Библиографический список
1. Константы культуры России и Монголии: очерки теории и истории / под. ред. М.Ю. Шишина, Е.В. Макаровой. - Барнаул, 2010.
2. Гекман, Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира. - Барнаул, 2005.
3. Неклюдов, С.Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов [Э/р]. - Р/д: www.ruthenia.ru
4. Владимирцов, Б.Я. Работы по литературе монгольских народов. - М., 2003.
5. Пространство в традиционной культуре монгольских народов / сост. Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагла-нова; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - М., 2008.
6. Сагалаев, А.М. Алтай в зеркале мифа. - Новосибирск, 1992.
7. Эдоков, В.И. Возвращение мастера. - Горно-Алтайск, 1994.
8. Содномилова, М.М. Концепт Родина в культуре монгольских народов // Этнографическое обозрение. - 2007. - № 3.
Bibliography
1. Konstantih kuljturih Rossii i Mongolii: ocherki teorii i istorii / pod. red. M.Yu. Shishina, E.V. Makarovoyj. - Barnaul, 2010.
2. Gekman, L.P. Mifopoehtika narodov Sibiri: personosfera i modelj mira. - Barnaul, 2005.
3. Neklyudov, S.Yu. Morfologiya i semantika ehpicheskogo zachina v foljklore mongoljskikh narodov [Eh/r]. - R/d: www.ruthenia.ru
4. Vladimircov, B.Ya. Rabotih po literature mongoljskikh narodov. - M., 2003.
5. Prostranstvo v tradicionnoyj kuljture mongoljskikh narodov / sost. B.Z. Nanzatov, D.A. Nikolaeva, M.M. Sodnompilova, O.A. Shaglanova; In-t mongolovedeniya, buddologii i tibetologii SO RAN. - M., 2008.
6. Sagalaev, A.M. Altayj v zerkale mifa. - Novosibirsk, 1992.
7. Ehdokov, V.I. Vozvrathenie mastera. - Gorno-Altayjsk, 1994.
8. Sodnomilova, M.M. Koncept Rodina v kuljture mongoljskikh narodov // Ehtnograficheskoe obozrenie. - 2007. - № 3.
Статья поступила в редакцию 15.03.13
УДК 78.072.2
Lubyanaya E.V. MODERN JAZZ PIANISTS: ENVIRONMENT, REPERTOIRE, STYLE. This article provides an overview of contemporary jazz pianism. The performed research allows us to represent the processes occurring in the jazz piano, to assess the creative achievements of the leading jazz pianists, to trace the connection of jazz music with other world music culture tours and determined development in jazz piano playing in the future. This problem is multifaceted and is of interest for future research.
Key words: contemporary jazz pianism, jazz piano, jazz pianists, piano jazz, individual playing style, trends in contemporary jazz.
Е.В. Лубяная, аспирант каф. теории музыки Ростовской гос. консерватории
им. С. В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]
ПИАНИСТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗА: СРЕДА, РЕПЕРТУАР, СТИЛИСТИКА
Данная статья посвящена обзору современного джазового пианизма. Проведенное исследование позволяет представить процессы, происходящие в сфере джазового фортепиано, оценить творческие достижения ведущих пианистов джаза, проследить связи джазовой музыки с другими мировыми музыкальными культурами и определить векторы развития пианизма в джазе в будущем. Данная проблематика многогранна и представляет интерес для будущих исследований.
Ключевые слова: современный джазовый пианизм, джазовое фортепиано, джазовые пианисты, фортепианный джаз, индивидуальный исполнительский стиль, тенденции современного джаза.
В современном джазе пианисты занимают не просто значительное место; весьма характерная тенденция нашего столетия
- стремительно эволюционирующее сольное фортепиано. Это совершенно самостоятельная, активно развивающаяся область в джазовом пространстве, сосуществующая с главной формой этого искусства - ансамблевым музицированием. С одной стороны, это явление связано с исконными джазовыми традициями, явно обнаруживает преемственные связи с различными стилевыми направлениями фортепианной джазовой культуры прошлого столетия. С другой, сольная фортепианная стихия в джазе сегодня тесно переплетается, смыкается с бурно функционирующим классическим пианизмом - востребованные на мировой концертной эстраде академические пианисты-виртуозы охотно и успешно играют аранжировки, транскрипции и джазовый репертуар. Джазовые пианисты исполняют репертуар академический, блистая разнообразными аранжировками, импровизациями классики от Баха до Булеза и Штокхаузена. И на фоне чрезвычайно характерной и популярной в начале нового века традиции академических пианистов играть виртуозные переложения, родственные, по существу, импровизациям, все взаимодействует, образуя явления, которые теоретики джаза называют «world music», «smooth jazz», «contemporary jazz» и прочими новыми понятиями.
