Научная статья на тему 'Кафедра народных инструментов Саратовской консерватории: этапы становления и развития'

Кафедра народных инструментов Саратовской консерватории: этапы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баян / аккордеон / домра / балалайка / традиции / кафедра / педагоги / музыкальное исполнительство / просветительство / конкурс / фестиваль / конференция / профессиональное образование / методика / обучение. / button accordion / accordion / domra / balalayka / traditions / department / teachers / musical performance / competition / festival / conference / vocational education / methodology / training.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедев Александр Евгеньевич

Статья посвящена истории кафедры народных инструментов Саратовской консерватории. Выявлены предпосылки возникновения кафедры, основные этапы её становления и развития, направления деятельности кафедры, основные результаты. Отдельное внимание уделено анализу содержания и методам организации творческой, просветительской и учебной работы. Определено значение творческих и научных проектов для адаптации кафедры под меняющиеся потребности общества и выхода кафедры на новый уровень развития. Детально анализируется содержание творческих и просветительских проектов, их формат, включая репертуар, состав и уровень участников, целевую аудиторию и планируемые результаты. Дан сравнительный анализ реализации творческих проектов кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории и аналогичными кафедрами в других вузах. Приведены творческие характеристики исполнителей и педагогов, повлиявших на развитие кафедры, а также статистические сведения, характеризующие результативность её деятельности. Определены пути дальнейшего развития кафедры, расширения сферы её творческого и методического влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of Folk Instruments of the Saratov Conservatory: Stages of Formation and Development

The article is devoted to the history of the Folk Instruments Department of the Saratov Conservatoire. It tells about prerequisites for the emergence of the department, the main stages of its formation and development, the activities of the department, the main results paying special attention on the analysis of the content and methods of organizing creative, educational and academic work. The author underlines the importance of creative and scientific projects for the adaptation of the department to the changing needs of society and the release of the department to a new level of development and provides a detailed analyses of the content of creative and educational projects, their format, including repertoire, composition and level of participants, target audience and expected results as well as a comparative analysis of the implementation of creative projects by the Folk Instruments Department of the Saratov Conservatoire and similar departments in other universities. The creative characteristics of performers and teachers who influenced the development of the department, statistical data characterizing the effectiveness of its activities as well as the ways of further development of the department, expansion of the sphere of its creative and methodological influence are considered.

Текст научной работы на тему «Кафедра народных инструментов Саратовской консерватории: этапы становления и развития»

Лебедев Александр Евгеньевич, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой народных инструментов, профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Lebedev Alexander Evgenievich, Dr. Sci. (Arts), Head at the Department of Folk Instruments, Professor at the Department of History and Theory of Performing Arts and Music Pedagogy of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov

E-mail: zhadmin@mail.ru

КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Статья посвящена истории кафедры народных инструментов Саратовской консерватории. Выявлены предпосылки возникновения кафедры, основные этапы её становления и развития, направления деятельности кафедры, основные результаты. Отдельное внимание уделено анализу содержания и методам организации творческой, просветительской и учебной работы. Определено значение творческих и научных проектов для адаптации кафедры под меняющиеся потребности общества и выхода кафедры на новый уровень развития. Детально анализируется содержание творческих и просветительских проектов, их формат, включая репертуар, состав и уровень участников, целевую аудиторию и планируемые результаты. Дан сравнительный анализ реализации творческих проектов кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории и аналогичными кафедрами в других вузах. Приведены творческие характеристики исполнителей и педагогов, повлиявших на развитие кафедры, а также статистические сведения, характеризующие результативность её деятельности. Определены пути дальнейшего развития кафедры, расширения сферы её творческого и методического влияния.

Ключевые слова: баян, аккордеон, домра, балалайка, традиции, кафедра, педагоги, музыкальное исполнительство, просветительство, конкурс, фестиваль, конференция, профессиональное образование, методика, обучение.

DEPARTMENT OF FOLK INSTRUMENTS OF THE SARATOV CONSERVATORY: STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article is devoted to the history of the Folk Instruments Department of the Saratov Conservatoire. It tells about prerequisites for the emergence of the department, the main stages of its formation and development, the activities of the department, the main results paying special attention on the analysis of the content and methods of organizing creative, educational and academic work. The author underlines the importance of creative and scientific projects for the adaptation of the department to the changing needs of society and the release of the department to a new level of development and provides a detailed analyses of the content of creative and educational projects, their format, including repertoire, composition and level of participants, target audience and expected results as well as a comparative analysis of the implementation of creative projects by the Folk Instruments Department of the Saratov Conservatoire and similar departments in other universities. The creative characteristics of performers and teachers who influenced the development of the department, statistical data characterizing the effectiveness of its activities as well as the ways of further development of the department, expansion of the sphere of its creative and methodological influence are considered.

Key words: button accordion, accordion, domra, balalayka, traditions, department, teachers, musical performance, competition, festival, conference, vocational education, methodology, training.

