Научная статья на тему 'Композиторы Саратовской консерватории'

Композиторы Саратовской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская консерватория / саратовские композиторы / Л. М. Рудольф / Г. Э. Конюс / Б. А. Сосновцев / М. Н. Симанский / А. А. Бренинг / О. А. Моралёв / Е. В. Гохман. / Saratov Conservatoire / Saratov composers / L. M Rudolf / B. A. Sosnovtsev / M. N. Simansky / A. A. Brening / O. A. Moralyov / E. V. Gohman.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Наталия Владимировна, Орлов Владимир Валерьевич

Статья рассказывает о композиторах, учившихся и работавших в Саратовской консерватории на протяжении 110 лет её существования. В ней освещается история возникновения и развития композиторского образования в Саратове и её основные этапы, в которых отразилась история нашей страны; характеризуется творческая и педагогическая деятельность талантливых музыкантов, сыгравших заметную роль в формировании саратовской композиторской школы и ставших её лидерами —Л. М. Рудольфа, Б. А. Сосновцева, М. Н. Симанского, А. А. Бренинга, О. А. Моралёва, Е. В. Гохман; отмечается преемственная связь между композиторами разных поколений; подчёркивается, что Саратовская консерватория всегда являлась средоточием развития музыкального искусства и композиторского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composers of the Saratov Conservatoire

The article tells about composers who studied and worked at the Saratov Conservatoire during the 110 years of its existence. It informs of the history of emergence and development of the composer education in Saratov and its main stages that reflected the history of the country; characterizes creative and teaching activity of the talented musicians who played significant role in development of the Saratov composition school and were its leaders — L. M Rudolf, B. A. Sosnovtsev, M. N. Simansky, A. A. Brening, O. A. Moralyov, E. V. Gohman. The continuity between the generations of composers is also shown, and Saratov Conservatoire appears as a centre of constant development of musical art and composition.

Текст научной работы на тему «Композиторы Саратовской консерватории»

Иванова Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Ivanova Natalia Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Music theory and composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

Орлов Владимир Валерьевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Orlov Vladimir Valerievich, PhD (Arts), Assistant Professor at the Music theory and composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

КОМПОЗИТОРЫ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Статья рассказывает о композиторах, учившихся и работавших в Саратовской консерватории на протяжении 110 лет её существования. В ней освещается история возникновения и развития композиторского образования в Саратове и её основные этапы, в которых отразилась история нашей страны; характеризуется творческая и педагогическая деятельность талантливых музыкантов, сыгравших заметную роль в формировании саратовской композиторской школы и ставших её лидерами — Л. М. Рудольфа, Б. А. Сосновцева, М. Н. Симанского, А. А. Бренинга, О. А. Моралёва, Е. В. Гохман; отмечается преемственная связь между композиторами разных поколений; подчёркивается, что Саратовская консерватория всегда являлась средоточием развития музыкального искусства и композиторского творчества.

Ключевые слова: Саратовская консерватория, саратовские композиторы, Л. М. Рудольф, Г. Э. Конюс, Б. А. Сосновцев, М. Н. Симанский, А. А. Бренинг, О. А. Моралёв, Е. В. Гохман.

COMPOSERS OF THE SARATOV CONSERVATOIRE

The article tells about composers who studied and worked at the Saratov Conservatoire during the 110 years of its existence. It informs of the history of emergence and development of the composer education in Saratov and its main stages that reflected the history of the country; characterizes creative and teaching activity of the talented musicians who played significant role in development of the Saratov composition school and were its leaders — L. M Rudolf, B. A. Sosnovtsev, M. N. Simansky, A. A. Brening, O. A. Moralyov, E. V. Gohman. The continuity between the generations of composers is also shown, and Saratov Conservatoire appears as a centre of constant development of musical art and composition.

Key words: Saratov Conservatoire, Saratov composers, L. M Rudolf, B. A. Sosnovtsev, M. N. Simansky, A. A. Brening, O. A. Moralyov, E. V. Gohman.

Саратовская земля дала миру немало талантливых людей — художников, артистов, писателей, музыкантов. Среди них были и композиторы: А. Шнитке, Е. Гохман, В. Ковалёв, В. Пушков. Саратов является крупным культурным центром Поволжья с давними музыкальными традициями, и открытая в 1912 г. консерватория «явилась мощным катализатором художественного процесса, став тем краеугольным камнем, на котором музыкальная культура края стала развиваться капитальнейшим образом — вширь и вглубь» [4, с. 11]. В консерватории было 4 направления подготовки музыкантов: фортепианное, вокальное, оркестровое и теоретико-композиторское, которое возглавляли профессора Л. М. Рудольф и Г. Э. Конюс. Дальнейшее развитие композиторского образования во второй половине XX в. привело к возникновению саратовской композиторской школы, представителями которой были Б. Сосновцев, В. Ковалёв, М. Симанский, О. Моралёв, А. Бренинг, Е. Гохман и их ученики. Судьбы композиторов были тесно связаны с консерваторией

как средоточием развития музыкального искусства и композиторского творчества1.

Первопроходцем организации композиторского образования в Саратове стал Л. М. Рудольф (18771938) (фото 1), который с 1903 г. преподавал в Саратовском музыкальном училище при РМО. Он обладал яркой творческой индивидуальностью, сочетая дарования композитора, музыковеда, пианиста, дирижёра, педагога и общественного деятеля, был энтузиастом развития музыкального образования. Окончив Московскую консерваторию по классу М. М. Ипполитова-Ивано-ва (композиция), он изучал контрапункт, фугу и анализ форм в классе С. И. Танеева, был воспитан в традициях русской школы и развивал их в своём творчестве и в педагогической работе.

Под руководством Л. М. Рудольфа впервые в Саратове композиторы получали профессиональное образование. Он разрабатывал учебные планы, создавал учебник^, большое внимание уделял организации преподавания

1 Н. В. Королевская считает, что «понятие композиторской школы связывается прежде всего с музыкальными вузами, выполняющими функцию подготовки композиторских кадров, объединяющими композиторов нескольких поколений, связанных узами творческой преемственности» [8, с. 231-232].