Чтобы анализировать феномен сольного джазового пианизма (а это, несомненно, феномен современной музыкальной культуры), важно охватить явление в целом, общие характерные черты. В данной статье ставится задача назвать важ-
нейших представителей джазовой фортепианной молодежи и активно концертирующих сегодня корифеев, очертить среду их деятельности, охарактеризовать жанровые и стилевые направления творчества, обозначить подходы к изучению индивидуальностей.
Индивидуальный стиль - одна из сложных тем для исследователя современного сольного пианизма в джазе. Это явление сложилось далеко не сразу; культовыми фигурами джаза на протяжении его истории были аранжировщики, руководители бэн-дов и ансамблей, естественно - певцы; начиная со свинга и потом эры би-бопа, кумирами публики становились самобытные и неповторимые солисты-инструменталисты. Именно узнаваемые даже самыми демократическими слушателями исполнительские личности в джазе составляли иконы различных стилей. Проследить, как ими становились пианисты, и означает понять истоки непререкаемой популярности и индивидуальности современных «идолов» фортепианного джаза.
Сегодня знаменитые пианисты в джазе - это целая плеяда молодых музыкантов из разных стран, которые демонстрируют высочайший уровень мастерства в разных ипостасях. Они -выдающиеся исполнители самого высокого виртуозного ранга и вместе с тем поражают слушателей искусством работы с текстом, не смущаясь резкими стилевыми границами между джазовыми стандартами, популярным и классическим фортепианным репертуаром. Они блистательно владеют искусством импровизации, изысканных и стильных парафраз, транскрипций широко известного материала. И практически все, хотя и в раз-
ных стилевых моделях, являются авторами самостоятельных и самобытных композиций, пишут музыку в кино, для разнообразных шоу, выступают инициаторами оригинальных проектов. В такой ситуации нет ничего удивительного в том, что тенденции развития сольного пианизма в джазе все время набирают силу. Джазовые пианисты, как правило, выступающие с типовыми и оригинальными малыми инструментальными ансамблями, все чаще дают сольные концерты, записывают сольные диски, принимают участие как солисты в шоу и постановках, экспериментируют с новым клавишным инструментарием - электронным и цифровым.
Активно концертирующие в наши дни «иконы» фортепианного джаза - Чик Кориа, Херби Хэнкок, МакКой Тайнер, Джеки Террасон. Пройдя путь огромного количества экспериментов за свою продолжительную артистическую жизнь, они сформировали неповторимый индивидуальный стиль исполнения, узнаваемый искушенными слушателями и самой демократической аудиторией. И сегодня продолжается активный поиск новых средств и концепций, новаторских преломлений достигнутого. Например, о Чике Кориа пишут: «Живая связь различных джазовых стилей и направлений, живая связь джаза с академической традицией, с фольклором - это задача для музыканта исключительного таланта и энциклопедических знаний. Неистощимая фантазия, богатство и уровень воплощения свежих идей на протяжении более чем тридцати лет - это предмет зависти любого композитора» [1]. В приведенной цитате представлена одна знаменательная тенденция - пианистов сегодня часто безоговорочно называют композиторами. Даже именитых творцов стандартов
- таких как Дж. Керн, И. Берлин, К. Портер - именуют «авторами». Современные представители фортепианного джаза, действительно, наряду с импровизациями на evergreens (вечнозеленые, неувядающие джазовые темы), часто выступают с оригинальными композициями, воплощающими профессиональные принципы создания музыкальной формы.
Поколение молодых джазовых пианистов XXI в. (19801990-х гг. рождения) находится в начале этого пути, но некоторые характерные черты для каждого из них можно подметить уже сейчас.
Один из самых ярких пианистов, обладающий потрясающей фортепианной техникой и виртуозностью, которую журналисты называют «пиротехникой» - Эльдар Джангиров (Eldar). Его творчество представляет собой значительное явление в современном джазовом пианизме, имеет специфические отличимые черты. Наряду с виртуозностью и красочностью в его игре проявляется обезоруживающая слушателей музыкальность. Он - глубокий, содержательный артист, универсальный и всесторонне развивающийся. Об этом можно судить по его разнообразным выступлениям и альбомам, в которых он представляет возможности рояля и электронных клавишных инструментов (как, например, на диске «Re-imagination» 2007 г.). Еще одна из важных тенденций его творчества, характерная для современного пианизма в целом - интерпретации классики. В его сольном альбоме «Three stories» есть оригинальные парафразы на прелюдию и арию Баха, этюд Скрябина, Рапсодию в блюзовых тонах Гершвина, Колыбельную Чайковского. Важно, что заглавная композиция альбома «Three stories» и пьеса «Экспромт» тоже написаны Эльдаром в духе миниатюр Скрябина. При своем огромном арсенале возможностей артист выбирает именно академические средства для обогащения своего собственного языка.