Кафедра народных инструментов является структурным подразделением Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова и осуществляет реализацию образовательных программ по направлениям подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» (программа подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты») и Искусство концертного исполнительства (специализация «Концертные народные инструменты»). В условиях увеличения цифр приема в большинстве художественных вузов и возникающего «размывания» абитуриентов кафедре удается сохранять свой контингент и даже наращивать его, заполняя при этом все выделенные бюджетные места, а также места с обучением на платной основе.

Цель статьи: раскрыть содержание творческой, педагогической и научно-методической деятельности кафедры народных инструментов Саратовской консерватории как одного из центров развития народно-инструментального искусства России.

Задачи статьи:

• выявить историю возникновения кафедры народных инструментов Саратовской консерватории, выделить основные этапы её развития;

• определить направления деятельности кафедры народных инструментов, а также виды деятельности;

• проанализировать содержание деятельности кафедры, включая репертуарные установки, характер и направления просветительской работы;

• выявить результаты научно-методической деятельности кафедры.

Кафедра народных инструментов Саратовской консерватории ведет свою историю с 1956 года, когда состоялся первый набор студентов по классу баяна. Важнейшими предпосылками появления данного направления в стенах старейшего академического вуза страны стали чрезвычайная популярность народных

инструментов, необычайно возросший уровень любительского музицирования, а также очевидные успехи баянистов, получивших профессиональное образование в многочисленных музыкальных техникумах, открытых в СССР еще в 1930-е годы. Помимо этого, ключевым фактором, способствовавшим притоку молодых музыкантов в Саратов, было творчество легендарного баяниста И. Я. Паницкого, ставшего мощным магнитом, притягивавшим баянистов на берега Волги, и одним из символов нашего города.

В развитии кафедры народных инструментов можно выделить несколько основных этапов:

1) 1956-1966 годы — становление кафедры;

2) 1967-1988 годы — период поисков и экспериментов;

3) 1989-2010 годы — период зрелости;

4) с 2011 года — современный этап (период «мно-говекторности»).

На этапе становления кафедры (1956-1966 годы) происходила активная интеграция новой специальности в образовательную среду вуза, отбор основополагающих образовательных технологий и методик, формирование педагогического состава, в основе которого были педагоги-баянисты. Несмотря на то что оркестр русских народных инструментов был организован с самых первых дней деятельности кафедры (в отличие, например, от Казанской консерватории, в которой оркестр был организован только с появлением первых музыкантов-струнников), именно класс баяна стал основным направлением подготовки, ядром всего образовательного процесса.

Участниками первого набора стали Б. И. Скворцов,

B. Г. Белоусов, В. П. Ломако, В. М. Зайчиков, В. Н. Дудкин, Е. В. Фимин. Первым преподавателем по классу баяна был ученик И. Я. Паницкого, уважаемый саратовский баянист П. В. Ткачев, работавший в то время заведующим отделом народных инструментов музыкального училища. Проработав один год, он передал студентов первого набора в класс выпускника ГМПИ имени Гне-синых А. В. Рыбалкина1, которого пригласили на работу в консерваторию из Оренбургского музыкального училища. А. В. Рыбалкин создал на кафедре ансамбль баянистов, в программе которого появились «Пляска скоморохов» из музыки к драме А. Н. Островского «Снегурочка» П. И. Чайковского, «Танец Эгины» из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна и другие произведения. После двух лет работы А. В. Рыбалкин был вынужден уехать из Саратова и продолжил свою деятельность в Новосибирске.

Решением ректора консерватории профессора Л. Л. Христиансена студенты были распределены кведущим преподавателям-пианистам: профессорам

C. С. Бендицкому, Б. А. Гольдфедеру, А. О. Сатановскому, Б. К. Радугину, доцентам А. П. Щапову, Н. М. Цыгановой.

Период обучения под руководством известных в Саратове музыкантов стал для первых выпускников новым, неожиданным опытом и много дал им в плане развития художественного мышления. Как вспоминает о своих занятиях в классе Б. А. Гольдфедера участник первого набора В. П. Ломако, «уроки этого замечательного музыканта запомнились на всю жизнь, потому что они были наполнены атмосферой высокого академического искусства, уважительным и доверительным отношением к студенту. <...> Занятия приносили чувство радости и желание заниматься больше» [4, с. 174].

Заканчивали консерваторию студенты первого набора под руководством известного баяниста и педагога В. П. Плетнева (выпускника ГМПИ имени Гнесиных), ставшего впоследствии основоположником казанской баянной школы. В. И. Яковлев, характеризуя педагогический облик В. П. Плетнева, указывает на такие качества, как интеллигентность, высокую культуру, исключительную порядочность, бескорыстие, желание прийти на помощь ученикам и коллегам. Как пишет исследователь, «в работе с учениками В. П. Плетнев был тактичен, уважителен. Его отличало педагогическое умение объяснять ученикам даже очень сложные проблемы простым, доступным языком. <...> В. П. Плетневу было чуждо навязывание ученику своей трактовки произведения, своего мнения, он стремился воспитать в учениках самостоятельность мышления» [5, с. 31].