2 По свидетельству И. А. Тютьманова, Л. М. Рудольф создал к 1911 г. два учебника, изданных в Саратове: «Гармония» и

Фото 1. Леопольд Морицевич Рудольф

музыкально-теоретических дисциплин как фундамента профессионального обучения музыкантов любой специальности, в том числе и композиторской. И его усилия не были напрасными: в 1912 г., накануне открытия Саратовской консерватории, два композитора — И. Голиков и А. Зейдер — окончили музыкальное училище по классу Л. М. Рудольфа.

Композиторское творчество Рудольфа выдержано в традициях русской музыки рубежа Х1Х-ХХ вв. Его сочинения отличают лирико-драматический колорит, изысканная красочность гармонического языка, по-лифоничность мышления. Нам известны две кантаты для хора и симфонического оркестра на стихи М. Я. Гор-деля: «В честь музыкального искусства» (написана к открытию Саратовской консерватории) и «Борцам за свободу»; струнный квартет, два фортепианных трио; «Элегия» для скрипки и фортепиано; обработки русских, татарских и азербайджанских народных песен. Романсы на стихи М. Я. Горделя многие считали лучшими произведениями композитора.

Л. М. Рудольф работал в Саратове с 1903 по 1930 г. и стал одним из создателей консерватории и городской

музыкальной школы. Свой жизненный и творческий путь он завершил в Баку, где с 1932 по 1938 г. работал в Азербайджанской консерватории и был главным редактором республиканского музыкального издательства.

Среди первых профессоров Саратовской консерватории был выдающийся теоретик и педагог, композитор Г. Э. Конюс (1862-1933). Выпускник Московской консерватории по классу А. С. Аренского, он (как и Рудольф) изучал контрапункт, фугу и анализ форм в классе С. И. Танеева. В историю музыкальной культуры он вошёл как крупный учёный, автор теории метротекто-низма, которая, наряду с исследованиями Б. Л. Яворского, С. И. Танеева и Г. Л. Катуара, принадлежит к числу важнейших достижений русской музыковедческой науки начала XX в. К моменту приезда в Саратов Конюс был уже очень известным педагогом (его учениками в Московской консерватории были А. Н. Скрябин, Н. К. Мет-нер, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер) и автором широко применявшихся в педагогической практике учебниковз.

В Саратове Конюс преподавал все музыкально-теоретические дисциплины и вёл класс свободного сочинения; занимался научной, организационной работой, а после революции 1917 г. в течение полутора лет был директором консерватории. Среди его учеников были композиторы В. Пушков, К. Листов, Ю. Кочуров, Г. Сметанин. Однако уже в 1920 г. он вернулся в Москву, где продолжил научную и педагогическую работу.

Г. Э. Конюс был автором симфонии, балета «Даита», концерта для контрабаса с оркестром. Его симфоническая картина «Лес шумит» получила высокую оценку П. И. Чайковского. В Саратове в честь открытия консерватории прозвучал его «Гимн труду» на стихи А. Кур-синского, а романсы на стихи русских поэтов исполнял гастролировавший в 1915 г. Л. В. Собинов.

Л. М. Рудольф и Г. Э. Конюс совместно трудились на благо новой консерватории, работали в различных общественных организациях, занимающихся пропагандой музыкального искусства, выступали в качестве дирижёров симфонического оркестра (а Л. М. Рудольф — и как пианист). Сотрудничество этих блестяще образованных, ярких музыкантов, увлечённых научной, педагогической, исполнительской, творческой работой, обеспечило высокий уровень преподавания музыкально-теоретических дисциплин в консерватории с самых первых дней её существования и заложило основы для дальнейшего развития музыкально-теоретической кафедры.

Композиторская специальность привлекала многих студентов. Уже в первом выпуске консерватории, который состоялся в апреле 1915 г., среди 15 выпускников было три композитора: А. Поляков (класс Г. Э. Коню-са) [13, с. 32], И. Голиков и И. Тулупников (будущий преподаватель Саратовской консерватории, класс Л. М. Рудольфа) [12, с. 62].

«Руководство к анализу музыкальных форм» [12, с. 60].

3 Сборник задач, упражнений и вопросов (1001) для практического изучения элементарной теории музыки (1892); «Задачник по инструментовке» (1906).

22

После отъезда Г. Э. Конюса в Москву Л. М. Рудольф продолжил руководство работой теоретико-композиторского отдела консерватории. Он воспитал немало известных деятелей российского музыкального искусства и образования. В их числе композиторы Ю. В. Кочуров,

B. В. Пушков, К. Я. Листов, музыковеды И. В. Способин,

C. Б. Максимов, А. Н. Дмитриев, В. П. Шокин, Я. С. Соло-духо, С. И. Левит, Я. К. Евдокимов, Л. Л. Христиансен, И. А. Тютьманов, дирижёр П. Д. Линьков и многие другие. В период работы в Бакинской консерватории (19321938) его учениками были К. Караев, Дж. Гаджибеков, Т. Кулиев, С. Рустамов.

Многие саратовские ученики Л. М. Рудольфа заканчивали учебу в 1920-е гг., когда консерватория была временно (1924-1935) реорганизована в «музыкальный техникум». Желая получить диплом о высшем образовании, молодые музыканты продолжали обучение в столичных вузах. Музыковеды уезжали в Москву, а композиторы — чаще в Ленинград. Принадлежность к саратовской школе стала для большинства из них лишь началом творческого пути. В Саратов вернулись немногие: Я. К. Евдокимов, Л. Л. Христиансен и И. А. Тютьманов, ставшие впоследствии профессорами СГК имени Л. В. Собинова. Именно они стали тем связующим звеном, которое соединило прошлое и будущее, обеспечив преемственную связь между музыкантами разных поколений. Они продолжили дело Л. М. Рудольфа, бесспорного лидера саратовской теоретико-композиторской школы первой половины XX в.

После возвращения Саратовской консерватории статуса вуза (1935) произошло открытие Саратовского отделения Союза композиторов (1939), которое возглавил музыковед и композитор М. К. Михайлов (1904-1983) — заведующий историко-теоретической кафедрой (впоследствии профессор Ленинградской консерватории). В Саратове он работал с 1935 по 1947 г., вёл широкий спектр музыковедческих дисциплин и специальность умузыковедов и композиторов; был автором симфонических и камерно-инструментальных произведений, романсов, песен и музыки к театральным постановкам. Его научные труды посвящены изучению русской музыки рубежа Х1Х-ХХ вв., вопросам теории и эстетики музыки, проблемам музыкального стиля. Он старался всеми силами поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки музыковедов и композиторов, но всё же композиторское отделение переживало в этот период большие трудности, связанные с последствиями пребывания вуза в ранге техникума и с тяготами военного времени4.