Не менее виртуозная и яркая Хироми Уехара из Японии тоже блестяще владеет инструментом. Ее игра изобразительна, картинна; сольный альбом под названием «Place to be» она составляет из исключительно авторских композиций, которые образуют цикл. Эти пьесы - впечатления от разных уголков Земли, в которых Хироми побывала с гастролями. Преподнося каждый из узоров своего калейдоскопа слушателям на сцене, Хироми, в отличие от многих своих коллег отражает еще одну характерную черту современного концертного искусства - стремление к шоу, яркому представлению. Она уходит далеко от привычного имиджа академического или джазового пианиста. Ее вид и манера поведения отмечены русской прессой так: «Забавная борьба ощущений, к которой добавляется пряный визуальный диссонанс: несмотря на серьёзность и виртуозность, за роялем японская звезда похожа на расшалившуюся девчонку» [2].
Интеллектуальный пост-боп представляет талантливый молодой пианист из Армении Тигран Амасян, теперь уже житель Нью-Йорка. Его стиль игры нельзя назвать виртуозным, но
он необычен и самобытен. В творчестве Тиграна проявляется тенденция слияния элементов джаза и народного (армянского) мелоса. В основе его подхода к материалу - ритмические принципы преобразования. Особенностью тематизма являются нечетные размеры, неквадратные фразы и разделы, они соединяются с принципами полифонии, полиметрии, полиритмии, которые сейчас сверхактуальны.
Очевидно, выраженную тенденцию этнического джаза представляет и кубинский пианист Арольд Лопес Нусса. Спустя два года после триумфа на конкурсе сольных джазовых пианистов в Монтре в 2005 г., ему представилась возможность записать сольный альбом, и он составил его из большинства кубинских композиций. Это были авторские фортепианные пьесы в стиле афро-кубинского джаза, а также латинские стандарты его коллег; любопытной изюминкой этой записи был «Танец негров» кубинского композитора Эрнесто Лекуоны. Интерпретацией двух американских стандартов Нусса отдал дань основному направлению джаза.
Именно в основном течении афроамериканского джаза сейчас активно проявляет себя американец Роберт Гласпер. Самоучка по сути, он вышел на колоссальный интеллектуальный уровень исполнительства. Его музыкальный язык журналисты сравнивают по уровню с языком мэтра джазового пианизма Хэрби Хэнкока. Научившись играть по наитию, он высокого класса профессионал - «озвучивает» рояль, как бы внимательно вслушиваясь в каждое созвучие, и преобразует их в формате современных новаций. Кроме этого, Гласпер - представитель актуальной тенденции привлечения в джаз элементов и исполнителей поп-музыки; в частности, его ансамбль «Robert Glasper Experiment» популяризует основное течение джаза среди широких масс его слушателей.
Большинство представителей современного фортепианного джаза обладает безупречной техникой владения инструментом и виртуозностью, ритмической координацией, развитым чувством формы. Эта виртуозность во всех планах, однако, не является самоцелью - на первый план выходит образность исполнения, и все средства при создании композиции подчиняются концепции выразительности. Причем, из всего спектра чувственных образов самые популярные те, что связано с бурными эмоциями - экспрессия, возбужденность, нервный пульс. МакКой Тайнер постоянно балансирует между динамическими оттенками форте и фортиссимо. Его звукоизвлечение напористое, активное, насыщенное, изобилующее аккордами, октавами, многочисленными рифами. Благодаря таким средствам выражения характер музыки Тайнера отражает экспресивную сущность артиста, который не считает нужным разнообразить образную сферу своего творчества.
Молодое поколение музыкантов поддерживает эту тенденцию - игру по максимуму. После концерта Хироми в Камерном зале Дома музыки в Москве пресса писала: «Долгое время фактура остаётся неизменной, что приковывает внимание к блужданиям гармонии, но постепенно гармонические движения вступают в противоборство с то вырывающимися вперёд, то отпрыгивающими назад ритмическими структурами полиаккордов и кластеров (вплоть до ударов по клавиатуре всем предплечьем) и ритмическим контрапунктом закольцованного порхающего баса» [2].
