Научная статья на тему 'Исполнительское искусство Пьера де Бетманна'

Исполнительское искусство Пьера де Бетманна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ФОРТЕПИАНО / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ИСКУССТВО / ДЖАЗ / ИМПРОВИЗАТОР / ЭСТРАДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ / АККОМПАНИАТОР / COMPOSER / PIANO / PERFORMANCE / ART / JAZZ / IMPROVISER / VARIETY INSTRUMENTAL / ACCOMPANIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганиева Лола Мухсинджановна

Данная научная статья посвящается изучению творческой деятельности талантливого французского джазового композитора и импровизатора Пьера де Бетманна. Современная музыкальная деятельность Пьера де Бетманна актуальна на сегодняшний день. Она вызывает интерес у молодого поколения музыкантов. В частности, новые джазовые произведения, блюзы для фортепиано. Концертная деятельность Пьера де Бетманна насыщенна. Он исполняет не только как солист, но и в ансамблях, проявляет себя как талантливый джазовый аккомпаниатор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANSE ART PIERRE DE BETMANN

This scientific article is devoted to the study of the creative activities of the talented French jazz composer and improviser Pierre de Bettmann. The modern musical activity of Pierre de Bettmann is relevant today. It is of interest to the young generation of musicians. In particular, new jazz pieces, blues for piano. The concert activity of Pierre de Bettmann is saturated. He performs not only as a soloist, but also in ensembles, manifests himself as a talented jazz accompanist.

Текст научной работы на тему «Исполнительское искусство Пьера де Бетманна»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ПЬЕРА ДЕ БЕТМАННА Ганиева Л.М. Email: Ganiyeva17144@scientifictext.ru

Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадно-инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная научная статья посвящается изучению творческой деятельности талантливого французского джазового композитора и импровизатора Пьера де Бетманна. Современная музыкальная деятельность Пьера де Бетманна актуальна на сегодняшний день. Она вызывает интерес у молодого поколения музыкантов. В частности, новые джазовые произведения, блюзы для фортепиано. Концертная деятельность Пьера де Бетманна насыщенна. Он исполняет не только как солист, но и в ансамблях, проявляет себя как талантливый джазовый аккомпаниатор.

Ключевые слова: композитор, фортепиано, исполнитель, искусство, джаз, импровизатор, эстрадно-инструментальное, аккомпаниатор.

PERFORMANSE ART PIERRE DE BETMANN Ganiyeva LM.

Ganiyeva Lola Mukhsindjanovna - Doctor of philosophy in art science, Assistant Professor,

DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIK OF UZBEKISTAN

Abstract: this scientific article is devoted to the study of the creative activities of the talented French jazz composer and improviser Pierre de Bettmann. The modern musical activity of Pierre de Bettmann is relevant today. It is of interest to the young generation of musicians. In particular, new jazz pieces, blues for piano. The concert activity of Pierre de Bettmann is saturated. He performs not only as a soloist, but also in ensembles, manifests himself as a talented jazz accompanist. Keywords: composer, piano, performance, art, jazz, improviser, variety instrumental, accompanist.

УДК 078

За годы независимости произошли большие изменения в культурной, духовной сфере нашей республики. В рамках реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в стране осуществления полномасштабной работы по укреплению материально-технической базы государственных учреждений культуры и искусства. Поставлены задачи по дальнейшему развитию музыкального искусства [1]. В нашей стране данный вид деятельности является первой инициативой по развитию духовности. Это связано с укреплением не только экономических, но и культурных отношений между странами мира. В частности, сотрудничество Узбекистана с другими государствами, выход нашей республики на международную арену, гастроли приезжих музыкантов за рубежом. Ярким примером этому является изучение джазовой музыкальной культуры, методики преподавания французских, английских, итальянских и других зарубежных музыкантов. Особой тонкостью отличается джазовая музыкальная культура французов. Остановимся подробнее на ней.

Современное музыкальное искусство Франции богато имена известных композиторов и исполнителей, талантливых импровизаторов. Среди них достойное место занимает имя нашего современника, композитора и джазового исполнителя Пьера де Бетманна. Интересно сложилась карьера музыканта.

Пьер де Бетманн родился в 1965 году в Париже. Он изучал классическую музыку, далее -джазовое музыкальное искусство. Классическое направление фортепианного обучения в Париже требовало от Пьера де Бетманна точной передачи нотного текста, верной артикуляции, и других канонов и законов искусства. Тем самым, Пьеру де Бетманну характерно исполнение импровизационное, свободное, креативное. Это и направило будущего композитора в джазовое отделение Высшей музыкальной школы в Париже. В 1989 году продолжил своё образование в

Музыкальном колледже Беркли в Бостоне. В частности, с 1990 года начал свою карьеру в качестве консультанта по менежменту в Париже1.