Новый этап в развитии композиторского дела в Саратове наступил в середине 1950-х гг., когда после окончания Московской консерватории и аспирантуры на работу в наш вуз приехал композитор и музыковед Б. А. Сосновцев (1921-2007) (фото 2) — ученик Ан. Н. Александрова, защитивший кандидатскую диссер-

тацию «Симфоническое творчество С. В. Рахманинова 1890-1900 годов» под руководством В. А. Цуккермана. Он начал работать на историко-теоретической кафедре СГК в 1953-54 учебном году, когда среди её студентов были только музыковеды. Композиторское отделение, существовавшее в консерватории изначально с 1912 г., уже около 10 лет не работало.

Фото 2. Борис Андреевич Сосновцев

Б. А. Сосновцев был блестяще образован, обладал не только композиторским даром, но и талантами исследователя, педагога, администратора. Именно такой человек был необходим консерватории в тот момент. Н. В. Королевская отмечает, что «вступив в 1955 в Союз композиторов СССР, он получил личное задание от Т. Хренникова, генерального секретаря СК, возобновить деятельность Саратовского отделения Союза композиторов, прекратившуюся в годы Великой Отечественной войны» [8, с. 238]. Став председателем Саратовского отделения СК СССР и заведующим кафедрой истории и теории музыки, Сосновцев, по свидетельству И. А. Тютьманова, «проявил горячую инициативу в организации кружка молодых композиторов, который позднее (в 1960/61 г.) перерос в композиторское отделение при историко-теоретическом факультете консерватории» [12, с. 78].

Б. А. Сосновцев является автором 4-х симфоний и Симфониетты на русские темы; оперы «Сказ о Волге, Степане Разине и его невесте Любаше»; кантат «За годом — год» на стихи А. Твардовского, «Русь» на стихи И. Никитина и оратории «Я говорю это всем» на стихи

4 В 1940-е гг. окончили консерваторию композиторы Ю. Иванова, А. Котилко (будущий преподаватель СГК) и Н. Лейб, но новых студентов не было, как не было (после отъезда М. К. Михайлова) и педагогов, способных возглавить работу композиторского отделения.

23

С. Острового; 4-х инструментальных концертов; квартетов; инструментальных пьес; романсов и вокальных циклов на стихи С. Щипачева, М. Джалиля, Н. Хикмета, Н. Заболоцкого, А. Прокофьева, С. Есенина и Н. Рубцова. Музыковед Л. В. Севостьянова отмечала, что «камертоном творчества Сосновцева в самом широком и глубоком плане была великая традиция русской музыки, обнаруживаемая всякий раз с обезоруживающей простотой и естественностью» [11, с. 37]. Композитор воспевал красоту любимой Волги, обращался к образам русской истории, к волжскому фольклору. В его музыке слышна преемственная связь с традициями А. П. Бородина, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова. В своих сочинениях он стремился к совершенству формы, лаконичности высказывания и органичности развития музыкальной мысли.

Музыку Сосновцева исполняли лучшие саратовские музыканты — А. Скрипай, Л. Иванов, Г. Ковалёва, П. Крашенинников, Б. Цекиновский, В. Костин, О. Одинцов, С. Алексашкин, А. Чередниченко, струнный квартет «Moz-Art», симфонический оркестр Саратовской филармонии под управлением дирижёров Н. Факторовича, М. Нерсесяна, Р. Матсова, В. Игнатьева, Г. Проваторова.

Б. А. Сосновцев активно работал в Саратовской организации Союза композиторов. В 1956 г. он был избран её председателем, на II и III съездах Союза композиторов СССР избирался в состав Правления СК СССР и РСФСР. В 1966 и 1968 гг. был председателем Правления Нижневолжской организации СК РСФСР. В 1972 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Многие годы продолжались его творческие и дружеские контакты с великими композиторами Д. Д. Шостаковичем и Г. В. Свиридовым, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве письма [6, с. 8].

Понимая, что для утверждения позиций композиторской специальности в Саратовской консерватории необходимо укрепить педагогический состав, он пригласил на кафедру талантливых, авторитетных композиторов из других городов: М. Н. Симанского из Нижнего Новгорода (1960), О. А. Моралёва из Свердловска (1968), А. А. Бренинга из Казани (1968). Каждый из них был крупной творческой личностью, человеком с непростой судьбой и ярким композиторским дарованием. Их присутствие в Саратовской консерватории поднимало статус вуза и кафедры теории музыки и композиции, создавало атмосферу, необходимую для воспитания молодых музыкантов.

М. Н. Симанский (1910-2002) (фото 3) был очень одарённым пианистом. В 1934 г. он окончил Московскую консерваторию по классу у С. Е. Фейнберга и несколько лет преподавал фортепиано в музыкальных училищах Саранска и Горького, но увлекся сочинением музыки и в 1938 г. поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс профессора Ан. Н. Александрова, а затем перевёлся в Ленинградскую консерваторию, где его педагогом стал М. Ф. Гнесин, а консультантом — Д. Д. Шостакович. Возможность творческого общения с гениальным мастером была очень

важна для Симанского. «Его школа на всю жизнь стала моей главной школой музыки», — говорил он [10, с. 9].

Фото 3. Михаил Николаевич Симанский

В 1941 г. М. Н. Симанский добровольно ушёл на фронт и воевал до Победы. На выпускном экзамене в консерватории в 1948 г. его дипломной работой стала симфоническая поэма «Легенда о Волжской твердыне». В 1949 г. композитор вернулся в родной город и приступил к работе в Горьковской консерватории, а в 1960 г. — переехал в Саратов, где почти 40 лет преподавал на кафедре теории музыки и композиции СГК имени Л. В. Собинова.

