Научная статья на тему 'Первые шаги обучения эстрадно-джазовому искусству в Узбекистане'

Первые шаги обучения эстрадно-джазовому искусству в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
245
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ / ЭСТРАДА / ИСПОЛНИТЕЛЬ / КОНЦЕРТ / САКСОФОН / КЛАСС / КОМПОЗИТОР / ИСКУССТВО / АНСАМБЛЬ / JAZZ / POP / PERFORMER / CONCERT / SAXOPHONE / CLASS / COMPOSER / ART / ENSEMBLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назарьян Арсен Ашотович

У истоков стояли: заведующий цирковым отделением Николай Иванович Локиза, композиторы Владимир Ефимович Мелов, Евгений Петрович Живаев. С 1984 года начали преподавать на инструментальном отделе композитор Валерий Ибрагимович Сапаров, где преподавал по классу фортепиано и ансамбля, по классу гитары Юрий Середа, по классу ударных инструментов Иван Димов, по классу кларнета и саксофона Юрий Исаков, а с 1998 года продолжили преподавать класс кларнета и саксофона молодые педагоги Арсен Назарьян, Руслан Чир-Чир. Композитор и пианист Валерий Сапаров писал и аранжирововал произведения для эстрадных ансамблей, исполнение которых имело успех на концертах в колледже и за его пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST STEPS IN TEACHING POP-JAZZ ART IN UZBEKISTAN

Аt the source were the head of the circus department Nikolai Ivanovich Lokiza, composers Vladimir Efimovich Melov, Evgeny Petrovich Zhivaev. Since 1984, composer Valery Ibragimovich Saparov began teaching at the instrumental department, where he taught piano and ensemble, guitar Yuri Sereda, percussion Ivan Dimov, clarinet and saxophone Yuri Isakov, and from 1998 continued to teach clarinet and saxophone young teachers Arsen Nazaryan, Ruslan Chir-Chir. Composer and pianist Valery Saparov wrote and arranged works for pop ensembles whose performances were successful at concerts in college and beyond.

Текст научной работы на тему «Первые шаги обучения эстрадно-джазовому искусству в Узбекистане»

заключение хотелось отметить, что Сулейман Юдаков был одним из первых симфонистов узбекской композиторской школы. Его симфонизм проявился в рассмотренных выше "Поэме -рапсодии" как "симфоническая драма", а в "Фестивальной увертюре" представляет собой "монотематический симфонизм".

Список литературы / References

1. Янов-Яновская Н.С. Творчество композиторов Узбекистана в аспекте теории интертекста // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.

2. АсафьевБ.В. "Музыкальная форма как процесс". Ленинград, 1963.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ИСКУССТВУ В УЗБЕКИСТАНЕ Назарьян А.А. Email: [email protected]

Назарьян Арсен Ашотович - старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана. г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: у истоков стояли: заведующий цирковым отделением Николай Иванович Локиза, композиторы Владимир Ефимович Мелов, Евгений Петрович Живаев. С 1984 года начали преподавать на инструментальном отделе композитор Валерий Ибрагимович Сапаров, где преподавал по классу фортепиано и ансамбля, по классу гитары - Юрий Середа, по классу ударных инструментов - Иван Димов, по классу кларнета и саксофона - Юрий Исаков, а с 1998 года продолжили преподавать класс кларнета и саксофона молодые педагоги Арсен Назарьян, Руслан Чир-Чир. Композитор и пианист Валерий Сапаров писал и аранжирововал произведения для эстрадных ансамблей, исполнение которых имело успех на концертах в колледже и за его пределами.

Ключевые слова: джаз, эстрада, исполнитель, концерт, саксофон, класс, композитор, искусство, ансамбль.

THE FIRST STEPS IN TEACHING POP-JAZZ ART IN UZBEKISTAN

Nazaryan AA.

