Научная статья на тему 'Музыкальная культура Адыгеи постсоветского периода'

Музыкальная культура Адыгеи постсоветского периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1734
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ АДЫГЕИ / ФИЛАРМОНИИ / СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ АДЫГЕИ / АСЛАН НЕХАЙ / УМАР ТХАБИСИМОВ / АДАМ ХАНАХУ / ADYGEI'S UNION OF COMPOSERS / MUSIC CULTURE / ADYGEI REPUBLIC / NORTHERN CAUCASIA / MUSIC EDUCATION / ADYGEI MUSIC GROUPS / PHILHARMONICS / ASLAN NEKHAI / UMAR TKHABISIMOV / ADAM KHANAKHU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чепниян Наталья Львовна

Статья воссоздает картину музыкальной жизни Адыгеи в постсоветский период, ее проблемы и завоевания: становление в республике профессионального музыкального образования, появление музыкальных коллективов (национальных и академических), профессиональной композиторской школы. Большое внимание уделено выдающимся деятелям культуры и музыкантам, сыгравшим особую роль в развитии музыкальной культуры Адыгеи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music culture of Adygei of the post-Soviet period

The article reconstructs the picture of Adygei's music life in the post-Soviet period, its problems and achievements namely the formation of professional musical education in the republic, the appearance of music groups (national and academic) and professional composer's school. Great attention is paid to outstanding culture figures and musicians who played significant role in the development of music culture of Adygei

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура Адыгеи постсоветского периода»

Н. Чепниян

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АДЫГЕИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

На протяжении XX века профессиональная музыкальная культуры Адыгеи прошла сложный и противоречивый путь. В связи с географическим положением, оторванностью от железнодорожных магистралей, длительным становлением государственности, «запаздывая» в своем политическом и экономическом развитии, она неизбежно отставала и в процессах культурного строительства.

Примеры здесь многочисленны:

- первая музыкальная школа была открыта в Майкопе, столице ААО, только в 1936 году, и до начала 60-х годов оставалась единственной;

- национальный ансамбль песни и пляски около полувека имел самодеятельный статус;

- попытка создания музыкального театра в 1946 году оказалась неудачной прежде всего из-за отсутствия профессиональных кадров;

- открытый в следующем, 1947 году симфонический оркестр также просуществовал недолго;

- идея создания адыгейской филармонии начинает обсуждаться лишь в 1961 году, а воплощается в жизнь через три года;

- первое среднее профессиональное учебное заведение - Майкопское музыкальное училище -было открыто лишь в 1960 году и только к середине 80-х годов из периферийного переходит в разряд лучших училищ Юга России;

- развитая сеть музыкальных школ формируется в области в 60-70-х годах, когда училище стало делать первые выпуски преподавателей по классу фортепиано, народных, духовых, струнных инструментов, хорового дирижирования, теоретическим дисциплинам;

-вузовское музыкальное образование появляется в Адыгее в 1972 году, с открытием в педагогическом институте музыкально-педагогического факультета.

Обретение Адыгеей статуса Республики в составе Российской Федерации сразу после распада СССР дало мощный толчок развитию ее музыкальной культуры. Громадная роль в этом принадлежала первому министру культуры РА Адаму Асхадови-чу Ханаху. Это был великолепный музыкант - пиа-

нист и блестящий администратор. Один из первых выпускников-адыгов Майкопского музыкального училища, он получает высшее образование в Саратовской государственной консерватории. Вернувшись в Майкоп, он становится сначала заведующим фортепианным отделением, затем завучем, а с 1975 по 1991 год - бессменным директором училища. Именно при нем, и во многом благодаря его личным творческим амбициям, училище что называется «встает на ноги». Для этого была разработана серьезная программа, включающая:

- укрепление педагогического состава училища и детских музыкальных школ области, что позволяло улучшить начальную музыкальную подготовку абитуриентов;

- превращение училища в областной методический центр;

- развитие, выявление творческого потенциала студентов и преподавателей через их работу в исполнительских коллективах - симфоническом, камерном, духовом оркестрах, оркестрах русских народных и адыгейских народных инструментов, которые давали регулярные концерты.

При этом в конце 80-х - начале 90-х годов стало казаться, что училище становится ему «тесным». Он открывает отделение живописи и хореографии с двумя квалификациями: «артист национального танца», что было необходимо для поддержки Государственного ансамбля танца Адыгеи «Нальмес», и «артист балета», что через несколько лет окажется весьма востребованным в Камерном музыкальном театре. Его творчество, административный потенциал требовал все большего размаха. И этот, столь необходимый его замыслам и идеям масштаб, ему дала Республика.

Скорость, с какой он, отныне первый министр культуры Республики Адыгея, открывал новые профессиональные коллективы, была в буквальном смысле слова космической:

1992 - принятие постановления № 285 «О создании с 1 января 1993 года симфонического оркестра»;

1993 - решение о создании оркестра русских народных инструментов «Русская удаль»;

1993 - решение об открытии камерного музыкального театра;

1995 - организация хоровой капеллы;

1996 - создание эстрадно-джазового ансамбля «Оштэн».