Участники первого набора (выпускники 1961 года) стали основоположниками образовательных традиций на кафедре народных инструментов. Тогда же был избран и первый заведующий кафедрой, которым стал Борис Иванович Скворцов2. В работе молодых педагогов на первый план вышло стремление объединить собственный исполнительский опыт с достижениями отечественной музыкальной педагогики. В своих методических работах они обращаются к опыту Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, С. И. Савшинского, а также ведущих на тот момент баянистов-исполнителей: П. А. Гвоздева, А. И. Полетаева. По примеру профессоров-пианистов организуются масштабные тематические вечера с исполнением на баяне больших органных прелюдий и фуг И. С. Баха, органных концертов Г. Ф. Генделя. По инициативе ректора консерватории Л. Л. Христиансена и под руководством Б. И. Скворцова в 1963 году организована первая в СССР Телевизионная школа обучения игре на баяне, а также аналогичный просветительский проект «Играй, мой баян», материалы которого были опубликованы в местной газете «Заря молодежи» (№ 114-154 за 1963 год). Содержание телепередач разрабатывал Б. И. Скворцов, вели уроки В. Белоусов и В. Болдырев.

В числе первых педагогов кафедры оказались и выпускники более поздних наборов (В. А. Болдырев), а также Н. В. Грибков, окончивший консерваторию в классе Б. А. Гольдфедера в 1966 году. Будучи одним из наиболее

1 Во время работы в Саратове А. В. Рыбалкиным был написан Концерт для баяна с оркестром, который в Саратове так и не был исполнен, а также «Музыкальный момент».

2 В последующие годы кафедрой заведовали: Б. И. Скворцов (1961-1972), В. П. Ломако (1972-1976, 2010-2014), В. Н. Дудкин (1976-1978), В. Б. Кукушкин (1978-1996), В. В. Фильчев (1996-2010), В. Ю. Бондаренко (2014-2017), А. Е. Лебедев (с 2017 г.).

14

авторитетных саратовских баянистов, Н. В. Грибков большую частью жизни совмещал работу в консерватории с педагогической деятельностью в ДМШ № 1, а также Саратовском музыкальном училище, преподавательский костяк которого во многом сформировался из его воспитанников. Оркестр народных инструментов консерватории на протяжении многих лет возглавлял известный саратовский музыкант-фронтовик А. Ф. Громов, под руководством которого были сделаны первые инструментовки, в репертуар оркестра вошли переложения академической музыки и оригинальные сочинения.

Второй этап (1967-1988 годы) ознаменован открытием в 1967 году класса домры, а 1969 — балалайки, для чего в консерваторию были приглашены выпускники ГМПИ имени Гнесиных (Н. В. Жорняк, В. В. Антипенко, В. Б. Кукушкин), а также Киевской (В. С. Дубчак) и Новосибирской (Б. Г. Мачин) консерваторий. С момента открытия классов домры и балалайки цифры приема абитуриентов ежегодно увеличивались. Это позволило сформировать полноценный оркестр русских народных инструментов, организовать концертную деятельность коллектива и наладить постоянную дирижерскую практику.

Новый импульс получил класс дирижирования, руководителями которого были Г. В. Калентьев, С. Н. Кузьмин, В. А. Игнатьев, а позднее В. А. Датский, В. Б. Кукушкин, В. И. Егоров, А. Б. Шур. Большинство из педагогов по классу дирижирования были профессиональными симфоническими (В. А. Игнатьев), хоровыми (В. А. Датский), а также военными дирижерами (С. Н. Кузьмин). Тем самым перед студентами открывались возможности освоения современной дирижерской техники, нового репертуара и его дирижерской интерпретации.

Именно в этот период начали налаживаться творческие и методические контакты с коллегами их других городов, активизировалось взаимодействие различных исполнительских традиций и школ. Наиболее тесные и плодотворные контакты установились с факультетом народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных, кафедрами народных инструментов Горьковской, Казанской, Астраханской консерваторий, Уфимским институтом искусств. Весьма показателен визит в Саратов в 1975 году оркестра народных инструментов Казанской консерватории (худ. рук. и дирижер, проф. А. В. Тихонов). Коллектив выступил с концертом в Большом зале консерватории, продемонстрировав хорошую выучку, высокий уровень оркестровой дисциплины и владения инструментами.

Долгое время работой оркестра народных инструментов Саратовской консерватории руководил В. Б. Кукушкин (приглашен на кафедру в 1977 году). Под его началом коллектив подготовил более 30 концертных

программ, провел авторские концерты композиторов Ю. Шишакова, Б. Кравченко, О. Моралева, сопровождал сольные концерты народных артистов СССР Л. Сме-танникова и О. Бардиной. Силами оркестра был реализован цикл из семи концертов «Музыка советских композиторов для оркестра народных инструментов». Ряд концертных программ оркестра записан в фонды Всесоюзного радио, Центрального и Саратовского телевидения.

