ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВАЛЕРИЯ САПАРОВА
Ганиева Л.М.
Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадно-инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена творчеству гениального музыканта современности Валерия Сапарова. В статье раскрывается его композиторское искусство, вклад гениального музыканта в узбекскую музыкальную культуру, участие в республиканских и международных конкурсах. Названы наиболее знаменитые произведения музыканта.
Ключевые слова: музыка, искусство, композитор, культура, творчество, песня, произведение, аранжировка, исполнитель, оперетта, симфония.
Новое тысячелетие привносит большие изменения в культурную жизнь нашего народа, меняются ориентиры, вкусы и мода. И в композиторском искусстве Узбекистана появляются новые тенденции, наблюдается интенсивный творческий рост музыкального искусства. За последние годы очень оживились международные контакты узбекских композиторов и исполнителей с музыкантами других стран. Это и участие в международных конкурсах, фестивалях, интерпретация новых произведений за рубежом. На примере творчества Валерия Сапарова, яркого представителя композиторской школы Узбекистана можно обнаружить проявление некоторых общих тенденций, связывающих Узбекистан с другими странами, развития современного узбекского композиторского творчества в целом. Вклад его в развитие узбекской музыкальной культуры связан, прежде всего, с сочинением целого ряда оригинальных, ярких джазовых произведений, в том числе, произведений для Театра оперетты, симфонии, увертюры и концерты. Особенно интересны его сочинения, проявление в них новых веяний и тенденций музыки XXI века. Его сочинения получают достойное место и постоянную прописку в репертуарах известных музыкантов и прославленных творческих коллективов. Звучат они не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами - России, Америке, Северной Корее, Франции, Италии. В частности, свою творческую и педагогическую деятельность В. Сапаров осуществляет в Государственной консерватории Узбекистана. В своей творческой практике композитор немало внимания уделяет аранжировкам, джазовому стилю и инструментовке разнообразных эстрадных песен. В частности, фортепианные произведения, прелюдии, концерты, а, особенно, джазовые пьесы для фортепиано. Благодаря прекрасной инструментовке, многоголосной гармонии, изысканным выразительным средствам джазовой музыки песни получили свое второе рождение в инструментальном освещении. К примеру, знаменитая песня «Отчий дом» благодаря грамотной и оригинальной аранжировке зазвучала в новом амплуа. Эти и другие произведения для оркестра, фортепиано, сценического искусства успешно концентрируют как в республике, так и за её пределами. Работа в Театре оперетты, -рассказывает композитор, - имеет творческий рост и интерес для моего творчества [1]. С этой целью В. Сапаров, обладающий незаурядным композиторским дарованием, создал несколько интересных произведений для сценического искусства на эстрадно-джазовом материале. Именно в жанре сценического искусства можно многогранно познакомить слушателей с музыкой, ритуалами, обычаями того или иного народа, так как он, как никакой другой жанр театрального искусства, синтезирует в себе возможности многих видов искусства. Музыка к произведениям и либретто различных авторов: «Любовь в стиле джаз», «Слуга двух господ»,
«Двенадцать стульев» и многие другие произведения ежегодно звучат в репертуаре Театра оперетты в Ташкенте. Эти и другие сценические сочинения неразрывно связаны с культурой разных народов, способствуют проникновению в дружеские, а порой героические чувства и заставляют задуматься о воспитании молодого поколения, верности своему долгу, смысле жизни и т.п., а потому они пользуются у зрителей большим успехом. Роль его музыки в спектакле велика, она помогает зрителю окунуться в атмосферу событий, происходящих на сцене, ощутить национальный колорит сюжета и самобытный характер героев произведения. В этом помогает композитору хорошее владение техникой композиции, знание особенностей национального менталитета, культуры, национальных традиций, использование в создаваемых спектаклях фольклорных мелодий из джаза, ритмов, контрастных музыкальных образов, питающихся истоками песенного исполнительства. Среди оригинальных произведений для двух фортепиано В. Сапарова наиболее интересна аранжировка песни И. Акбарова: «Кайдасан», ансамблевые произведения Д. Брубека, сборник фортепианных ансамблей «Мы играем в джаз». Утончённость и изысканность колорита усиливают ажурные пассажи, расцвечивающие красочными гармониями выразительную мелодию.
