Научная статья на тему 'АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТИХОНОВ И КАЗАНСКАЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОРКЕСТРОВАЯ ШКОЛА'

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТИХОНОВ И КАЗАНСКАЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОРКЕСТРОВАЯ ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Анатолий Васильевич Тихонов / Казанская консерватория / народно-инструментальная культура / народно-инструментальная оркестровая школа / Anatoly V. Tikhonov / Kazan Conservatoire / instrumental folk music culture / folk orchestral school

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Валерий Иванович Яковлев

Статья посвящена описанию многогранной творческой, исполнительской и педагогической деятельности Анатолия Васильевича Тихонова (1938-2012) профессора Казанской и Санкт-Петербургской консерваторий, вошедшего в историю народно-инструментальной культуры Татарстана как создатель Казанской народно-инструментальной оркестровой школы в 60-70-е гг. XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANATOLY VASILYEVICH TIKHONOV AND THE KAZAN FOLK-INSTRUMENTAL ORCHESTRAL SCHOOL

The article is devoted to the description of multifaceted creative, performing and pedagogical activity of Anatoly Vasilievich Tikhonov (1938-2012) professor of Kazan and St. Petersburg Conservatories, who entered the history of folk-instrumental culture of Tatarstan as the founder of Kazan folk-instrumental orchestral school in the 60s 70s of the XX century.

Текст научной работы на тему «АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТИХОНОВ И КАЗАНСКАЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОРКЕСТРОВАЯ ШКОЛА»

Раздел I. Теория и история культуры

УДК 39; 908

В.И. Яковлев

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТИХОНОВ И КАЗАНСКАЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОРКЕСТРОВАЯ ШКОЛА

Статья посвящена описанию многогранной творческой, исполнительской и педагогической деятельности Анатолия Васильевича Тихонова (1938-2012) - профессора Казанской и Санкт-Петербургской консерваторий, вошедшего в историю народно-инструментальной культуры Татарстана как создатель Казанской народно-инструментальной оркестровой школы в 60-70-е гг. XX века.

Ключевые слова: Анатолий Васильевич Тихонов, Казанская консерватория, народно-инструментальная культура, народно-инструментальная оркестровая школа

Valeri I. Yakovlev ANATOLY VASILYEVICH TIKHONOV AND THE KAZAN FOLK-INSTRUMENTAL ORCHESTRAL SCHOOL

The article is devoted to the description of multifaceted creative, performing and pedagogical activity of Anatoly Vasilievich Tikhonov (1938-2012) - professor of Kazan and St. Petersburg Conservatories, who entered the history of folk-instrumental culture of Tatarstan as the founder of Kazan folk-instrumental orchestral school in the 60s - 70s of the XX century.

Key words: Anatoly V. Tikhonov, Kazan Conservatoire, instrumental folk music culture, folk orchestral school

Введение

Народно-инструментальная культура Татарстана богата и разнообразна. Не вдаваясь в детали и подробности, отметим, что термин народно-инструментальная культура, по нашему мнению, гораздо шире распространенных понятий - народная инструментальная музыка, народное инструментально-исполнительское искусство и т. д.

Народно-инструментальная культура включает два сложных взаимосвязанных и взаимообусловленных направления народного музыкального творчества: с одной стороны, традиционную народно-инструментальную культуру - исполнительство на музыкальных инструментах устной традиции, а также передающиеся от поколения к поколению музыкальные инструменты (продольные флейты, окарины, гармоники, многострунные гусли, мандолины, скрипки, варганы и многие другие инструменты), с другой - академическую - профессиональную народно-инструментальную культуру, аккумулирующую в себе исполнительство на многих ныне реконструированных и усовершенствованных традиционных народных инструментах, таких как баяны, аккордеоны, домры, балалайки, другие инструменты, а также ансамблевое и народно-инструментальное оркестровое исполнительское искусство на этих инструментах.

Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития народно-инструментальной культуры, изученность этих двух направле-

ний активно развивается. При этом, если первое направление - традиционная народно-инструментальная культура - изучена достаточно подробно и обстоятельно, о чем свидетельствует исследовательская, историографическая база [3; 5; 6; 11], то второе направление - академическая - профессиональная народно-инструментальная культура, как это не покажется парадоксальным, требует значительного расширения «исследовательского пространства». В частности, вплоть до настоящего времени в печати еще недостаточно публикаций, в которых нашли отражение жизненный, творческий путь, особенности профессионального становления и развития многих замечательных мастеров академического народно-инструментального искусства - исполнителей на народных инструментах, дирижеров, педагогов, композиторов, ансам-блистов, оркестрантов. Этим обстоятельством определяется актуальность избранной темы.

