ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
АЛГОРИТМЫ ДЖАЗА Седых Т.Т. Email: Sedykh17131@scientifictext.ru
Седых Татьяна Томовна — доцент, кафедра музыкально-теоретических дисциплин, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: всенаучное понятие «алгоритм», образованное, как известно, от латинизированной транслитерации имени великого математика и астронома, едва ли ни первого среднеазиатского энциклопедиста Мухаммади ибн Мусо аль-Хоразми (783-850), успешно применяется не только в точных науках, но и в гуманитарных науках, в том числе искусствознании, в данном нашем контексте — в параметрах искусства джаза. Известный в Узбекистане замечательный джазовый музыкант Сергей Гилёв в своей книге «Беседы о джазе», обращаясь к истории искусства Узбекистана, писал: «Создаётся огромное количество научных и медицинских трактатов, большое значение приобретают и трактаты по музыке Фараби, Ибн-Сины, Хорезми и Фахруддина ар-Рази, ставшие составной частью в европейской музыкально-теоретической науке, получившей блестящее развитие в последующей эпохе. Так, культурное наследие различных народов и различных эпох, воздействуя друг на друга, складываются в единое целое на благо всего человечества» [1, 72]. Имя аль-Хоразми упоминается Гилёвым не случайно, поскольку искусство джаза по своей природе постоянно апеллируется алгоритмами прошлого и современности. В статье рассматривается значение алгоритмов в музыке, влияние на развитие музыкальной мысли, логика построения джазовой композиции. Алгоритмы в гуманитарных науках, в том числе искусствознании, в данном нашем контексте — в параметрах искусства джаза c помощью алгебраических методов можно решать различные прикладные задачи. Ключевые слова: джаз, алгоритм, музыка, музыкант, искусство, импровизация, квадрат, ученый, математический анализ.
ALGORITHMS OF JAZZ Sedykh T.T.
Sedykh Tatyana Tomovna — Docent, DEPARTMENT MUSIC-THEORETICAL DISCIPLINE, STATE INSTITUTE ART AND CULTURES OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: аН scientific notion algorithm, formed, as is well known, from latin transliterations of the name great mathematics and astronomer, hardly nor first среднеазиатского of the encyclopedist Muhammadi ibn Muso al-Horazmi (783-850), is successfully used not only in exact science, but also in humanitarian science, including искусствознании, in given our context — in parameter art jazz. The Known in Uzbekistan remarkable jazz musician Sergey Gilyov in its book "Conversations about jazz", обращаясь to histories art Uzbekistan, wrote: "The enormous amount scientific and medical disquisition, big importance gain and disquisitions on music Farabi, Ibn-Blue, Horezmi and Fahruddina are-reek, became by component part in european music-theoretical science, got brilliant development in the following epoch. So, cultural heritage different folk and different epoches, influencing friend on friend, form in united integer on good whole mankind" [1, 72]. The Name scarlet-Horazmi is mentionned Gilyov not accidentally since art of jazz on its nature is constantly appealled algorithm past and contemporaneity.
Importance algorithm is considered In article in music, influence upon development of the music thought, logic of the building to jazz composition. The algorithms in humanitarian science, including music art, in given our context — in parameter art jazz by means of algebraic methods possible to solve the different applied problems.
Keywords: jazz, algorithm, music, musician, art, improvisation, square, scientist, mathematical analysis.
УДК 78.07
Джаз - искусство импровизации, в основе которого лежат определённые схемы алгоритмических требований и действий, без безукоснительного выполнения которых
невозможно достижение высокого художественного результата. Более того - алгоритмизация -важнейший фактор, обеспечивающий логику развития музыкальной мысли джазового музыканта. Глубоко обдумываемая им последовательность интонационные развертывания и ритмоформулы создают особую динамику движения во время исполнения.
Как известно, восточные учёные числа фиксировали словами. Проводя параллель, отметим, что и в джазе аккорды обозначаются буквами и цифрами. Большие буквы означают основной мажорный тон, малые - минорный. Употребление в аккорде цифры «7», означает добавление септимы. Разнообразны графические схемы гармонических последовательностей, изложенные в виде цифровок. Примером можно назвать композицию «Джанго» Джона Льюиса [7, с. 9].
4/4 Ет | Вт Ат Вт | С-9 | Ет ЕтЯ" Ет ...
Весьма оригинальна алгоритмическая схема фортепианной пьесы «Джаз-вальс» Энмарка Салихова [7, с. 10].
3/4 Dm7 | G9/6 | С6 Dm Cmaj | Ат7 | Dm6 | .
Нт Ат | Dm7G7| F6G7| C6Cmaj | Ат7| .
Логика построения джазовой композиции обеспечивает её структурную целостность, формирует обоснованность музыкального развертывания. В этом отношении полезны практические упражнения, основанные на разработках алгоритмических программ по джазовой импровизации. Важное значение в развитии музыкального мышления джазового музыканта имеют упражнения, в основе которых лежат графические схемы гармонических последовательностей альтерированных хроматических септаккордов. Аккорд может быть поднят или опущен путём повышения или понижения каждой ноты, в результате которых можно получить новые аккорды.
Среди алгоритмов, которые весьма успешно можно применять в джазе, на наш взгляд, наиболее целесообразными являются структурные, а именно - блок-схемы, граф-схемы. Важнейшей единицей джазовой музыки является квадрат или хорус, представляющий собой гармоническую последовательность, уложенную в определённое количество тактов. Алгоритм, созданный джазовой композицией на основе квадратов, может быть выражен в различных схемах, имеющих определённую логику развития. Показательно, что понятие квадрат является одним из основных в алгебраическом трактате Аль-Хоразми «Краткая книга восполнения и противопоставления», имеющая важное значение для разработки алгоритмических программ в джазе. «Трактат состоит из двух частей - теоретической и практической. В первой из них излагается теория линейных и квадратных уравнений, а также затрагиваются некоторые вопросы геометрии. Во второй части алгебраические методы применяются к решению конкретных хозяйственно-бытовых, торговых и юридических задач» [2, 31].