В том же 1996 году перед автором этой статьи, которая в то время работала в министерстве культуры главным специалистом, была поставлена задача реорганизовать училище искусств в институт искусств, чтобы объединить в единой структуре школу - училище - ВУЗ. Прецеденты к этому времени в России уже были: на основе Тамбовского, Оренбургского музыкальных училищ создавались вузы; на базе Московского училища им. Октябрьской революции возник институт им. А. Шнитке, училища им. М. Ипполитова-Иванова - институт искусств и т. д.

В Министерстве культуры России мы получили поддержку, но Министерство образования и науки посчитало, что третий вуз как самостоятельное юридическое лицо Адыгее, с ее небольшим населением, не положен. И тогда 28 июля 1997 года президент республики А. А. Джаримов издал указ «О создании института искусств Адыгейского государственного университета на базе музыкальнопедагогического факультета».

С этого момента, наряду с существовавшей уже 25 лет специальностью 030700 - «Музыкальное образование», дававшей квалификацию «Учитель музыки», началось обучение по специальности 522501 - «Музыкальное искусство» (бакалавриат) с квалификациями «Преподаватель», «Артист оркестра - ансамбля», «Концертмейстер». Подобное разнообразие квалификаций позволяло выпускникам института заниматься самыми разными видами деятельности.

В статье «Блестящий итог... или печальный финал?!» (2002) профессор Ростовской консерватории Анатолий Моисеевич Цукер писал, что идея создания музыкального вуза в Адыгее первоначально вызвала немало скепсиса: «А не возникнет ли в результате второсортный вуз, каких уже немало открылось в нашей стране в условиях „безвременья»? <.> Но жизнь полна разнообразных и порой непредсказуемых зигзагов. Она распорядилась таким образом, что в течение двух последних лет мне пришлось быть председателем Государственной аттестационной комиссии в Институте искусств АГУ И результаты того, что я услышал и увидел, превзошли все мои ожидания. <.> При-

нимая госэкзамены в консерваториях Новосибирска, Нижнего Новгорода, я имел достаточно образцов для сравнения. И то, что я услышал в Институте искусств АГУ, развеяло все мои сомнения. <. > За всем этим, безусловно, стоит огромная, кропотливая, высокопрофессиональная работа педагогов, которые, оказавшись в новых для себя условиях высшего учебного заведения, проявили себя самым достойным образом» [11].

Однако, несмотря на высокие результаты, специальность «Музыкальное искусство» уже вскоре оказалась в критической ситуации: отсутствовали конкурсные наборы. Последний выпуск состоялся в 2002 году, и специальность была закрыта.

Те же самые проблемы контингента в это же время начинает испытывать и специальность «Музыкальное образование». Открытая еще в 1972 году в Адыгейском государственном педагогическом институте (ныне Адыгейский госуни-верситет), она около двух десятилетий оставалась одной из самых престижных в вузе. До начала 90-х годов, наряду с Краснодарским институтом культуры, музыкально-педагогический факультет АГПИ был единственным в Северо-Кавказском регионе, где высшее образование могли получить преподаватели ДШИ и ДМШ. Поэтому музыкально-педагогический факультет, в особенности его заочное отделение, пользовался огромным спросом. Сюда приезжали учиться из Осетии, Кабардино-Балкарии, Абхазии, Грузии, Ставрополья, Карачаево-Черкесии, Чечено-Ингушетии. Конкурс на вступительных экзаменах доходил до четырех человек на место. Администрации института каждый год приходилось обращаться в Министерство образования СССР о выделении на эту специальность дополнительных мест и, как правило, вместо 50 человек, много лет подряд на первый курс принимали 75 человек.

С распадом Советского Союза начался резкий отток абитуриентов. Главной причиной тому была война на Северном Кавказе. Кроме этого, в Краснодарском университете культуры и искусств была открыта консерватория со всеми музыкальными специальностями, в Нальчике - Северо-Кавказский институт искусств. Рядом с этими высшими музыкальными учебными заведениями, расположенными в крупных столичных центрах, с хорошо развитой культурой, экономикой, широкими возможностями трудоустройства, Институт искусств АГУ, безусловно, проигрывал.

Те же самые негативные тенденции мы обнаруживаем в начальном и среднем звене музыкального образования в Адыгее. Обратимся к сухим цифрам. Анализ форм статистической отчетности по ДШИ, которых в Республике двадцать одна, показывает, что, например, в 2006 году по сравнению с 2005 годом, набор в первые классы по всем музыкальным инструментам «упал» почти на 600 человек - с 1690 до 1104. Выпуски с 2004 по 2006 года тоже резко сокращаются.

