Научная статья на тему 'Джаз в культуре России (конец 20 - начало 21 века)'

Джаз в культуре России (конец 20 - начало 21 века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8167
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбакова Е. Л.

Рубеж прошлого и нынешнего веков время обретения джазовой культурой России нового качества и нового уровня зрелости. За этот период произошло много событий, утверждающих новый социокультурный статус джаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джаз в культуре России (конец 20 - начало 21 века)»

Е.Л. Рыбакова

ДЖАЗ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ (КОНЕЦXX- НАЧАЛОXXI века)

Рубеж прошлого и нынешнего веков - время обретения джазовой культурой России нового качества и нового уровня зрелости. За этот период произошло много событий, утверждающих новый социокультурный статус джаза.

Среди них можно отметить широкий размах клубного и фестивального джазового движения, бурный рост джазового радио- и телеэфира, становление и развитие профессионального образования в стилистике эстрадноджазовой музыки, внедрение джазовой проблематики в академическое музыкознание, подготовку и защиту музыковедческих и культурологических диссертационных исследований о джазе. В 1997 году образована Московская ассоциация джазовых журналистов, появился Интернет-портал «Jazz.ru» (1), на котором с 1998 года размещается еженедельный веб-журнал «Полный джаз» (2).

В Советском Союзе первые джаз-фестивали прошли в Таллинне и Тарту в 1950-х годах, а в следующем десятилетии интерес к джазовой музыке способствовал началу джазового клубного и фестивального движения.

Первый в стране джаз-клуб «Д-58» был открыт в Ленинграде в 1958 году (3). В 1960-х годах в Москве работает пять джаз-клубов; в Ленинграде -три; в Риге, Новосибирске, Ярославле - по два; в Воронеже, Казани, Свердловске, Ташкенте, Донецке, Куйбышеве, Обнинске - по одному. В частности, в 1961-1962 годах были созданы джазовые клубы в Ленинградском государственном университете и других вузах. В 1964 году в северной столице открылся клуб «Квадрат». Куйбышевский джаз-клуб (президентом которого был В. Коннов) стал одним из первых официально зарегистрированных и имевших свое помещение и юридический адрес. Под эгидой этого клуба с 1966 года в Куйбышеве проводятся джазовые фестивали. В 1980-х годах в клубе выступали группы «Арсенал», «Каданс» Лукьянова, «Трио» Левиков-ского. Сольные концерты давал Л. Чижик. Эти

выступления имели большой общественный резонанс. Количество желавших попасть на эти концерты было велико, так как в фестивалях, проводимых этим джазовым клубом, принимали участие все ведущие музыканты нашей страны и звезды европейского джаза. Клуб вел активную просветительскую деятельность: проводились лекции, концерты, показы фильмов с участием мировых джазовых звезд. Выступали на его сцене и местные самодеятельные музыканты. Некоторые из них демонстрировали достаточно высокий уровень.

Интенсивность концертно-фестивальной и клубно-концертной жизни отечественного джаза подтверждается хроникой фестивалей, которые проводились в разных регионах нашей страны. Одним из первых в Российской Федерации был Поволжский фестиваль джаза в Куйбышеве в 1965 году. Затем прошли фестивали в Воронеже (1969), Горьком (1970) и других городах. Как правило, в числе участников больших фестивалей было представлено до 20 ансамблей из десяти городов (как, например, на фестивале в Горьком в 1970 году). В общесоюзных фестивалях 1970-х годов принимают участие джазовые музыканты Башкирии. С середины 1980-х в Уфе проводятся джазовые фестивали и концерты в рамках Всесоюзного (1985) и Всероссийского (1987) праздников эстрадной музыки, а также Всесоюзный джазовый фестиваль «Уфа-88», «Джаз-форум-89» и др.

До 1982 года в фестивальном и клубном движении были представлены более 20 городов нашей страны, большая часть которых находилась в Российской Федерации. На Украине было два центра джазовой музыки - Донецк и Днепропетровск, в Эстонии — Таллинн, Тарту, в Литве — Вильнюс, в Латвии - Рига, в Узбекистане - Ташкент.

Хроника джазовой жизни позволяет выявить активные культурные центры с постоянной работой джазовых клубов и периодическими смотрами достижений в форме фестивалей: Москва, Ленинград, Куйбышев, Ростов-на-Дону, Свердловск. Среди них лидером по количеству фестивалей является Куйбышев, где в 1982 году прошел XII джаз-фестиваль, в то время как в

Москве провели восьмой фестиваль джазовой музыки, в Ленинграде в 1981 году состоялись «Четвертые дни джаза „Осенние ритмы"», в Саратове в 1980-м прошел VI джаз-фестиваль (4).