Nazaryan Arsen Ashotovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: а1 the source were the head of the circus department Nikolai Ivanovich Lokiza, composers Vladimir Efimovich Melov, Evgeny Petrovich Zhivaev. Since 1984, composer Valery Ibragimovich Saparov began teaching at the instrumental department, where he taught piano and ensemble, guitar Yuri Sereda, percussion Ivan Dimov, clarinet and saxophone Yuri Isakov, and from 1998 continued to teach clarinet and saxophone young teachers Arsen Nazaryan, Ruslan Chir-Chir. Composer and pianist Valery Saparov wrote and arranged works for pop ensembles whose performances were successful at concerts in college and beyond.

Keywords: jazz, pop, performer, concert, saxophone, class, composer, art, ensemble.

УДК 078

В.Сапаров и С.Сапарова являются авторами учебного пособия для эстрадных ансамблей, что дало быстрое и качественное развитие в эстрадно-джазовом направлении. Эстрадно-джазовое направление также развивалось в музыкальном училище им. Хамзы, где по классу кларнета и саксофона преподавал Юнус Гульзаров. В 1996 году в Государственной консерватории Узбекистана была открыта кафедра «Эстрадного инструментального

исполнительства», у истоков которой стояли Надим Нарходжаев, Энмарк Салихов, Баходыр Муртазаев, и др. Были открыты направления по специальностям:

1 класс саксофона;

2 класс трубы;

3 класс тромбона;

4 класс фортепиано;

5 класс гитары;

6 класс бас-гитары;

7 класс ударных ин-тов.

Композитор и пианист Валерий Сапаров, ввел в обязательное обучение и импровизационное обыгрывание эстрадно-джазовых цифровок (буквенно-цифровых обозначений).

Заслуженный деятель Узбекистана, композитор, профессор Энмарк Салихов, ввел в начальные музыкальные школы предмет джазовой импровизации.

В 1998 году профессором Баходыром Муртазаевым был создан студенческий Биг-бенд в Государственной консерватории Узбекистана, а также джаз-квартет саксофонистов. Сейчас деятельность профессора Баходыра Муртазаева продолжает его выпускник Арсен Назарьян.

Целенаправленно ведется обучение эстрадно-джазовому, исполнительскому искусству в Академическом лицее для Одаренных детей при Государственной консерватории Узбекистана.

Хорошо поставлена работа по освоению джазового искусства в РСМАЛ имени Р. Глиэра.

Особенно перспективно развивается в Узбекистане фортепианный джаз. Предпосылки к этому были заложены фундаментальным базовым фортепианным образованием, имеющим в Узбекистане давние традиции.

Начальное музыкальное образование будет предусматривать воспитание и обучение эстрадному и джазовому пению, игре на таких инструментах, как саксофон, труба, тромбон, гитара, бас, фортепиано, ударные инструменты и др., создание школьных Биг-бендов, различных музыкальных ансамблей. Безусловно, что такие коллективы уже имеются и очень успешно функционируют сегодня. С успехом выступают Биг-бенд и джаз-квартет саксофонистов Государственной консерватории Узбекистана (дирижер А. Назарьян). Узбекистан посещают крупнейшие мастера джаза.

О возрождении джаза в Узбекистане свидетельствует тот факт, что Ташкент все чаще становится местом проведения фестивалей, привлекающих именитых музыкантов из многих стран мира. Собирая многочисленных ценителей сцены, фестивали превращаются в настоящий праздник джаза. Участие в них принимают как известные отечественные коллективы и солисты, так и начинающие исполнители.

В 1978 году была создана «Эстрадно-цирковая студия», которая примерно через два года была преобразована в самостоятельную студию, 2-х годичного обучения. В «Эстрадно-цирковой студии» были открыты четыре отделения: инструментальное, вокальное, цирковое и речевое отделение. Со временем студия была преобразована в «Эстрадно-цирковой колледж», где на вокальном и инструментальном отделениях учащиеся продолжают обучаться эстрадно-джазовому искусству.

Сегодня в музыкальных учебных заведениях Ташкента воспитываются будущие джазовые музыканты-исполнители и певцы - новое поколение артистов, которые будут нести в массы нравственно-духовную культуру музыкального искусства, обогащая их духовный мир, способствуя гармоничному развитию личности свободного демократического общества.

