Научная статья на тему 'О роли эстрадного исполнительства на фортепиано в становлении и развитии эстрадного музыкального искусства Узбекистана'

О роли эстрадного исполнительства на фортепиано в становлении и развитии эстрадного музыкального искусства Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
312
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДА / ДЖАЗ / ЭТНОДЖАЗ / ФОРТЕПИАНО / МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЛАУРЕАТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Садыкова Зухра Сотволдиевна

В статье анализируется понятие «Эстрадное музыкальное искусство в Узбекистане » и история появления узбекского джаза. А также эта статья информирует фортепианную школу Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли эстрадного исполнительства на фортепиано в становлении и развитии эстрадного музыкального искусства Узбекистана»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

О РОЛИ ЭСТРАДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФОРТЕПИАНО В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЭСТРАДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Садыкова З.С.

Садыкова Зухра Сотволдиевна — преподаватель, кафедра эстрадного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется понятие «Эстрадное музыкальное искусство в Узбекистане» и история появления узбекского джаза. А также эта статья информирует фортепианную школу Узбекистана.

Ключевые слова: эстрада, джаз, этноджаз, фортепиано, музыка, исполнительство, лауреат.

Социальный и культурный взлёт Узбекистана - одна из характерных черт жизни нашей страны в годы независимости. Революционные преобразования страны за 26 лет обусловили знаменательный перелом в судьбе узбекской национальной культуры. Чрезвычайно интенсивен оживленный диалог традиций в сфере музыкального искусства. Можно говорить о своеобразном ренессансе узбекской музыки, ее активном и многообразном функционировании в нашу эпоху, явной актуализации ее стилистических и выразительных возможностей [1].

Понятие «Эстрадное музыкальное искусство в Узбекистане» появилось в середине прошлого столетия. И око связывалось с тем явлением музыкального исполнительства, которое было зачато на почве узбекского национального музыкального творчества представителями европейского и в частности джазового направления музыки. Этот сложнейший «вживание» джазового музыкального мышления начался на рубеже XIX - XX столетий, когда в европейской части Ташкента стали проходить концерты с участием джазовых исполнителей. В последствии, были организованы многочисленные джазовые коллективы (в основном из исполнителей на духовых инструментах). Фортепианное исполнение джазовых произведений или лёгкое музыцирование в этом направлении являлось неотъемлемой частью данного процесса. Это проявлялось на всём протяжении истории музыкального исполнительства с незапамятных времен. Джазовое искусство - одна из своеобразных сфер современной музыкальной культуры. Джаз оказывает особенно большое влияние на духовный мир молодежи, мировосприятие которой формируется под воздействием окружающей среды.

Джаз необычное, во многом парадоксальное явление, аналогов которому нет. Очаровывая одних, отталкивая других, то принимая форму развлекательно-эстрадную, то углубляясь в сферу утонченных экспериментов, философских размышлений, джаз живет бурной, насыщенной жизнью [2]. Молодежь интуитивно чувствует в нем свежесть, избыток динамического импульса мощной жизненной энергии и силы, которые не столь ярко выражены в других областях современной музыки. Магнетически притягательная импровизационная природа джаза способствует развитию творческих способностей личности, музыкального мышления, возможности более глубокого восприятия мира.

В Узбекистане джаз оказался в необычной для него среде обитания и ассимилировался с национальными формами музыкального творчества, вызвав к жизни узбекскую модель этноджаза. Он органично соединился с различными формами современного фольклора и образовал интереснейший музыкально-культурный феномен - узбекский джаз. Фольклор и джаз сближает их общий специфический признак - способность к импровизации, что отличает народного певца и джазового музыканта от музыканта академического плана. Фольклор оказал на джаз в Узбекистане благотворное воздействие. Народная песня по-новому раскрывается в контексте джазовой музыки [2].

Это склонность и потребность общества к легкой музыке, и сиюминутный ответ со стороны композиторов разного толка проявлялась на всём протяжении истории музыкального исполнительства с незапамятных времен. Особенно перспективно развивается в Узбекистане фортепианный джаз. Предпосылки к этому были заложены фундаментальным базовым фортепианным образованием, имеющим в Узбекистане давние традиции. В РСМАЛ имени В. Успенского и в Государственной Консерватории Узбекистана воспитывают талантливых

джазовых пианистов, обучая их искусству импровизации, умению различать джазовые стили, свободно ориентироваться в его современных течениях.