Еще более обескураживает падение численности приема на музыкальные специальности в Адыгейский республиканский колледж искусств им. У X. Тхабисимова.

На протяжении последних лет колледж, в буквальном смысле слова, «выживает» за счет наборов на специальности «Актерское мастерство», «Хореографическое искусство», «Декоративноприкладное искусство» и «Живопись».

С другой стороны, как ни парадоксально, у этой ситуации есть своя положительная сторона. Подготовка каждого студента фактически ведется по индивидуальному учебному плану не только в классе по специальности, но и по всему музыкальнотеоретическому блоку дисциплин. И если выпускник колледжа решил поступать в вуз, то никаких проблем у него уже давно не возникает.

Здесь нельзя не вспомнить о той огромной методической помощи, которую оказывала и оказывает колледжу Ростовская консерватория. На протяжении вот уже более 30 лет постоянно она осуществляется в самых различных формах - открытых уроков, лекций, концертов, участия в работе ГАК, олимпиад, смотров-конкурсов и т. п. Фортепианное отделение долгие годы курировал профессор О. Барсов, отделение народных инструментов, вплоть до самой своей кончины - профессор А. Сахаров, отделение теории музыки - профессора А. Цукер и А. Селицкий1, струнных инструментов - профессор С. Куцовский.

Такой тесной связи с Ростовской консерваторией безусловно способствует и тот факт, что значительная часть преподавателей колледжа искусств

- ее выпускники.

Год от года растет уровень исполнительского мастерства студентов колледжа. Об этом можно судить по значительному количеству лауреатов

1 Они же на протяжении нескольких лет читали полные курсы лекций по истории музыки также для студентов Института искусств АГУ.

региональных и республиканских конкурсов. И таким образом, несмотря на все сегодняшние проблемы, свою главную задачу - подготовку кадров для сферы начального музыкального образования и пополнения рядов таких художественных коллективов республики как симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов «Русская удаль», ансамбль танца «Нальмэс», ансамбль песни и танца Адыгеи «Исламей», камерный музыкальный театр - колледж искусств, безусловно, выполняет. Среди его выпускников более 50 человек имеют почетные звания.

Центром концертной жизни республики постсоветского периода является филармония.

В ее структуре продолжает активную творческую деятельность один из старейших коллективов республики, созданный еще в 1936 году, Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс».

Ансамбль является лауреатом I Всемирного фестиваля адыгской культуры (Нальчик, 1991), дипломантом Всероссийского конкурса профессиональных коллективов (Москва, 1987), многократным призером Международных конкурсов фольклорного танца в Турции (Самсун, 1994, Анкара, 1995, 1997), лауреатом Международных фестивалей народного искусства в Объединенных Арабских Эмиратах (Дубай, 1998), Сирийской Арабской Республике (Хомс, 1998), дипломантом Международного фестиваля искусств «Славянский базар-99» (Витебск), лауреатом XVII Международного фестиваля фольклора в Бельгии (Сан-Гислен, 2000). Коллектив неоднократно выступал в Москве в Концертном зале им. П. И. Чайковского, государственном концертном зале «Россия», в зале Правительства РФ.

В 1996 году ансамблю присвоено высокое звание академического. За большой вклад в культуру Республики Адыгея «Нальмэс» был награжден медалью «Слава Адыгеи».

В 1998 году ансамбль получил почетное звание лауреата IV Артиады России «Красота и доброта спасет мир» в номинации «Хореография» за высокую художественную культуру, исполнительское мастерство и пропаганду народных традиций, а его руководитель А. Кулов был удостоен звания «Балетмейстер года России». Многочисленные праздники и концерты дружбы, проводимые ансамблем «Нальмэс» совместно с Кубанским казачьим хором,

ансамблями танца Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Абхазии служат ярким примером громадной роли искусства в упрочении и стабилизации общественных и культурных связей между народами Северного Кавказа, ставшего в 90-е годы «горячей» точкой на карте России.

В последние годы ансамбль «Нальмэс» ведет активную гастрольную деятельность не только в нашей стране, но и за рубежом. При полных аншлагах прошли выступления коллектива на Кипре, в Турции, Израиле, Иордании, Сирии, Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Европе - Бельгии, Франции, Германии. Благодаря этому, все адыги, проживающие вдали от земли своих предков, могут ощутить прикосновение к живой истории своего народа, почувствовать генетическую связь со своей Родиной.

Ансамбль подготовил и провел специальные концертные программы-лекции для школьников города. В его планах - создание школы-студии при коллективе для решения кадровых проблем.

Музыкальная культура Адыгеи постсоветского периода немыслима еще без одного национального коллектива - Государственного ансамбля песни и танца Адыгеи «Исламей», созданного в 1991 году по инициативе директора филармонии 3. Ц. Хота. Именно он пригласил в качестве организатора и художественного руководителя ансамбля первого профессионального композитора Адыгеи Аслана Нехая.