М. Н. Симанский был неутомимым тружеником, он оставил богатейшее творческое наследие. Главным направлением творческих исканий композитора была симфоническая музыка. Неслучайно Т. Н. Хренников назвал Симанского «рыцарем симфонии» [10, с. 21]. Но он писал музыку в разных жанрах, создав не только 40 симфоний, но и 3 оперы — «Василий Тёркин», «Чернышевский», «Рихард Зорге»; 15 инструментальных концертов; 22 струнных квартета; пьесы для различных инструментов; крупные хоровые сочинения; вокальные циклы и романсы на стихи П. Шелли, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Майкова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова; песни на стихи советских поэтов. Музыке композитора свойственны открытая эмоциональность,

романтический строй образов и чувств; импровизаци-онность, спонтанная свобода развития музыкальной мысли, яркость драматических кульминаций. В ней слышится глубинное родство с музыкой А. Н. Скрябина и Д. Д. Шостаковича.

М. Н. Симанский активно занимался общественной деятельностью, возглавлял Саратовскую композиторскую организацию (1972-1983). За вклад в развитие отечественной музыкальной культуры он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, его имя занесено в «Книгу трудовой славы» Министерства культуры России.

Будучи превосходным педагогом, в Саратовской консерватории Симанский вёл композицию, инструментовку, чтение партитур и другие дисциплины. Он воспитал известных композиторов — Н. Левиновского, Ю. Мас-сина, В. Примака, И. Крутого и несколько поколений музыковедов, учившихся в Саратовской консерватории на протяжении почти 40 лет.

В 1968 г. по приглашению Б. А. Сосновцева на работу в Саратовскую консерваторию приехали ещё два композитора — О. А. Моралев и А. А. Бренинг.

О. А. Моралев (1922-2002) (фото 4) окончил Московскую консерваторию по классу Е. К. Голубева (ученика Н. Я. Мясковского), у которого учились известнейшие композиторы — А. Эшпай, А. Шнитке, А. Пахмутова

Фото 4. Олег Аркадьевич Моралев

и др. Однокурсниками Моралева были Р. Щедрин и А. Флярковский. После окончания консерватории композитор работал в Свердловском музыкальном училище и в Уральской консерватории. Вступив в Союз композиторов РСФСР, он по рекомендации Д. Д. Шостаковича в 1961 г. возглавил Уральскую композиторскую организацию. Переезжая в Саратов, Моралёв уже являлся членом Правления Союза композиторов СССР, а с 1988 г. был председателем Саратовской композиторской организации. В 1983 г. ему были присвоены звания профессора и заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Музыке Моралёва свойственны особая проникновенность, непосредственность выражения чувств, яркая образность, исповедальность, она любима и слушателями, и исполнителями. Композитор развивал лирико-эпическое направление русского симфонизма, традиции С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Н. Я. Мясковского. В его поздних сочинениях усиливается тяготение к психологизму, драматической и трагической образности, «возникает параллель с рахманиновским, блоковским, свиридовским ощущением России» [2, с. 3].

О. А. Моралёв является автором 3-х симфоний, 3-х симфонических поэм, 2-х увертюр, неоконченной оперы «Крепость» по роману А. Черкасова «Хмель», 6-ти инструментальных концертов и Концерта для оркестра «Астраханские напевы»; 3-х струнных квартетов, 6-ти квинтетов для медных духовых инструментов, «Монологов, сцен и дуэтов для альта, скрипки и струнного оркестра», «Серенады-каприччио для фагота, флейты и симфонического оркестра»; поэмы для смешанного хора и баритона на стихи С. Есенина «Черный человек», 3-х вокальных циклов на стихи Э. Межелайтиса и А. Блока. Нередко композитор создавал произведения для необычных исполнительских составов: «Прелюдия и фанфары» для 9-ти труб и ансамбля ударных инструментов, «Владимирские рожки» для 4-х труб и челесты, пьеса для гобоя кларнета и фагота «Три приятеля» и др.

В Саратовской консерватории Моралёв преподавал чтение партитур, инструментоведение и инструментовку композиторам и музыковедам. Он очень любил эти дисциплины и вёл их на высочайшем профессиональном уровне, считал, что «тот, кто освоил тайну оркестрового письма, может ощутить себя богом. Ему подвластна возможность повелевать стихиями, созидать» [2, с. 162].

Педагогическое мастерство О. А. Моралёва ярко раскрылось в работе с композиторами в классе сочинения. Его учениками были В. Королевский, В. Мишле, К. Акимов, П. Морозов, Е. Мякотин, Н. Победина, Н. Маслова, Н. Рымарев. Учитель бережно относился к их воспитанию, говорил: «Я старался не давить особенно, пытался сообразоваться с их желанием, пытался по-дружески беседовать. Я считаю, что талантливому человеку достаточно намекнуть, а дальше он всё сделает сам» [2, с. 161].

А. А. Бренинг (1924-2001) (фото 5) — талантливый композитор, музыковед, пианист и педагог. Он родился в Казани в семье поволжских немцев. В 1942 г., как немец по национальности и сын «врага народа», был мобилизован в трудовой лагерь на Урале, где в тя-

желейших условиях работал 6 лет. Ходатайство Союза композиторов, в котором отмечалась исключительность таланта молодого музыканта, позволило ему продолжить музыкальное образование. В 1953 г. он блестяще окончил Казанскую консерваторию сразу по двум специальностям: как композитор и пианист. Его педагогами в консерватории были А. С. Леман (композиция), М. А. Пятницкая (фортепиано), Г. И. Литинский (полифония). После окончания консерватории Бренинг был принят в Союз композиторов, преподавал в музыкальном училище, в консерватории и на музыкальном факультете пединститута в Казани. Его авторитет музыканта и педагога был всеми признан, но мрачная тень прошлого неотступно напоминала о себе долгие годы.

Фото 5. Арнольд Арнольдович Бренинг

В Саратовской консерватории Бренинг занял положение ведущего педагога кафедры теории музыки и композиции, преподавал более 30 лет и к концу жизни стал заслуженным деятелем искусств РСФСР и профессором. Он был педагогом-универсалом, вёл все музыкально-теоретические дисциплины, специальные классы композиции и музыковедения, был признанным корифеем преподавания сольфеджио, гармонии и полифонии [1].

Для произведений А. А. Бренинга характерны масштабность замыслов, глубина содержания, тематическое и жанровое разнообразие, обращение к крупным, значительным проблемам, безупречный профессионализм автора. Он писал в русле традиций русской и немецкой

классики, мастерски владел композиторскои техникой. Многие его сочинения программны. Наибольшее внимание композитор уделял инструментальной музыке, написав 9 симфоний; 9 симфонических поэм; увертюры и симфониетты; квартеты и квинтеты для разных составов; концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, фагота, голоса с оркестром; фортепианные циклы Уральских, Балтийских, Курских и Волжских «Эскизов», 24 прелюдии и фуги. Его перу принадлежат также опера «Крылатый человек», романсы и другие сочинения.