Одним из масштабных творческих проектов, стартовавших в этот период, стало проведение на регулярной основе региональных конкурсов баянистов, посвященных творчеству И. Я. Паницкого. Конкурсы состоялись в 1973, 1975, 1977, 1981, 1983 годах, а в 1986 году прошел региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах и первая научная конференция, посвященная творчеству нашего легендарного земляка (неизменным председателем жюри на первых пяти конкурсах был заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Н. Я. Чайкин)з. Эти мероприятия стали творческими площадками, на которых происходило общение музыкантов из разных городов, шел обмен методическим опытом, оттачивалось исполнительское мастерство студентов и преподавателей. Одновременно началась традиция проведения одноименных фестивалей, на которые приезжали известные музыканты: В. В. Бесфа-мильнов, Н. И. Ризоль, В. Я. Подгорный, анесколько позже О. М. Шаров, А. И. Дмитриев, В. В. Дукальтетенко, В. И. Кузнецов и другие.

На втором этапе развития кафедры появляются яркие выпускники, ставшие впоследствии известными музыкантами, педагогами и внесшие значительный вклад в развитие народно-инструментального искусства в различных регионах России. В числе таких выпускников: А. С. Базиков (Тамбов, Москва), А. М. Кац (Самара), А. И. Леденев (Москва), А. И. Марков, К. Н. Савцов, (Ставрополь), В. А. Салин (Пермь), В. А. Никиточкин (Хабаровск), А. И. Сотников (Воронеж), В. В. Ушенин (Ростов-на-Дону) и многие другие.

Третий этап развития кафедры народных инструментов (1989-2010 годы) связан с наиболее масштабным обновлением её кадрового состава. В консерваторию были приглашены заслуженный артист РФ, профессор В. В. Фильчев; заслуженный артист Республики Башкортостан В. В. Грачев; лауреат конкурса баянистов Поволжья Д. И. Варламов, а также лауреат всероссийского конкурса Т. П. Варламова. В последующие годы к работе на кафедре приступили выпускники В. В. Фильчева: заслуженный артист РФ Б. А. Арон, В. Д. Карташов, а также выпускник В. Б. Кукушкина К. В. Ершов. Приток свежих высококвалифицированных

3 В числе победителей и лауреатов конкурсов:

Первый конкурс (1973 г.) — С. Тюфяков (Уфа) — 1 место; В. Саранин (Саратов) — 2 место; В. Каргин, А. Шур (Саратов), Н. Вышко (Астрахань) — 3 место.

Третий конкурс (1977 г.) — Н. Кислицын (Саратов) — 1 место; А. Ахтырченко, С. Иванцов (Саратов) — 2 место, А. Писа-нов (Саратов) — 3 место;

Пятый конкурс (1983 г.) — В. Пирский (Воронеж) — 1 место, А. Корелов (Воронеж) — 2 место, В. Терентьев (Саратов) — 3 место.

кадров дал мощный толчок развитию кафедры, вывел её на новый уровень функционирования. На кафедре появились новые творческие единицы: трио баянистов (В. В. Грачев, В. Д. Карташов, В. В. Фильчев), ансамбль русских народных инструментов «Лель» (художественный руководитель — заслуженный артист РФ, профессор В. И. Егоров), а также блестящие солисты. В концертных программах все чаще стали звучать произведения для трио баянистов, виртуозные произведения для аккордеона, домры, ансамблевых составов.

В деятельности оркестра народных инструментов наметилось стремление к расширению форм и методов работы. Все чаще за пультом оркестра оказываются представители разных поколений дирижеров: В. Б. Кукушкин, В. И. Егоров, Д. И. Варламов, К. В. Ершов4. В период работы В. И. Егорова в качестве художественного руководителя коллектива центральное место в репертуаре заняла музыка М. Глинки, Г. Свиридова, а также В. Андреева, Н. Будашкина, Ю. Шишакова, П. Куликова, В. Городовской. Отметим авторские инструментовки В. Егорова, среди которых произведения В. Гаврилина, И. Паницкого, В. Семенова, В. Гридина и многих других. Благодаря Д. И. Варламову в программах коллектива появились оригинальные сочинения для народного оркестра саратовских, самарских, петербургских композиторов. Все это позволило расширить художественные границы репертуара, сделать игру в оркестре более интересной для студентов, по-новому взглянуть на вопросы взаимодействия дирижера и музыкантов, привлечь новых солистов.

Одним из наиболее знаковых событий становится проведение в 1995 году Первого всероссийского конкурса молодых исполнителей на народных инструментах имени И. Я. Паницкого. Конкурс прошел после почти десятилетнего перерыва, расширил свой формат и географию, собрал лучшие творческие силы России5. В жюри конкурса вошли известные музыканты, представители ведущих вузов страны: Ю. Сидоров (РАМ им. Гнесиных), В. Голубничий (ННГК им. М. И. Глинки), В. Соловьев (ПГК им. А. К. Глазунова), Ш. Амиров (УГК им. М. П. Мусоргского). В рамках конкурса прошли концерты известного баяниста С. Войтенко и балалаечника-виртуоза А. Горбачева.