Все без исключения артисты ансамбля - выпускники училища искусств. Музыковед А. Соколова писала: «На волне возрождения национального самосознания изменился и статус старинной адыгской песни. Она стала играть объединяющую роль, заставила большинство людей внимательно „всмотреться“, „вслушаться“ в историю, вспомнить героических личностей прошлого» [9].

Жанровый состав народных адыгских песен, используемых в репертуаре ансамбля, очень многообразен. Это древние образцы фольклора, связанные с архаическими календарными и семейными обрядами, и большой блок нартских песен, историко-героические и песни-плачи времен Кавказской войны, лирические и шуточные песни, а также песни руководителя ансамбля А. Нехая. И везде он выступает как блестящий аранжировщик.

«Исламей» принимал участие в многочисленных фестивалях, среди которых фестивали в Петроза-

водске, Нальчике, в международном фестивале «Райская птица» в Турции (1992), где ансамбль получил звание лауреата, и многих других. Коллектив гастролировал в Турции, Израиле, Иордании, где также проживает многочисленная диаспора адыгов. Все поездки за рубеж имели для ансамбля огромную ценность. «3накомясь с жизнью и обычаями адыгской диаспоры, работой фольклорных коллективов, исламеевцы имели возможность сравнить, бытующие в среде турецких и израильских адыгов, песни с теми, что сохранились на родине, услышать новые ритмы и интонации» [4].

В сентябре 2000 года «Исламей» выступил инициатором и принял активное участие в Первом Международном фестивале адыгской народной песни и инструментальной музыки. Тогда же он стал лауреатом Первого Всероссийского конкурса «Трудовая Слава России - 2000».

Примером интернациональной политики Правительства Адыгеи может служить создание в республике, наряду с национальными творческими коллективами, оркестра русских народных инструментов «Русская удаль» (1993). Художественным руководителем и главным дирижером оркестра все эти годы является заслуженный работник культуры России, народный артист Республики Адыгея Анатолий Шипитько. В оркестре работают лауреаты всероссийского и международного конкурсов Андрей Полун и заслуженный артист Республики Адыгея Борис Полун, лауреат всероссийского конкурса Василий Причепа и Евгения Полун, заслуженный артист России и народный артист РА Чеслав Анзароков, заслуженная артистка РА Валентина Кошубаева.

Уже в марте 1993 оркестр принимает участие в первом Всероссийском фестивале профессиональных оркестров русских народных инструментов. Коллектив, который был самым молодым среди участников фестиваля, сразу же оказался в центре внимания таких знаменитостей как Н. Некрасов, М. Рожков, В. Гридин, В. Городовская, С. Колобков. Художественный руководитель и главный дирижер известного на весь мир Государственного академического русского народного оркестра им. Н. П. Осипова Н. Н. Калинин сказал: «Удивительно, что за такой короткий срок сложился прекрасный профессиональный творческий коллектив. <...>

.. .Хочу поздравить весь музыкальный мир - на его небосклоне вспыхнула яркая, непохожая на другие, звезда, и имя ей - „Русская удаль!“» [5].

Летом 1995 года оркестр участвовал в V Международном фестивале «Полесское лето с фольклором». «Русская удаль» сразу покорила и жюри, и зрителей. А. Шипитько вспоминает, что «даже индусы, бразильцы, мексиканцы, не говоря уже о славянах, в восторге кричали во время нашего выступления „Браво!“» [2].

В следующем 1996 году «Русская удаль» выступает в самых престижных залах России - в концертном зале им. П. И. Чайковского, в Академии музыки им. Гнесиных, в Центральном концертном зале «Россия». После этих концертов Н. Калинин отмечал: «В России более 50 профессиональных оркестров. Но оркестр „Русская удаль“ стоит особняком

- этот коллектив не похож на другие оркестры, благодаря А. Шипитько, который годами собирал старинные фольклорные инструменты и ввел в арсенал оркестра старинные бытовые инструменты. Коса и грабли, чугунки и сковородки, молотки и наковальни, пилы и умывальник, - все это прекрасно входит в колорит оркестра и блестяще обыгрывается музыкантами» [1].

В марте 1998 года оркестр обрел статус Государственного. В разные годы с ним выступали народные артисты России Леонид Сметанников и Анатолий Сафиулин, солист Санкт-Петербургской филармонии Аслан Намиток, заслуженный артист России и народный артист РА Чеслав Анзароков и многие другие.

Вполне понятно, что после обретения Адыгеей статуса Республики внимание ее правительства было уделено, в первую очередь, народным национальным коллективам. В то же время, огромное значение для культуры республики имело и рождение академических коллективов.

Первым из них появляется симфонический оркестр. Он был создан в 1993 году по предложению первого министра культуры Адама Ханаху. За очень короткий срок Министерством культуры была проделана громадная и сложная работа по формированию кадрового состава, который необходимо было обеспечить жильем2, закупке в Германии дорогостоящих музыкальных инструментов за счет средств республиканского бюджета, формированию нотной библиотеки.