Музыка Бренинга звучала во многих городах России, в Германии и во Франции. Её исполняли известные дирижёры: Ю. Аранович, Р. Матсов, М. Нерсесян, Г. Про-ваторов, А. Фельдман и замечательные саратовские музыканты — Н. Белосточная, Н. Бендицкий, Т. Быкова, Н. Карцева, А. Селянин, Ю. Скворцов, Н. Смирнова, С. Терехов. Она продолжает звучать и сегодня, привлекая новых исполнителей [5].

А. А. Бренинг был наделён незаурядным исполнительским талантом, выступал как пианист-виртуоз, исполняя произведения Ф. Шопена, Ф. Листа, И. С. Баха, Р. Шумана, А. Н. Скрябина. В авторских концертах он нередко играл собственные произведения сольно или в ансамбле с другими музыкантами. Его исполнительский стиль отличали яркий артистизм, темперамент и глубокое осмысление исполняемой музыки.

Сотни музыкантов разных специальностей учились у Бренинга в Казани и Саратове, и все они вспоминают своего учителя с восхищением и благодарностью [1]. Композитор говорил: «Главный принцип моей работы с учениками — не ограничивать свободу поисков, не ломать их "под себя". Вооружая знаниями, открывать широкое поле деятельности. А уж направление деятельности они изберут сами по своим возможностям, по душе» [9, с. 13]. Многие его ученики стали известными музыкантами и педагогами, отмечены учёными степенями и почётными званиями. Среди выпускников класса А. А. Бренинга — композитор и симфонический дирижёр А. Фельдман; музыковеды, профессора Саратовской консерватории Е. И. Вартанова и О. И. Кулапина; композиторы Г. Азатов, М. Артёмов, А. Виноградова, В. Окороков, И. Дороднов, А. Павлючук, М. Хейфец и многие другие.

Благодаря продуманной кадровой политике, проводившейся заведующим кафедрой теории музыки и композиции Б. А. Сосновцевым, в Саратовской консерватории к концу 1960-х гг. собрался уникальный творческий коллектив талантливых композиторов-единомышленников. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, был сложившимся, признанным мастером, чьи произведения находили отклик у слушателей и получали высокую оценку профессионального сообщества. Известно, что музыку О. А. Моралева высоко ценил Р. К. Щедрин, а Первую симфонию М. Н. Симанского наизусть цитировал в своих лекциях Д. Д. Шостакович [10, с. 10]; что А. А. Бренинг был одним из лучших полифонистов страны, а Б. А. Сосновцева уважали и

26

ценили такие разные композиторы, как Ан. Н. Александров и Г. В. Свиридов. Саратовцы по праву занимали достойное место в Союзе композиторов РСФСР и СССР. М. М. Кажлаев на одном из композиторских пленумов так отозвался об их работе: «Саратовская организация небольшая по числу, но очень почтенная и очень уважаемая в нашей большой Российской организации. Мы хорошо знаем этих композиторов. То, что резко отличает их от других композиторских организаций, — это очень большая профессиональная выучка» [10, с. 49].

Б. А. Сосновцев, М. Н. Симанский, О. А. Моралёв и

A. А. Бренинг принадлежали к одному поколению. В жизни каждого из них глобальным событием, повлиявшим на всю дальнейшую судьбу, стала Великая Отечественная война, во время которой Симанский и Моралёв сражались на фронтах, Сосновцев работал в тылу на военном заводе, а Бренинг — в трудовом лагере. В их творчестве темы войны и мира, жизни и смерти заняли важное место. Они звучат в симфонической поэме «Подвиг», вокальном цикле на стихи Э. Межелайтиса «Смерть солдата», кантатах «Если мы войну забудем» и «Тетрадные листочки» О. А. Мора-лёва; в симфонических поэмах «На Мамаевом кургане», «Курская дуга», «По следам Ленинградской блокады», «На полигоне смерти» А. А. Бренинга; в операх «Василий Тёркин», «Рихард Зорге», симфониях «Не быть войне», «Хиросима», «Малая земля», симфонической поэме «Легенда о Волжской твердыне», поэмах «Берёзы Освенцима» и «Память сердца» для солистов, хора и камерного оркестра М. Н. Симанского.

В 1970-е гг. центральной темой творческих исканий саратовских композиторов стали лирические и философские размышления о жизни. Усилился интерес к миру человеческих переживаний, к музыкальному осмыслению высокой поэзии в вокальных сочинениях глубоко личного, исповедального характера. Эту тенденцию можно проследить в сочинениях Б. А. Сосновцева на стихи С. Есенина; в вокальных циклах О. А. Моралёва на стихи Э. Межелайтиса и А. Блока, в его «Монологах, сценах и дуэтах» и хоровой поэме «Чёрный человек» на стихи С. А. Есенина; в романсах М. Н. Симанского и А. А. Бренинга на стихи русских и советских поэтов, а также в фортепианных «Эскизах» и симфонических поэмах «Кондор» и «Ностальгия» А. А. Бренинга.

Говоря о старшем поколении саратовских композиторов середины XX в., нельзя обойти вниманием

B. В. Ковалёва (1919-1993) (фото 6) — заслуженного деятеля искусств РСФСР, композитора и педагога. Детство и юность он провёл в Вольске, участвовал в Великой Отечественной войне и был награждён медалями. В 1950 г. он окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу композиции Г. С. Фрида и продолжил образование в Саратовской консерватории (где не было приёма на композиторское отделение) как музыковед в классе Я. К. Евдокимова. В 1957 г. Ковалёв с отличием окончил консерваторию и был принят в Союз композиторов. В дальнейшем он многие годы преподавал в Саратовском музыкальном

училище, где заведовал теоретическим отделением и воспитал десятки музыкантов разных специальностей, в том числе и будущих музыковедов, и композиторов.