Активизировалась научная деятельность кафедры. В 1994 году В. М. Галактионовым была защищена кандидатская диссертация «Слухо-двигательные основы академического баянного исполнительства» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор М. И. Имханицкий), Д. И. Варламовым — кандидатская диссертация на тему «Становление и развитие оркестров и ансамблей гармоник (на материалах Поволжья)» (научный руководитель — доктор педагогических наук,

профессор Е. И. Максимов), в 2006 году А. Е. Лебедевым защищена кандидатская диссертация «Музыкальная игровая логика в жанре концерта для баяна с оркестром» (научный руководитель — кандидат педагогических наук, профессор Д. И. Варламов), в 2009 году Д. И. Варламовым защищена докторская диссертация «Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России Х1Х-ХХ веков» (научный консультант — доктор философских наук К. З. Акопян). А. В. Дормидонтовым начата деятельность по поиску новых приспособлений для игры на домре, а также совершенствованию конструкции инструмента. Педагоги кафедры становятся постоянными участниками научных конференций, симпозиумов, появляются новые методические разработки. В связи с этим отметим деятельность Д. И. Варламова на посту проректора по научной работе, благодаря которой в консерватории появился диссертационный совет, редакционно-издательский и концертный отделы, а научные контакты в масштабе вуза заметно активизировались. С 2002 года на постоянной основе стали проводиться всероссийские научные конференции (в том числе студенческие). В 2006 году в консерватории по инициативе Д. И. Варламова и при его активном участии прошла научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И. Я. Паницкого и ставшая центром юбилейных мероприятий.

Четвертый этап развития кафедры (с 2011 года и по настоящее время) можно назвать периодом мно-говекторности, когда развитие кафедры идет сразу в нескольких направлениях. Кадровый состав кафедры пополнился талантливыми выпускниками, среди которых лауреаты всероссийских и международных конкурсов А. Е. Лебедев, Т. В. Грачева, В. Ю. Бондарен-ко, Е. С. Лопатова. В деятельности нового поколения специалистов сочетается творческая, учебная, научная и управленческая работа, на первый план выходит умение быстро решать возникающие задачи, осваивать новые компетенции, использовать весь арсенал имеющихся технологий.

Творческая деятельность кафедры в последнее десятилетие заметно активизировалась. В этой связи нельзя не отметить участие педагогов и коллективов кафедры в XXIII Международном фестивале «Баян и баянисты», состоявшемся в РАМ имени Гнесиных в декабре 2011 года. Выступление саратовских музыкантов прошло в рамках празднования 50-летия кафедры и стало значимым событием для консерватории в преддверии её 100-летия. Коллектив кафедры продемонстрировал высокий творческий потенциал как в сольном, так и в ансамблевом музицировании. Саратов в очередной раз заявил о себе как о мощном центре народно-ин-

4 Оркестром русских народных инструментов консерватории руководили: 1956-1967 — А. Ф. Громов; 1967-1972 — В. С. Дубчак; 1972-1974 — Г. В. Калентьев; 1974-1976 — Б. Г. Мачин; 1976-1977 — В. И. Егоров; 1977-2010 — В. Б. Кукушкин; 2010-2012 — Д. И. Варламов; 2013-2017 — В. И. Егоров; 2012-2013, 2017 — настоящее время — К. В. Ершов.

5 Лауреатами Первого Всероссийского конкурса имени И. Я. Паницкого стали А. Артемьев (1 премия, Москва), М. Чернов (2 премия, Москва), М. Бурлаков (3 премия, Кузнецк), А. Шапошников (3 премия, Владимир), М. Зевахин (3 премия, Димитров-град). Приз за лучшее исполнение произведения И. Я. Паницкого получил М. Бурлаков.

струментального искусства, в котором сохраняются и развиваются лучшие традиции исполнительства на русских народных инструментах.

Начинает ежегодно проводиться Всероссийский фестиваль народно-инструментального искусства «На родине Паницкого» (первый фестиваль во всероссийском формате прошел в 2010 году). Фестиваль начинает собирать лучшие творческие силы региона, становится площадкой для обсуждения насущных проблем, но главное — дает возможность слушателям вновь услышать любимые инструменты в живом звучании в одном из лучших залов Саратова — Большом зале Саратовской консерватории. В числе его участников все чаще оказываются музыканты из других (порой весьма отдаленных) регионов: ансамбль «Калинка» (г. Тарко-Сале ЯНАО), Липецкое трио баянистов, дуэт баянистов SIB-DUO (Новосибирск, Санкт-Петербург), квартет «Скиф» (Астрахань), оркестр баянистов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель — доцент А. А. Нижник), обладатели «Кубка Мира» К. Русинов, Л. Лавров, О. Нурланов и другие известные солисты и коллективы.

В 2012 году проведение III Всероссийского фестиваля народно-инструментального искусства «На родине И. Я. Паницкого» органично дополнило программу празднования 100-летия Саратовской консерватории. В концертах фестиваля выступили известные российские музыканты: народный артист РФ, профессор РАМ имени Гнесиных А. А. Цыганков, народный артист СССР Л. А. Сметанников. На научно-практической конференции, состоявшейся 25 марта, обсуждались вопросы развития народных инструментов и системы образования в целом. В работе конференции приняли участие доктор педагогических наук, заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. С. Базиков (Москва), профессор В. П. Ломако, доктора искусствоведения, профессора В. В. Бычков (Челябинск), Д. И. Варламов (Саратов), заслуженный деятель искусств РФ Ю. П. Баранов (Волгоград), заслуженный работник культуры РФ, профессор А. М. Кац (Самара), преподаватели детских школ искусств, выпускники кафедры разных лет.