В 1995 году работает пианистом в ансамблях: трио, квартет. С 1994-2001 годы Пьер де Бетманн выпускает четыре альбома «Blue Note». Особенно в ансамблевом искусстве он является новатором таких проектов «Ilium»; это охватывает тандемы в квинтете, септете после в квартете. Пьер де Бетманн разрабатывает научные основы джазового ансамблевого исполнительства. Сочетая в своих программах различные жанры: песни, лирические джазовые эссе, блюзы, регтаймы, танцы. Музыкальные программы 1995 года насыщены яркими красочными аранжировками, джазовыми песнями композитора, театральными элементами. Они словно завораживают публику.

Пьер де Бетманн участвует и в других видах музыкальных проектов. В частности, как талантливый аккомпаниатор, ансамблист, солист. Так, в 1999 годах гастролирует с американским певцом Джеймсом Тейлором в ансамбле; в 2002 годах с реюньским певцом Даньелом Варо; в 2006 и 2008 годах с бразильской певицей Марсией Марией и на концертах в Париже с композитором и органистом Тьерри Эскешем. В данных концертах интерпретировались классические и эстрадные произведения композиторов современности.

С 2013 года работает над тремя проектами «Medium Ensemble». Данный проект состоит из двенадцати музыкантов. На основе этого проекта в Париже постепенно начинают образовываться различные музыкальные коллективы, расцветает ансамблевое искусство. Среди которых наиболее мобильными являются тандемы с участием Пьера де Бетманна.

В 2014 году в рамках джазового фестиваля (Юнеско) Пьер де Бетманн приезжает и в Узбекистан. В частности, в Ташкенте, в стенах Государственной консерватории Узбекистана джазовый музыкант даёт мастер-классы и концерты. Здесь он показывает высокие способности по джазовой импровизации2. Завораживает публику. Его отличительной способностью является то, что Пьер де Бетманн играет по слуху любую мелодию, услышанное джазовое построение, пьесу. Он проявляет талант блестящего джазового импровизатора. Яркое от природы развитие абсолютных слуховых представлений, опора на музыкальные диктанты, секвенции построений. А также хорошие знания джазовой гармонии.

Его исполнительскому искусству, автор впервые вводит новый термин - рафинированная интерпретация или рафинированная игра. Пьер де Бетманн не использует нотный материал на уроках и мастер-классах. Это его специфика. Следовательно, автор впервые вводит ещё один новый термин методике джазового обучения Пьера Бетмана - интер игра. Он использует вопрос-ответную форму исполнения; блиц-исполнение. Данные термины, такие как блиц-исполнение очень характерны для его манеры исполнения. Схватывать сразу эпизод, корус из 16 тактов и исполнять на слух. При этом блестящее развитие у Пьера Бетмана слухо-моторной и и гармонической музыкальной памяти.

Стиль обучения Пьера Бетманна заключается в его современной специфике и методике преподавания. Это в:

- лёгком импровизируемом исполнении на фортепиано;

- тонком чутье стиля за инструментом;

- интер-игре;

- блиц-исполнении;

- рафинированной интерпретации;

- эстрадной артистической манере;

- эстрадном звукоизвлечении на фортепиано;

- буквенной гармонии.

Особенно использование П. Бетманном буквенной гармонии на уроках. «Нотографическая запись преимущественно используемая в академической музыке, несколько отличается от записи в джазовой музыке»- отмечает Пьер де Бетманн.

Буквенные обозначения дают возможность более свободно подойти к интерпретации музыкального произведения. Разнообразно и свободно выбрать фортепианную фактуру, сохраняя тот или иной стиль. Самые одарённые и творчески мыслящие студенты должны уметь применять элементы импровизационности в своей исполнительской практике. Это могут быть импровизационные фрагменты, соло в сопровождении оркестра. Благодаря импровизациям Пьер де Бетманна обучающийся может охватить начальные навыки предмета. К примеру,

1 Из беседы автора с Пьер де Бетманном в 2014 году.

2 Архив Государственной консерватории Узбекистана. 2015 г.

творчески подойти к музыкальному материалу; с помощью педагога научиться правильно, удобно выстроить аккорд.

В настоящее время имеются различные варианты записи буквенно-цифровой гармонии. В произведениях, размещенных в нотографической записи, используется один из распространённых вариантов записи буквенной гармонии. При изучении записи этой гармонии, полезно не просто механически играть аккорды, а проанализировать расположение аккорда, которое необходимо для более благозвучного звучания того или иного аккорда [2, 56].

Высшая школа Пьера Бетманна становится развитием шлифовки, усложнения и углубления мировоззрения музыканта. Специфика вузовской ступени эстрадно-джазового образования Франции заключается в том, что студент приходит в высшее музыкальное заведение уже с определённым виртуозным опытом профессионального мастерства. На данной ступени рекомендуются педагогом более сложные блюзовые формы.

