(Преподавание фортепианного джаза в детской
МУЗЫКАЛЬНОЙ школе: ПРоБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 372.878:785 И. Г. Львова
Московский государственный институт культуры
Автор статьи анализирует теоретические и методические положения преподавания фортепианного джаза в системе начального фортепианного обучения, а также противоречия, которые способствовали разделению фортепианного образования на академическое и джазовое направления. определяет причины, негативно воздействующие на освоение джаза в детской музыкальной школе и развитие фортепианного образования в целом. В статье осуществляется анализ программ и методических разработок, посвящённых фортепианному джазовому исполнительству начального образовательного звена, их положительные стороны и недостатки. Перспективы развития начального фортепианного образования автор видит в решении актуальных задач и внедрении такой методики, которая бы вела к осуществлению подготовки учащихся к исполнению фортепианных произведений в разных стилевых направлениях и жанрах.
Ключевые слова: фортепианный джаз, преподавание, программы, ДМШ, джазовый стиль, задачи.
I. G. Lvov a
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
TEACHING PIANO JAZZ IN THE CHILDREN'S MUSIC SCHOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS
The author analyzes the methodological and theoretical positions and contradictions of teaching piano jazz piano in primary education, which contributed to the piano education division into Art and Jazz schools. The author also names the reasons that undermine jazz study process at children's music school and piano education either. This paper has analysis of education programs and guidance papers devoted to piano jazz artistic performance of a primary educational unit. Their benefits and disadvantages are considered. The prospects for further development of primary piano education can be seen in solving of urgent problems and implementation of such educational methods, which would form lead to realization of preparation of students for performance of piano music in different style directions and genres.
Keywords: piano jazz, teaching, programmes, children's music school, jazz style, problems.
«Лавинообразный» обмен музыкальными культурами, усвоение нового «звучащего» материала на так называемых других территориях, его возможная модификация на основе различных национальных традиций стали характерными признаками дейст-
вия системы межкультурной коммуникации в музыкальном искусстве XX—XXI веков. Широкое распространение и большая популярность джаза на европейском континенте, в России и Азии ознаменовали процесс всеобъемлющей «музыкальной глобализации»
ЛЬВОВА ИРИНА ГЕОРГИЕВНА — аспирантка кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
LVOVA IRINA GEORGIEVNA — doctoral student of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Львова И. Г., 2015
мирового культурного пространства.
Известно, что джаз в начале 20-х годов XX века был восторженно встречен фортепианным исполнительским искусством советской России — пианистами из числа консерваторской молодёжи. Джазовый пианизм к середине прошлого столетия утверждается и начинает быть совершенно равноправным компонентом общей фортепианной культуры. Как относительно новое и яркое явление в отечественном и зарубежном исполнительстве джазовое фортепианное искусство вызывает большой интерес у профессиональной и любительской музыкальной аудитории. Уже к 70-м годам XX века джазовое фортепианное искусство становится объектом научного осмысления искусствоведов, литературных критиков, музыкантов-педагогов. Детские и юношеские джазовые конкурсы и фестивали, организованные в конце столетия, стали «свежим ветром» для отечественного фортепианного движения. Уже к 90-м годам XX века в россии становится актуальным вопрос о возможности преподавания фортепианного джазового искусства в рамках сложившегося традиционного начального фортепианного образования в детских музыкальных школах и школах искусств.
Сегодня в России в детских музыкальных школах, имеющих эстрадно-джазовую ориентацию или эстрадно-джазовые фортепианные отделения, а также во Дворцах детского творчества и приравненных к ним клубных учреждениях сложилась специализированная система начального фортепианного джазового обучения.
Подготовка учащихся к изучению основ джазовой игры на фортепиано инициирует процесс развития научно-методической базы и приводит к созданию авторских разработок и методик в этом направлении. К числу первых отечественных программ обучения фортепианному джазу в системе начального музыкального образования, рекомендованных Научно-методическим центром по художественному образованию, следует отнести программы, разработанные известными джазовыми
музыкантами, пианистами — Д. Б. Крамером [5] и В. К. Тимофеевым [7].
также в арсенале пианистов-педагогов, преподающих фортепианный джаз, сегодня имеются и некоторые другие, в том числе зарубежные методические пособия, вышедшие в свет позднее и касающиеся, главным образом, обучения импровизации. Среди них — авторская программа О. Геталовой [4], пособие по начальному обучению джазовой импровизации В. Баранова [1], а также другие издания, которые на данный момент пока имеют статус авторских разработок.
Методические работы В. К. Тимофеева и Д. Б. Крамера в своих основных положениях, с одной стороны, дают обоснование концепции обучения фортепианному джазу на базе предварительного классического фортепианного образования (трёх- или четырёхлетнего), предполагая введение специальных часов для изучения основ сочинения и импровизации, с другой стороны, рекомендуют — «чтобы занятия джазовой и академической музыкой проводились разными педагогами» [5, с. 3].