По складу дарования В. В. Ковалёв — лирик, наделённый ярким мелодическим даром. Его сочинениям свойственны открытая эмоциональность, непринуждённость развития музыкальной мысли, широкое дыхание, яркость кульминаций, опора на традиции волжского фольклора и русской классической музыки. В его наследии преобладают вокальные, хоровые и балетные сочинения. Самым известным и значительным произведением композитора стал балет «Девушка и смерть» на сюжет поэмы А. М. Горького. Демократизм музыкального языка способствовал широкой популярности музыки В. В. Ковалёва.

Ещё один талантливый и самобытный композитор появился в Саратовской консерватории в 1962 г. — это Е. В. Гохман (1935-2010) (фото 7), ставшая впоследствии заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Государственной премии, профессором. Она родилась и выросла в Саратове, окончила Саратовское музыкальное училище, училась в Московской консерватории у Ю. А. Шапорина и Р. К. Щедрина и, вернувшись в родной город, почти полвека преподавала на кафедре теории

музыки и композиции СГК.

Фото 7. Елена Владимировна Гохман

В своём творчестве Е. В. Гохман тяготела к камерным жанрам, связанным со словом: вокальным циклам, камерным операм, камерным ораториям. Литературной основой её произведений являются стихи самых разных поэтов: от Ф. Петрарки, Д. Боккаччо и Р. Тагора до Ф. Тютчева, А. Ахматовой, О. Мандельштама и И. Северянина. Но любимыми авторами были А. П. Чехов, М. Цветаева, Ф. Г. Лорка. Гохман является автором 8-ми вокальных циклов, в числе которых «Бессонница» и «Благовещенье» на стихи М. Цветаевой, «Последние строфы» на стихи Ф. Тютчева, «Три вокальные миниатюры» на стихи поэтов Возрождения; камерной оратории «Испанские мадригалы» для сопрано, баритона, женского хора и инструментального ансамбля на стихи Ф. Г. Лорки; двух камерных опер по мотивам произведений А. П. Чехова — «Цветы запоздалые» и «Мошенники поневоле»; балета «Гойя». Инструментальная музыка представлена в наследии композитора концертом для камерного оркестра «Импровизации», Квинтетом-буфф для медных духовых инструментов, Партитой для двух виолончелей и камерного оркестра и другими произведениями.

В 2000-е гг. Е. В. Гохман создала монументальные вокально-симфонические произведения, в которых обнаруживается масштабность, смелость и свобода мышления зрелого художника, обращающегося к важнейшим проблемам человеческого бытия и в полной мере владеющего композиторским мастерством: библейские фрески «Ave Maria», вокально-симфонические медитации «Сумерки», духовные песнопения «И дам ему звезду утреннюю».

Музыка Е. В. Гохман любима слушателями, в ней есть «глубокая прочувствованность и лиризм, понимаемый в самом широком смысле слова: как преимущественное

внимание к внутреннему миру человека, как предельная эмоциональная наполненность, взволнованность и трепетность чувств, раскрываемых в очень широком спектре градаций и нюансов, как душевная чуткость, отзывчивость, теплота, развитая способность к состраданию и как, наконец, абсолютная искренность высказывания, нередко выливающаяся в исповедальность» [3, с. 227]. Отличительными чертами стиля композитора являются тонкий психологизм, высокая духовность, философское осмысление жизни, умелое сочетание традиционных и современных средств музыкального языка, мелодическое богатство.

В Саратовской консерватории Е. В. Гохман вела индивидуальные занятия по гармонии у музыковедов и композиторов и явилась инициатором и участницей создания вузовского курса «Гармония в стилях» (совместно с Е. Д. Ершовой и Л. А. Вишневской).

Таким образом, к началу 1970-х гг. в Саратовской консерватории сложилось содружество 5-ти композиторов, чьи дарования были яркими, индивидуальности — разными, а устремления — общими, направленными на дальнейшее развитие композиторского творчества, создание новых сочинений и воспитание молодых композиторов и музыковедов. Б. А. Сосновцев, М. Н. Симан-ский, А. А. Бренинг, О. А. Моралёв и Е. В. Гохман составили костяк кафедры теории музыки и композиции (фото 8), они задавали тон не только в творческой, нои в педагогической работе, и на них ориентировались педагоги-музыковеды. Высокий профессионализм их педагогической деятельности обеспечивал её результативность и позволил воспитать десятки талантливых учеников.

Фото 8. Кафедра теории музыки и композиции Саратовской консерватории, 1982 г.

Композиторы, окончившие СГК имени Л. В. Собинова, работают в разных городах России и за рубежом, продолжая развивать творческие и педагогические традиции своих учителей. В их числе: Выпускники класса А. А. Бренинга: А. А. Фельдман (Калининград) — композитор и дирижёр; заслуженный деятель искусств России, почётный гражданин Калининграда, художественный руководитель и главный дирижёр Калининградского

симфонического оркестра, лауреат премии имени Э. Канта, награждён медалью ФРГ «За развитие культурных отношений между Россией и Германией».

Г. В. Азатов (Калуга) — композитор и дирижёр; заслуженный артист России, создатель Калужского камерного оркестра, автор музыки для театра и кино.

М. Ю. Артемов (Курск) — призер II Международного конкурса композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры посвящается...» в номинации «За глубину и проникновенность в современном прочтении духовной темы» (2012); автор симфонических, вокальных, хоровых сочинений; преподаёт в Курском музыкальном колледже имени Г. В. Свиридова; научные публикации М. Ю. Артемова посвящены творчеству Г. В. Свиридова, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта.

A. Л. Виноградова (Самара) — композитор, кандидат искусствоведения (защитила диссертацию «Проблемы жанра современной симфонии на примере творчества московских композиторов Ю. Воронцова и А. Чайковского» под руководством профессора Е. И. Вартановой), автор симфонической, оперной, театральной, хоровой, вокальной, камерно-инструментальной музыки; работает на кафедре теории и истории музыки Самарского государственного института культуры.

B. А. Окороков (Москва) — композитор, продюсер, автор популярных песен и театральной музыки.

И. Н. Дороднов (Саратов) — композитор и педагог; преподаватель СОКИ; автор 2-х симфоний, музыки для фортепиано, баяна, струнного квартета, народного оркестра, романсов и песен; заместитель председателя правления саратовской композиторской организации.

М. В. Хейфец (Саратов) — композитор и педагог; автор оперы «Елизавета Бам», музыки к различным спектаклям, композиций для Брандт Брасс Ансамбля и ансамбля «Musica Felice»; преподавал в СОКИ.