Работа над такими формами всегда осложняются отсутствием достаточно полной информации. Кроме того, в джазовых произведениях, помимо классических приемов изложения нотного текста содержится немало специфических элементов собственно джазовой музыки. Драматургию которых достаточно непросто объяснить музыканту. Именно в методике Пьера Бетманна излагается смысл собственной джазовой импровизации1. А также их разные пути достижения:

- проблемы «ускоренного развития» джазового искусства;

- изучение более сложных форм, джазовой баллады;

- опыт их решения в разных странах;

- особенности обучения, основанные на блиц-исполнении;

Таким образом, изучение мирового искусства - джаза. Остановимся подробнее. Джаз (английское jazz), род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившийся, прежде всего, в негритянской среде в США. Основные черты джаза -основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и так называемый «свинговый характер» [3, 34]. Постепенно джаз вышел из традиционно-расовых рамок, затем перешел к профессиональной и, параллельно, к развлекательной функции. Позже он стал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял, в значительной степени, широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку.

Любовь французов к жанрам джазовой музыкальной культуры можно рассматривать как одно из проявлений их национального характера: тяготение к лёгкости, к лирике (баллады), рафинированности чувств и вместе с виртуозной техникой художественного воплощения замыслов; живое, непосредственное, темпераментное мировосприятие.

Несмотря на интереснейшие и богатейшие достоинства французских современных джазовых фортепианных произведений для обучающихся, они в современном музыкознании затрагиваются, в основном, лишь отчасти, в связи с исследованием творчества того или иного композитора. К сожалению, специальных научных работ, поднимающих общеэстетическую проблематику, особенности исполнительства и интерпретации, программные и стилевые черты, другие особенности жанра нет.

Именно в силу малой изученности этой темы, и, как нам кажется, достаточно высокой ее актуальности, автор данной работы обращается к вопросу об изучении предметов «импровизация», «эстрадно-инструментальное исполнительство» в современном музыкознании с точки зрения общеэстетической проблематики.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что исполнительское искусство и методика преподавания французского музыканта Пьера де Бетманна отличается своей особой спецификой. Её следует изучать.

На сегодняшний день Пьер де Бетманн работает в Факультете Джаза и Импровизационной Музыки в Высшей национальной консерватории Музыки и Танца Парижа. Проводит концерты, участвует на фестивалях и часто гастролирует по странам Европы. Он продолжает своё мастерство джазового исполнителя и искусного педагога.

1 Из беседы автора с французским пианистом и композитором Пьер де Бетманном в 2014 году.

100

Список литературы / References

1. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева «О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в республике Узбекистан» // Газета "Народное слово". С. 1.27. 08.2018.

2. Ганиева Л. Эстрадно-инструментальное исполнительство. // Учебник. Ташкент: Мусика., 2019.

3. Конен В. Рождение джаза. М., 1995.

DILOROM SAIDAMINOVA'S COMBINATION OF HISTORY AND MODERNITY IN MUSICAL PIECES FOR THE FORTEPIANO Hayitbaeva D.S. Email: Хайитбаева17144@scientifictext.ru

Hayitbaeva Dilbar Sultanovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the analysis of well-known Uzbek composer Dilorom Saidaminova 's piano series, their role in Uzbekistan's fortepiano performances, and describes the musician's application of modern compositional techniques in the interpretation of historical themes. The article also explores how the composer's artistic world perspective influenced performing arts schools. Well-known composer and many-times winner of international competitions, Dilorom Saidaminova is one of the most leading contributor's to the development of Uzbekistan's music culture and propaganda. D.Saidaminova's compositions of various genres stand apart from other pieces due to their serenity, in the breadth-of the composer's worldview, and in their philosophical richness. Keywords: fortepiano, genre, composer, impressionism, postmodernism, performance technique, harp, harmony, style, portrayal, form.

СИНТЕЗ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ В ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛАХ ДИЛОРОМ САЙДАМИНОВОЙ Хайитбаева Д.С.

Хайитбаева Дильбар Султановна — доцент, кафедра фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена фортепианным циклам ведущего композитора Узбекистана Дилором Сайдаминовой. В ней рассматривается роль фортепианных циклов композитора в исполнительской практике, взаимодействие истории с современными композиторскими технологиями. А также определяется роль художественного мышления композитора в исполнительской практике.

Дилором Сайдаминова, известный композитор и неоднократный победитель международных конкурсов, является одним из ведущих участников развития музыкальной культуры и пропаганды Узбекистана. Композиции Д. Сайдаминовой разных жанров отличаются от других произведений своей безмятежностью, широтой мировоззрения композитора и их философским богатством.

Ключевые слова: фортепианно, жанр, композитор, импрессионизм, постмодернизм, техника исполнения, лад, гармония, стиль, изобразительность, форма.

УДК 078

In the composer's pieces, we see the interplay of traditionalism and modernity, the portrayal and exploration of eternal artistic themes, and the "dialogue" of the past and present in music tones. Such a combination of musical techniques, themes, and ideas highlight the unique and original character of Dilorom Saidaminova's works.

"The identity of the composer is determined by a combination of factors," writes V. Bobrovsky. This includes the artist's emotional aptitude, personality traits, moral and aesthetic worldviews, and aesthetic ideals that perceive the world through an individual approach. Such a combination, which yields and represents the artistic style of a creative person, can be conventionally called a "creative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.