Однако дело не только в количестве фестивалей. В некоторых случаях единственный фестиваль становился эпохальным, как, например, Тбилисский 1978 года. Он был самым масштабным по количеству участников. За десять дней на разных концертных площадках выступило 25 ансамблей из многих городов страны. Но важнее было то, что фестиваль продемонстрировал новый уровень профессионализма отечественного джаза. Это стало возможным благодаря двум судьбоносным событиям. Одно из них - открытие в РСФСР в 1974 году эстрадных отделений в музыкальных училищах, отличавшихся высоким профессиональным уровнем в системе классического музыкального образования (т. е. делались первые шаги в создании системы профессионального образования в области джазового искусства). Второе событие, предшествующее первому и неразрывно с ним связанное, — это то, что джаз с 1973 года становится филармоническим жанром. В отличие от 1930-х годов, когда в филармонических залах проводились отдельные концерты или циклы лекций-концертов, теперь здесь идет постоянная работа. К концу 1970-х годов под эгидой филармонии в разных городах страны работает около 30 джазовых коллективов. Появление джаза на филармонических площадках вызвало новую волну массового интереса к нему. При этом в известной мере сохраняется «родовая» связь джаза, переместившегося в культурную нишу академического искусства, и джаза ресторанов, кафе и танцплощадок. Осознание важности этой связи подвигло энтузиастов на проведение в Днепропетровске в октябре 1981 года особого фестиваля ансамблей, работавших «в сфере бытовой музыки». По качеству исполнения, стилевому разнообразию фестиваль ничем не уступал традиционным смотрам джазовых коллективов.

Подтверждением высокого уровня игры лучших отечественных джазовых ансамблей был их успех на международных фестивалях. Ансамбли

И. Бриля и В. Ганелина завоевывают достойные места в Белграде (1975) и в Варшаве (1976).

В 1989 году в Санкт-Петербурге произошло знаковое событие в музыкальной жизни города

- открытие джазовой филармонии (5). Это стало, с одной стороны, завершением периода, когда джаз в нашей стране был делом любителей, а с другой — обозначением перехода к более высокому социальному статусу джаза, окончательному закреплению джаза как филармонического концертного жанра. Однако, на наш взгляд, в филармонии нет места для талантливой новаторской молодежи: Джаз-Филармоник-Холл на Загородном, как правило, предоставляет сцену исполнителям традиционного джаза, а зрительный зал - респектабельной публике. В то же время филармония делает реверансы в сторону молодежи и детей: организовывает в 1989-1993 годах международный фестиваль «Осенние ритмы», с 1991-го проводит конкурс молодых джазовых исполнителей «Осенний марафон», с 1994-го -фестиваль «Свинг белых ночей», а для совсем юных раз в два года - весенний детский фестиваль-конкурс «Джаз-Парнас».

В 1990-х годах российское джазовое искусство поднимается на более высокий уровень и в связи с новой культурной политикой в стране получает возможности взаимодействия с массами, а также освоения новых форм концертной и профессиональной жизни. В Москве в 1990 и 1995 годах проходит Международный фестиваль джаза, в 1991 -м организуются Международные дни джаза, учреждается Московское джазовое агентство во главе с Ю. Саульским. С 1997 года в стране проводится «передвижной» джазовый фестиваль, охвативший многие города России (Москва, Калуга, Брянск, Курск, Орел, Тамбов, Липецк, Белгород, Волгоград, Саратов, Пенза). В нем принимают участие как отечественные, так и зарубежные музыканты. 1999-й стал годом учреждения московской фирмой звукозаписи «Богема-мьюзик» ежегодного Независимого международного джаз-фестиваля.

В 1994 году отметил тридцатилетие джаз-клуб «Квадрат» (руководитель и основатель - Натан Лейтес). Джаз-клуб «Квадрат» не был концертной организацией, но дал начало многим джазовым музыкантам Ленинграда, затем Санкт-Петербурга, являясь общедоступной школой для всех желающих приобщиться к джазу. Силами этого клуба был организован в 1987-1991 годах фестиваль «Джаз над Невой», с 1993 года при поддержке турфирмы «Сэмплер» клуб организует летом регулярные рейсы прогулочных катеров с джазовой программой типа джем-сэшн, циклы лекций «Джазовые пароходы», которые проводятся по настоящее время.