Применение характерных гармоний способствуют передаче изысканного джазового колорита данных пьес. В данных произведениях В. Сапаров придавал особое значение специфическим признакам, характерным для узбекской музыки, которые придают им оригинальность и неповторимый национальный колорит. Синтез узбекской музыки с джазом придают оригинальность и изысканность. При аранжировке народной мелодии «Кайдасан» для двух фортепиано В. Сапаров учитывал следующие художественные закономерности, присущие узбекской музыке: эмоциональная открытость, экспрессивность, импровизационность; метрическая свобода и ритмическая сложность; ладовая специфика. В данном произведении композитор использовал различные регистры и колористические ресурсы инструментов. Сочинение отличается своеобразной техникой композиторского письма, формой и требует высокую исполнительскую культуру. Так, в «Элегии» для фортепиано В. Сапарова и в других произведениях наблюдается восточный колорит. При анализе данного сочинения обнаруживается, что ладовая сторона музыки Закавказья состоит из нескольких массивных пластов, отражающих, по аналогии с другими народными культурами, например, с русской: диатоника семиступенных натуральных - диатонических ладов; лады с увеличенными секундами; мажор и минор (натуральный, гармонический, мелодический) и пентатоника. Орнаментика связана с особым типом интонирования, свойственна арабским странам Востока, Армении, Ирана. Отсюда проистекает ладовая многокрасочность и неисчерпаемость оттенков звучания. Произведениям В. Сапарова характерна импровизационность, благодаря чему возникает довольно свободная, строго не фиксированная ладовая шкала с переменным звукорядом.
Как справедливо подчеркнул В. Сапаров: «В восточном мелосе, как вокальном, так и инструментальном, выделяется особая роль орнаментики [1, с. 319]. В. Сапаров обладает не только большим творческим потенциалом, но и широким диапазоном мироощущения, творческих запросов и т.п. А потому широк спектр его творческой деятельности и интересов. Причем талант композитора одинаково удачно проявляется при обращении в процессе творчества, как к узбекской национальной тематике, так и к традициям европейской музыки. Он строго считается с особенностями каждой из них, последовательно следует их требованиям, поэтому с музыкальной культурой, какой бы национальности композитор ни соприкасался, он полностью сохраняет свой национальный колорит. Благодаря этому, многогранное искусство композитора имеет большой успех за рубежом. Его музыка обладает светлой аурой и заряжает слушателей большой творческой энергией. Новые тенденции в композиторском
искусстве меняют старые стереотипы мышления, привносят новую окраску узбекскому музыкальному искусству XXI века.
Список литературы
1. Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан. Т., 2017. 528 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Раджабова И.П.
Раджабова Илга Павловна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и иностранных языков, Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных
дорог,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приводятся конкретные примеры из практики работы автора при изучении иностранного языка в техническом вузе. Обосновывается эффективность использования различных методов в процессе изучения иностранного языка в нефилологическом вузе.
Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, студент, преподаватель, метод, форма, средство, информационные технологии.
Образование сегодня немыслимо без изучения иностранного языка и информационных технологий. В преподавании языков используются различные методы, создаются различные методические руководства. Информационные технологии позволяют знакомиться с развивающимися языковыми методиками для повышения педагогической деятельности. Так, например, применение дистанционного обучения, мультимедийных технологий являются перспективными формами обучения и работы со студентами, опираясь на их интерес и самостоятельность. Обучение позволяет студенту с помощью компьютерных технологий реализовать свою творческую возможность [1, с. 424]. Преподаватели совместно со студентами создают презентации по наиболее сложным темам: «Типы двигателей», «Первые автомобилестроительные заводы Узбекистана» и т.д. Все работы готовят сами студенты под руководством преподавателя, затем защищают выбранную тему на иностранном языке, предоставляя электронную версию выбранной темы. Важная задача - научить студента практическому владению иностранным языком в пределах учебно-профессиональной сферы общения, например, технической. Основной целью является развитие диалогической и монологической речи на базе лексики по специальности. При использовании интерактивного метода «Диспут» студентам предлагается обсуждение темы, например, «конструкция четырёхтактного двигателя». Первоначально тема обсуждается на родном языке, затем студенты-переводчики переводят на иностранный язык. Такими методами интерактивных занятий закрепляются лексико-грамматические и речевые навыки по профессиональным темам студентов технических вузов. Инновационные интерактивные методы представляют множество положительных результатов, таких как создание благоприятной атмосферы между преподавателем и студентами. Широкое использование интерактивных методов, таких как «Кот в мишке», «Слабое звено», «Мозговой штурм», «Малые группы» выполняют