Это не означает, что джазовые пианисты не способны на глубинные и тонкие переживания. На каждом концерте, в каждом альбоме обязательно присутствуют пьесы лирической направленности в разных градациях. А журнал Downbeat пишет о сокрушающей виртуозности Эльдара Джангирова: «Это не «пыль в глаза», которая должна подогреть интерес к Эльдару. Весь смысл его творчества в том, что он делает, когда суматоха утихает. Тогда мы чувствуем наполненность внутри и за пределами его пиротехники» [3]. Джеки Террасон в сольных выступлениях поражает ювелирным владением нюансами, динамическим чутьем, выражением сложных по музыкальному языку и энергозатратных фигураций в режиме пианиссимо. Тигран Ама-сян придает большее значение тому, что он играет, а не как. В его творчестве в связи с влиянием ведущих нью-йоркских музыкантов доминируют интеллектуально вычисленные ритмо-ме-лодические и гармонические музыкальные единицы.
Особый интерес представляет изменчивость стилистики языка в образном плане при разнообразных интерпретациях одной и той же темы. Роберт Гласпер берется за переосмысление композиции Курта Кобейна «Smells like teen spirit», которая
в оригинале несет в себе идеи одного из стилей альтернативной музыки «гранж», протестующей против эстетических принципов жизни. В дубле для компании Blue note 2013 г. в дуэте с контрабасом у Гласпера образ кардинально противоположен, и песня звучит с оттенком светлой грусти. Благодаря перегармо-низации, из четырех авторских аккордов вырастает несколько частей с изысканным сопоставлением созвучий в духе современного джаза. Еще один вариант исполнения этой композиции
- для канала «The Greene Live» в рамках рэп-проекта Robert Glasper Experiment с вокалистом. Иная трактовка подкрепляется достаточно откровенным текстом Кобейна и разнообразными звуковыми электронными эффектами, что окончательно изменяет смысл песни. Такую интерпретацию есть основания считать оригинальной и самобытной. Гласпер - самоучка, рос в условиях афроамериканской культуры, и его подход к обработке материала отличен от пианистов, которые получали академическое образование.
Репертуар джазового пианизма огромен и продолжает обогащаться в связи с процессами глобализации. Практически все пианисты обращаются к интерпретации джазовых стандартов разных эпох. Причем, музыкант может исполнить стандарт без изменений образной и музыкальной сферы, а может представить слушателям революционное его прочтение. В этом плане не наблюдается закономерностей или пристрастий - разные типы интерпретаций могут встречаться на одном концерте или релизе музыканта.
Еще один актуальный аспект в сфере джазового фортепиано - взаимодействие с принципами авангарда. Наряду с пианистами, творчество которых лежит в пределах понимания широкой публики, существуют радикальные и самобытные новаторы, использующие в игре приемы из области академического авангарда. Известные джазовые пианисты - Чик Кориа, Ури Кейн, Джеки Террасон - в своих интервью говорят об интересе к творчеству композиторов-авангардистов - Мессиана, Штокгаузена. Если в академической среде авангардные произведения сочиняются и фиксируются, то в джазе есть примеры исполнения такого рода сольных произведений в режиме импровизации. Характерный пример - американский пианист Крейг Таборн (Creig Taborn); такая реализация требует неординарных профессиональных - слуховых, технических, интеллектуальных - ресурсов.
Вливания из области академической музыкальной традиции, сферы популярной музыки и фольклорные компоненты обогащают джаз в целом и пианизм, в частности, но все же, факторы аранжировки и композиции являются решающими в интерпретации стандартов и преподнесении публике авторских композиций. Ценность современного пианиста сегодня в необычной, иногда парадоксальной трактовке известных тем - это связано с перенесением акцента с импровизации на тематическое развитие, конструирование формы. Искусство импровизации достигло таких высот, что обыгрывание гармонии и фактуры в рамках тех или иных стилей является ординарным явлением. Проявление же индивидуальности в том, чтобы в импровизациях создавать композицию, идею, оригинальный образ. Средства музыкальной выразительности для этого оказываются, порой, нестандартными (например, прием игры на рояле pizzicato).