2 В оркестр были пригашены музыканты из Ростова-на-Дону, Красноярска, Астрахани, Петрозаводска, Украины, Азербайджана, Чечено-Ингушетии и др. городов, республик только что распавшегося Советского Союза.

Рождение симфонического оркестра в небольшой республике, в начале 90-х годов, кажется сегодня невероятным! И, тем не менее, это удалось, благодаря как усилиям выдающегося деятеля культуры республики А. Ханаху, так и всей предыстории коллектива.

С приходом советской власти в Майкопе не раз предпринимались попытки создания симфонического оркестра. Так, с 1925 по 1936 годы при городском кинотеатре «Гигант» существовал самодеятельный симфонический оркестр, организатором и бессменным руководителем которого была блестящий музыкант и композитор И. Святловская. С момента открытия в Майкопе драматического театра им. А. С. Пушкина (1936), в котором И. Святловская возглавила музыкальную часть, все артисты оркестра ушли вслед за ней. Многие годы оркестр при драматическом театре оставался единственным профессиональным музыкальным коллективом.

К 25-летию ААО правительство приняло решение о создании самостоятельного симфонического оркестра. Его первый концерт состоялся 26 марта 1947 года. Однако коллектив вскоре распался.

Следующей важной вехой стал 1965 год, когда на базе Майкопского музыкального училища был создан студенческий симфонический оркестр. Для повышения творческого потенциала оркестра директор училища А. Ханаху не раз приглашал в Майкоп блестящего, опытного дирижера и педагога, народного артиста Эстонии, профессора Романа Матсова, ведущих преподавателей по классу фортепиано Саратовской консерватории - профессора Льва Шугома и доцента Татьяну Кан.

Таким образом, к 1991 году, моменту обретения Адыгеей статуса Республики, основа для создания профессионального симфонического оркестра уже давно существовала.

Нельзя сказать, что его открытие встретило единодушное одобрение. Раздавались вопросы: «Зачем Адыгее такой дорогостоящий коллектив?», «Не лучше ли имеющиеся средства направить на поддержку национальных коллективов?», говорили, что это откровенная авантюра... Предложение Министерства культуры о создании симфонического оркестра (а вскоре и оркестра русских народных инструментов, хоровой капеллы, камерного музыкального театра, эстрадно-джазового ансамбля «Оштэн») безоговорочно поддержал первый Президент Республики Аслан Алиевич Джаримов.

Словом, развитие музыкальной культуры Адыгеи постсоветского периода шло вперед семимильными шагами.

Симфоническому оркестру в этой новой культурной политике была отведена особая роль. Его главными задачами стало приобщение жителей республики к высшим завоеваниям мирового музыкального искусства, его активная пропаганда, воспитание любви к серьезной музыке в детях. Кроме этого, создание оркестра должно было активизировать работу адыгейских композиторов в жанрах симфонической музыки. Исходя из этих задач, и строилась репертуарная политика оркестра. Помимо вечерних концертов для взрослых, вскоре был открыт и дневной абонемент для школьников.

Для работы с молодым творческим коллективом А. А. Ханаху приглашает уже хорошо известного в Майкопе дирижера Р. Матсова. Однако, живя в Эстонии, он не мог руководить оркестром на постоянной основе. Проблема главного дирижера сохраняла свою остроту. В разные годы эту должность занимали Василий Колеушко, Георгий Аверин (Москва), Юрий Голота (Краснодар), заслуженный деятель искусств РА Мурат Хупов, Ило Янг (Южная Корея), заслуженный деятель искусств Абхазии Анатолий Хагба, работающий с оркестром до сих пор, заслуженный артист России Петр Шахов, который сегодня является его художественным руководителем и главным дирижером.

Помимо них, за эти годы с оркестром выступило еще более 40 дирижеров. Основная их часть -иностранцы, представляющие самые разные дирижерские школы - Германии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Великобритании, Франции, Италии, Словении, США, Турции, Австралии, Южной Кореи, Японии. Большинство из них - молодые дирижеры, которые после обучения у себя на родине приезжали в Россию получить мастер-классы по оперно-симфоническому дирижированию либо в Московской, либо в Санкт-Петербургской консерваториях. И хотя всех их отличала серьезность, старательность, тем не менее, их дирижерский опыт был еще очень мал. Получалось, что не оркестр, которому необходимо было постоянно совершенствоваться, «тянулся за дирижером», а дирижер учился на оркестре. Постоянная смена дирижеров привела к отсутствию четкой репертуарной политики, «генеральной линии» развития коллектива. Это в свою очередь послу-

жило причиной оттока из оркестра высокопрофессиональных музыкантов, что повлекло за собой острую проблему кадров.