Таким образом, вышеуказанные методические работы, возникшие в связи с реалиями времени и сложившейся обстановкой во времена настороженного отношения к «новой» джазовой музыке, имели противоречивый характер и могли способствовать разделению в преподавании джазовой и академической фортепианной музыки. Обозначенный в этой перспективе разрыв джазового и академического фортепианного преподавания проявился в факте размежевания фортепианного образования на две ветви, существующие ныне параллельно: джазовое фортепианное образование — академическое фортепианное образование.
Но в связи с большим интересом к фортепианному джазу создавалась также и определённая основа для педагогической рефлексии преподавателей специального и общего фортепиано ДМШ и ДШИ.
В числе первых — «прорывных» — методических работ следует назвать вышедшую в свет в 1997 году авторскую программу Т. И.
Смирновой «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс», которая была одобрена Министерством культуры Российской Федерации и Международной ассоциацией музыкантов-педагогов [6]. Эта программа, учитывая современные требования обучающихся и их родителей, предлагала введение в педагогический репертуар джазовых фортепианных произведений, а также преподавание таких дисциплин, как импровизация, сочинение, подбор по слуху. Но, несмотря на то, что данная методика позволяла получать положительные результаты в освоении джазовой музыки, она была рекомендована к использованию лишь в направлении на интенсивную линию в преподавании и применяется сейчас только некоторыми преподавателями класса специального фортепиано ДМШ из числа преподавателей — энтузиастов своего дела (программа Т. И. Смирновой предполагает занятия по специальному фортепиано три раза в неделю за счёт включения одного часа занятия «по выбору»).
Интересна в своих предложениях и авторская образовательная программа «Фортепиано» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств преподавателей по классу фортепиано ДМШ № 5 г. Воскресенска Л. В. Богдан и О. А. Обуховой [3], в которой авторы предлагают с 5 по 7 класс разделение обучения по направлениям: 1) «Фортепиано (музицирование)»; 2) «Академическое (классическое) направление». Однако изучение джазовых произведений рекомендовано лишь для «любительского музицирования», и они не включаются в число обязательных, например — для программ открытых выступлений учащихся на академических концертах или на переводных, выпускных экзаменах. Таким образом, джазовые произведения в классе специального и общего фортепиано в ДМШ и ДШИ сегодня пока остаются за пределами обязательной программы начального фортепианного образования, а вопрос изучения джазовой фортепианной стилистики на фортепианных от-
делениях в ДМШ и ДШИ до сегодняшнего времени как оставался, так и остаётся без должного внимания.
Обучение учащихся основам фортепианного джазового искусства на отделениях специального и общего фортепиано в ДМШ и ДШИ в начальном образовательном звене в настоящий момент может считаться ограниченным ввиду ряда объективных причин, сдерживающих развитие джазового фортепианного направления. Среди них более конкретно можно назвать:
• неготовность основного контингента преподавателей специальных фортепианных отделений ДМШ и ДШИ к преподаванию фортепианных джазовых произведений вследствие отсутствия специальных знаний по стилистике фортепианного джаза, разнохарактерности имеющихся авторских методических принципов преподавания, неоднородности теоретической и практической базы преподавания в этой области;
• узость и недостаточная разработанность теоретико-методических пособий по джазовой фортепианной стилистике и методике преподавания фортепианного джаза;
• неразрешённая проблема адаптации фортепианных джазовых произведений для детей;
• различные методические принципы преподавания фортепианной классической музыки и фортепианного джаза;
• неясность преподавания джазового материала вследствие его внутреннего стилевого многообразия;
• отсутствие достаточных творческих и методических взаимосвязей между преподавателями джазового фортепиано и специального фортепиано как в системе ДМШ, ДШИ, так и в других музыкально-образовательных организациях, включая профессиональные средние специальные учебные заведения и вузы;
• определившийся статус джаза в первую очередь как импровизационной музыки, вследствие чего изучение фортепианного джазового нотного материала считается необходимым во вторую очередь.
Все это создаёт определённые сложности в преподавании фортепианного джаза не только для пианистов-педагогов классической традиции, но и для преподавателей-джазменов. Разрыв классической и джазовой фортепианной школы также не может способствовать дальнейшему развитию джазового фортепианного образования, так как основа и прогрессивные методы преподавания, которые были выработаны более чем за три столетия академической школой, остаются незаменимыми и в джазовом фортепианном обучении.
Для успешной реализации концепции обучения джазу в фортепианном классе ДМШ необходимо решить следующие актуальные задачи:
1. ознакомление учащихся ДМШ с фортепианной джазовой музыкой на уроках, факультативных занятиях, а также посредством проведения внеклассных мероприятий, например — посещения джазовых концертов, фестивалей, конкурсов, лекций и т.д.