Материалы и методы

Информация о А.В. Тихонове лаконична. Вместе с тем, анализ и рефлексия (интерпретация) архивных документов Казанской консерватории, очерков по истории формирования и развития факультетов народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных и Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского - Корсакова, кратких воспоминаний современников, учеников А.В. Тихонова (методы: биографический, аналитический, сравнительный, ретроспективный) свидетельствуют о его глубоко

содержательной повседневной жизни, во многом поучительной судьбе. Эти документы (материалы) отражают сложный путь становления А.В. Тихонова как неординарного музыканта и человека [1, с. 220; 2, с. 216; 8, с. 120-121; 10, с. 205-208; 12, с.136-135].

Литературный обзор

К сожалению, описания жизненного и творческого пути А.В. Тихонова малочисленны. Исключение представляет работа известного ученого-исследователя, основателя в Москве «Музея русской гармоники» А.М. Мирека «Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-энциклопедическая книга» (1994), в которой впервые, в разделе «Мастера и исполнители», приводится биографическая справка о А.В. Тихонове. Здесь содержатся краткие сведения о его родителях, учебных заведениях, в которых он учился, сведения об учителях, коллективах, где работал и учился А.В. Тихонов, его достижения в области исполнительского искусства [4, с. 291-292].

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы представить многоаспектную деятельность Анатолия Васильевича Тихонова (1938-2012 гг.) - профессора Казанской и Санкт-Петербургской консерваторий, «личность первого плана» в истории народно-инструментальной культуры Татарстана, кафедры народных инструментов Казанской консерватории, создателя казанской народно-инструментальной оркестровой школы.

При описании жизненной, творческой биографии А.В. Тихонова выделим лишь некоторые - наиболее важные, по нашему мнению, доминантные аспекты.

А.В. Тихонов родился 18 июля 1938 года в поселке Артемьевский, Бодайбинского района Иркутской области в большой, многодетной семье шахтера [8, с.120-121].

С ранних лет у мальчика проявились яркие музыкальные способности: с 5 лет он уже играл на гармонике-хромке. Большой мечтой стало научиться играть на баяне. Но только лишь когда Анатолию Васильевичу исполнилось 13 лет, в семье Тихоновых появилась материальная возможность приобрести баян и начать обучение сына на инструменте. И когда семья Тихоновых в начале 50-х годов после долгих лет работы отца на Иркутских приисках переехала в Южный район страны, в Орджоникидзе, для родителей Анатолия Васильевича и для него самого не возникло никаких сомнений, где и чему учиться.

В 1952 году, в 14 лет, несмотря на то, что до этого он учился игре на баяне всего лишь

один год, А.В. Тихонов поступил в музыкальное училище города Орджоникидзе. (Здесь следует отметить, что вместе с А. В. Тихоновым в 1952 году в музыкальное училище Орджоникидзе по классу баяна поступил Валентин Николаевич Дудкин (1935-1990 гг.) - впоследствии известный баянист-исполнитель и педагог, выпускник Саратовской консерватории по классу В.П. Плетнева (1961 г.), доцент Саратовской консерватории (с 1972 г.), заведующий кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории (1976-1978 гг.) [9, с. 48]).

Как вспоминал сам Анатолий Васильевич, ему бесконечно повезло - он был распределен в класс известного баяниста - исполнителя, педагога, конструктора баянов Владимира Васильевича Павлючука - первого исполнителя концерта №1 для выборного баяна и симфонического оркестра композитора Т.И. Сотникова (дирижер М. Паверман, 1938 г.) [4, с. 265, 291-292].

Результаты

В.В. Павлюйчук сыграл важную роль в судьбе А.В. Тихонова. По его рекомендации А.В. Тихонов, будучи студентом музыкального училища, начал свою концертно-

исполнительскую деятельность в Ансамбле песни и танца Северной Осетии. По рекомендации своего учителя А.В. Тихонов в 1956 году, после окончания музыкального училища поступил в институт имени Гнесиных, в класс известного педагога, исполнителя, композитора А.Е. Онегина. По дирижированию А.В. Тихонов занимался в классе А.Б. Позднякова [8, с. 120].