Справедливости ради следует вспомнить целый ряд концертов, которые становились всплесками творческой энергии, кульминационными точками концертных сезонов. Это два приезда в город великолепного музыканта из Голландии Конрада ван Альфена, концерты с участием заслуженного артиста России, профессора Ростовской консерватории Владимира Дайча, с солистами Московского академического театра им. Немировича-Данченко и др.

В 1996 году на базе симфонического оркестра проходил фестиваль «Северо-Кавказская музыкальная весна» с участием композиторов и музыковедов из Москвы. Столичная критика отмечала, что молодому коллективу присуще благородное звучание, сбалансированность групп, хороший строй и вдохновенная увлеченность артистов.

За годы своего существования оркестр накопил громадный репертуар, и, несмотря на все болезни роста, не вызывает сомнений, что коллектив ждет большое будущее.

Еще одним большим событием в музыкальной культуре Адыгеи стало открытие в 1993 году в Майкопе Камерного музыкального театра. Основы будущего музыкального театра зарождались на базе русской драматической труппы областного театра им. А. С. Пушкина. В 1946 году был создан ансамбль музкомедии, который не смог полноценно существовать из-за отсутствия профессиональных певцов и инструменталистов. Несмотря на то, что первая профессиональная группа вокалистов-адыгов возвратилась в Майкоп после окончания Ленинградской консерватории в 1959 году, рождение музыкального театра в Адыгее произошло лишь через 35 лет.

Открытие театра ожидалось с особым нетерпением. В материалах прессы постоянно освещались его первые шаги. Заслуженный работник культуры Республики Адыгея, первый директор Майкопского музыкального училища Ш. Ахиджак, писал: «Вспомним время, когда в июне 1959 года после окончания Ленинградской консерватории в Адыгею возвратилась группа вокалистов, среди которых был и пишущий эти строки. Еще тогда планировалось открытие музыкально-драматического театра. Но первый опыт окончился неудачей. При-

чин было много. Однако, на мой взгляд, эта первая группа певцов и музыкантов и положила начало развитию профессионального музыкального искусства в нашей республике. Открылось музыкальное, ныне училище искусств, началась планомерная подготовка музыкальных кадров. И вот сегодня в Адыгее, наряду с другими музыкальными коллективами, появился камерный музыкальный театр. Я верю в его творческую перспективу»

[3].

Практическое решение задачи было поручено художественному руководителю театра, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Ю. Сулейманову и главному дирижеру театра М. Хупову, выпускнику Ростовской консерватории. Для работы с певцами театра бал приглашен Н. Панурин, в прошлом выпускник вокального факультета музыкально-педагогического института им. Гнеси-ных.

Первые шаги новой театральной труппы были достаточно осторожными. Огромная требовательность к себе, желание сразу поставить высокую творческую «планку» привели к тому, что было решено начать творческую деятельность коллектива с концертных выступлений. Первое выступление артистов театра состоялось в июле 1994 года. В большом концерте прозвучали увертюра к опере «Кармен» Бизе, арии из опер «Риголетто» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского.

Следующим этапом стало освоение более доступного (с точки зрения вокала) жанра - оперетты. 15 ноября 1994 года театр показал премьеру оперетты Ж. Оффенбаха «Жанна плачет, Жан смеется» в постановке Ю. Сулейманова. В декабре состоялась новая премьера - детского музыкального спектакля В. Улановского «Золотой цыпленок». Это были еще «привычные» по ранним опытам спектакли в музыкально-драматическом жанре, но их серьезный вокальный уровень явно обозначал перспективу.

Уже с первых лет существования театра большое внимание в его репертуаре уделялось национальной тематике. В сезоне 1995/96 года была показана премьера национальной музыкальной комедии «Сварливая невестка» по пьесе Е. Цея (на адыгейском языке) с музыкой М. Хупова.

Безусловно смелой, хотя, возможно, и несколько преждевременной из-за недостатка кадров творческой акцией, была попытка создания балетной труппы. В 1995 году балетмейстером Л. Гукетлевой

был поставлен спектакль, в который вошли одноактный балет на музыку Чайковского «Франческа да Римини» и балетный дивертисмент. В дальнейшем были осуществлены постановки балетов «Пахита» Л. Минкуса, «Медея» Р. Габичвадзе.

27 июня 1996 года состоялось долгожданное событие - премьера одноактной оперы В. А. Моцарта «Директор театра». Теперь репертуар камерного театра включал все необходимые жанры для того, чтобы по праву называться музыкальным.

Сейчас в репертуаре театра около 30 сочинений в разных жанрах. Среди них популярные оперетты Штрауса, Кальмана, Легара, музыкальные сказки, комедии на адыгейском языке, «Кофейная кантата» по И. С. Баху, балеты. За концертный сезон театром дается более 100 спектаклей.

В беседе с корреспондентом «Российской газеты» художественный руководитель театра С. Сулейманов сказал: «Держать планку нам помогает творческое сотрудничество с такими театрами как Московский академический детский музыкальный им. Н. Сац, Сызранский драматический и Кабардино-Балкарский музыкальный. Режиссеры из этих театров осуществили у нас ряд постановок. <.. .> Большой театр подарил нашему театру 418 прекрасных мужских и женских сценических костюмов, благодаря которым мы уже поставили 12 спектаклей. <.> Особая страница творчества нашего театра - это постановка музыкальных комедий адыгейских авторов - „Сварливая невестка“ и „С любовью не шутят“. И вот представьте себе, три года назад под лживым надуманным предлогом, что мол, „это нашему народу не нужно“, театр хотели закрыть. Отстаивание завоеваний новых музыкальных традиций стоило неимоверных усилий. Театр удалось спасти, правда, уже без балетной труппы» [6].

Важным завоеванием музыкальной культуры Адыгеи постсоветского периода стало создание в 1992 году Союза композиторов. По сравнению, скажем, с Кабардино-Балкарией, где первый профессиональный композитор Хасан Карданов заявил о себе в 1954 году, после окончания композиторского факультета Ленинградской консерватории, первый профессиональный композитор в Адыгее появился лишь в 1983 году. Им стал Аслан Нехай, окончивший по классу композиции Тбилисскую консерваторию.

Однако композиторская традиция в Адыгее начала складываться гораздо раньше - в конце 30-

х - начале 40-х годов, когда появились первые песни Умара Тхабисимова. Именно его считают основоположником адыгейской композиторской школы. Музыковед А. Соколова выделяет в истории адыгейской музыки три периода - период массовой авторской песни (1930-1960); появление отдельных образцов академических музыкальных жанров - кантаты, оратории, поэмы, выполненных с помощью профессиональных аранжировщиков других национальностей (1970-1980); период появления крупных жанров - оперы, концерта, симфонической поэмы и др. (с середины 1980-х) [7].

Творчество корифея адыгской музыки У. Тха-бисимова является, в определенной степени, иллюстрацией к изложенной периодизации. Еще в 40-е годы природное дарование «самородка» выдвинуло У. Тхабисимова в число наиболее популярных композиторов-песенников на Северном Кавказе. Широкую известность приобрели его песни «Письмо солдата», «Моя Адыгея», «Что же случилось?». Мощным стимулом к созданию произведений в этом жанре стала работа композитора в Адыгейском государственном ансамбле песни и пляски (1960-е годы), а также его активная исполнительская деятельность в Кабардино-Балкарской, а затем в Адыгейской филармониях (1970-1980-е годы).

Расцвет творчества У Тхабисимова наступает в 80-е годы. Помимо его любимого жанра - песни, композитор осваивает новые для адыгейской профессиональной музыки жанры - концерта, поэмы и даже оперы. В них он пытается синтезировать стилевые традиции европейской и адыгейской музыкальной культуры. Результатом творческих поисков в этом направлении стали рапсодия «Адыгея моя», симфоническая поэма «Братство», поэма-концерт для виолончели с оркестром, опера «Лау-кан», к сожалению, оставшаяся в клавирном варианте и неизданная.

В эти же годы в жанре песни активно работал ряд самодеятельных композиторов Адыгеи.

К. Туко можно считать основоположником национальной духовой музыки. Им написано более 300 сочинений для духового оркестра, создано более 250 обработок адыгских, абазинских, карачаевских и ногайских народных мелодий, издано 150 адыгских народных мелодий в трех томах. Произведения К. Туко вошли в репертуар Образцового духового оркестра Московского Кремля.

В 80-90-е годы жанры вокальной, хоровой музыки продолжали оставаться в центре внимания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

композиторов Адыгеи. Эти годы стали расцветом композиторской деятельности заслуженного деятеля искусств России и Адыгеи Г. Чича. Являясь прекрасным хоровым дирижером, отлично владея спецификой хорового звучания, он использовал эти профессиональные навыки в своем композиторском творчестве - в хоровых песнях, балладах, поэмах «Адыиф» и «Память», в ораториях «Легенда древних гор» и «Сказ об адыгах». Исполнение последнего сочинения стало большим событием в музыкальной жизни республики.

Композиторское творчество Ч. Анзарокова в основном связано с тремя жанрами - это близкая ему вокальная музыка (он закончил Ленинградскую консерваторию по классу вокала), музыка для фортепиано (в основном, детский репертуар) и симфоническая музыка, получившая свое кульминационное воплощение в симфонической поэме, являющейся первой частью большого триптиха из трех поэм, посвященных жертвам Русско-Кавказской войны. В ее музыкальном языке ясно проступает влияние Д. Шостаковича, с которым Ч. Анзароков общался, будучи студентом Ленинградской консерватории.

Организатором и первым председателем Союза композиторов Адыгеи стал первый профессиональный композитор республики Аслан Нехай. Осенью 1992 Союз объединил У. Тхабисимова, А. Нехая, Г. Чича, К. Туко, Ш. Шу, А. Соколову. Вскоре к ним присоединились Т. Сухова, Б. Кагазе-жев, а также молодое поколение композиторов, приехавших в Майкоп после окончания Ростовской государственной консерватории, - М. Хупов и А. Готов. Несмотря на невероятно сложные для России 90-е годы, этот начальный период становления Союза композиторов в Адыгее (приблизительно до 2002 года) можно считать самым плодотворным. А. Соколова определяет его как «уникальный... как время основоположников... время открытий. Создавая практически любой жанр (кроме песни). композиторы почти автоматически становились их родоначальниками» [8].

Именно в этот период рождается основное количество сочинений в академических жанрах. Во многом это было связано с появлением новых исполнительских коллективов. Как отмечал на II Пленуме СК К. Туко, «если мы раньше не имели стимула для написания произведений крупных форм, поскольку их некому было исполнять, то теперь ситуация изменилась. Обилие исполнителей при-

дает дополнительный импульс для расширения творческого диапазона...» [10].

Появление симфонического оркестра стимулировало обращение к соответствующим жанрам в творчестве М. Хупова (Сюита для симфонического оркестра, «Приветственная увертюра»). Открытие камерного музыкального театра вызвало к жизни его же музыкальную комедию «Сварливая невестка».

Появление в республике большого числа инструменталистов высокого класса активизировало работу композиторов в камерно-инструментальных жанрах. Примерами служат Соната для виолончели и фортепиано, Сюита для скрипки и альта М. Хупова, пьесы для трубы, флейты, кларнета К. Туко, «Пщынатль» для скрипки и фортепиано А. Нехая и др. Рядом с традиционными жанрами в это время появляются и новаторские, в которых работает композитор А. Нехай, сочиняя музыку для руководимого им ансамбля «Исламей». «Название сему музыкальному жанру еще не придумано, ибо в нем в новом качестве соединены три элемента: народная песня, эстрадная песня и академическая традиция» [7].

В жанрах эстрадной и джазовой музыки в 90-е годы активно работает А. Готов. Его музыкальный стиль отличается органичным сочетанием фольклорного начала и джаза. Мощным стимулом к его композиторской деятельности стало руководство эстрадно-джазовой группой «Оштэн». Для нее А. Готов создает эстрадно-джазовые обработки «жемчужин» адыгского фольклора, попурри на темы народных танцевальных наигрышей.

2002 год, год 10-летия Союза композиторов Адыгеи, стал во многом рубежным. В этот год из Адыгеи уезжают М. Хупов - в Испанию, А. Готов -в Москву. Таким образом, Союз теряет те надежды, которые были связаны с творчеством этих одаренных молодых композиторов.

В ноябре текущего 2007 года Союзу композиторов Адыгеи исполняется 15 лет. К большому сожалению, эта юбилейная дата не вызывает радостных чувств. На протяжении последних пяти лет работа Союза практически приостановлена. Председатель Союза К. Туко работает на общественных началах. Заседания Союза не проводятся, ни одно новое произведение не обсуждается, не получает критической оценки. Большинство произведений композиторов республики до сих пор находятся в рукописях. Остается лишь надеяться, что эта негативная ситуация вскоре будет «увидена и услышана» в Министерстве культуры РА.

При всех значительных завоеваниях, музыкальная культура Адыгеи постсоветского периода имеет целый ряд сложных, нерешенных проблем, которые, с одной стороны, носят общероссийский характер, а с другой - окрашены локальным колоритом. Их решение в большей степени зависит от властных структур, от политики государства в области культуры и искусства, а задачей профессиональных музыкантов Адыгеи является задача отстаивания завоеванных позиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова В. «Русская удаль», удаль молодецкая

// Советская Адыгея. 2002, 4 октября.

2. Иванюк С. Даже индусы кричали «Браво!» //

Советская Адыгея. 1995, 22 августа.

3. [Интервью с Ш. Ахиджак] // Советская Адыгея. 1995, 30 мая.

4. Кумук Ш. Государственный ансамбль песни и

танца Адыгеи «Исламей» в музыкальном пространстве Северного Кавказа. Рукопись. Майкоп, 2002.

5. Ломешина В. «Русская удаль» покоряет Моск-

ву // Советская Адыгея. 2003, 7 июня.

6. Российская газета. 2002, 9 ноября.

7. Соколова А. Композиторы и новое время // Советская Адыгея. 1996, 23 февраля.

8. Соколова А. Надежда на будущее - в нашей неустанной деятельности // Музыкальная академия. 2000. №1.

9. Соколова А. Триумф «Исламея» // Советская

Адыгея. 2001, 26 июня.

10. Туко К. Художник и его время. Майкоп, 2000.

11. Цукер А. Блестящий итог. или печальный финал?! // Советская Адыгея. 2002, 25 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.