Молодые исполнители открыли в 1994 году «Новый джаз-клуб», позже «ІБС-джаз-клуб», как они сами определили - другой. Он положил начало молодежному клубному джазовому движению в Петербурге, которое предоставило возможность молодому поколению талантливых музыкантов проявлять себя и экспериментировать в новых стилях. Вышеназванный клуб был создан Феликсом Народицким и Виталием Юденко. За годы его существования в Таврическом саду были проведены Второй гитарный джазовый фестиваль (1996), Дни современного джаза, «Таврический сад». С 1996 года клуб работает на улице Шпалерной (дом 33) и по новому адресу открывается фестивалем «Петербургская джазовая весна». Уже через год это был зал европейского уровня. Клуб активно сотрудничает с зарубежными музыкантами, участвует в фестивалях Германии, Норвегии, Финляндии, США.

Сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается около двадцати клубов, неразрывными узами связанных с клубом 1РС, в которых джазовые музыканты могут исполнять музыку по своему выбору. Однако здесь существует проблема так называемой «малой сцены», на которой помещается не более трех-четырех исполнителей; большие группы практически не имеют возможности выступать на таких площадках. Это явление, на наш взгляд, объясняется финансовыми проблемами, связанными с арендой помещений и

оплатой музыкантам, что, в свою очередь, приводит к оттоку лучших джазо -вых музыкантов из Санкт-Петербурга.

В течение последних десятилетий в Санкт-Петербурге проводится несколько ежегодных фестивалей: с 1996 года - «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» и Международный фестиваль гитарного джаза «XX век без наркотиков»; в 2000 году прошел фестиваль латиноамериканской культуры. Фестивали привлекают отечественных и зарубежных музыкантов самых разных стилей и направлений - мэйнстрим, блюз, джаз-рок, кантри, кантри-рок. Так, в программе «Звезды классической музыки» на VIII Международном фестивале гитарного джаза (2004) играл Сергей Стадлер. В течение десяти лет в программах этого фестиваля были представлены Вечера высокой классики (Невский струнный квартет), Вечера современного джаза (2000), выступления «АК8-МОУА» под управлением Петра Корнева, ансамбля Андрея Кондакова. В рамках фестиваля в Санкт-Петербургской государственной консерватории выступал Михаил Альперин (Норвегия). В 1999 году на IV Международном фестивале «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» играл квартет Алексея Чижика. В 2003 году был учрежден Санкт-Петербургский международный Петропавловский джазовый фестиваль. В 2004 году он проходит при поддержке Ричи Коула (США), американского саксофониста и аранжировщика. IV ежегодный Петропавловский джазовый фестиваль ЛаггС)-2006 собрал в Петербурге лидеров джазовой музыки: в Петропавловской крепости выступили Масео Паркер, Эдди Палмьери, Стэнли Кларк, Джордж Дюк и др. На двух сценах, «Петербург» и «Роттердам», сменяя друг друга, выступали российские и зарубежные коллективы. Открывали фестиваль JazzQ Игорь Бутман и Igor Butman Big Band. Два вечера любители джаза наслаждались живой музыкой, свободно расположившись на газонах.

Ежегодно количество фестивальных площадок увеличивается, выступления музыкантов проходят не только на клубных сценах. Если Второй международный фестиваль гитарного джаза проводился в двух залах

(JFC-jazz-club и Арт-клуб «Манхеттен»), то пятый в 2000 году - в семи (JFC, Jamm Hall, Jimi Hendrix, Neo Jazz Club «Муха-Цокотуха», Take Five, кафе «Крунк», телекафе «Городок»). Музыка VII (2003) и VIII (2004) международных фестивалей гитарного джаза звучала как на сценах джаз-клубов, так и в Учебном театре Академии театрального искусства. Среди площадок, на которых проходили фестивали «Джазовая весна в Санкт-Петербурге», были Дом кинематографистов и Дворец на Литейном «Олимпия» на первом фестивале и Большой зал филармонии - на шестом и седьмом. Третий фестиваль «Свинг белой ночи» (1996) проходил как на сцене филармонии джазовой музыки, где слушатели сидели за столиками, так и в концертном зале «Карнавал» ЛенЭК-СПО, шестой фестиваль — в Михайловском саду и Смольном соборе.

Особо надо отметить ежегодный фестиваль «Краски джаза», проводимый в Санкт-Петербургском государственном университете. Он продолжает двухвековую традицию вечеров под названием «Музыкальные упражнения студентов императорского Санкт-Петербургского университета», где выступали великие российские музыканты. Выбор места не случаен: организаторы адресуют мероприятие в первую очередь студентам, да и участники фестиваля - преимущественно молодые артисты.

Отметим также джазовые фестивали, которые пользуются популярностью в регионах России.