Фестивальный сезон 2014 года был ознаменован серией концертов под общим названием «Мировые звезды баяна и аккордеона в Саратове». Впервые за много лет Саратов посетили известные российские исполнители: Ю. Шишкин (Ростов-на-Дону), А. Сала-хов (Москва), аккордеонисты С. Осокин (Москва), А. Ко-ломийцев (Санкт-Петербург). В 2017 году фестиваль «На родине Паницкого» впервые приобрел международный статус. В Большом зале консерватории состоялся цикл концертов, участниками которых стали известные музыканты: Цао Е (Китай), В. Плиговка (Беларусь), Раду Рэцой (Молдова), Д. Чеганьяц (Сербия), дуэт баянистов «Sib-Duo» (Новосибирск). Центральным событием сезона 2018 года стал приезд в Саратов оркестра народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (художественный руководитель — Р. Рахматуллин). Концерт состоялся 20 ноября 2018 года

в Большом зале консерватории и стал продолжением сотрудничества двух вузов.

Все вышеперечисленное свидетельствует о кардинальном расширении формата фестиваля, его превращении в масштабный (подчас международный) культурно-просветительский проект. Цель подобного проекта — максимальное расширение целевой аудитории, привлечение новых слушателей, создание позитивного общественного резонанса деятельности кафедры и консерватории как в региональном, так и во всероссийском масштабе (подробнее о фестивалях «На родине Паницкого» см. [2]).

О новом качестве работы кафедры свидетельствует и то, что Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах имени И. Я. Паницкого получил статус открытого и в последние десятилетия проводится на регулярной основе. Начиная со Второго конкурса (который прошел в Саратове с 11 по 16 мая 2011 года), его жюри неизменно возглавляют народные артисты России, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Ф. Р. Липс (номинация «баян, аккордеон») и А. А. Цыганков (номинация «домра, балалайка»). Третий, четвертый и пятый всероссийские открытые конкурсы прошли соответственно в 2015, 2018 и 2021 годах. Количество участников от конкурса к конкурсу неизменно возрастало, и в 2021 году число заявок превысило 250(!). Отметим расширение формата конкурса, в рамках которого неизменно проводятся Всероссийские научные чтения, мастер-классы ведущих музыкантов, реализуется масштабная концертная программа. Наиболее показательным в этом смысле стал пятый конкурс, прошедший в 2021 году под эгидой Всероссийского форума народно-инструментального искусства «На родине Паницкого» и ставший частью Национального проекта «Культура». Помимо ставших привычными мероприятий, в программу форума вошли мастер-классы известных исследователей народно-инструментального искусства, открытие обновленного класса-музея И. Я. Паницкого, выставочная программа, а также курсы повышения квалификации работников сферы культуры и искусства.

Конкурсы открыли плеяду новых талантливых музыкантов, стали мощным импульсом к их дальнейшему творческому росту. Участников неизменно привлекает большое количество возрастных категорий, инструментальных номинаций, возможность выступить с оркестром, многообразие творческих мероприятий, проводимых в рамках конкурса, а также наличие премиального фонда. Можно утверждать, что Всероссийский конкурс имени И. Я. Паницкого вышел за рамки состязания и стал важным фактором образовательной и культурной среды не только Саратова, но и всей России (подробнее о конкурсах см. [3]).

Деятельность оркестра народных инструментов на современном этапе развития кафедры также претерпела качественные изменения. Под руководством лауреата всероссийского и международного конкурсов, профессора К. В. Ершова оркестр стал лауреатом

IX Международного конкурса в Белграде (Сербия, 2018), VI Международного музыкального конкурса-фестиваля имени С. Орлова (Самара, 2018). В рамках проекта «Студенческая филармония» в 2018 году оркестр выступил в Пензе, Сызрани, а также Государственном концертном зале Республики Татарстан им. С. Сайдашева (Казань). Этот визит стал хорошим продолжением сотрудничества двух коллективов, начатого в далеком 1975 году и продолженного спустя более чем 40 лет.

Центральным событием весны 2019 года стало участие оркестра в VI Международном фестивале национальных оркестров мира, а также XVII Всероссийском фестивале-конкурсе современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России». В рамках этих мероприятий 5 апреля 2019 года оркестр народных инструментов Саратовской консерватории выступил в концертном зале РАМ имени Гнесиных (наряду с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова). В концерте прозвучала Театральная сюита «Маугли» для оркестра и чтеца саратовского композитора В. Королевского, вызвавшая большой интерес публики. Выступление оркестра (как и приезд саратовских музыкантов на фестиваль «Баян и баянисты» в 2011 году) стал для московской публики неожиданным открытием. Многие слушатели подходили со словами благодарности и искренней признательности коллективу и его руководителю К. В. Ершову. В игре оркестра отмечали искренность и непосредственность, органичность инструментовки, продуманный баланс оркестровых групп, солистов и оркестра [1]. Это в свою очередь свидетельствует о качественно новом уровне оркестра, которому, несмотря на его учебный статус и нехватку балалаечников и домристов, удается достигать высокой профессиональной планки и удерживать ее.