A. В. Павлючук (Саратов) — композитор и педагог; работает главным образом в области инструментальной музыки в разных жанрах и техниках письма; его сочинения звучали на фестивалях «Московская осень», «Панорама музыки России», «Перспектива» и др.; преподаёт в Энгельсском музыкально-эстетическом лицее; его ученики многократно становились лауреатами композиторских конкурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускники класса М. Н. Симанского:

Н. Я. Левиновский (США) — советский и американский джазовый пианист, композитор и музыковед, член Союза композиторов СССР и джазовой федерации СССР.

Ю. В. Массин (Саратов) — композитор и педагог; заслуженный деятель искусств России; начинал обучение в классе Б. А. Сосновцева; с 1991 по 1996 возглавлял Саратовскую композиторскую организацию; автор симфонической, хоровой и камерно-инструментальной музыки, вокальных циклов и песен; преподаёт в СОКИ и ДМШ; его ученики являются лауреатами композиторских конкурсов, а В. Орлов стал доцентом кафедры теории музыки и композиции СГК.

B. И. Примак (Волгоград) — композитор, руководитель камерного хора и государственной хоровой

капеллы Волгограда; автор симфонических, хоровых, камерно-инструментальных, вокальных сочинений; заведующий кафедрой хорового дирижирования и вокала Волгоградского государственного института искусств и культуры.

И. Я. Крутой (Москва) — композитор, продюсер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ, народный артист Украины; автор популярных песен.

Выпускники класса О. А. Моралева:

В. Г. Королевский (Саратов) — композитор и педагог, начинал обучение в классе Б. А. Сосновцева; лауреат Первого Всероссийского конкурса-фестиваля СТАМ (2007); автор 5-ти симфоний, хоровой, вокальной и инструментальной музыки (в том числе фортепианных сонат, концерта для баяна и камерного оркестра «Лабиринты»), музыки для театра. Работал в театрах Волгограда, преподавал в СГК на кафедре теории музыки и композиции. Его ученики — М. Мясников, А. Дятлова, В. Орлов являются лауреатами композиторских конкурсов и преподают в СГК и СОКИ.

В. С. Мишле (Саратов) — профессор кафедры теории музыки и композиции СГК; начинал обучение в классе Б. А. Сосновцева; участник программ Международного благотворительного фонда В. Спивакова «Музыка — детям», награждён дипломом «За верное и благородное служение идеалам творчества»; автор 4-х симфоний, симфонических картин, прелюдии для камерного оркестра «Памяти Ван Гога»; инструментальной музыки для фортепиано, флейты, скрипки; вокальных циклов. Популярны его шутливые сочинения: фантазии на темы известных песен и струнный квартет «Памяти кузнечика или Жизнь артиста». Работал в ЦДМШ Саратова с одарёнными детьми, в числе которых — ведущий солист Большого театра, заслуженный артист России И. Головатенко; композитор, пианист и органист, И. Ипа-тов; композитор, доцент кафедры теории музыки и композиции И. А. Субботин.

К. В. Акимов (Москва) — композитор и дирижёр, лауреат всероссийских и международных конкурсов; доцент кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных; награждён золотой медалью Союза композиторов Москвы «За содружество и вклад в развитие и пропаганду современной музыки», автор оркестровых сочинений, романсов и песен, которые исполнялись лучшими оркестрами страны под управлением Ю. Силантьева, В. Мещерина, О. Лундстрема.

П. П. Морозов (Волгоград) — заслуженный работник культуры РФ, председатель Волгоградского отделения СК России, художественный руководитель Волгоградской областной филармонии; дважды лауреат Государственной премии Волгоградской области; начинал обучение в классе Б. А. Сосновцева; автор 5-ти симфоний, 6-ти инструментальных концертов, 4-х струнных квартетов, 11-ти опер, 3-х балетов, 4-х оперетт, 2-х мюзиклов и других сочинений.

Е. В. Мякотин (Саратов) — композитор и педагог; кандидат искусствоведения, профессор кафедры мастерства актёра, заместитель директора театрального

института СГК имени Л. В. Собинова; автор симфонических произведений, мистерии «Страсти по Анне», музыки для театра.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. на смену маститым предшественникам на кафедру теории музыки и композиции пришли композиторы среднего поколения: С. П. Полозов,

B. Г. Королевский и В. С. Мишле. Только один из них не был воспитанником Саратовской консерватории.

C. П. Полозов — профессор, доктор искусствоведения — выпускник Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки, учившийся в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора А. Ф. Мурова. Онработает в консерватории с 1997 г., является автором произведений для симфонического, народного, джазового оркестров, кантат «Песни о Стеньке Разине» на стихи А. С. Пушкина и «Русские песни» С. А. Есенина, вокальных циклов, музыки к театральным спектаклям. Сочинениям композитора свойственны концептуальность, использование разнообразных техник письма, яркая образность. Сфера научных интересов Полозова связана с изучением информационных процессов в музыке, разработкой обучающих компьютерных технологий и проблем музыкального образования.

Для дальнейшего развития саратовской композиторской школы очень важно, что в консерватории имени Л. В. Собинова, в Областном колледже искусств и в ДМШ Саратова и Энгельса продолжают работать ученики славной плеяды композиторов старшего поколения, ставшие уже опытными педагогами: Ю. В. Массин (класс М. Н. Симанского), В. Г. Королевский и В. С. Мишле (класс Б. А. Сосновцева и О. А. Моралёва), Е. В. Мякотин

(класс О. А. Моралёва), И. Н. Дороднов и А. В. Павлючук (класс А. А. Бренинга). Поколение композиторов XXI в. на кафедре теории музыки и композиции представляют молодые талантливые педагоги — кандидаты искусствоведения, доценты В. В. Орлов (выпускник класса В. Г. Королевского) и И. А. Субботин (выпускник класса В. С. Мишле), а в СОКИ — А. Н. Дятлова (класс В. Г. Королевского), которых можно назвать «внуками» О. А. Моралева и Б. А. Сосновцева.