2. Интенсификация начального теоретического этапа обучения юного пианиста, связанного с прохождением музыкально-теоретических основ, так называемой музыкальной азбуки. Преподавателю необходимо организовать углубленное (в то же время более адаптированное для детского восприятия) изучение особенностей прочтения джазовых нотных текстов (длительности с точками, увеличение длительностей с использованием лиг и т.д.); двухдольности — трёхдольности; бо-
лее сложных музыкально-ритмических построений, использующихся в джазе.
3. освоение различных джазовых стилей, подразумевающее изучение внутристилевых джазовых фортепианных течений и исполнительской техники (сюда могут быть включены вопросы акцентирования, особенности развития музыкального построения джазовых произведений, особенности интонирования и зву-коизвлечения фортепианной музыки различных джазовых стилевых направлений, а также другие вопросы, связанные с отличительными особенностями исполнения джаза).
4. Разработка джазового педагогического репертуара для фортепианных классов ДМШ в соотнесении с существующим педагогическим репертуаром традиционного детского фортепианного обучения в системе ДМШ и с учётом физических данных и исполнительских (технических) возможностей детей разных возрастных групп.
обогащая стилевые направления фортепианной музыки, джаз поднимает музыкально-художественное образование на новую ступень развития, открывает новые перспективы для музыкантов-исполнителей и педагогов. Считаем, что в связи с этим назрела необходимость снять все препятствия для развития джазового направления в музыкально-образовательной сфере, а также разработать и внедрить научную теоретико-методическую концепцию освоения фортепианного джазового стиля в условиях образовательной системы ДМШ и ДШИ.
Примечания
1. Баранов В. М. Музицирование любителя джаза. Пособие по начальному обучению джазовой импровизации. Санкт-Петербург : Композитор-СПб, 2009. 52 с.
2. Беличенко С. А. отечественный джаз как институт культуры // обсерватория культуры № 3. Москва : ФГУ РГБ НИЦ Иформкультура РГБ, 2006.
3. Богдан Л. В., Обухова О. А. фортепиано : программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва : ЛЕНАНД, 2010. 210 с.
4. Геталова О. А. Импровизация. Авторская программа для детских музыкальных школ и школ искусств. Санкт-Петербург : Композитор-СПб, 2009. 16 с.
5. Крамер Д. Б. Начальное обучение на фортепиано. Изучение стилистических джазовых приёмов : методическая разработка для старших классов ДМШ (эстрадная специализация) и младших курсов музыкальных училищ по специальности «Инструменты эстрадного оркестра». Москва, 1988. 43 с.
6. Смирнова Т. И. Класс специального фортепиано: Программа. Интенсивный курс для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва, 1997. 64 с.
7. Тимофеев В. К. Примерная программа для ДМШ, эстрадно-джазовых школ и эстрадно-джазовых отделений ДШИ. Москва, 2005. 8 с.
References
1. Baranov V. M. Playing music jazz lover. Manual for primary education jazz improvisation. St. Petersburg, Kompozitor Publ. [Composer Publ.], 2009. 52.
2. Belichenko S. A. Domestic jazz as Cultural Institute. Culture Observatory number 3. Moscow, 2006.
3. Bogdan L. V., Obukhova O. A. Piano: The program for children's music schools and music departments of children's art schools. Moscow, LENAND Publ, 2010. 201 p.
4. Getalova O. A. Improvisation. Authoring program for children's music and art schools. St. Petersburg, Kompozitor Publ. [Composer Publ.], 2009. 16 p.
5. Kramer D. B. Initial training on the piano. Studying jazz stylistic techniques: Methodological development for senior classes of Children's Music School (pop specialization) courses and junior majoring in music schools "Tools pops orchestra". Moscow, 1988. 43 p.
6. Smirnova Т. I. Class Special Piano: Program. Intensive course for music schools, art schools music departments. Moscow, 1997. 64 p.
7. Timofeev V. K. Approximate program for children's music school, pop-jazz schools and pop-jazz department. Moscow, 2005. 8 p.
УДК 378.046.4:004 С. В. Воронцов
Московский государственный институт культуры
В данной статье автор рассматривает особенности формирования профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации. Подчёркивается важность внедрения мультимедийных средств обучения в процесс повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов. Развитие непрерывного образования в нашей стране в условиях информационного общества требует от современной педагогики пересмотра методологической и концептуальной основы. Успешная реализация инновационных проектов в науке и производстве напрямую зависит от способности государства поддерживать высокий качественный уровень системы образования и образования взрослых.
Ключевые слова: руководитель музыкального коллектива, повышение квалификации, педагогическая методика, дирижёр, музыкальный руководитель, мультимедийные средства обучения.
ВОРОНЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
VORONTSOV SERGEI VLADIMIROVICH — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, The Faculty of Social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
ИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ
в повышении квалификации руководителей музыкальных коллективов в вузе КУЛЬТУРЫ и искусств
e-mail: [email protected] © Воронцов С. В., 2015