2006, 2007, 2008). Она радостно рассказала: «Однажды к нам на урок пришел знаменитый В.В. Упоров. Он отбирал девочек для занятий по вокалу. Как же я была счастлива, когда Василий Васильевич сказал, что хочет взять меня к себе в класс. Так началось мое вхождение в новую музыкальную культуру, и, как оказалось, очень удачно» [3, 53].

Славные традиции джазовой педагогики Василия Упорова в РСМАЛ имени В.Успенского продолжаются под руководством директора, заслуженного работника искусств Узбекистана Дильдоры Джамаловой. Учащиеся выступают с концертными программами на лучших сценах столицы: в концертном зале «Туркистон», Государственной консерватории Узбекистан, театре «Ильхом».

В 2012 году ЮНЕСКО провозгласило 30 апреля Днем Джаза. Ежегодно в Большом зале РСМАЛ имени В.Успенского проходят выступления зарубежных джазовых музыкантов, а также джем-сейшн с участием учащихся лицея. Необходимо отметить гастроли индонезийской группы Вайана Балаван «Batuan Ethnic Fusion» (2018, полный состав ансамбля приехал в 2019). В репертуаре ансамбля звучал этноджаз в исполнении традиционного индонезийского оркестра и национального инструмента гамелан. Отрадно, что учащиеся лицея имели возможность ознакомиться и поиграть на нем. Гамелан появился на острове Ява, далее на Бали, Суматре и других островах индонезийского архипелага. В 2019 году выступали музыканты из Чехии, Франции и других стран, внося вклад в развитие и укрепление международных контактов.

Творческие джазовые проекты Василия Упорова, основанные на принципе самореализации личности в условиях коллективного исполнительства, взаимодополняющего и взаимообогащающего, дали прекрасные результаты и вошли в историю детской джазовой педагогики Узбекистана как плодотворный опыт, требующий глубокого изучения и распространения.

Список литературы /References

1. Андриянова В. Развитие творческого мышления и творческих способностей -фундамент эффективного обучения учащихся и молодёжи // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан. Ташкент, 2015.

2. Упоров В. «Джаз - это моя жизнь» // Новости Узбекистана. Ташкент, 2004. 12 март.

3. Закирова В. Диана Зиятдинова - Она из джаза // Молодые певцы Узбекистана. Ташкент, 2010.

РАБОТА ПИАНИСТА НАД ОДНОЧАСТНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Полатханова Н.Ш. Email: Polatkhanova17155@scientifictext.ru

Полатханова Наргиз Шамильевна - профессор, кафедра специального фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: работа пианиста представляет сложный многоступенчатый процесс, включающий несколько этапов в освоении изучаемого произведения. Естественно, что она содержит ряд общих моментов, обязательных и необходимых исполнителю в разучивании любого сочинения. Это, прежде всего, понимание стиля исполняемой музыки, содержания и формы, выбор исполнительских средств, инструментальных красок, приёмов. Наряду с этим работа над одночастным произведением крупной формы имеет и целый ряд специфических акцентов, на которые исполнитель должен обратить внимание. Основным является наличие программы - скрытой и явной, но определяющей характер образов и драматургии целого. Поэтому одночастное произведение крупной формы требует активного выявления творческой инициативы, фантазии и богатого художественного воображения, которые, однако, не должны иметь характер беспочвенного фантазирования.

Ключевые слова: музыка, искусство, композитор, пианист, стиль, произведение, специфика, приём, форма.

THE PIANIST'S WORK ON A ONE-PART PIECE Polatkhanova N.Sh.

Polatkhanova Nargiz Shamilyevna - Professor, DEPARTMENT SPECIAL PIANOFORTE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the work of a pianist is a complex multistage process that includes several stages in mastering the work under study. Naturally, it contains a number of general points that are obligatory and necessary for the performer in learning any composition. This is, first of all, an understanding of the style of the music being performed, the content and form, the choice of performing means, instrumental colors, techniques. Along with this, work on a one-part work of a large form also has a number of specific accents to which the performer must pay attention. The main thing is the presence of a program - hidden and explicit, but defining the character of the images and the drama of the whole. Therefore, a one-part work of a large form requires an active manifestation of creative initiative, fantasy and a rich artistic imagination, which, however, should not have the character of groundless fantasy. Keywords: music, art, composer, pianist, style, work, specificity, technique, form.

УДК 078

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.