Подводя итоги, следует отметить, что композиторская школа, зародившаяся в стенах Саратовской консерватории, прошла непростой путь развития, в котором отразилась история нашей страны. Яркий и мощный импульс первых десятилетий XX в., благодаря деятельности Л. М. Рудольфа и Г. Э. Конюса, стал «вершиной-источником», началом и гарантом развития композиторского образования в Саратове. Тяжёлые испытания последующих десятилетий, связанные с реорганизацией консерватории в музыкальный техникум и с тяготами военного времени, привели к спаду и тяжёлому кризису, прервавшему поступательное развитие композиторского дела. 1960-е гг. стали временем возрождения, укрепления и интенсивного роста композиторской школы благодаря усилиям Б. А. Сосновцева и его соратников М. Н. Симанского, А. А. Бренинга, О. А. Моралёва и Е. В. Гохман. Сегодня композиторы Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова — С. П. Полозов, В. С. Мишле, И. А. Субботин и В. В. Орлов, их коллеги и ученики продолжают работать на благо российского музыкального искусства и образования.

Литература

1. Арнольд Бренинг — композитор и педагог: Сб. ст. по материалам региональной научно-практической конференции 17.02.2014 / ред.-сост. Н. В. Иванова. Саратов: СГК, 2016. 120 с.

2. Вартанова Е. И. Ты в сердце моем, Россия. Композитор Олег Моралев. Саратов: Юл, 2001. 20 с.

3. Демченко А. И. Елена Гохман // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 202-236.

4. Демченко А. И. Из истории музыкальной жизни Саратова // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 3-27.

5. Иванова Н. В. Год А. А. Бренинга в Саратовской консерватории // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 1 (3). С. 82-90.

6. Иванова Н. В. К 100-летию Бориса Андреевича Сосновцева // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 4 (14). С. 3-11.

7. Иванова Н. В. Леопольд Рудольф // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 41-51.

8. Королевская Н. В. Композиторская школа Саратова

во второй половине XX века // Проблемы художественного творчества. Саратов: СГК, 2017. С. 231-242.

9. Малышева Т. Ф. Арнольд Бренинг: обзор творческой деятельности. Саратов: Приволжск. кн. изд-во. 1998. 48 с.

10. Малышева Т. Ф. Этапы жизненного и творческого пути М. Симанского // Рыцарь симфонии: К 100-летию М. Н. Симанского: Сб. ст. и материалов / сост. Т. Ф. Малышева. Саратов: СГК, 2010. С. 5-22.

11. Севостьянова Л. В. Памяти Бориса Андреевича Сосновцева // Б. А. Сосновцев — композитор, исследователь, педагог. Сб. ст., воспоминаний и материалов / ред.-сост. Н. В. Иванова. Саратов: СГК, 2016. С. 34-39.

12. Тютьманов И. А. Кафедра теории и истории музыки (исторический очерк к 50-летию консерватории) // Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК, 2020. С. 60-92.

13. ХанецкийВ. Е. Георгий Конюс // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 28-34.

References

1. Arnol'd Brening — kompozitor i pedagog [Arnold Brening as a composer and a teacher]: Sb. st. po materialam regional'noj

nauchno-prakticheskoj konferencii 17.02.2014 / red.-sost. N. V. Ivanova. Saratov: SGK, 2016. 120 p.

30

2. Vartanova E. I. Ty v serdtse moem, Rossija. Kompozitor Oleg Moralev [You are in my heart, Russia. Composer Oleg Moralyov]. Saratov: Jul, 2001. 20 p.

3. Demchenko A. I. Elena Gohman [Elena Gohman] // Kom-pozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologist of Saratov]. M.: Kompozitor, 2008. P. 202-236.

4. Demchenko A. I. Iz istorii muzykal'noj zhizni Saratova [Form the history of the Saratov musical life] // Kompozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologist of Saratov]. M.: Kompozitor, 2008. P. 3-27.

5. Ivanova N. V. God A. A. Breninga v Saratovskoj konservatorii [A. A. Brening's Year at the Saratov Conservatoire] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 1 (3). P. 82-90.

6. Ivanova N. V. K 100-letiju Borisa Andreevicha Sosnovtseva [To the 100th anniversary of Boris Sosnovtsev] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 4 (14). P. 3-11.

7. Ivanova N. V. Leopold Rudolf [Leopold Rudolf] // Kom-pozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologist of Saratov]. M.: Kompozitor, 2008. P. 41-51.

8. Korolevskaja N. V. Kompozitorskaja shkola Saratova vo vtoroj polovine XX veka [Saratov composition school in the second half of the XX century] // Problemy hudozhestvennogo tvorchestva [Problems of creativity]. Saratov: SGK, 2017. P. 231-242.

9. Malysheva T. F. Arnold Brening: obzor tvorcheskoj deja-

Информация об авторах

Наталия Владимировна Иванова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени П. A. Столыпина, дом 1

Владимир Валерьевич Орлов E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени П. A. Столыпина, дом 1

tel'nosti [Arnold Brening; a review of artistic activity] . Saratov: Privolzhsk. kn. izd-vo. 1998. 48 p.

10. Malysheva T. F. Etapy zhiznennogo i tvorcheskogo puti M. Si-manskogo [Stages of M. Simansky's life and creative path] // Rytsar' simfonii: K 100-letiju M. N. Simanskogo [A knight of symphony: To the 100th anniversary of N. M. Simansky]: Sb. st. i materialov / sost. T. F. Malysheva. Saratov: SGK, 2010, 76 p.

11. Sevostjanova L. V. Pamjati Borisa Andreevicha Sosnovtseva [In memory of Boris Andreevich Sosnovtsev] // B. A. Sosnovtsev — kompozitor, issledovatel', pedagog. Sb. st., vospominanij i materialov [B. A. Sosnovtsev as a composer, researcher, teacher: collected articles, memoires, materials] / red.-sost. N. V. Ivanova. Saratov: SGK, 2016. P. 34-39.

12. Tjut'manov I. A. Kafedra teorii i istorii muzyki (istorich-eskij ocherk k 50-letiju konservatorii) [The department of music theory and history (a historical review to the 50h anniversary of the Conservatoire)] // Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozitsii [From the archives of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Scientific and pedagogical heritage of Music Theory and Composition Department]. Saratov: SGK, 2020. P. 60-92.

13. Hanetskij V. E. Georgij Konjus [Georgy Konus] // Kompozitory i muzykovedy Saratova. [Composers and musicologist of Saratov]. M.: Kompozitor, 2008. P. 28-34.

Information about the authors

Natalya Vladimirovna Ivanova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012 Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

Vladimir Valerievich Orlov E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.