Освоение джазовым музыкантом современных информационно-коммуникационных технологий, истоки которых восходят к гениальным прозрениям и открытиям Аль-Хоразми, имеют сегодня исключительно важное значение. В музыкальном искусстве, в том числе и джазовом, цифровая музыка становится одной из основополагающих. «В современном мире определение «цифровой» означает особую форму существования информации - форму, которая предполагает новые способы её хранения, воспроизведения и передачи» [6, 190]. Джаз, содержащий в себе богатейшую духовную информацию, с помощью музыкальной алгоритмизации, может в ещё большей степени, выражать эстетические запросы слушателей, приобщать их к миру прекрасного.
Список литературы / References
1. Гилёв С. Беседы о джазе. Т., 2008.
2. Сираждинов С.Х., Матвиевская Г.П. Аль-Хорезми - выдающийся математик и астроном средневековья. М., 1983.
3. Цхай И.Н. Алгоритмический метод анализа экспозиционного раздела классической сонатной формы (На примере клавирных сонат И. Гайдна и В.А. Моцарта) // Методические записки музыкальной школы имени В.А.Успенского. Выпуск 6. Т., 1997.
4. Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
5. Харуто А.В. Компьютерные методы анализа звука в музыковедческом исследовании// Музыка и время. М., 2005. № 8.
6. Громадин В. Цифровая музыка цифрового века // Музыкальная академия. М., 2008. № 1.
7. Салихов Э. Джазовая импровизация для фортепиано. Т., 2005.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИТМА В УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ Икрамов И.И. Email: Ikramov17131@scientifictext.ru
Икрамов Ильхам Иногамович — доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в музыке время - это деление звука. Источником длящегося звучания является удар по струне, мембране, вибрация столба воздуха и другие. Теоретики музыки называют это накра (щелчок, удар). Он имеет начало и конец. В письме начало обозначается буквой «т», конец «н», а сам процесс движения отмечается огласовкой этих согласных. Когда конец одного удара смыкается с началом следующего, образуется сцепление мухаллала (вхождение). Начало называется опорой движенияумдаи харакат (источник движения) или собит (опора). В письме обозначается буквой «м». Затухание считается окончанием движения-звучания саканат (пауза) или таваккуф (остановка) [1, 68].
Продолжение звучания, по мнению ученых Востока, может быть относительно коротким (каср), долгим (тул) и средним (муутавассит). Самая короткая длительность (атомарная величина) условно приравнивается одной накра. Поэтому накра называют еще и «первичное время» (замони аввал), то есть между двумя накра нельзя поместить третью. Накра неделима на части. На практике она может быть представлена как один удар или же в дробном виде. На языке музыки последнее называется таръдид (букв. дрожание, тремоло). Следовательно, наименьшей из ритмических единиц принято считать накра. Последующие единицы по отношению к накра будут составлять кратные величины.
В контексте нашей статьи наибольшую ценность представляют научно-теоретические воззрения учёных об узбекской классической музыке как музыкальным феномене. Исходя из научных традиций прошлого и современных реалий, он придаёт большое организующее значение ладовой и ритмической основе Шашмакома.
Ключевые слова: музыка, ритм, лад, стих, теория, практика, круг, усуль, формула.
HISTORIAN-THEORETICAL BASES OF THE RHYTHM IN UZBEK
CLASSICAL MUSIC Ikramov I.I.
Ikramov Ilkham Inogamovich - Assistant Professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in music time - a fission of the sound. The Source lasting звучания is a blow on string, membrane, vibration of the pole of the air and others. The Theorists of the music name this nakra (the snub, blow). He has a beginning and end. In letter begin is marked by letter "t", the end "n ", but process of the motion itself is noted these agree. When end of one blow closes with beginning following, is formed traction mukhallala (entering). The beginning is identified the handhold of the motion kharakat (the source of the motion) or sobit (the handhold). In letter is marked by letter "m ". Fading is considered by completion of the motion-reproduction sukunat (the pause) or tavakkuf (the stop) [1, 68].
The Continuation reproduction, in the opinion of scientist of the Orient, can be comparatively short (kasr), debt (the tul) and average (mutavassit). The most short duration conditionally equales one nakra. So, nakra name else and "primary time " that is to say between two nakra it is impossible place third. Nakra indivisible asunder. In practice she can be presented as one blow or in fractional type. On language of the music last is identified. Consequently, the least from rhythmic units is accepted consider nakra. The following units to nakra will form the multiple values.
In context of our article most value present scientifically-theoretical outlooks scientist about uzbek classical music as music phenomenon. Coming from scientific tradition past and modern realistic, he will add big organizing importance modus and rhythmic base Shashmakom. Keywords: music, rhythm, harmony, verse, theory, practice, circle, usul, formula.
Между теориями стиха и музыки, с точки зрения ритма, много логических пересечений и параллелизмов. Они дополняют друг друга и в практике помогают понять специфические моменты каждого. Тем не менее, при родстве исходных принципов и терминологическом сходстве теории стихотворного и музыкального ритма относительно самостоятельны.
Концепция круга (смыкание конца с началом) в теории ритма проявляется на двух уровнях: части и целого. Части целого - стопы музыкального и поэтического ритма - обозначаются терминами рукн (стопа), джузв (часть) зарб (соединение), бахр-стопа, асль (основа, исход), ибтида (начало), махрадж (корень), накорат (соединение ритмических ударов) и др. В отношении законченного целого наиболее часто используемыми являются джам (система), доира (круг), усуль (мн. число от «асль), подразумевающие некую «совокупность», и бахр (множественность).