Джаз, как разновидность музыки, в сущности феномен - исторический, эстетический, социальный. Он несопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие совершалось веками [1, 5].

Джаз - это не просто музыка, это состояние души, образ жизни, это то, что будет актуально и востребовано всегда.

В декабре 2012 года Генеральная Ассамблея ООН официально одобрила решение провозгласить 30 апреля Международным днём джаза.

Международный день джаза способствует поощрению мира, межкультурного диалога, культурного разнообразия, а также уважения к правам человека и человеческому достоинству.

Основной целью проведения международного фестиваля является предоставление возможности джазовым музыкантам Узбекистана и зарубежья провести празднование этого универсального языка мира, культурного разнообразия и межкультурного диалога посредством проведения различных мероприятий, в частности: концерты, джем-сейшены (импровизации), мастер-классы, творческие встречи.

Международный джазовый фестиваль в Узбекистане проходил при участии ведущих джазовых исполнителей и групп из США, Франции, Индии, Латвии и Узбекистана.

В рамках джазового фестиваля состоялись многочисленные выступления музыкантов студенческого Биг-бенда и джаз-квартета саксофонистов кафедры «Эстрадного инструментального исполнительства» Государственной консерватории Узбекистана.

Именно темброво-гармоническая сфера, наряду с новыми, в том числе импровизационными приемами формообразования приоткрыли дверь в «джазовую эпоху» и создали грань между джазом и такими его предшественниками, как менестрельная баллада, кекуок и регтайм [2, 186].

Джаз - это неотъемлемое искусство в Узбекистане. Он прошел долгий путь до становления на данный этап.

Джазовое искусство - одна из своеобразных сфер современной музыкальной культуры. Джаз оказывает особенно большое влияние на духовный мир молодежи, мировосприятие которой формируется под воздействием окружающей среды. Джаз необычное, во многом парадоксальное явление, аналогов которому нет, он очаровывает, то принимая форму развлекательно-эстрадную, то углубляясь в сферу утонченных экспериментов, философских размышлений, джаз живет бурной, насыщенной жизнью. Молодежь интуитивно чувствует в нем свежесть, избыток динамического импульса мощной жизненной энергии и силы, которые не столь ярко выражены в других областях современной музыки. Магнетически притягательная импровизационная природа джаза способствует развитию творческих способностей личности, музыкального мышления, возможности более глубокого восприятия мира.

Список литературы / References

1. Коллиер Дж.Л. Становление Джаза. М.: Радура, 1983.

2. Конен В.Д. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984.

TYPES OF ORNAMENTS AND THEIR IMPORTANCE IN MINIATURE

ART

Payzieva Ch.A. Email: [email protected]

Payzieva Charos Alisher qizi — Teacher, DEPARTMENT OF MINIATURE AND BOOK GRAPHICS, FACULTY OF FINE ARTS, NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMALIDDIN BEKHZAD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article explores the types of ornaments used in Oriental miniature art: girih, arabesque, field and chain ornaments, and their importance in manuscripts. There are compositional structures of art decor. Like all forms of visual art, the art of creation is based on general models of composition. The ornament is very common in Muslim countries and differs from the peoples of Europe and Africa. A feature of the eastern pattern is its endless continuation. It is noted that a full understanding of Islamic fine art plays an important role in analyzing the composition of the manuscript with margins andframes.

Keywords: oriental miniature art, Islamic art, types of ornaments, ornament islimi, field decoration, chain decoration, manuscripts and geometric shapes.

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ МИНИАТЮРЫ Пайзиева Ч.А.

Пайзиева Чарос Алишер кизи — преподаватель, кафедра миниатюры и книжной графики, факультет изобразительного искусства, Национальный институт художеств и дизайна им. Камoлиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье анализируются типы орнаментов а также их значение в рукописи, используемых в искусстве миниатюры Центральной Азии, такие как гирих,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.