Школа фортепианного исполнительства Узбекистана была повсеместно известна в прошлом веке. Имена прославленных пианистов окончивших школу Успенского или Ташкентскую Консерваторию украшают афиш самых престижных конкурсов и концертов по всему миру. В этой связи хочется особо упомянуть имя гениального пианиста Алишера (Алексей) Султанова безвременно ушедшим от нас. Говорят, человек жив, пока жива память о нем. Подобно рано ушедшим В.А. Моцарту, Ф. Шуберту, В. Беллини, Алишер Султанов прожил короткую, но безумно яркую жизнь, наполненную триумфальными взлётами и победами, признанием и любовью публики, встречами с яркими творческими личностями. В первую очередь это его легендарные педагоги - Тамара Афанасьевна Попович и Лев Николаевич Наумов, благодаря которым он достиг вершин в фортепианном искусстве. Они стали для него не только наставниками, проводниками в мир таинств музыки, но и мудрыми старшими друзьями, которых Алишер Султанов боготворил до конца жизни [3].

Вся жизнь Алексея Султанова - борьба, борьба за свою индивидуальность, борьба за справедливость, борьба за фортепианный Олимп. Достаточно вспомнить участие 16-летнего Султанова в VIII Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, когда крышка рояля упала и сломала ему палец. Но пианист, превозмогая боль, выступал и играл под анестезией, которой хватало на пару минут. Публика, узнав о случившемся, все два тура долго ему аплодировала после выступлений. Однако жюри решили, что нельзя рисковать рукой и отстранили музыканта от финала [3].

Улугбек Полвонов выпускник Республиканского музыкального академического лицея имени В. Успенского являющейся кузницей талантливых музыкальных кадров республики Узбекистан. Он учился в классе фортепиано у известного педагога Тамары Афанасьевны Попович, маститого педагога, куда попасть всегда было не просто, и в котором учились многие блестящие пианисты. Улугбек Полвонов является победителем и призером ряда международных конкурсов пианистов. Еще во время учебы в Ташкентской государственной консерватории он участвовал в международных конкурсах в Германии, Италии, Португалии, Израиле, США, странах СНГ, где демонстрировал высокое исполнительское мастерство.

Фазлиддин Сайфиддинович Хусанов родился 2 июля 1978 года в Зангиатинском районе Ташкентской области в семье музыкантов. Первые навыки игры на фортепиано получил в 4-х летнем возрасте. В 1985 г. поступил в РСМАЛ им. В.Успенского в класс педагога специального фортепиано, Заслуженного учителя Республики Узбекистан Попович Тамары Афанасьевны. А с 1995 г. продолжил обучение в Германии. В 2002 году стал лауреатом Государственной премии «Нихол». Фазлиддин - лауреат многих крупных международных музыкальных конкурсов. Среди них: Международный конкурс пианистов Центральной Азии и Казахстана (Ашхабад, Туркменистан), V Международный конкурс пианистов Junior Gina Bachauer (Солт-Лейк-Сити, США), Международный фестиваль de St. Pons (Франция), Международный конкурс пианистов (Лондон, Великобритания), Международный конкурс (Неаполь, Италия), Международный конкурс пианистов (Германия), I место и «Абсолют»; Международный конкурс им. Shizuoka (Япония); Международный конкурс пианистов (Сицилия, Италия), III Международный конкурс пианистов им. С.В. Рахманинова (Лос-Анджелес, США) и др.

Бекзод Абдураимов молодой и талантливый пианист назван сенсацией фестиваля Radio France, который состоялся во французском городе Монпелье. Несмотря на свой юный возраст, он уже добился значительных высот и мирового признания, в частности является победителем Международного Конкурса пианистов в Лондоне 2009 года. Он начал заниматься музыкой с 6 лет. Он посещал занятия по классу фортепиано в школе Успенского, обучаясь у педагога Попович. В 2007 году юный музыкант едет продолжать обучение в США, где поступает в Центр Музыки при Канзасском Парк-Университете. Его учителем становится выходец из Ташкента Станислава Юденич. Виртуозную игру Абдураимова высоко ценят во всем мире. Ему уже присвоены эпитеты «пианист демонической силы», «невероятный талант» и даже «новый Горовиц» [4].

Будучи учеником прославленной Попович Тамары Афанасьевны Алишер Султанов а потом и многие последующие пианисты Фазлиддин Хусанов, Улугбек Полвонов, Бекзод Абдураимов и другие пианисты своим исполнительским мастерством поставили «золотую печать» в музыкальной истории Узбекистана.

Список литературы

1. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и ХХ век. Ташкент, 2007.

2. Гилёв Сергей. «Беседы о джазе». Ташкент, 2008.

3. Хамзина Зарина. Алексей Султанов - Навсегда.// Культура.уз 2015.20.10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kultura.uz/view_8_r_5594.html/ (дата обращения: 02.01.2018).

4. Liberation: Молодой узбекский музыкант Бекзод Абдураимов - «пианист демонической силы» // centrasia.ru 30.06.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1372579620/ (дата обращения: 02.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.