Учеба в Москве, яркая, насыщенная музыкальная атмосфера МГПИ имени Гнесиных, общение с прекрасными исполнителями, педагогами, посещение многочисленных концертов выдающихся музыкантов-исполнителей: пианистов, скрипачей, вокалистов, дирижеров-симфонистов, несомненно, оказало большое влияние на духовно-нравственное, профессиональное, художественно-эстетическое развитие молодого музыканта.

Обсуждение

В 1961 году после окончания института имени Гнесиных А.В. Тихонов по распределению Министерства культуры Российской Федерации был направлен на работу в Казанскую консерваторию [2, с. 216].

Четверть века, с 1961 года до 1986 года, А.В. Тихонов верой и правдой служил Казанской государственной консерватории. Именно

здесь, в Казани, ему удалось осуществить многие свои творческие замыслы: создать студенческий ансамбль баянистов, оркестр народных инструментов, учиться и закончить аспирантуру по специальности дирижер симфонического оркестра у выдающегося дирижера-исполнителя и педагога, народного артиста СССР, Натана Григорьевича Рахлина, работать с различными по составу симфоническими оркестрами. Здесь, в Казанской консерватории, раскрылся талант А.В. Тихонова и как организатора учебного процесса - с 1964 по 1976 годы он являлся заведующим кафедрой народных инструментов, а с 1976 по 1981 годы был проректором по учебной работе.

Показательно, что уже через несколько месяцев после создания кафедры народных инструментов 20 декабря 1961 года был дан первый отчетный концерт нового факультета. Как свидетельствует афиша концерта, в первом отделении с сольной программой выступил заведующий кафедрой В. П. Плетнев, во втором отделении - выступил созданный А.В. Тихоновым ансамбль баянистов.

В исполнении ансамбля баянистов под управлением А.В. Тихонова прозвучали произведения И.С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли, С. Рахманинова, Н. Жиганова, А. Арутюняна. Солистами ансамбля выступили старший преподаватель консерватории В. Хабибуллин

- туба, а также студентка Т. Гильфанова - виолончель.

На концерте присутствовал ректор консерватории Н.Г. Жиганов, многие педагоги других кафедр. Н.Г. Жиганов дал высокую оценку исполненным произведениям.

В настоящее время, значение концерта 20 декабря 1961 года трудно переоценить. Собственно, это выступление положило начало концертно-исполнительской, творческой деятельности всей кафедры народных инструментов Казанской консерватории.

Важными событиями в творческой биографии А.В. Тихонова, на наш взгляд, являются его назначение в декабре 1964 году на должность заведующего кафедрой народных инструментов, а также открытие в 1965 году по его инициативе класса струнных инструментов - домры и балалайки (первый педагог

- выпускник МГМПИ имени Гнесиных Л.А. Аншелес), а затем создание в 1966 году уникального студенческого оркестра народных инструментов, который в течение 10 лет вел не только учебную, но и активную концертно-исполнительскую деятельность, получившую известность в Татарстане, России.

Что же отличало студенческий оркестр народных инструментов Казанской консерватории от многих других учебных оркестров нашей страны? Прежде всего - репертуарная политика художественного руководителя и главного дирижера А.В. Тихонова.

Как правило, основу программ А.В. Тихонова составляли талантливо сделанные им переложения сложнейших сочинений для симфонического оркестра произведений П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Й. С. Свендсе-на, Р. Штрауса, Д. Д. Шостаковича и др.

Кроме того, А.В. Тихонов в программы своих концертов впервые начал включать переложения и транскрипции для оркестра народных инструментов сочинений композиторов Татарстана (Н. Жиганова, С. Сайдашева, М. Музафарова, Ф. Яруллина, А. Ключарева, Дж. Файзи, Р. Яхина, Ф. Ахметова, Б. Мулюкова, З.Хабибуллина, Х.Валиуллина, Э. Бакирова, Ш. Тимербулатова и др.), Марийской Республики (Э. Сапаева, А. Луппова), Чувашии (Ф. Лукина, А. Васильева), Удмуртии (Г. Корепанова, В. Егорова), Мордовии (Г. Сураева-Королева), Башкирии (З. Исмагилова).

Все эти переложения и транскрипции сочинений композиторов русской, зарубежной и отечественной классики, произведения композиторов национальных республик Волго-Уралья, в исполнении студенческого оркестра народных инструментов Казанской консерватории успешно трансформировались в народно-инструментальную, оркестровую фактуру, приобретая совершенно новую, неповторимую окраску, новое интонационное, тембро-во-динамическое звучание.