С 1999 года при активной поддержке администрации Тихвинского района Ленинградской области проводится ежегодный Детский открытый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине». Особая роль в его организации принадлежит детской школе искусств им. Н. А. Римского -Корсакова. Обязательным пунктом в программе этого конкурса является приглашение известных российских музыкантов и профессоров в жюри, а также посещение юными участниками музея Н. А. Римского-Корсакова.

С 2002 года в Мордовии проводится ежегодный фестиваль джазовой музыки ВЭЙСЭ 1А22.

В 2003 году московские музыкальные школы МГДМШ № 2 им. И. О. Дунаевского и ДМШ № 28 им. А. Т. Гречанинова проводили IV Московский джазовый фестиваль детей и юношества «Осенние ритмы» для учащихся музыкальных школ.

В 2004 году в усадьбе Архангельское был проведен Первый фестиваль современной импровизационной музыки, на котором выступили известные музыканты Игорь Бриль с программой «Игорь Бриль+5», Анатолий Кролл с проектом «Мы из джаза», Георгий Гаранян и братья Ивановы, Вячеслав Ганелин, Валерий Пономарев и квартет Льва Кушнира, Алексей Айги и ансамбль 4'33, Лера Гехнер Band, «Marimba Plus», «Фэн-шуй Джаз Театр». Джаз звучал в самых разнообразных его проявлениях — от фолка до фанка, лаунджа и эйсид джаза.

Таким образом, в настоящее время джаз получил широкое распространение в нашей стране и имеет ярко выраженные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, где сложились три ведущие профессиональные джазовые школы России: факультет музыкального искусства эстрады под руководством народного артиста России, композитора, профессора В. М. Лебедева (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств), кафедра музыкального искусства эстрады под руководством народного артиста России, профессора И. М. Бриля (Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных) и кафедра, созданная заслуженным деятелем искусств России, профессором К. А. Назаретовым (Ростов-на-Дону, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова). За последние два десятилетия они выпустили целую плеяду молодых талантливых музыкантов. Возникла новая когорта, которая сегодня не только представляет российский джаз, но и создает его.

Творчество молодых российских музыкантов занимает достойное место среди джазовой элиты России. Это квартет Ивана Васильева (мэйнстрим 2000 год) «От свинга до фанка», ансамбль Алексея Попова, группа «Парадигма» с лидером Сергеем Татаринцевым. Последняя исполняет

оригинальные композиции в стиле фьюжн, соединяя элементы различных музыкальных направлений, таких как фанк, 1а1лп ]а22, джаз-рок, арт-рок на джазовой основе. Гордостью российской музыкальной культуры являются Александр Гуреев (саксофон), Максим Некрасов (губная гармошка), Татьяна Долгополова (эстрадно-джазовое пение), Даниил Прокопьев (перкуссии), Г асан Багиров (гитара), Александр и Дмитрий Бриль (саксофоны).

Об утверждении джаза как академического концертного жанра свидетельствуют концерты «новорусского джаза» в Московском центральном Доме художника (2—3 раза в месяц), в Московском Доме композиторов, в Малом и Рахманиновском концертных залах Московской консерватории, джазовый абонемент Екатеринбургской филармонии, регулярные концерты джазовых музыкантов (концерты Игоря Бутмана с ансамблем, Георгия Гараняна со своим коллективом) в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской государственной филармонии.

В заключение мы приходим к выводу о том, что джаз конца XX -начала XXI века превратился в академический жанр и действительно занял достойное место в российской музыкальной культуре.

Литература

1.1а22.га [Электронный ресурс]. Режим дост; ппр://\у\у\у.]а22.ги/. Загл. с экрана.

2. Полный джаз [Электронный ресурс]: еже] журн. Режим доступа: Ьпр:/Лу\у\у.]а22.ги/та§/с1е6 п1т. Загл. с экрана.

3. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]: циклопедия. Режим

доступа: Ытр://\у\у\у.епс5р1: агпс1е.рЬр?кос1=002100110219. Загл. с экрана.

4. Баташев А. Панорама джаза: 1970-1982: > ника и комментарии // Советский джаз: Пробле События. Мастера. М., 1987. С. 405А52.

5. Фейертаг В. Б. Джаз от Ленинграда до Пе1 бурга: время и судьбы. Фестивали джаза. Кто е кто. СПб., 1999. 348 с.

6. Два дня мирового джаза в Петербурге! [Э; тронный ресурс]. Режим доступа: пйр://\у те§а1х>пп\у.га/511е/ги8/пе\У5/еуеп1:5/)а22С[_2006. 3 с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.