Осенью 2019 года в рамках проекта «Студенческая филармония» оркестр посетил с концертами Тольятти, Тверь, Санкт-Петербург и Тамбов. 28 октября оркестр выступил в зале Тольяттинской филармонии, 10 ноября состоялся концерт в зале Тверского музыкального колледжа имени М. П. Мусоргского. 14 ноября оркестр играл в зале Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова. Кульминацией поездки стало выступление в зале Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова 12 ноября. В исполнении оркестра прозвучали «Вакханалия» из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Danzón № 2» А. Маркеса, «Камаринская» А. Васильева и другие сочинения.

Сегодня оркестр русских народных инструментов Саратовской консерватории продолжает активно развиваться. В качестве солистов с оркестром охотно выступают ведущие музыканты России, полным ходом идет сотрудничество с другими аналогичными коллективами, активизировались международные контакты. Основу репертуара оркестра составляют переложения классических произведений, музыка из балетов, симфонические сочинения в авторской инструментовке К. В. Ершова. Дирижером изданы хрестоматии для оркестра русских

народных инструментов, а его деятельность не ограничивается только лишь работой с народным оркестром. Среди оркестров, с которыми выступал К. В. Ершов — Московский Академический камерный оркестр «Música Viva», оркестр Фонда им. П. И. Чайковского, а также симфонический оркестр консерватории, с которым в 2006 году К. В. Ершовым сделаны записи мировых премьер сюит из музыки Бориса Чайковского к радиопостановкам «После бала» и «Лес шумит».

В области научных исследований в последние десятилетия кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории также достигнуты значительные результаты. В 2011 году В. Д. Карташовым была защищена кандидатская диссертация «К феномену стиля современного композитора-баяниста: на примере сочинений Владимира Зубицкого» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. С. Базиков), в 2012 году Н. А. Кислицыным защищена кандидатская диссертация «Артикуляция на баяне в контексте традиций академического исполнительства» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Д. И. Варламов). В 2013 году А. Е. Лебедевым защищена докторская диссертация «Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве: процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры». В 2015 году Д. И. Варламов защитил докторскую диссертацию (теперь уже по педагогике по специальности 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания) «Обучение на русских народных инструментах: традиции и новации». А. В. Дормидонтов стал обладателем нескольких патентов на изобретения, связанные с усовершенствованием конструкции домры, медиаторов, а также автором ряда сочинений для домры, ансамбля и оркестра народных инструментов.

Высокий научный потенциал кафедры во многом повлиял на развитие научных исследований в области исполнительства и музыкальной педагогики в масштабах всей консерватории. Так, при активном участии Д. И. Варламова и А. Е. Лебедева в 2011 году начала функционировать кафедра истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики, курирующая исследовательскую деятельность студентов исполнительских специальностей, а сами специалисты являются постоянными экспертами по вопросам исполнительства и музыкальной педагогики (заведующий кафедрой — профессор Д. И. Варламов). С 2017 по 2020 годы А. Е. Лебедев руководил работой диссертационного совета консерватории, курировал вопросы подготовки научных кадров.

Подобный опыт педагогов кафедры существенно повышает эффективность педагогического воздействия на обучающихся, что особенно заметно в курсах истории исполнительства, методики преподавания, педагогической практики. Наличие подобных компетенций позволяет задействовать аналитические механизмы восприятия информации студентами, вовлекать их в новую для них исследовательскую деятельность, расширять их кругозор и спектр практических навыков.

Активизировалась в последние годы образовательная и методическая деятельность кафедры. В условиях обострения конкуренции между вузами широкий размах получила профориентационная работа. На регулярной основе происходят поездки педагогов по музыкальным колледжам России, расширились контакты с городами южной и центральной части России. Объектами пристального творческого кураторства остаются наиболее талантливые учащиеся детских школ искусств и колледжей Саратовской области. Наибольшую активность в данном направлении проявляют Б. А. Арон, В. Ю. Бон-даренко, В. В. Грачев, Т. В. Грачева, А. В. Дормидонтов. В числе наиболее ярких выпускников последних лет: Д. Болдырев, Р. Кочкин, Т. Галинуров, Н. Афонин (класс В. В. Грачева), В. Кутин, Е. Лопатова (класс А. В. Дорми-донтова), А. Яковлев, К. Кассович, К. Яковлева, Н. Шалимов (класс В. Д. Карташова), Е. Глотова, В. Егорова,

B. Федотов, А. Нестеров (класс Б. А. Арона), В. Воронова,

C. Ноздрина (класс Т. В. Грачевой).

В рамках реализации Национального проекта «Культура» педагоги кафедры активно участвуют в курсах повышения квалификации работников сферы культуры и искусства, проводят мастер-классы, вебинары, участвуют в круглых столах по актуальным вопросам обучения игре на баяне, аккордеоне и струнных щипковых инструментах. В последние годы педагогами кафедры издано большое количество методической литературы, нотных сборников, адресованных учащимся образовательных организаций различного уровня. С развитием дистанционных форм обучения повысилась доступность образования, а вместе с ней педагогическая и студенческая мобильность. Кафедра использует все возможности, открывающиеся в условиях расширяющихся форматов дистанционного обучения, идет

в ногу со временем, реагирует на запросы аудитории, выступает как мощный центр компетенций.