Успеху концертных выступлений оркестра народных инструментов Казанской консерватории во многом способствовали и включаемые А. В. Тихоновым в программы собственные сочинения для оркестра. В основном это были обработки татарских, чувашских, башкирских, марийских, удмуртских, мордовских, русских народных песенных и танцевальных мелодий.

В 60-70-е годы XX века студенческий оркестр народных инструментов Казанской консерватории своими блестящими сольными концертами в Москве, во многих городах Татарстана, Волго-Уралья, России завоевал славу одного из лучших студенческих коллективов страны. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы в печати, на радио и телевидении, высказывания выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры

профессоров Г. И. Литинского, Н.Д. Шпиллер, С.М. Колобкова, Ю.Н. Шишакова.

Особо следует подчеркнуть, незабываемое выступление студенческого оркестра народных инструментов Казанской консерватории под управлением А.В. Тихонова в Большом зале Саратовской консерватории в 1976 году. На этом концерте присутствовал выдающийся музыкант - баянист И.Я. Паницкий. В концерте прозвучали произведения Ф. Листа «Венгерская рапсодия № 14», романс С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» (солистка Г. Казанцева), полька Й. Штрауса «Трик - трак», «Юмореска» для балалайки Е. Авксентьева (солист Ф. Шарифуллин), «Концерт» для домры с оркестром Н. Будашкина (солистка Т. Глушкова).

После концерта И.Я. Паницкий горячо поздравил дирижера А.В. Тихонова и студентов-оркестрантов с прекрасным выступлением. Неожиданной для А.В. Тихонова, оркестрантов и всех присутствующих на концерте стала просьба И.Я. Паницкого, дать возможность, как он сказал, «немножко поиграть» на услышанном им в оркестре баяне. Как оказалось, просьба И.Я. Паницкого была не случайной, а профессионально глубоко оправданной. Это был удивительный по тембру баян работы известного отечественного мастера Ф. Фига-нова. В прошлом этот баян принадлежал выдающемуся исполнителю, народному артисту СССР Ю.И. Казакову.

В Казанской консерватории ярко раскрылся педагогический талант А. В. Тихонова. За многие годы работы в консерватории он воспитал целую плеяду исполнителей-баянистов, домристов, ансамблистов, оркестрантов, дирижеров, которые всей своей деятельностью подтверждают высокий статус казанской исполнительской школы игры на народных инструментах в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

По классу баяна у А. В. Тихонова закончили, например, А.А. Лапочкина - педагог, воспитавший лауреата всесоюзного и международных конкурсов, ныне заведующего кафедрой народных инструментов Казанской консерватории, профессора А.А. Файзуллина; В. Н. Боч-карев - педагог замечательного баяниста-исполнителя, блестящего импровизатора, композитора А.В. На-Юн-Кина.

По классу дирижирования аспирантуру у А.В. Тихонова окончили А. И. Шутиков -народный артист России, лауреат Государственной премии Татарстана, профессор, создатель Государственного оркестра народных

инструментов Республики Татарстан; Р. А. Халитов - заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор, проректор Казанской консерватории, создатель оркестра национальных инструментов Казанской консерватории «Татарика»; Е.И. Ширяева - профессор, заведующая кафедрой оркестрового дирижирования Воронежского государственного института искусств и многие другие.

Важным событием в жизни, творческой деятельности А.В. Тихонова стал его переезд в 1986 году в Санкт-Петербург, на работу в консерваторию. Здесь он проработал 26 лет [12, с. 135-136].

В Санкт-Петербургской консерватории А.В. Тихонов зарекомендовал себя не только как прекрасный дирижер, педагог, инструмен-товщик-транскриптор, но и как ученый-исследователь, глубоко изучивший и во многом возродивший (и в Санкт-Петербургской консерватории, и в музыкальном колледже) исполнительское искусство основоположника оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева, о чем свидетельствуют опубликованные им научные работы, многочисленные видеозаписи его мастер-классов, концертов [7].

Кроме того, А.В. Тихонова постоянно приглашали в качестве дирижера, педагога мастер-классов в различные оркестры российских регионов, в жюри разных конкурсов. Так, он неоднократно успешно выступал с Национальным академическим оркестром русских народных инструментов имени Н.П. Осипова, Оркестром русских народных инструментов имени В.В. Андреева, Оркестром русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. А. В. Тихонов выступал со студенческими оркестрами народных инструментов Астраханской консерватории, Краснодарского института культуры и многими другими оркестровыми коллективами России.