Таким образом, с помощью алгебраических методов можно решать различные прикладные задачи, в том числе и в музыке. В связи с этим заслуживают внимания педагогические алгоритмы преподавателя РСМАЛ имени В. Успенского Инны Цхай, предлагающей 43 задания в виде последовательности шагов алгоритма при анализе экспозиции классической сонатной формы. «Важная польза от работы с алгоритмом нам видится в том, - подчеркнула И. Цхай, - что учащиеся, разбирающие произведение скорее интуитивно, нежели логически, теперь смогут не только выбирать правильное решение, но и логически обосновать свой выбор» [3, 98].
Джазовому музыканту, обращающемуся к алгоритмам, полезно ознакомиться со сборником логических задач автора известных сказок «Алиса в Стране Чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» Льюиса Кэрролла. В предисловии к этой замечательной книге Юрий Данилов отмечает математический багаж Л. Кэрролла, накопленный им за годы учения в школе и Оксфордском университете, который «почти полностью исчерпывался элементарной геометрии по Евклиду, зачатками линейной алгебры и элементарными сведениями из математического анализа. Но с детских лет, чутко реагируя на всякое нарушение логики в повседневной жизни, на алогизмы в общепринятых рассуждениях, Льюис Кэрролл разработал свою собственную систему логики, не безупречную, но безусловно новаторскую» [4, 9]. Наибольший интерес в данном сборнике представляет четвёртая глава, имеющая название «В цель или мимо» и, в частности, 101 пара посылок с заданием вывести заключение из каждой пары посылок [4, 57-62] и «Арифметический крокет для двух игроков» [4, 76].
Методы алгоритмических программ в джазе могут быть очень разнообразными и зависят от научного и творческого потенциала разработчика: музыканта-исполнителя, педагога, композитора, аранжировщика. Учитывая возможности компьютерных, технологических программ, разработанных для решения задач музыкального исполнительского искусства, необходимо изучать этот опыт и применять его, развивая в собственной практике. В этом плане интересно измерение параметров музыкального звука в программе «БРАХ» [5, 55].
Освоение джазовым музыкантом современных информационно-коммуникационных технологий, истоки которых восходят к гениальным прозрениям и открытиям Аль-Хоразми, имеют сегодня исключительно важное значение. В музыкальном искусстве, в том числе и джазовом, цифровая музыка становится одной из основополагающих. «В современном мире определение «цифровой» означает особую форму существования информации - форму, которая предполагает новые способы её хранения, воспроизведения и передачи» [6, 190]. Джаз, содержащий в себе богатейшую духовную информацию, с помощью музыкальной алгоритмизации, может в ещё большей степени, выражать эстетические запросы слушателей, приобщать их к миру прекрасного.
Список литературы / References
1. Гилёв С. Беседы о джазе. Т., 2008.
2. Сираждинов С.Х., Матвиевская Г.П. Аль-Хорезми - выдающийся математик и астроном средневековья. М., 1983.
3. Цхай И.Н. Алгоритмический метод анализа экспозиционного раздела классической сонатной формы (На примере клавирных сонат И. Гайдна и В.А. Моцарта) // Методические записки музыкальной школы имени В.А.Успенского. Выпуск 6. Т., 1997.
4. Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
5. Харуто А.В. Компьютерные методы анализа звука в музыковедческом исследовании// Музыка и время. М., 2005. № 8.
6. Громадин В. Цифровая музыка цифрового века // Музыкальная академия. М., 2008. № 1.
7. Салихов Э. Джазовая импровизация для фортепиано. Т., 2005.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИТМА В УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ Икрамов И.И. Email: Ikramov17131@scientifictext.ru
Икрамов Ильхам Иногамович — доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в музыке время - это деление звука. Источником длящегося звучания является удар по струне, мембране, вибрация столба воздуха и другие. Теоретики музыки называют это накра (щелчок, удар). Он имеет начало и конец. В письме начало обозначается буквой «т», конец «н», а сам процесс движения отмечается огласовкой этих согласных. Когда конец одного удара смыкается с началом следующего, образуется сцепление мухаллала (вхождение). Начало называется опорой движенияумдаи харакат (источник движения) или собит (опора). В письме обозначается буквой «м». Затухание считается окончанием движения-звучания саканат (пауза) или таваккуф (остановка) [1, 68].
Продолжение звучания, по мнению ученых Востока, может быть относительно коротким (каср), долгим (тул) и средним (муутавассит). Самая короткая длительность (атомарная величина) условно приравнивается одной накра. Поэтому накра называют еще и «первичное время» (замони аввал), то есть между двумя накра нельзя поместить третью. Накра неделима на части. На практике она может быть представлена как один удар или же в дробном виде. На языке музыки последнее называется таръдид (букв. дрожание, тремоло). Следовательно, наименьшей из ритмических единиц принято считать накра. Последующие единицы по отношению к накра будут составлять кратные величины.
В контексте нашей статьи наибольшую ценность представляют научно-теоретические воззрения учёных об узбекской классической музыке как музыкальным феномене. Исходя из научных традиций прошлого и современных реалий, он придаёт большое организующее значение ладовой и ритмической основе Шашмакома.
Ключевые слова: музыка, ритм, лад, стих, теория, практика, круг, усуль, формула.