Таким образом, условиями сохранения и приумножения контингента обучающихся является создание благоприятной среды для реализации их творческого потенциала, адресная работа с потенциальными абитуриентами, активное методическое и педагогическое кураторство педагогов и образовательных организаций, имеющих талантливых учащихся. В сфере организации учебного процесса необходимо рациональное сочетание коллективных и индивидуальных занятий, активное вовлечение студентов в оркестровые и ансамблевые формы музицирования, просветительскую работу. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения быстро решать возникающие задачи, вступать в коммуникацию с широким кругом людей из целевой аудитории, непрерывно развивать собственные компетенции, использовать весь арсенал современных информационных технологий.

Кафедра народных инструментов в структуре Саратовской консерватории существует уже 66 лет. Инте-грировавшись в академическую среду художественного вуза, она восприняла актуальные педагогические технологии и методики обучения и продолжает динамично развиваться. Кафедра дала импульс к развитию многих исполнительских школ юга России, регионов Сибири и Дальнего Востока, стала основой для создания исполнительских факультетов и кафедр во многих вузах страны и продолжает оставаться одной из ведущих кафедр Поволжья. Симбиоз традиций, бережно сохраненных и творчески переосмысленных талантливыми педагогами, дал необычайно яркие результаты, способствовал выходу творческих достижений студентов и коллективов кафедры на международный уровень.

Литература

1. Бондаренко Н. Б. В резонансе с музыкой (интервью с К. В. Ершовым) // Из истории кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2021. С. 135-142.

2. Лебедев А. Е. Всероссийские фестивали «На родине И. Я. Паницкого» в Саратове // Актуальные вопросы исполнительства на русских народных инструментах. Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных творчеству И. Я. Паницкого. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 3-17.

3. Лебедев А. Е. Традиция проведения в Саратове конкурсов имени И. Я. Паницкого // Из истории кафедры народных

инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2021. С. 27-35.

4. Ломако В. П. От первых студентов к кафедре // Из истории Саратовской консерватории. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2004. С. 170-177.

5. Яковлев В. И. Антропология академической жизни музыканта: Василий Павлович Плетнев // Актуальные вопросы исполнительства на русских народных инструментах. Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных творчеству И. Я. Паницкого. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 27-35.

References

1. Bondarenko N. B. V rezonanse s muzykoj (interv'yu s K. V. Er-shovym) [In resonance with music (interview with K. V. Ershov)] // Iz istorii kafedry narodnyh instrumentov Saratovskoj gosudarst-vennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova [From the history ofthe Folk Instruments Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova,

2021. P. 135-142.

2. Lebedev A. E. Vserossijskie festivali «Na rodine I. Ya. Panitsk-ogo» v Saratove [All-Russian festivals «In the homeland of I. Ya. Panitsky» in Saratov] // Aktual'nye voprosy ispolnitel'st-va na russkih narodnyh instrumentah. Sb. statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashchennyh tvorchestvu

19

I. Y. Panitskogo [Topical issues of performing on Russian folk instruments. Collection of articles based on the materials of All-Russian scientific readings devoted to the work of I. Y. Panitsky]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. P. 3-17.

3. LebedevA. E. Traditsiya provedeniya v Saratove konkursov imeni I. Ya. Panitskogo [The tradition of holding I. Y. Panitsky contests in Saratov] // Iz istorii kafedry narodnyh instrumentov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova [From the history of the Folk Instruments Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2021. P. 27-35.

4. Lomako V. P. Ot pervyh studentov k kafedre [From the first

students to the department] // Iz istorii Saratovskoj konservatorii [From the history of the Saratov Conservatoire]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2004. P. 170-177.

5. Yakovlev V. I. Antropologiya akademicheskoj zhizni muzykan-ta: Vasilij Pavlovich Pletnev [Anthropology of the academic life of a musician: Vasily Pavlovich Pletnev] // Aktual'nye voprosy ispol-nitel'stva na russkih narodnyh instrumentah. Sb. statej po materi-alam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyashchennyh tvorchestvu I. Y. Panitskogo [Topical issues of performing on Russian folk instruments. Collection of articles based on the materials of All-Russian scientific readings devoted to the work of I. Y. Panitsky]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. P. 27-35.

Информация об авторе

Александр Евгеньевич Лебедев E-mail: zhadmin@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Alexanrd Evgenyevich Lebedev E-mail: zhadmin@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.