Для казанцев памятными остались дирижерская работа А. В. Тихонова в 2000-х годах с оркестром народных инструментов Казанской консерватории, его яркие выступления со студенческим оркестром на концертах. Кроме того, весьма плодотворными и запоминающимися были посещения А. В. Тихонова Казани, Казанской консерватории и в качестве председателя жюри всероссийских и международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, а также в качестве председателя государственных экзаменационных комиссий.

Мастер-классы А.В. Тихонова в российских музыкальных учебных заведениях пользовались огромной популярностью. Вот и свой последний мастер-класс в Воронеже 29 ноября 2012 года, после которого он буквально через несколько часов ушел из жизни, Анатолий Васильевич провел блестяще. Об этом свидетельствуют высказывания его ученицы - профессора Е.И. Ширяевой, анализ видеозаписи его работы со студенческим оркестром народных инструментов Воронежского государственного института искусств [10, с.205-208].

Известие о внезапной кончине А.В. Тихонова - ярком представителе народной инструментальной культуры Татарстана и России, молниеносно облетело музыкальную общественность страны.

Примечательно, что первый концерт, посвященный памяти А.В. Тихонова, состоялся в Казани 4 декабря 2012 года, в день его похорон, проходивших в Санкт-Петербурге. В этот день, в Большом концертном зале Республики Татарстан имени С. Сайдашева, с мемориальным концертом выступил оркестр народных инструментов студентов Казанской консерватории под управлением профессора Г.Ф. Мухаметдиновой. В этом памятном для многих концерте прозвучали переложения и транскрипции для оркестра народных инструментов, созданные А.В. Тихоновым.

И сегодня, спустя 10 лет после кончины А.В. Тихонова, трудно представить современное исполнительское искусство на народных инструментах Казани, Татарстана, Волго-Уралья, России без его имени, без его огромного вклада в создание казанской народно-инструментальной оркестровой исполнительской школы.

Заключение

Таким образом, личность Анатолия Васильевича Тихонова многомерна. А.В. Тихонов -представитель отечественной народно-инструментальной исполнительской культу-

ры, выпускник Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных особенно ярко проявил свой талант музыканта-исполнителя, педагога, композитора, инструментовщика-транскриптора, дирижера, организатора народно-

инструментального - ансамблевого и оркестрового исполнительского искусства в Казани.

Здесь, в Казани, результатом его активной концертно-исполнительской дирижерской деятельности, популяризации академических народных инструментов, ансамблевого и оркестрового музицирования, несомненно, стало создание им в 60-70-е годы XX века одного из лучших в стране студенческих оркестров народных инструментов Казанской консерватории, положивших основу формирования и развития казанской народно-

инструментальной оркестровой исполнительской школы.

В настоящее время в Татарстане академические народно-инструментальные ансамблевые и оркестровые традиции, заложенные А.В. Тихоновым, развиваются и приумножаются. Ярким свидетельством тому является создание в 1993 году учеником А.В. Тихонова народным артистом России, профессором А.И. Шутиковым Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан - коллектива, представляющего собой современную казанскую народно-

инструментальную оркестровую школу, ныне известную не только в Татарстане, России, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.

На современном этапе развития народно-инструментальной культуры Татарстана, России личность А.В. Тихонова требует дальнейшего глубокого осмысления, обращенного как к истокам этого феномена отечественной музыкальной культуры, так и к содержанию, масштабам его влияния на развитие отечественного народно - инструментального оркестрового исполнительского искусства.

Литература:

1. Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова. 1945-2010. Краткий биографический справочник. От А до Я. Казань, 2011. С.202.

2. Кафедра народных инструментов // Казанская государственная консерватория (1945-1995). Казань,1998. С.216.

3. Макаров Г.М. К вопросу об изучении татарского музыкально-инструментального искусства позднего средневековья // Музыкальная наука Среднего Поволжья. Итоги и перспективы : материалы юбилейной научной конференции. Казань, 1999. С.80-85.

4. Мирек А.М. Гармоника : прошлое и настоящее : научно-историческая энциклопедическая книга. Москва : Интерпракс, 1994.

5. Монасыпов Ш.Х. Истоки формирования татарской смычковой культуры / / Музыкальная культура народов Поволжья : сборник трудов. Москва : Гос. музыкально -педагогический ин-т им. Гнесиных, 1978. Вып.41. С.38-53.

6. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Москва ; Советский композитор, 1978. Вып. 2. С.2бб-297.

7. Создатель Великорусского оркестра В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917 годы) / ред.-сост. А.В. Тихонов. Санкт-Петербург i Предприятие Санкт-Петербургского Союза Художников, 1998. 224 с.

8. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных i сборник статей и материалов / сост.-ред. Б.М. Егоров. Москва , 2000.33б с.

9. Шайхутдинов Л.Х. Учителя не уходят бесследно // Из истории кафедры народных инструментов Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова i сборник статей. Саратов i Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2021.С.48.

10. Ширяева Е. И. Последняя репетиция А.В. Тихонова // Исполнительство на народных инструментах i теория, история, практика i материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 10 марта 2014 года / сост. А.А. Усов. Казань, 2014. С. 205-208.

11. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья.- Казань, 2001. 320 с.

12. 50 лет факультету народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им.

H.А. Римского-Корсакова. Исторический обзор / О.М. Шаров. Санкт-Петербург i Олимп, 2010. 25б с.

References:

I. Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija (akademija) imeni N.G. Zhiganova. 1945-2010. Kratkij biograficheskij spravochnik. Ot A do Ja. Kazan', 2011.S.202.

2. Kafedra narodnyh instrumentov // Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija (1945-1995). Kazan',1998. S.216.

3. Makarov G.M. K voprosu ob izuchenii tatarskogo muzykal'no-instrumental'nogo iskusstva pozdnego srednevekov'ja // Muzykal'naja nauka Srednego Povolzh'ja. Itogi i perspektivy : materialy jubilejnoj nauchnoj konferencii. Kazan', 1999. S.80-85.

4. Mirek A.M. Garmonika : proshloe i nastojashhee : nauchno-istoricheskaja jenciklopedicheskaja kniga. Moskva : In-terpraks, 1994.

5. Monasypov Sh.H. Istoki formirovanija tatarskoj smychkovoj kul'tury // Muzykal'naja kul'tura narodov Povolzh'ja : sbornik trudov. Moskva : Gos. muzykal'no -pedagogicheskij in-t im. Gnesinyh, 1978. Vyp.41. S.38-53.

6. Nigmedzjanov M.N. Tatarskie narodnye muzykal'nye instrumenty // Muzykal'naja fol'kloristika. Moskva : Sovetskij kompozitor, 1978. Vyp. 2. S.266-297.

7. Sozdatel' Velikorusskogo orkestra V.V. Andreev v zerkale russkoj pressy (1888-1917 gody) / red.-sost. A.V. Tihonov. Sankt-Peterburg : Predprijatie Sankt-Peterburgskogo Sojuza Hudozhnikov, 1998. 224 s.

8. Fakul'tet narodnyh instrumentov Rossijskoj akademii muzyki imeni Gnesinyh : sbornik statej i materialov / sost.-red. B.M. Egorov. Moskva , 2000.336 s.

9. Shajhutdinov L.H. Uchitelja ne uhodjat bessledno // Iz istorii kafedry narodnyh instrumentov Saratovskoj konserva-torii imeni L.V. Sobinova : sbornik statej. Saratov : Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L.V. Sobinova, 2021.S.48.

10. Shirjaeva E. I. Poslednjaja repeticija A.V. Tihonova // Ispolnitel'stvo na narodnyh instrumentah : teorija, istorija, praktika : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 10 marta 2014 goda / sost. A.A. Usov. Kazan', 2014. S. 205-208.

11. Jakovlev V.I. Tradicionnye muzykal'nye instrumenty Volgo-Ural'ja.- Kazan', 2001. 320 s.

12. 50 let fakul'tetu narodnyh instrumentov Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Istoricheskij obzor / O.M. Sharov. Sankt-Peterburg : Olimp, 2010. 256 s.

УДК 655.4/.5

О.В. Радзецкая

ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НОТОИЗ-ДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается история отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX - начала XX века. Автором изучены особенности нотоиздания в период руководства предприятиями иностранными коммерсантами, такими как А.Б. Гутхейль и Ю.Г. Циммерман, приехавшими в Россию в основном из Германии и ставшими крупнейшими производителями и ведущими представителями отрасли. Проведена исследовательская работа по выявлению универсальных характеристик, являющихся основой их деятельности, среди которых династическое ведение бизнеса представляется существенным и важным моментом приобретения высокого торгового статуса, деловой репутации, формирования корпоративных традиций. В них заключены будущие достижения ряда нотоиздательских фирм, продолживших свою работу и в настоящее время.

Ключевые слова: отечественное нотоиздательское дело, иностранные предприниматели, А.Б. Гутхейль, Ю.Г. Циммерман, П.И. Юргенсон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.