В стихотворном ритме имеется еще одна форма выражения - так называемый афоъил или афоъил-тафоъил. Эта условная формула для отсчета ритмических стоп. А в музыкальном ритме вместо нее используется буквенно-мнемоническая система счета ритмических ударов (накра) - тан тана танан тананан. В музыкальной практике имеет место еще одна мнемоническая формула для фиксации ритмических формул, исполняемых на ударных инструментах - бум бак бака бакко.
Формула круга используется для удобства счета и усвоения ритма. Суть его - в сведении разных стоп в единый круг. Главным критерием выступает количественное соответствие долей. Например, в арузе имеются четыре четырехсложные стопы с одним коротким и тремя долгими слогами: тавиль, акси тавиль (обратный тавиля), мадид, басит. Эти четыре стопы можно выписать в виде одного круга, и в зависимости от изменения места короткого слога получим четыре варианта искомой стопы: тавиль мафоъийлун (та-нан-нан-нан у - - -); акси тавиль мафъувлоту (нан-нан-нан-на - - - у); мадид фоъилотун (нан-на-нан-нан - у - -); басит мустафъилун (нан-нан-на-нан у---).
На уровне строки вышеназванные стопы тавил, акси тавиль, мадид и басит составляют первый круг, называемый мухталифа. В поэтическом трактате гератского ученого Х V века Атоуллох Хусайни приводится демонстрация круга мухталифа на примере стихотворной строки «Туро гар жафо бехад набуди неку будий» [2, 288]'. Итак, если строку начать с «Туро» и закончить «будий», получится размер тавиль. А если начать с «гар жафо» и закончить «туро» -
1 Атоуллох Хусайни. Бадойиъу-с-санойиъ (Художественные средства словесного искусства. На узбекском языке)/ Перевод с персидского А. Рустамова. Ташкент, 1981, с. 288-289.
образуется размер мадид. При начале с «бехад и завершении «жафо» возникает размер басит. Начав с «неку», завершив «набудий», получим размер аксу тавиль.
В музыкальном ритме при сохранении тех же исходных принципов в структурировании образуются парадигмы на уровне частей - стоп (зарбов) и целого (усулей). При этом в теории музыкального ритма выдвигаются три ключевых понятия: никра, зарб и усуль.
Зарб («стопа», «цезура», «целое») - понятие амбивалентное. На уровне общего оно означает законченное целое - усуль. На уровне стопы - часть целого. Родоначальник всех усулей - зарб-л-кадим включает четыре никра - тан тан. По два шелчка «т» и «н» в одной стопе -метрической единице. Объединение двух стоп составляет метрическое соотношение. Следовательно, в исходной формуле зарб-л-кадим в минимальной форме присутствуют и ритмическое, и метрическое начала.
Усуль (мн. число от асль - корень, основа) предполагает некое множество стоп. Поэтому в усуле их должно быть не менее двух. В данном случае зарб и усуль находятся в соотношении пары понятий - часть и целое. Примечательно, что Дарвиш Али (вторая половина XVI - XVII век) подразделяет усуль на две категории: малые и большие. В первом случае имеется в виду, когда зарб тождествен усулю. Большими считаются те усули, масштабы которых равняются целостному музыкальному построению - периоду (кругу). Ритмические круги в поэзии соответствуют строке. Из строк образуются строфы (бейты). В музыке наряду с бейтом используется еще и его персидский синоним - хона. Таким образом, получается, что термины усуль, круг, период, бейт и хона выражают явление одного порядка - законченное или относительно законченное построение.
В структурировании усуля действует два взаимодополняющих принципа - суммирование (джам) и дробление (такти). Иначе говоря, соотношение целого и части. В контексте музыкального ритма олицетворением целого выступает усуль и давр (круг), а части - зарб. Зарбы (части целого) бывают двух классов. В теории кругов они называются асль (корень, основа) и фуруъ (ветви, единственное число фаръ - ветвь).
Список литературы / References
1. Матякубов О. Макомат. Ташкент, 2004.
2. Атоуллох Хусайни. Бадойиъу-с-санойиъ (Художественные средства словесного искусства.
На узбекском языке) / Перевод с персидского А. Рустамова. Ташкент, 1981.
ПРИНЦИПЫ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКЕ Бударина А.Г. Email: Budarina17131@scientifictext.ru
Бударина Антонина Григорьевна - и.о. доцента, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается преломление принципов синтеза искусств в восточном музыкальном мышлении на примере творчества одного из ведущих композиторов Узбекистана Мустафо Бафоева. Выявляя значимость такого феномена, как синтез искусств в западноевропейской музыке для процессов жанрового обновления, подчеркивается своеобразие и самобытность решения этой проблемы в современной музыке Узбекистана. Подчеркивается важность внемузыкальных факторов, таких как телевидение, радио и др., для обновления музыкального произведения как в образно смысловом, так и в структурном плане. Освещаются процессы кросскультурных связей и влияний как метод стилевого разнообразия музыкального языка музыкально-сценических жанров в современном музыкальном искусстве. Ключевые слова: синтез искусств, межстилевой контраст, телебалет, телеопера, шоу-балет.
PRINCIPLES OF THE SYNTHESES ART IN EAST MUSIC
Budarina A.G.
Budarina Antonina Grigorievna — Acting Docent, DEPARTMENT HISTORIES OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTÁN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN