Научная статья на тему 'Василий Павлович Плетнёв. У истоков новой кафедры'

Василий Павлович Плетнёв. У истоков новой кафедры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Василий Павлович Плетнёв / баянист / Саратовская консерватория / кафедра народных инструментов. / Vasily Pavlovich Pletnev / bayanist / Saratov Conservatoire / Folk Instruments Department.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кан Татьяна Иосифовна

Статья посвящена выдающемуся музыканту Василию Павловичу Плетнёву, его важному вкладу как первого руководителя отделения баянистов в формирование кафедры народных инструментов Саратовской консерватории. Работа основана на эксклюзивных материалах, собранных автором публикации в результате поиска и систематизации разных архивных документов. Воспоминания о творческой атмосфере вуза, о педагогах старшего поколения, о первых выпускниках Плетнёва отражают яркие впечатления студенческих лет автора. Столь подробная информация о работе Василия Павловича в Саратове, а также архивные документы и фотографии публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vasily Pavlovich Pletnev. At the Origins of a New Department

The article is devoted to an outstanding musician, the first Head of the bayan department Vasily Pavlovich Pletnev and his contribution to the formation of the Folk Instruments Department of the Saratov Conservatoire. The work is based on exclusive materials collected by the author during the search and systematization of various archival documents. Memories of the conservatoire’s creative atmosphere, teachers of the older generation, Pletnev’s first graduates reflect vivid impressions of the author's years at the conservatoire. Detailed information about the activity of Vasily Pletnev in Saratov, as well as archival documents and photographs are published for the first time.

Текст научной работы на тему «Василий Павлович Плетнёв. У истоков новой кафедры»

Кан Татьяна Иосифовна, заслуженная артистка РФ, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Kan Tatyana Iosifovna, Honored Artist of the Russian Federation, Professor of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: t.i.kan@mail.ru

ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ ПЛЕТНЁВ. У ИСТОКОВ НОВОЙ КАФЕДРЫ

Статья посвящена выдающемуся музыканту Василию Павловичу Плетнёву, его важному вкладу как первого руководителя отделения баянистов в формирование кафедры народных инструментов Саратовской консерватории. Работа основана на эксклюзивных материалах, собранных автором публикации в результате поиска и систематизации разных архивных документов. Воспоминания о творческой атмосфере вуза, о педагогах старшего поколения, о первых выпускниках Плетнёва отражают яркие впечатления студенческих лет автора. Столь подробная информация о работе Василия Павловича в Саратове, а также архивные документы и фотографии публикуются впервые.

Ключевые слова: Василий Павлович Плетнёв, баянист, Саратовская консерватория, кафедра народных инструментов.

VASILY PAVLOVICH PLETNEV. AT THE ORIGINS OF A NEW DEPARTMENT

The article is devoted to an outstanding musician, the first Head of the bayan department Vasily Pavlovich Pletnev and his contribution to the formation of the Folk Instruments Department of the Saratov Conservatoire. The work is based on exclusive materials collected bythe author during the search and systematization of various archival documents. Memories of the conservatoire's creative atmosphere, teachers of the older generation, Pletnev's first graduates reflect vivid impressions of the author's years at the conservatoire. Detailed information about the activity of Vasily Pletnev in Saratov, as well as archival documents and photographs are published for the first time.

Key words: Vasily Pavlovich Pletnev, bayanist, Saratov Conservatoire, Folk Instruments Department.

Научно-публицистический проект «История Саратовской консерватории в лицах»1 даёт возможность с высоты прошедших десятилетий осмыслить истоки многих важных событий, вспомнить тех, кто участвовал в рождении новых кафедр, обновлял и омолаживал педагогическую семью нашего вуза. Мне довелось быть свидетелем и в какой-то степени участником этого процесса. Моё студенческое поколение, пришедшее в стены Alma mater в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов прошлого века, выросло под крылом выдающихся музыкантов, впитало незабываемую художественную атмосферу тех лет, этические традиции наших учителей. Это был тот профессиональный и нравственный фундамент, который позволил многим из нас почти со студенческой скамьи начать педагогическую жизнь в консерватории. Смелость многих преобразований тех лет была обусловлена духом времени, жаждой обновления учебного процесса, всей творческой деятельности вуза, приближавшегося к своему полувековому юбилею.

Одним из таких нововведений можно считать открытие в 1956 г. отделения народных инструментов. Первыми абитуриентами стали шесть баянистов, привлечённые в Саратов из разных городов России магией имени легендарного Ивана Яковлевича Паницкого, принимавшего участие в экзаменационных прослушиваниях как консультант и почётный гость. В консерватории он не преподавал, сосредоточившись в филармонии на концертной деятельности. Безусловно, его мастерство, душевная щедрость, возможность неформального

общения надолго оставались для молодых баянистов большой поддержкой.

Трудности, с которыми встретились первые студенты, заключались в том, что поначалу, в силу разных обстоятельств у них часто менялись педагоги по специальности. Возможно, это побудило дружную шестерку друзей создать концертный секстет, ещё более профессионально сплотивший их. Приехавший в 1959 г. из Свердловска энергичный ректор Лев Львович Хри-стиансен принял весьма неординарное решение. Баянистов четвёртого курса распределили по специальности к профессорам кафедры специального фортепиано: к Семёну Соломоновичу Бендицкому, ученику Генриха Густавовича Нейгауза, направили Бориса Скворцова, сохранившего дружеское общение с пианистами нашего класса на долгие годы. Валерий Ломако пришёл в класс Бориса Александровича Гольдфедера, ученика К. Н. Игумнова; Вячеслав Белоусов — к Борису Константиновичу Радугину, воспитаннику А. Б. Гольденвейзера. Виталий Зайчиков занимался у Александра Оскаровича Сатановского, блестящего пианиста и дирижёра, выпускника Киевской консерватории, Евгений Фимин — уАрсения Петровича Щапова, в высшей степени образованного музыканта, бравшего уроки в Швейцарии у Рауля Пюньо [2].

Прекрасная плеяда наших фортепианных профессоров оставила неизгладимую память не только в моей душе. Годы спустя об их влиянии на молодые умы каждый из баянистов вспоминал с восторгом. В недавней

1 Руководитель проекта — проректор по науке Саратовской государственной консерватории, доктор искусствоведения И. В. Полозова.

беседе о времени учёбы в классе Б. И. Скворцова рассказал один из первых его студентов Владимир Ушенин2: «Как бы в продолжение традиций, утвердившихся у пианистов, особенно в классе С. С. Бендицкого, нашим педагогом были организованы исполнения тематических программ — больших органных прелюдий и фуг Баха, всех органных концертов Генделя». И добавил: «Я всегда считал себя учеником Семёна Соломоновича Бендицкого». Так первые выпускники сохраняли и передавали своим ученикам благодарную память о музыкантах, общение с которыми послужило мощным ускорителем их профессиональной эрудиции, культуры. Думаю, что творческий импульс, приобретённый ими в фортепианных классах, подтверждает всеобъемлющую мысль Болеслава Леопольдовича Яворского: «Консерватория должна быть однофакультетным вузом, это — факультет музыкального мышления».

Счастливым завершением всех организационных перипетий для студентов-первопроходцев стал последний 1960-1961 учебный год. В консерваторию на должность старшего преподавателя и заведующего отделением народных инструментов был приглашён талантливый баянист Василий Павлович Плетнёв (фото 1). Молодому педагогу, только что успешно окончившему ГМПИ имени Гнесиных, предстояло начинать вузовскую работу сразу, с места в карьер, с подготовки шести дипломников к первым государственным экзаменам. А студентам его класса — достойно завершить пятилетний путь первых абитуриентов. Трудно представить, какой спектр проблем — в выборе репертуара, осознании технических возможностей, особенностей музыкальной природы студентов — требовал решения в кратчайшие сроки. С уверенностью можно сказать, что Василий Павлович обладал теми редкими профессиональными и человеческими качествами, которые помогли создать атмосферу доверия и взаимопонимания в общении со студентами, испытавшими влияние ежегодно сменяемых наставников. Интересны некото-

Фото 1. Василий Павлович Плетнёв. Архив М. В. Плетнёва

рые биографические совпадения. Так, например, Борис Скворцов и Вячеслав Белоусов, почти сверстники своего нового учителя, до поступления в консерваторию успели отслужить в армии. А годы учения в вузе прошли практически параллельно: В. П. Плетнёв — 1955-1960 гг., его ученики — 1956-1961 гг. Это было поистине знаковое пересечение судеб, событий, характеров, оставившее плодотворный след в истории кафедры.

В 2008 г. по предложению редакции журнала «Рампа» [1] мне довелось написать небольшую заметку о саратовском концерте в рамках очередного Волжского тура Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва — сына Василия Павловича. Тогда я впервые заглянула в наш консерваторский архив. Документы, хранящиеся в нём, позволяют осмыслить жизненный путь молодого Василия Плетнёва, оценить его талант, целеустремлённость, интенсивность постижения разносторонних профессиональных специализаций.

Одной из первых страниц в папке личного дела моё внимание привлекла автобиография, собственноручно написанная тогда ещё чернилами и перьевой ручкой (фото 2). Приведу её некоторые фрагменты, как свидетельство непростого детства и мужественного взросления человека, пережившего страшную войну. «Я, Плетнёв Василий Павлович родился в 1928 г. 14 марта в д. Вёртлово Костромской обл. Красносельского р-на в семье служащего. С 8 лет учился в Густомесовской Н. С. Ш. В связи с Великой Отеч. войной в учёбе был перерыв 2 года, после чего учился в 6 кл. Красносельской ср. школе, а затем 7 кл. закончил в Густомесовской Н. С. Ш. В1945 году поступил в Ярославское Музыкальное Училище, которое и окончил в 1949 г. по классу баяна». Читая эти строки, невольно думаешь, сколько километров прошагал школьник по костромским дорогам, а затем и до Ярославля — почти пешком. «Личный листок по учёту кадров», также заполненный рукой В. П. Плетнёва, даёт представление о прохождении воинской службы: баянист в Ансамбле песни и пляски Архангельского военного округа. В 1953 г., по окончании службы, он ещё год работает там же в должности баяниста, а в 195460 гг. — в Архангельской государственной филармонии как баянист-солист. По совместительству с филармонией Василий Павлович преподаёт класс баяна в Архангельском музыкальном училище. Такая интенсивная работа не помешала, скорее содействовала учёбе на заочном отделении ГМПИ имени Гнесиных (1955-1960 гг.) Успешные государственные экзамены в классе баяна А. Е. Онегина, в классе дирижирования у В. Л. Дегтяренко завершаются присвоением В. П. Плетнёву всех вузовских квалификаций: преподаватель специальных дисциплин, концертный исполнитель, дирижёр оркестра народных инструментов. Последняя служебная запись в трудовой книжке Архангельской филармонии внесена 18.08.60 г.: «Освобождён от работы в связи с переводом на работу в консерваторию», а приказ № 146 по Саратовской кон-

2 Ушенин В. В. — заслуженный артист РФ, кандидат искусствоведения, профессор Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова.

4

серватории сообщает: «Плетнёва Василия Павловича зачислить старшим преподавателем по отделению народных инструментов с 26 августа сего года». Сопоставление дат говорит о стремительности событий. Заключительные строчки автобиографии Василия Павловича: «Женат, имею сына в возрасте 3,5 лет. Подпись, дата — 31 августа 1960 г.».

Фото 2. Автобиография В. Плетнёва, рукопись, 31.08.1960. Архив Саратовской государственной консерватории

Л,.. уЦ^ге'У

Фото 3. Ольга Дмитриевна, Василий Павлович с сыном Мишей. Саратов, 7.11.1960. Архив М. В. Плетнёва

¿„¿¿г ^ ____, г^ '

С ¿Р-се^- ^

МС.с*

Щур-' ' '"/ ^ ^

ГУ ЧСи^ь с /3-р-~гГ7.

с?шисч> -гГ & /¿^/ ¿у?* ^^

с /99$г. {^о /ллЛо-г^* ^

с 7. ^^^ -/ //р*

Оо^сехж^. с^^м^с^. в» ф^С^о^и^о^о _

. С УУГГ^. С е^с^ч^^

Д^гку- -г? ^ е-е

К' ^ —¿Лл^у? . с .

^ -^.-У у с /*ГТ'.

. ТТс^елм,*. V ^^^

Ти ^! ^.....У С А ИЛ

г,

/5.

Поначалу молодая семья Плетнёвых ютилась в небольшом подвальном консерваторском классе, позднее — в гостинице «Европа» (фото 3, 4). Стойко преодолевая трудности быта, Ольга Дмитриевна, прекрасная пианистка с немалым концертмейстерским опытом, работала в вокальном классе Ольги Николаевны Стри-жовой. Василий Павлович, помимо основных педагогических обязанностей, включился в нескончаемые организационные заботы. Под его руководством работали старшие по возрасту коллеги: дирижёр Герман Васильевич Калентьев — по первой профессии виолончелист, ученик Н. Э. Цеделера; Александр Фомич Громов — выпускник Киевского училища по дирижированию оркестром народных инструментов; Пётр Васильевич

Фото 4. Ольга Дмитриевна Плетнёва с Мишей в колонне демонстрантов СГК 7 ноября 1960 г. Архив М. В. Плетнёва

Ткачёв — ученик И. Я. Паницкого в Саратовском музыкальном училище. Вместе они определяли атмосферу учебной и коллегиальной жизни нового отделения. Одна из характерных примет той поры — шефские концерты педагогов и студентов для тружеников области. Как известно, старенькое расстроенное пианино можно было встретить только в крупных районных центрах, поэтому в дальних сёлах баянисты были незамени-

5

мы. Вот, к примеру, текст одного из приказов ректора об участии Василия Павловича в такой командировке. Приказ № 22 от 7 февраля 1961 г.: «В период зимних каникул 1960/1961 учебного года коллектив Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова проделал значительную работу в области художественного обслуживания работников сельского хозяйства. В Краснокутском районе было дано 7лекций-концертов в совхозах и предприятиях. В концертах приняли участие ст. преп. Губанова Е. И. и ст. преп. Плетнёв В. П.». Ещё один параграф этого же приказа: «В целях оказания методической помощи самодеятельным коллективам в сельских районах в область были направлены 8 студентов отделения народных инструментов /руководитель отделения — старший преподаватель — В. П. Плетнёв/. Концертные бригады получили большую благодарность трудящихся и общественных организаций обслуженных районов».

Филармонический опыт архангельской жизни сказался не только в этих поездках. Выступления Плетнёва в Большом зале консерватории отличались редким сочетанием сольного и ансамблевого репертуара. В сольном концерте Василий Павлович исполнил на готово-выборном баяне работы известного мастера Фёдора Фиганова сочинения Баха, в том числе Чакону в собственной транскрипции. Сохранились трогательные воспоминания Михаила Васильевича Плетнёва об этом инструменте отца: «Мне приходилось слышать этот баян каждый день. Отец практически не выпускал его из рук. Для меня всё, что связано с баяном, связано именно со звуком этого фигановского инструмента — у него особый лиричный тембр. Василий Павлович играл на нём Моцарта, Баха, Шуберта, Чайковского. Баян звучал как орган, и меня это очень впечатляло. Вы видите отливающие перламутром кнопки. Василий Павлович при мне выискивал речные ракушки, сам обрабатывал, обтачивал и приклеивал. Для меня этот инструмент — огромная реликвия» [3] (фото 5).

В чудесном документальном фильме «ПЛЕТНЁВ» Михаил Васильевич тоже рассказывает о своём отце: «Папа был прекрасным музыкантом. Талант у него был настоящий. В его сольном репертуаре особое место занимала Чакона Баха, в которой он находил особый глубокий смысл. Эта пьеса обязательно переходила у него из концерта в концерт»3. Возможно, именно в память об отце свой сольный концерт в Саратовской филармонии Михаил Плетнёв в 1985 г. открывал баховской Чаконой. Незабываемое, грандиозное по духовной мощи исполнение!

В музицировании с замечательным музыкантом, педагогом альтового класса Игорем Сергеевичем Де-линикайтисом Василий Павлович обрёл надёжного партнёра и прекрасного друга (фото 6). Их совместное выступление в Большом зале зафиксировано на лю-

Фото 5. В. П. Плетнёв в ансамбле с Мишей в комнате СГК. 1960 г. Архив М. В. Плетнёва

Фото 6. Игорь Делиникайтис и Василий Плетнёв на сцене Большого зала Саратовской консерватории (страницы переворачивает Мая Ваапова, ученица И. С. Делиникайтиса]. 1961 г. Архив М. В. Плетнёва

бительской фотографии. Делиникайтис — выпускник Ленинградской консерватории, человек разносторонних художественных интересов, семья которого оставила заметный след в саратовской культуре4. О том, что Ольга Дмитриевна и Василий Павлович бывали в гостеприимном доме Игоря Сергеевича, напоминают фотографии, сделанные там. На одной из них дети: Мишенька Плетнёв, которому ещё не исполнилось и четырёх лет, сосредоточенно осваивает клавиатуру рояля, а стоящая рядом Леночка Делиникайтис удивлённо наблюдает. Этот снимок опубликован в книгах и альбомах, посвя-щённых Михаилу Плетнёву, но теперь, по недавнему свидетельству Елены Делиникайтис, можно впервые его подписать: март 1961 г., Саратов (фото 7).

3 Документальный фильм Ю. Борисова «ПЛЕТНЁВ», М. 2007 г.

4 Отец Делиникайтиса — Сергей Андреевич, доктор сельскохозяйственных наук, лауреат государственной премии, профессор Аграрного университета; брат Владимир — архитектор, проектировал Набережную Космонавтов, его жена Ирина проектировала новый корпус консерватории.

6

Фото 7. Миша Плетнёв за роялем и Лена Делиникайтис. Саратов, март 1961 г. Архив М. В. Плетнёва

Василия Павловича Плетнёва, прекрасно подготовившего своих студентов к успешному государственному экзамену, летом 1961 г. пригласили в Казанскую консерваторию заведовать кафедрой народных инструментов. Четверо его дипломников — Скворцов, Белоусов, Зайчиков, Ломако — сразу вошли в педагогический состав консерватории, годом позднее — Болдырев, бывший четверокурсником в классе Плетнёва. Приняв эстафету учителя, заведующим кафедрой стал Б. Скворцов (1961-1972), далее — В. Ломако (1972-1976) и В. Дудкин (1976-1978). Так многолетней деятельностью его первых студентов продлился благотворный творческий след Василия Павловича в Саратовской консерватории.

Наиболее полный и достоверный портрет В. П. Плетнёва, освещающий его педагогическую, исполнительскую, композиторскую и организационную работу в Казани, представлен в замечательных публикациях Валерия Ивановича Яковлева [4-7]5 — преданного ученика, пытливого исследователя, бережно и с любовью сохраняющего память о своём выдающемся учителе. Приведу некоторые строки: «В. П. Плетнев — яркая, неординарная личность. Его характеризуют интеллигентность, высокая культура, исключительная порядочность, бескорыстие, желание прийти на помощь ученикам, коллегам. В. П. Плетнев — один из основателей казанской баянной исполнительской школы. Велико значение В. П. Плетнева — педагога-исследователя, композитора, организатора учебного процесса. Последний концерт В. П. Плетнева в Казани состоялся 20 июня

1973 года. Особого внимания заслуживает транскрипция и исполнение на баяне В. П. Плетневым фортепианного цикла П. И. Чайковского "Времена года", сочинения, которое до настоящего времени весьма редко исполняется баянистами на концертной эстраде (не считая исполнения отдельных пьес). В исполнении этого сочинении В. П. Плетнев предстал перед слушателями не только как блестящий исполнитель, но и как блестящий мастер транскрипции, переложения, прекрасно знающий и владеющий баянным и фортепианным исполнительским искусством» [5].

Долгие годы о работе В. П. Плетнёва в нашей консерватории в биографических источниках не упоминалось. Меня всегда удивляла примерно такая фраза: «Семья Плетнёвых из Архангельска переехала в Саратов, а затем в Казань». На подобные пробелы сетует и В. И. Яковлев: «К сожалению, вплоть до настоящего времени, жизненный и творческий путь В. П. Плетнева в истории исполнительства на народных инструментах России, Татарстана, учебной, научной и публицистической литературе представлены недостаточно. Подобная фрагментарность в изученности жизни и деятельности В. П. Плетнева во многом объясняется, по нашему мнению, удивительной скромностью как самого В. П. Плетнева, так и членов его семьи — жены Ольги Дмитриевны и сына Михаила Васильевича, долгие годы трепетно и бережно сохранявших память об этом замечательном человеке и музыканте» [5].

Четыре волжских города вписаны в творческую биографию В. П. Плетнёва как начало нового круга жизни: от рождения в Костроме и первого приобщения к академической музыке в Ярославле до последовательного восхождения к высшим ступеням музыкальной деятельности в Саратове и Казани. Удивительным образом Василию Павловичу выпала честь принимать непосредственное участие в создании кафедр народных инструментов в этих двух вузах, быть их первым руководителем.

Саратовская страница в педагогической судьбе Плетнёва стала блестящей увертюрой к более длительной и многогранной работе в Казани (1961-1973). Верится, что впервые публикуемые здесь архивные документы и фотографии дополнят, наконец, творческий портрет Василия Павловича. За разрешение опубликовать фото из своего личного архива Михаилу Васильевичу Плетнёву — низкий поклон! В истории Саратовской — третьей консерватории России — благородное имя Плетнёва сохранится навсегда.

Литература

1. Кан Т. И. Волжские пути семьи Плетнёвых // Рампа. 2008. Май. C. 15-16.

2. Кан Т. И. Вспоминая первых баянистов // Из истории

кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова: сборник статей. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени

5 В. И. Яковлев — заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова.

7

Л. В. Собинова, 2021. С. 21-26.

3. Нагорнова А. Фестиваль к 90-летию со дня рождения Василия Плетнёва // Гусли. 2018. № 1. С. 50-53.

4. Яковлев В. И. Бережение родников // Казань. 2005. № 5. С. 102-103.

5. Яковлев В. И. Казанская баянная исполнительская школа: Василий Павлович Плетнёв // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2.

С. 75-80.

6. Яковлев В. И. Первые педагоги кафедры народных инструментов // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып. 2. Казань, 2005. С. 154-166.

7. Яковлев В. И. Плетнев Василий Павлович // Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова. 19452010. Краткий биографический справочник от А до Я. Казань, 2011. С. 175.

References

1. Kan T. I. Volzhskie puti sem"i Pletnyovyh [Volga ways ofthe Pletnev's] // Rampa [Ramp]. 2008. May. Pp. 15-16.

2. Kan T. I. Vspominaya pervyh bayanistov [Remembering the first bayanists] // Iz istorii kafedry narodnyh instrumentov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova: sbornik statej [From the history of the Folk Instruments Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: collection of articles]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2021. Pp. 21-26.

3. Nagornova A. Festival" k 90-letiyu so dnya rozhdeniya Vasiliya Pletnyova [Festival dedicated to the 90th anniversary of Vasily Pletnev] // Gusli [Psaltery]. 2018. № 1. Pp. 50-53.

4. Yakovlev V. I. Berezhenie rodnikov [Protection of springs] // Kazan" [Kazan]. 2005. № 5. Pp. 102-103.

5. Yakovlev V. I. Kazanskaya bayannaya ispolnitel"skaya shkola:

Vasilij Pavlovich Pletnyov [Kazan Bayan Performing School: Vasily Pavlovich Pletnev] // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul"tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts]. 2018. № 2. Pp. 75-80.

6. Yakovlev V. I. Pervye pedagogi kafedry narodnyh instrumentov [The first teachers of the Folk Instruments Department] // Iz pedagogicheskogo opyta Kazanskoj konservatorii: Proshloe i nastoyashhee. Vyp. 2 [From the pedagogical experience of the Kazan Conservatory: Past and present. Issue 2]. Kazan, 2005. Pp. 154-166.

7. Yakovlev V. I. Pletnev Vasilij Pavlovich [Pletnev Vasily Pavlovich] // Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N. G. Zhiganova. 1945-2010. Kratkij biograficheskij spravochnik ot A do Ya [Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov. 1945-2010. Short biographical guide from A to Z]. Kazan", 2011. Pp. 175.

Информация об авторе

Татьяна Иосифовна Кан E-mail: t.i.kan@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Tatiana losifovna Kan E-mail: t.i.kan@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1, Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.