Джазовый пианизм является неотъемлемой составляющей джазовой сцены современности. Его проявления - джазовые фестивали, конкурсы, сольные концерты, сd-релизы. Наряду с действующими джазовыми фестивалями и конкурсами с полувековой историей, организуются новые, отвечающие потребностям современных музыкантов. Так, именитый конкурс пианистов в швейцарском Монтре (Montreux Jazz Solo Piano Competition)
Библиографический список
недавно включил в программу состязания для джазовых композиторов. Конкурсы делятся по половому признаку (Mary Lou Williams Women in Jazz Piano Competition), вырастают в фестивали, расширяют спектр категорий для соревнования. The Wangaratta Festival of Jazz (Австралия) был образован в 1990 году как конкурс джазовых соло-пианистов, хотя с 1992 года посвящал каждый следующий фестиваль новому инструменту джаза. Вместе с возросшим интересом публики к джазу, как явлению, в целом, джазовый пианизм получил огромные возможности для развития. Победителям конкурсов или просто молодым перспективным музыкантам, которые были замечены именитыми джазовыми исполнителями, даются возможности для записи альбомов с участием известных имен джаза, всевозможные гранты, премии и различные варианты продвижения их проектов, освещение в прессе достижений.
Один из главных путей реализации пианизма - индустрия звукозаписи. Лейблы расположены по всему миру, но ведущей ориентированной на джаз уже много лет остается компания Blue Note. Продюсеры таких компаний, отбирающие звуковой материал для издания, посещая концерты, фестивали, презентации, отчасти являются законодателями моды в пианизме. И процесс движется от живых выступлений в сторону студийной работы музыкантов.
Важный коммерческий аспект музыкальной индустрии в целом и пианизма, в частности - представительство фирм-про-изводителей музыкальных инструментов. Например, Хироми Уехара является эндорсером (от англ. endorser - сторонник, представитель) фирмы Yamaha. По условиям такого рода контрактов, музыканты дают концерты, участвуют в презентациях, причем их исполнительство направлено в таком случае на демонстрацию возможностей представляемых инструментов (акустических и электронных). Этот фактор оказывает влияние на исполнительский стиль музыкантов.
Музыканты записывают и исполняют на концертах огромное количество собственных композиций. Благодаря потребности в таком виде самовыражения можно судить об актуальности одной из основных концепций джазовой музыки - компози-ционности. В современном джазовом пианизме трудно определить границы импровизации и композиции. Даже интерпретация стандарта у музыкантов рождается согласно профессиональным закономерностям тематического развития, драматургии, формы. Если послушать исполнения одного и того же произведения на разных концертах, можно понять, что у музыкантов есть определенный сценарий формирования композиционного процесса и даже подготовленные элементы - фактурные рисунки, драматургические «алгоритмы». Возможно, это связано с наличием академической базы практически у всех известных музыкантов, которая и закладывает определенные принципы мышления.
Репертуар джазового пианизма огромен и продолжает обогащаться в связи с процессами мировой глобализации. Практически все пианисты обращаются к интерпретации джазовых стандартов разных эпох. Причем, музыкант может исполнить стандарт без изменений образной и музыкальной сферы, а может представить слушателям революционное его прочтение. В этом плане не наблюдается закономерностей или пристрастий - разные типы интерпретаций могут встречаться на одном концерте или релизе музыканта.
Пути развития джазового фортепиано в XXI веке разнообразны и интересны. Исследование закономерностей, анализ элементов индивидуального языка исполнителей и обобщение мирового опыта позволит предположить, какого вектора станет придерживаться джазовый пианизм в будущем.
1. Аускерн, Л. Chick Corea: джазовый энциклопедист Чик Кориа // Jazz. Статьи [Э/р]. - Р/д: http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/1999/20/ jz2006.html
2. Филипьева, А. Пианистка Хироми в Москве: энергетика, напор и... русский язык / А. Филипьева, К. Мошков [Э/р]. - Р/д: http:// jazzru.wordpress.com/2011/05/19/hiromi-in-moscow-concert
3. Eldar Djangirov [Э/р]. - Р/д: http://www.eldarjazz.com/content/biography
Bibliography
1. Auskern, L. Chick Corea: dzhazovihyj ehnciklopedist Chik Koria // Jazz. Statji [Eh/r]. - R/d: http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/1999/20/ jz2006.html
2. Filipjeva, A. Pianistka Khiromi v Moskve: ehnergetika, napor i... russkiyj yazihk / A. Filipjeva, K. Moshkov [Eh/r]. - R/d: http://jazzru.wordpress.com/ 2011 /05/19/hiromi-in-moscow-concert
3. Eldar Djangirov [Э/р]. - Р/д: http://www.eldarjazz.com/content/biography
Статья поступила в редакцию 15.03.13